СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы и приемы работы с одаренными детьми

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие творческого воображения и фантазии посредством уроков ИЗО

Просмотр содержимого документа
«развитие воображения школьников на уроках ИЗО»

Развитие воображения школьников в рамках предмета изобразительного искусства.

Если  хочется,  чтобы  ребёнок  вырос  творческой  личностью, большое  внимание  необходимо  уделять  развитию  воображения.
Эйнштейн считал умение воображать  выше  многознания, «ибо  без  воображения  нельзя  сделать открытие».
Без воображения  нельзя  мечтать,   планировать,  нельзя  научиться 
догадываться  и  нельзя   научиться  видеть  проблемы.
Большие возможности для этого имеет изобразительное искусство.   Поэтому  особое  внимание на уроках ИЗО  нужно уделять  развитию  воображения.

Воображение тесно связано с памятью, восприятием, мышлением.

На  одной  ступени  с  воображением  стоит  и  фантазия. Существует  некоторая  разница  между  ними.

Воображение -это  умение  мысленно  создавать  новые  объекты  и   идеи  на  основе  своих  знаний.

 Фантазия -  это  умение  мысленно  создавать  новые  сказочные, нереальные  идеи  и   объекты, невозможные  ситуации  на  основе  тех  же  знаний.

Любой продукт воображения ребёнка основан на фактах, наблюдениях, полученных из реальности и закрепившихся в его опыте. Чем больше запас наблюдений, чем шире его чувственный опыт, разнообразнее впечатления и переживания, тем больше есть возможностей его использования в деятельности воображения.

Однако для создания творческого продукта необходима ещё способность своевременно использовать накопленный опыт. У разных детей эта способность развита неодинаково. Необходимо всячески воспитывать способности к его актуализации.

Основная задача воображения – представление ожидаемого результата до его осуществления.

Творческая работа на уроке изобразительного искусства – это своего рода связующее звено между ребёнком и взрослым. Деятельность творческого воображения почти никогда не возникает без помощи и участия учителя. Однако роль учителя не в том чтобы поучать, а в том, чтобы совместно с детьми построить занятие так, чтобы дети могли создать и реализовать замыслы своих творческих работ

Выстраивать систему занятий необходимо таким образом, чтобы уч-ся могли оригинально мыслить, многое делать своими руками, предлагать нестандартные решения, быть раскованными в своём творчестве, не бояться нового и неожиданного. На уроках, внеклассных занятиях присутствует выбор: веер возможностей разных решений данной теме. Именно выбор создаёт успех работы ребёнка. Выбор играет роль в самовыражении уч-ся.

Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию творческой личности. Дети создают свой продукт творчества, который приносит успех, радость им и окружающим.

До недавнего времени в практике школы было очень распространенно обучение по образцу. При этом основное внимание обращалось на то, чтобы у ребят получались аккуратные работы, как можно более похожие на демонстрируемый предмет. Что же достигалось при такой методике, чему можно научить детей?

Обучение по образцу - это тренировка, при помощи которой ученик может достигнуть иногда довольно высокой степени мастерства и выполнение тех или иных операций.

Однако " механически усвоенный способ действия становится одним из препятствий на пути развития воображения".

Потому необходимо и на уроках ИЗО создавать ситуацию поиска.



Просмотр содержимого презентации
«Развитие воображения в рамках предмета Изобразительное искусство школьников на уроках и во внеурочной деятельности»

МБОУ «СОШ № 4 г.Красноармейска Саратовской области»   «Развитие воображения школьников в рамках предмета «Изобразительное искусство»        Автор:  Тополова Елена Александровна учитель ИЗО

МБОУ «СОШ № 4 г.Красноармейска Саратовской области»

«Развитие воображения школьников в рамках предмета «Изобразительное искусство»

Автор:

Тополова Елена Александровна

учитель ИЗО

«Воображение! Без этого качества нельзя быть  ни поэтом, ни философом, ни умным человеком,  ни мыслящим существом, ни просто человеком...  Воображение — это способность вызывать образы.  Человек, начисто лишённый этой способности, был бы тупицей».   Дени Дидро   Цель:    рассмотреть возможности и способы развития    рассмотреть возможности и способы развития  творческого воображения школьников на уроках ИЗО в урочной и внеурочной деятельности  творческого воображения школьников на уроках ИЗО в урочной и внеурочной деятельности

«Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком... Воображение — это способность вызывать образы. Человек, начисто лишённый этой способности, был бы тупицей». Дени Дидро Цель:

рассмотреть возможности и способы развития

  • рассмотреть возможности и способы развития

творческого воображения школьников на уроках ИЗО в урочной и внеурочной деятельности

  • творческого воображения школьников на уроках ИЗО в урочной и внеурочной деятельности

Содержание 1. Что такое воображение. 2. Функции воображения. 3. Способы создания образов. 4. Виды воображения. 5 Развитие творческого воображения..

Содержание

1. Что такое воображение.

2. Функции воображения.

3. Способы создания образов.

4. Виды воображения.

5 Развитие творческого воображения..

Если  хочется,  чтобы  ребёнок  вырос  творческой  личностью, большое  внимание  необходимо  уделять  развитию  воображения.  Эйнштейн считал умение воображать  выше  многознания, «ибо  без  воображения  нельзя  сделать открытие».  Без воображения  нельзя  мечтать,   планировать,  нельзя  научиться   догадываться   и  нельзя   научиться  видеть  проблемы.  Большие возможности для этого имеет изобразительное искусство.   Поэтому  особое  внимание на уроках ИЗО  нужно уделять  развитию  воображения.

Если  хочется,  чтобы  ребёнок  вырос  творческой  личностью, большое  внимание  необходимо  уделять  развитию  воображения. Эйнштейн считал умение воображать  выше  многознания, «ибо  без  воображения  нельзя  сделать открытие». Без воображения  нельзя  мечтать,   планировать,  нельзя  научиться  догадываться   и  нельзя   научиться  видеть  проблемы. Большие возможности для этого имеет изобразительное искусство.   Поэтому  особое  внимание на уроках ИЗО  нужно уделять  развитию  воображения.

Что такое воображение?

Воображение тесно связано с памятью, восприятием, мышлением.

На  одной  ступени  с  воображением  стоит  и  фантазия. Существует  некоторая  разница  между  ними.

  • Воображение  -  это  умение  мысленно  создавать  новые  объекты  и   идеи  на  основе  своих  знаний.
  •   Фантазия  -  это  умение  мысленно  создавать  новые  сказочные, нереальные  идеи  и   объекты, невозможные  ситуации  на  основе  тех  же  знаний.

Любой продукт воображения ребёнка основан на фактах, наблюдениях, полученных из реальности и закрепившихся в его опыте. Чем больше запас наблюдений, чем шире его чувственный опыт, разнообразнее впечатления и переживания, тем больше есть возможностей его использования в деятельности воображения.

Однако для создания творческого продукта необходима ещё способность своевременно использовать накопленный опыт. У разных детей эта способность развита неодинаково. Необходимо всячески воспитывать способности к его актуализации.

Основная задача воображения – представление ожидаемого результата до его осуществления.

Творческая работа на уроке изобразительного искусства – это своего рода связующее звено между ребёнком и взрослым. Деятельность творческого воображения почти никогда не возникает без помощи и участия учителя. Однако роль учителя не в том чтобы поучать, а в том, чтобы совместно с детьми построить занятие так, чтобы дети могли создать и реализовать замыслы своих творческих работ

Функции воображения

Функции воображения

  • Представление действительности в образах и возможность пользоваться ими, решая задачи.
  • Регулирование эмоциональных состояний.
  • Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека.
  • Формирование внутреннего плана действий.
  • Планирование и программирование деятельности.
Виды воображения Непроизвольное (пассивное) Произвольное (активное) Воссоздающее (репродуктивное) Творческое

Виды

воображения

Непроизвольное

(пассивное)

Произвольное

(активное)

Воссоздающее

(репродуктивное)

Творческое

Воображение может функционировать на различных уровнях. Различие их определяется прежде всего тем, насколько активно, сознательно относится человек к этому процессу. По степени выраженности активности различают два вида воображения: пассивное и активное.  Для пассивного воображения характерно создание образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Воображение выступает при этом как замена деятельности, с помощью которого человек отказывается от необходимости действовать. Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создаёт образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грёз.

