СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Справка Адаптация учащихся 5 класса

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Справка Адаптация учащихся 5 класса»


Справка

по итогам классно-обобщающего контроля, соблюдению преемственности в образовательном процессе в 5а классе МБОУ КСОШ №2 в 2023-2024 учебном году

В соответствии с графиком ВШК работы на 2023-2024 учебный год, изучая вопросы преемственности обучения, проблемы адаптации, организации работы в режиме ФГОС в период с 15.09.2023 г. по 15.10.2023 г. был проведен анализ адаптации учащихся в 5а классе.

Цели данного контроля:

  • оценить состояние работы по преемственности в обучении учащихся 5 классов;

  • выявление степени адаптации 5-классников к обучению в основной школе;

  • контроль за соблюдением единых требований к учащимся со стороны учителей.

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5­ м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в 5­-м классе происходит резкое изменение условий обучения. Дети переходят от одного основного учителя к системе "классный руководитель – учителя-предметники", появляется кабинетная система. Разнообразие требований, предъявляемых к школьнику учителями (нередко фактором, осложняющим процесс адаптации у пятиклассников, служит именно рассогласованность, и даже противоречивость требований разных педагогов), необходимость на каждом уроке приспосабливаться к индивидуальному стилю преподавания педагога – все это является серьезным испытанием для психики школьника.

«Даже самый незначительный, скромный объем знаний становится для учеников непосильным, если беден, узок фон интеллектуальной жизни, на котором проходит учение», - сказал

Д.А. Сухомлинский.

Для того чтобы выявить фон интеллектуальной жизни пятиклассников были проведены следующие мероприятия:

  • Посещение уроков в 5а классе.

  • Стартовая диагностика в рамках ФГОС (в форме диктанта, контрольной работы по математике, русскому языку, ИЗО и технологии (девочки), проверка техники чтения).

  • Проверка рабочих тетрадей по русскому языку и математике.

  • Проверка дневников учащихся 5а класса.

Объекты проверки: учащиеся 5а класса, классные руководители и педагоги, работающие с этими классами.

Результаты стартовой диагностики в рамках ФГОС в 5а классе

(в форме стартовой контрольной работы по русскому языку, математике, ИЗО, проверка техники чтения и технике счёта)

Стартовая диагностика


предмет

По списку

Выполняло работу

Дата проведе-

ния

Вид

работы

% успеваемости

% качества

Ср. балл


Учитель

русский язык

18

18

11.09.2023

Разноуровневый тест

94,4

50

3,4

Чернышова Л.В.

математика

18

18

05.09.2023

КР

100

33

3,3

Юрченко В.В.

ИЗО

18

18

14.09.2023

тест

100

100

4,5


Гузеева Г.И.

Анализ результатов по русскому языку:

На «5»выполнили – 0 учащихся

На «4» - 9 учащихся

На «3» - 8 учащихся

На «2» - 1 учащийся (Горелый А.)

Типичные ошибки:

Орфограммы

Правописание безударной гласной в корне слова – 8 уч. (44%)

Пунктуация в конце предложения – 7 уч. (39%)

Пунктуация в простом предложении – 8 уч. (44%)

Нахождение грамматической основы – 7 уч. (39%)

Орфографическая зоркость – 7 уч. (39%)

Рекомендации по ликвидации пробелов в знаниях учащихся:

-Парная, индивидуальная работа по отработке навыков грамотного письма учащихся.

- Тематические, контрольные срезы по темам, где обучающиеся допустили наибольшее количество ошибок.

- Ежедневный контроль знаний через проверку домашнего задания.


Анализ результатов по математике:

Получили «5»- 0 чел.

«4»- 6 чел. (33%) 1.Абола К

2. Альховой Н.

3.Разумов А.

4.Силенок П.

5.Старченко К.

6.Юрченко Е.

«3» -12 чел. (67%)

«2» - 0 чел.

Основной целью работы была проверка и оценка способности выпускников начальной школы использовать полученные вычислительные навыки, операции с числами, умение решать задачи, оперировать на практике с числами и величинами, финансовая грамотность.

Всего учащимся предстояло сделать 7 заданий, на выполнение которых отводится 40 минут,за каждое правильно выполненное задание -1балл.

