СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Спряжение простой и сложной формы будущего времени глагола

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Спряжение простой и сложной формы будущего времени глагола»

Технологическая карта

Класс: 4

Предмет: русский язык

Тема: Спряжение простой и сложной формы будущего времени глагола.

Тип урока: открытие новых знаний

Цели:

Деятельностная: сформировать умение спрягать глаголы в будущем времени;

Образовательная: познакомить учащихся с особенностями спряжения глаголов в будущем времени;

Развивающая: развивать умение соотносить временную форму глагола с его начальной формой (прыгает - прыгать); развивать память, мышление.

Воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, бережное отношение к природе, чувство коллективизма.

Планируемые результаты:

Предметные:

дать знания о спряжении глаголов в будущем времени, формировать умение определять две формы глаголов будущего времени в словосочетаниях и предложениях.

Личностные:

способствовать формированию познавательной активности на уровне внутреннего понимания необходимости учения.

Метапредметные:

1. Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, выполнять оценивание и самооценивание.

2. Коммуникативные: осуществлять взаимодействие с окружающими, умение вести учебный диалог.

3. Познавательные: осуществлять контроль и самоконтроль.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

  • положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

  • желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

  • осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

  • стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Познавательные:

  • способность и умение обучающихся производить простые логические действия;

  • выявление особенностей разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

  • анализ, синтез, сравнение.

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • владение монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные:

  • фиксирование индивидуального затруднения пробных учебных действий;

  • целеполагание;

  • прогнозирование;

  • контроль;

  • оценка;

  • коррекция.

Методы: современный звуковой аналитико-синтетический, словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, метод конструирования; приёмы: беседа, рассказ, объяснение, самостоятельная работа, показ иллюстраций.

Ресурсное обеспечение:

Наглядность и оборудование: учебник Л.Ф. Климановой «Русский язык» 2 часть 4 класс, презентация, иллюстрации.





































Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя


I. Мотивация к учебной деятельности











Повторение.

Работа в паре.



- Красиво встали, подравнялись.

- Здравствуйте, ребята, садитесь.

Долгожданный дан звонок -

Начинается урок.

Начинаем мы опять

Думать, рассуждать, смекать

И друг другу помогать.

- Ребята, я желаю вам на уроке работать активно, писать аккуратно, найти путь к новому секрету русского языка.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Загадка. О какой части речи пойдет речь на уроке?

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет, иль поёт.

Вышивает, или пашет, или забивает гол.

Варит, жарит, моет, чистит-

Все расскажет нам… (глагол)

Давайте, вспомним, что мы уже знаем об

этой части речи. Проведем мини – экзамен.

Даю вам минутку, чтобы в паре обсудить вопросы и дать ответ.

1.
1. Что такое глагол?
2. Какие суффиксы имеют глаголы неопределенной формы?
3. Назовите времена глаголов и их вопросы.

1. Глагол-это часть речи, которая отвечает на вопросы что делает? Что делают? и обозначает действие предмета.
2. Глаголы неопределённой формы имеют суффиксы –ть, -ти, -чь.
3. Настоящее - что делает?
Прошедшее – что делала? что сделала?
Будущее – что будет делать? что сделает?

№ 2.
1. Как изменяется все глаголы?
2. На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
3.Что показывают глаголы настоящего времени?

1. Глаголы изменяется по временам, числам.
2. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? что сделать?
3. Они показывают, что действие происходит в момент речи.

№ 3.
1. Каким членом предложения является глагол в предложении?
2. Почему неопределенная форма глагола так называется?
4. Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? Или по другому…

1. Чаще всего глагол в предложении является сказуемым.
2. Неопределенная форма не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.
3. Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам, или спрягаются.

№ 4.
1. Как по- другому назвать неопределенную форму глагола?
2. Как пишется НЕ с глаголами?
3. Что показывают глаголы в будущем времени?

1. Неопределенная форма глагола (или инфинитив) – это начальная форма глагола.
2. НЕ с глаголами пишется раздельно
3. Они показывают, что действие будет происходить после момента речи.

№ 5.
1. Что показывают глаголы в прошедшем времени?
2. Как изменяются глаголы в прошедшем времени?
3. Как определяется род глагола в прошедшем времени?

1. Они показывают, что действие произошло до момента речи.

2. Изменяются по числам, а в ед. числе – по родам.
3. Род определяется по роду существительного или местоимения, с которым глагол связан в предложении.




Слушают пары, если говорят не правильно или есть что добавить, то поднимают руку.