Воображение может функционировать на различных уровнях.

Различие их определяется прежде всего тем, насколько активно, сознательно относится человек к этому процессу. По степени выраженности активности различают два вида воображения: пассивное и активное.

  • Для пассивного воображения характерно создание образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Воображение выступает при этом как замена деятельности, с помощью которого человек отказывается от необходимости действовать.

Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создаёт образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грёз.

В отличие от пассивного воображения активное воображение может быть воссоздающим и творческим. Воссоздающее воображение - это представление человеком чего-либо нового для него, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, схему, нотную запись и т.п.). Этот вид воображения широко используется в разных видах деятельности человека, особенно в обучении. В процессе творческого воображения создаются новые образы без опоры на готовое описание их. Этот вид воображения играет важную роль во всех видах творческой деятельности людей. Творчество - это деятельность, которая дает новые, впервые создаваемые, оригинальные продукты, имеющие общественное значение: открытие новых закономерностей в науке, изобретение новых машин, отыскание способов получения новых сортов растений или пород животных, создание произведений искусства, литературы и т.п.
  • В отличие от пассивного воображения активное воображение может быть воссоздающим и творческим.
  • Воссоздающее воображение - это представление человеком чего-либо нового для него, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, схему, нотную запись и т.п.). Этот вид воображения широко используется в разных видах деятельности человека, особенно в обучении. В процессе творческого воображения создаются новые образы без опоры на готовое описание их. Этот вид воображения играет важную роль во всех видах творческой деятельности людей.
  • Творчество - это деятельность, которая дает новые, впервые создаваемые, оригинальные продукты, имеющие общественное значение: открытие новых закономерностей в науке, изобретение новых машин, отыскание способов получения новых сортов растений или пород животных, создание произведений искусства, литературы и т.п.
Развитие воссоздающего воображения  Воссоздающее (репродуктивное) воображение –  это построение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине.

Развитие воссоздающего воображения

Воссоздающее (репродуктивное) воображение

это построение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине.

Виды упражнений для развития  воссоздающего воображения 1. Создание образов по словесному описанию. 2. Создание образа целого по его части, детали. 3. Воссоздание образов, пользуясь схемой, картой, другими видами символического изображения.

Виды упражнений для развития воссоздающего воображения

1. Создание образов по словесному описанию.

2. Создание образа целого по его части, детали.

3. Воссоздание образов, пользуясь схемой, картой, другими видами символического изображения.

  • Упражнение «Составь фигуру из элементов».
  • Конструктор.
  • Игры-головоломки.
«Незаконченные фигуры»

«Незаконченные фигуры»

Игра «Волшебные кляксы»,  Инструкция:  - Посмотри внимательно, какие предметные изображения вы видите в кляксе или в отдельных её частях. Дополните рисунок необходимыми элементами , что бы появился узнаваемый объект.

Игра «Волшебные кляксы»,

Инструкция:

- Посмотри внимательно, какие предметные изображения вы видите в кляксе или в отдельных её частях. Дополните рисунок необходимыми элементами , что бы появился узнаваемый объект.

Техника кляксографии – переход к творческому воображению.

Техника кляксографии – переход к творческому воображению.

  • Бабочки и цветы
  • Дерево осеннее
Литература

Литература

  • Гин С.И. Мир фантазии. М.: Вита-Пресс,2006.
  • Гин С.И. Мир человека. М.: Вита-Пресс,2006.
  • Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: ВЛАДОС, 1996.
  • Святкова О. Развиваем творческие способности. М.: Розовый слон, 2002.
  • Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль: Академия развития, 1996.
  • Тамберг Ю.Г. Как научить ребёнка думать. Учебное пособие. СПб.: Издательство «Михаил Сизов», 1999.
  • Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учёба, и игра: изобразительное искусство. Ярославль: Академия развития, 2001.
  • Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Адаптированный вариант. СПб.: Речь, 2006.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!