1задание –включал в себя элементы финансовой грамотности. Овладение основами логического и алгоритмического мышления. ( выполнило 15чел.-83%, допустили ошибку -3чел-17%)

2задание – текстовая задача на покупку с элементами финансовой грамотности .( выполнило 15чел.-83%, допустили ошибку -3чел-17%)

3задание – текстовая задача, на применение основных арифметических действий с элементами финансовой грамотности .( выполнило 12чел.-67%, допустили ошибку -6чел- 33%)

4задание - Умение выполнять основные арифметические действия с числами. Выполнять письменно действия сложения, вычитания, умножения и деления с многозначными числами. ( выполнило 2чел.-11%, допустили ошибку -16чел- 89%)

5задание - Умение выполнять арифметические действия с числами. Знать порядок выполнения действий. ( выполнило 4чел.-22%, допустили ошибку -14чел- 78%)

6задание - Умение исследовать, распознавать геометрические фигуры. Вычислять площадь прямоугольника. ( выполнило 6чел.-33%, допустили ошибку -12чел- 67%)

7задание - Сравнивать величины (массу), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм – грамм) и другие; находить разность величин ( выполнило 8чел.-44%, допустили ошибку -10чел- 56%)


Выводы: качество знаний в классе составило 33%, понизилось за счет продолжительных летних каникул, успеваемость по классу стабильна и составляет -100%. Результаты выполнения проверочной работы показали, что не все учащиеся

- умеют умножать многозначные числа на многозначное число,

-умеют вычислять площадь прямоугольника.

- сравнивать различные величины измерения.

Путают формулы периметра и площади прямоугольника.

Путают названия действий

Не знают порядок выполнения действий

Не все умеют решать текстовые задачи, интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).

Анализ результатов выполнения входного среза знаний позволил выделить несколько недостатков в подготовке выпускников начальной школы по математике.

  • Неумение находить периметр и площадь фигур

  • Неумение приводить решение задачи к заданному вопросу

  • Сложность в установке зависимости между величинами, представленными в задаче, планировании хода решения задачи, выбора и объяснения выбора действий

  • Слабо развиты основы логического и алгоритмического мышления

Рекомендации по ликвидации пробелов в знаниях учащихся:

  • Усилить работу, направленную на формирование умений анализировать текстовые задачи, используя краткую запись задачи

  • Взять на особый контроль формирование умений решать задачи, связанные со сравнением величин

  • Обратить особое внимание на формирование по решению задач с основами логического и алгоритмического мышления.

  • Включить в планирование внеурочной деятельности задачи на развитие логического и алгоритмического мышления, сравнение величин, задачи связанные с бытовыми жизненными ситуациями.

  • Для детей, успешно выполненных работу, показавших высокие результаты по всем заданиям организовать индивидуальные занятия в целях развития их математических способностей;

  • Продолжить дополнительную работу с детьми, слабо выполнившими работу.

Анализ результатов по изобразительному искусству:

На «5» выполнили – 9 учащихся (50%)

На «4» - 9 учащихся (50%)

На «3» - 0 уч.

На «2» - 0 уч.

Выводы: у учащихся сформировано умение усваивать материал программы

Техника счета
ЦЕЛЬ: проверить наличие базовых знаний по чтению и готовность учащихся к обучению в последующих классах.

Кол-во

уч-ся

Норма

счета

(23 знака)

Выше нормы

Ниже нормы

18

11

0

7

Алиев -12

Артемцева -10

Борода-8

Горелый-10

Корнеенко-13

Крутя-10

Разумов-8

Халепо-13

Средний балл-15

На конец 4а класса средний балл техники счёта-10

На начало 5а класса 38% учащихся не обладают достаточно сформированным уровнем навыка темпа счета.


Техника чтения
ЦЕЛЬ: проверить наличие базовых знаний по чтению и готовность учащихся к обучению в последующих классах.

Кол-во

уч-ся

Норма

чтения

(90-100 сл.)

Выше нормы

Ниже нормы

18

4

11

3

Артемцева М -80

Борода В-66

Крутя К-88

Средний балл-108

На конец 4а класса средний балл техники чтения-74

На начало 5а класса 17% учащихся не обладают достаточно сформированным уровнем навыка темпа чтения.

Оценки за отчетный период 1 четверть

Предмет

Успеваемость, %

Качество, %

Русский язык

100

50

Литература

100

100

Иностранный язык (английский язык)

100

50

Математика

100

50

История

100

100

География

100

100

Биология

100

50

Музыка

100

100

ИЗО

100

100

Технология

100

100

Физическая культура

100

100



По итогам 1-й четверти в классе хорошистов – 1 (50 %), неуспевающих нет. Качество знаний - 50 %, СОУ – 72,46 %.

По итогам 2022-2023 года в 4а классе отличников нет, на «4» и «5» - 8 учащихся. Качество знаний – 50%, % УСП – 100%

Анализ кадрового состава, работающего в 5а классе.

Учитель

Предмет

Категория

1

Чернышова Л.В.