II. Актуализация знаний и пробное учебное действие

Выпишите глаголы, определите их время.

Прочитайте, какие глаголы вы выписали. Что общего у всех глаголов?

Докажите, что это глаголы будущего времени.

Чем отличаются глаголы? (Вопросами)

- Вам нужно разделить глаголы на две группы.

- Ребята, какой признак вы возьмёте за основу?

- Ну что, кто прочитает слова 1 группы?

На какие вопросы они отвечают?


- Сейчас прочитайте 2 группу слов.


Отвечают.

Глаголы будущего времени.





В вопросе 2 слова – что сделаем?

3 слова – что будет делать?




III. Выявление места и причины затруднения

- Что это за глаголы? Как называются такие формы глаголов?


-

IV. Построение проекта выхода из затруднения










Физкультминутка





- Так значит,какая тема нашего урока?

Спряжение простой и сложной формы будущего времени глагола.

- Сформулируйте цель нашего урока?

  • Познакомимся с двумя формами глаголов будущего времени;

  • научиться спрягать глаголы будущего времени.

Мы спряжения к глаголу подбирали

И немножечко устали

Потихоньку дружно встали

И движенья показали.

-Как живёшь? - Вот так!

(Дети поднимают большой палец)

-Как идёшь? - Вот так!

(Шаги на месте)

-Как бежишь? - Вот так!

(Бег на месте)

-Как летишь? - Вот так!

(Руки в стороны)

-Как плывёшь? - Вот так!

(Руки в стороны)

-Как сидишь? - Вот так!

(Садятся на место)

- Аккуратно садитесь.

- Назовите глаголы, которые встретились в физкультминутке. Что мы знаем про эти глаголы?

- Молодцы, ребята!























- Живёшь (2л.,ед.ч.), идёшь (2л., ед.ч.), бежишь (2.л. ,ед.ч.), летишь (2л.,ед.ч.), плывёшь (2л., ед.ч.), сидишь (2л., ед.ч.).

V. Реализация построенного проекта


Прочитайте стих, найдите и назовите глаголы.

Выпишите глаголы в будущем времени, определите форму будущего времени.

Все глаголы будем выписывать? Почему?


Прочитайте глаголы. В какой они форме?


Проспрягать глаголы

Играть

Буду играть


Что значить проспрягать глаголы? (изменить по числам и лицам)

Выделяем окончания.


-Как спрягаются глаголы простого будущего времени? (также как глаголы настоящего времени)


- А что заметили при спряжении глаголов сложного будущего времени?


Стр. 90 учебник упр. 184 Обратите внимание.



П.б.в.


С.б.в.






- Настоящее время:

ед.ч:-у, -ешь, - ёшь, -ит, - ёт.

мн.ч: -ём, -им, -ёте, -ите, -ут, -ат.

- Будущее время:

ед.ч.: -у, ёшь, -ешь, -ёт, -ет.

мн.ч.: -ём,-ем, -ёте,-ете, -ут.













VI Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Самостоятельная работа.

Прочитайте задание.

Прочитайте загадки. Запишите отгадки.

В загадках найдите глаголы, выделите окончания и определите время, число, лицо и спряжение.


1.Летит - молчит,

Лежит – молчит,

Когда умрёт, тогда заревёт. ( )

2.Черный Ивашка –

Деревянная рубашка,

Где носом ведёт,

Там заметку кладёт.( )

3. Её всегда в лесу найдешь-

Стоит колючая, как еж. ( ).


Выполняют самостоятельную работу.



Осуществляется самопроверка и самооценка.


VIII. Включение в систему знаний и повторение








Домашнее задание

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

- Как спрягаются глаголы будущего времени?

Какие формы будущего времени узнали?

Как их различать?

- Какую цель мы поставили вначале урока?

- Выполнили ли мы её?




Стр. 91 упр. 186.

- О глаголах будущего времени.


- Ед.ч.: -у, ёшь, -ешь, -ёт, -ет.


- Мн.ч.: -ём,-ем, -ёте,-ете, -ут.


- Научится спрягать глаголы в будущем времени.

- Да, выполнили.


Записывают д/з.


IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги.

- Что интересного было на уроке?

- Чему научились? Что узнали?

- Какими знаниями поделитесь с родителями дома?

- Сейчас мы узнаем все ли вам понравилось на уроке.

- Спасибо вам за урок! Вы хорошо работали на уроке. Можете быть свободны.



Дети рассуждают.


Оценивают свою работу.



Оценивают работу своих одноклассников.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!