I. Мотивация к учебной деятельности Повторение. Работа в паре. | - Красиво встали, подравнялись. - Здравствуйте, ребята, садитесь. Долгожданный дан звонок - Начинается урок. Начинаем мы опять Думать, рассуждать, смекать И друг другу помогать. - Ребята, я желаю вам на уроке работать активно, писать аккуратно, найти путь к новому секрету русского языка. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Загадка. О какой части речи пойдет речь на уроке? Интересная часть речи В русском языке живет. Кто что делает, расскажет: Чертит, пишет, иль поёт. Вышивает, или пашет, или забивает гол. Варит, жарит, моет, чистит- Все расскажет нам… (глагол) Давайте, вспомним, что мы уже знаем об этой части речи. Проведем мини – экзамен. Даю вам минутку, чтобы в паре обсудить вопросы и дать ответ. № 1. 1. Что такое глагол? 2. Какие суффиксы имеют глаголы неопределенной формы? 3. Назовите времена глаголов и их вопросы. 1. Глагол-это часть речи, которая отвечает на вопросы что делает? Что делают? и обозначает действие предмета. 2. Глаголы неопределённой формы имеют суффиксы –ть, -ти, -чь. 3. Настоящее - что делает? Прошедшее – что делала? что сделала? Будущее – что будет делать? что сделает? № 2. 1. Как изменяется все глаголы? 2. На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? 3.Что показывают глаголы настоящего времени? 1. Глаголы изменяется по временам, числам. 2. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? что сделать? 3. Они показывают, что действие происходит в момент речи. № 3. 1. Каким членом предложения является глагол в предложении? 2. Почему неопределенная форма глагола так называется? 4. Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? Или по другому… 1. Чаще всего глагол в предложении является сказуемым. 2. Неопределенная форма не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. 3. Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам, или спрягаются. № 4. 1. Как по- другому назвать неопределенную форму глагола? 2. Как пишется НЕ с глаголами? 3. Что показывают глаголы в будущем времени? 1. Неопределенная форма глагола (или инфинитив) – это начальная форма глагола. 2. НЕ с глаголами пишется раздельно 3. Они показывают, что действие будет происходить после момента речи. № 5. 1. Что показывают глаголы в прошедшем времени? 2. Как изменяются глаголы в прошедшем времени? 3. Как определяется род глагола в прошедшем времени? 1. Они показывают, что действие произошло до момента речи. 2. Изменяются по числам, а в ед. числе – по родам. 3. Род определяется по роду существительного или местоимения, с которым глагол связан в предложении. | Слушают пары, если говорят не правильно или есть что добавить, то поднимают руку. |
II. Актуализация знаний и пробное учебное действие | Выпишите глаголы, определите их время. Прочитайте, какие глаголы вы выписали. Что общего у всех глаголов? Докажите, что это глаголы будущего времени. Чем отличаются глаголы? (Вопросами) - Вам нужно разделить глаголы на две группы. - Ребята, какой признак вы возьмёте за основу? - Ну что, кто прочитает слова 1 группы? На какие вопросы они отвечают? - Сейчас прочитайте 2 группу слов. | Отвечают. Глаголы будущего времени. В вопросе 2 слова – что сделаем? 3 слова – что будет делать? |
IV. Построение проекта выхода из затруднения Физкультминутка | - Так значит,какая тема нашего урока? Спряжение простой и сложной формы будущего времени глагола. - Сформулируйте цель нашего урока? Познакомимся с двумя формами глаголов будущего времени; научиться спрягать глаголы будущего времени. Мы спряжения к глаголу подбирали И немножечко устали Потихоньку дружно встали И движенья показали. -Как живёшь? - Вот так! (Дети поднимают большой палец) -Как идёшь? - Вот так! (Шаги на месте) -Как бежишь? - Вот так! (Бег на месте) -Как летишь? - Вот так! (Руки в стороны) -Как плывёшь? - Вот так! (Руки в стороны) -Как сидишь? - Вот так! (Садятся на место) - Аккуратно садитесь. - Назовите глаголы, которые встретились в физкультминутке. Что мы знаем про эти глаголы? - Молодцы, ребята! | - Живёшь (2л.,ед.ч.), идёшь (2л., ед.ч.), бежишь (2.л. ,ед.ч.), летишь (2л.,ед.ч.), плывёшь (2л., ед.ч.), сидишь (2л., ед.ч.). |
V. Реализация построенного проекта | Прочитайте стих, найдите и назовите глаголы. Выпишите глаголы в будущем времени, определите форму будущего времени. Все глаголы будем выписывать? Почему? Прочитайте глаголы. В какой они форме? Проспрягать глаголы Играть Буду играть Что значить проспрягать глаголы? (изменить по числам и лицам) Выделяем окончания. -Как спрягаются глаголы простого будущего времени? (также как глаголы настоящего времени) - А что заметили при спряжении глаголов сложного будущего времени? Стр. 90 учебник упр. 184 Обратите внимание. | П.б.в. С.б.в. - Настоящее время: ед.ч:-у, -ешь, - ёшь, -ит, - ёт. мн.ч: -ём, -им, -ёте, -ите, -ут, -ат. - Будущее время: ед.ч.: -у, ёшь, -ешь, -ёт, -ет. мн.ч.: -ём,-ем, -ёте,-ете, -ут. |
VI Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Самостоятельная работа. Прочитайте задание. Прочитайте загадки. Запишите отгадки. В загадках найдите глаголы, выделите окончания и определите время, число, лицо и спряжение. 1.Летит - молчит, Лежит – молчит, Когда умрёт, тогда заревёт. ( ) 2.Черный Ивашка – Деревянная рубашка, Где носом ведёт, Там заметку кладёт.( ) 3. Её всегда в лесу найдешь- Стоит колючая, как еж. ( ). | Выполняют самостоятельную работу. Осуществляется самопроверка и самооценка. |
VIII. Включение в систему знаний и повторение Домашнее задание | - О чем мы сегодня говорили на уроке? - Как спрягаются глаголы будущего времени? Какие формы будущего времени узнали? Как их различать? - Какую цель мы поставили вначале урока? - Выполнили ли мы её? Стр. 91 упр. 186. | - О глаголах будущего времени. - Ед.ч.: -у, ёшь, -ешь, -ёт, -ет. - Мн.ч.: -ём,-ем, -ёте,-ете, -ут. - Научится спрягать глаголы в будущем времени. - Да, выполнили. Записывают д/з. |
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги. - Что интересного было на уроке? - Чему научились? Что узнали? - Какими знаниями поделитесь с родителями дома? - Сейчас мы узнаем все ли вам понравилось на уроке. - Спасибо вам за урок! Вы хорошо работали на уроке. Можете быть свободны. | Дети рассуждают. Оценивают свою работу. Оценивают работу своих одноклассников. |