Русский язык, литература

высшая

2

Худан Е.С

Иностранный язык (английский язык)

первая

3

Юрченко В.В.

Математика

первая

4

Монахова Н.В.

История

первая

5

Грачёва Н.А.

География

высшая

6

Сусоколова О.В.

Биология

высшая

7

Халепо Д.В,

Музыка

соответствие

8

Гузеева Г.И.

ИЗО

соответствие

9

Лагуто В.М.

Технология

высшая

10

Мартыненков А.С.

Физическая культура

высшая

Всего 10 учителей, работающих в 5а классе, все прошли аттестацию. С высшей категорией – 5 (50%), первой категорией – 3 (30 %), соответствие занимаемой должности 2 учителя (20%)

В ходе классно-обобщающего контроля были посещены в 5а классе уроки русский язык, математика, история и ОБЖ.

Наблюдения за поведением учащихся и педагогов при посещении уроков

Посещение уроков позволило сделать следующие выводы: все учителя владеют методикой работы с данной возрастной категорией детей. Создают благоприятные условия обучения, соблюдают санитарно-гигиенический режим. Учителя активно используют на уроках наглядность, ИКТ, различные формы работы, Проводится последовательная работа над развитием организационных и учебно-коммуникативных навыков. Все учителя работают над развитием учебно-интеллектуальных навыков учащихся, идёт формирование личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий (УУД).

Учителя умеют контролировать образовательный процесс на уроке (отмечают, подготовлен ли класс к уроку, наблюдают за психофизическим состоянием детей, следят за реакцией детей на свои вопросы, внимательно слушают ответы учащихся, постоянно держат весь класс в поле зрения, вовремя переключают детей с одного вида деятельности на другой). Учителями учитываются особенности учебной деятельности отдельных групп учащихся, осознание материала, умение самостоятельно применять знания на практике, темп работы. Используются различные формы работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (индивидуальные, фронтальные опросы, работа в парах). Используются на уроках такие приемы и формы работы, которые позволяют вырабатывать самостоятельность учащихся, например, создание проблемной ситуации.

Наблюдения за учащимися в процессе работы на уроке показали следующее:

17.10.2023 г. был посещён урок математики по теме: «Подготовка к контрольной работе». Этапы урока учителем чётко продуманы, дети организованы, все имеют математические школьные принадлежности. Учащиеся записывают домашнее задание на доске с дальнейшей проверкой и с исправлением допущенных ошибок. Следующий этап урока был направлен на закрепление ранее изученного материала и отработку математических навыков по теме: учащиеся записывали в тетради формулы свойств сложения и вычитания, работали с карточками – заданиями из сборника дидактических материалов; учащиеся в течение урока учились применять свойства сложения, вычитания для упрощения вычислений, выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Валерия Валерьевна учит детей определять цель своей работы на уроке, планировать способы своей учебной деятельности. На уроке царит доброжелательная, комфортная обстановка, наблюдается сотрудничество учителя и учащихся, используется метод педагогической поддержки, создаются условия для само- и взаимоконтроля. Домашнее задание дано целесообразное, оптимальное, тренировочное, общее для всех.

Рекомендации для учителя:

-продолжить индивидуальную работу с пассивными учащимися.

- проводить физ. минутку по времени.

Посещение уроков математики показало, что учащиеся по своему составу имеют разную математическую подготовку. К сильным учащимся можно отнести Абола К., Юрченко, Альховой.

К стабильно успевающим можно отнести Горелый, Борода, Артемцева.

В целом следует отметить, что дети организованы, самостоятельны

19.10.2023 г. был посещён урок русского языка. Учащиеся к началу урока готовы в полном объеме.

Учитель создает условия эффективного обучения, мотивирует учащихся. Урок оснащен необходимыми наглядными пособиями, ТСО, раздаточными материалами, в наличии технологическая карта урока.

Тема урока соответствует календарно-тематическому планированию: «Фонетика».

Тип урока: обобщения и систематизации знаний.

Используются игровые и здоровьесберегающие технологии, системно-деятельностный подход. Ведущий метод обучения: частично-поисковый. Цель урока: повторить и обобщить сведения, изученные в разделе «Фонетика»

Результативность урока: учащиеся осуществляют самоопределение учебной деятельности, выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач анализ, синтез, сравнение, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, владеют необходимой терминологией, применяют полученные знания при выполнении заданий.

На уроке преобладает самостоятельный поиск знаний, высокая работоспособность обеспечивается сменой видов деятельности, используются индивидуальные, групповые формы.

Проявили активность следующие учащиеся: Цупикова Д., Алиев Р, Абола К., Крутя К., Халепо Н., Разумов А. Учитель не оставил без внимания пятиклассников, не проявивших активность: Артёмцева М., Старченко К., Баринова А., работал с ними индивидуально.

В ходе урока осуществлялся контроль качества усвоения материала. Ученики получали оценку деятельности. Использовались формы самоконтроля и взаимоконтроля.

На уроке наблюдалась доброжелательная психологическая атмосфера. Учителем соблюдался педагогический такт, присутствовало корректное взаимоотношение с учащимися.

Выводы: результаты урока позволяют сделать вывод о том, что учитель в должной мере владеет технологиями, методами и формами проведения урока по ФГОС; учащиеся показали высокий уровень познавательных возможностей, адаптация пятиклассников проходит успешно.

Рекомендации: продолжить индивидуальную работу с пассивными учащимися.

Проверка дневников

В рамках классно-обобщающего контроля 16.10.2023г. были проверены дневники учащихся 5А класса.

Были выявлены следующие нарушения:

  • у пятерых учащихся дневник был не подписан;

  • не заполнено расписание уроков практический у всех учеников;

  • три ученика используют корректор;

  • отсутствует подпись родителей;

  • маленькая накопляемость оценок учителями – предметниками.

Положительные моменты:

  • Домашние задания ведутся регулярно;

  • Подписи классного руководителя присутствуют.

Рекомендации: классным руководителям вести систематический контроль за ведением дневников.

Проверка тетрадей

В рамках классно-обобщающего контроля был проведен контроль над состоянием ведения рабочих тетрадей по русскому языку и математике.

Цель проверки:

1. Выполнение единого орфографического режима.

2. Система (регулярность) проверки тетрадей, соблюдение норм оценок

3. Объём классных, домашних работ, разнообразие форм работ.

4. Система работы над ошибками:  

5. Внешний вид тетрадей.

Тетради в 5а классе были сданы в полном объеме. Внешний вид тетрадей в основном аккуратный, ведение тетрадей у большинства учащихся соответствует требованиям единого орфографического режима. Домашние задания выполняется почти всеми учащимися систематически, но не всегда в полном объеме. В тетрадях по русскому языку в классных работах используется самопроверка и взаимопроверка, систематически выполняется работа над ошибками. словарная работа. И по русскому языку и по математике отмечается оптимальный объем домашнего задания. Тетради по математике проверяются учителем регулярно.  

Итоги контроля позволяют сделать следующие выводы:

  • Организация образовательного процесса соответствует режимным моментам, учебно-методическое обеспечение – заявленным учебным программам, учебному плану. Кадровое обеспечение способствует положительному решению вопросов учебно-воспитательного процесса. Классный руководитель – педагог опытный и ответственный.

  • Проблема преемственности обучения и адаптации пятиклассников по-прежнему остается одной из главных в работе педагогического коллектива и требует координации совместных действий учителя и ученика.

Рекомендации:

  • Учителям вести работу по адаптации учащихся, учитывая результаты анкетирования, психолого-возрастные, индивидуальные особенности и личностные качества учащихся;

  • Соблюдать преемственность форм и методов организации учебной деятельности;

  • Всем учителям в обязательном порядке уроки проводить с соблюдением здоровьесберегающих технологий;

  • Психологу школы совместно с учителями 1-го и 5-го классов составить план мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению учащихся, испытывающих трудности адаптационного периода;

  • Классному руководителю и педагогу-психологу акцентировать внимание на учащихся с девиантным поведением;

  • Активно привлекать детей, проявляющих школьную дезадаптацию к участию во внеурочной деятельности;

  • Учителям-предметникам, продолжить работу по формированию предметных и метапредметных результатов, учитывая результаты входного контроля, наметить пути ликвидации пробелов в знаниях учащихся;

  • Классному руководителю провести родительские собрания, посвящённые, необходимости домашнего чтения, его влиянию на общее развитие ребёнка, успешного его обучения;

  • Всем учителям развивать познавательную активность учащихся, интерес к уроку, используя личностно-ориентированные, мультимедийные средства обучения в образовательном процессе. Разнообразить виды деятельности, развивать навыки групповой работы и работы в парах.

  • Предметникам не перегружать учеников излишними по объёму домашними заданиями, дозировать их с учётом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.

  • Учителям русского языка и математики регулярно в соответствии с требованиями проверять тетради учащихся;

  • Администрации продолжить посещение уроков, с целью отслеживания дальнейшей адаптации учащихся, на педсоветах и методических семинар продолжить работу по изучению и внедрению современных технологий для эффективности образовательного процесса.


Справку составила зам. директора по УР _________________ Коновалова Г.В.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!