СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Способы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Активизация познавательной деятельности учащихся

Просмотр содержимого документа
«Способы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках химии»

Способы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках химии

(из опыта работы Ладыгиной Г.В.)

1. Интеллектуальная разминка

  • Найди «лишнее»

  • Обобщи, что это

  • Что пропущено – логическая цепочка

  • «Сыщики» (найди спрятанное слово)

Таблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске и ребятам задаются вопросы.

2. “Да-нетка”

Учит:

  • связывать разрозненные факты в единую картину;

  • систематизировать уже имеющуюся информацию;

  • слушать и слышать соучастников.

Например, на уроке загадывается определенный химический элемент, и ребята начинают задавать вопросы.

Ребята делают вывод, что это.

3. Удивляй! Отсроченная отгадка

В начале урока даю загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

4. Фантастическая добавка

Дополняю реальную ситуацию фантастикой. Можно переносить учебную ситуацию на фантастическую планету; изменить значение любого параметра, которой обычно остается постоянным или имеет вполне определенное значение; придумать фантастический элемент и рассмотреть его в реальности.

Представьте себе, что вы высадились на Луне. Что из химии нужно взять с собой для прогулки и изучения нашего спутника.

5. Идеальный опрос

Формула: ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.

Идеальный опрос – когда опроса нет, а функции его выполняются. Опроса нет – значит, сэкономится время и силы. Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на “5” (ученики поднимают руки) на “4”, на “3”? Спасибо…

6. Игра в случайность

Ввожу в урок элементы случайного выбора. Для этого годится рулетка. Объектом случайного выбора может стать решаемая задача (как в телевизионной игре), тема повторения, тема доклада, вызываемый ученик. Кроме рулетки использую игральные кости, подбрасываю вверх монетку (орел или решка), предлагаю вытянуть жребий, вынуть бочонки русского лото с номером учащегося в журнале…

Например, кидается 4 кубика, и сумма выпавших очков указывает на номер ученика в журнале, у которого проверить тетрадь или спросить об опыте, который делали дома.



7. Пресс-конференция

Заранее рассказываю учащимся, что вопросы могут быть репродуктивными, расширяющими знания или развивающими его. Репродуктивные вопросы неинтересны, ответ на них – повторение уже известного. Расширяющие знания вопросы, позволяют узнать новое об изучаемом объекте, уточнить известное, но не претендуют на значительное усложнение знания. Развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало. Ребята составляют вопросы по заданной теме. Затем вопросы разбиваются на группы:

  • вопросы, на которые мы можем сейчас ответить, и сделаем это на уроке;

  • вопросы, на которые можно найти ответ в литературе;

  • вопросы, на которые ответ, возможно, не знает пока никто.

Дополнительно организовываю опрос учащихся по наработанным ими вопросам, провожу конкурс на самый интересный, сложный, важный, оригинальный вопрос, организовываю взаимоопрос учащихся по наработанным ими вопросам, использую некоторые вопросы как темы будущих проектов и исследований учащихся.

8. Графический диктант.

Учащимся предлагается от 10-и до 20-и вопросов-утверждений, если они согласны/не согласны с утверждением ставят соответствующий знак

9. Практичность теории. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой очевидная ученикам.

10. Лови ошибку!

Формула: ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются… Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом.

Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определяю для него время.

Как вариант, даю группам разборы задач или примеров со смысловыми ошибками, тексты с ошибками, чертежи или рисунки с ошибками….

11. Вопросы – суждения к тексту.

К изучаемому тексту предлагается за определенное время составить определенное количество вопросов суждений:

Почему?

Как доказать?

Чем объяснить?

Вследствие чего?

В каком случае?

Каким образом?

Оговаривается, что, кто составил 6 вопросов за 6 минут, получает отметку “5”; 5 вопросов – “4”.

Прочитав абзац, учащиеся выстраивают суждения, составляют вопрос и записывают его в тетрадь.





12. Игра-тренинг

Эти игры приходят на помощь в трудный момент – чтобы растворить скуку однообразия. Учащиеся соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего. Играют двое или большее участников, это может быть отдельный ученик или команда. Обычно провожу соревнование между рядами.

13. Конкурс загадок

  1. Загадки зачитываю сама.

  2. Загадки задают учащиеся своим одноклассникам.

  3. Загадки составляем вместе и индивидуально

На доске вывешиваю табличку – опору:

  • На что похоже? Чем отличается?

  • Какой? Что такое же?

  • Что делает? Что такое же?

14. Рефлексия

  • Что на уроке было интересным?

  • Что узнали нового сегодня?

  • А что на уроке было главным?

15. “Сочинялка”

На дом задаются творческие задания – написать сочинение – сказку:

“О чем рассказала ртуть?”, “Сказка о капельке воды”, “Разговор золота и серебра о своем назначении”, “Спор овощей о витаминах”, “О чем мечтает кислород?” и другие.

16. Три уровня домашнего задания

Одновременно задаю домашнее задание двух и трех уровней. Первый уровень – обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику, за обучение которого вы беретесь. Второй уровень задания тренировочные. Его выполняют учащиеся, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу. По усмотрению учителя эти учащиеся могут освобождаться от задания первого вида. Третий уровень используется или нет учителем в зависимости от темы урока, подготовленности класса. Это – творческое задание. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк. Однако среди них можно выделить типовые группы. Например, учащимся предлагается разработать:

  • сказки, фантастические рассказы по учебным темам;

  • чайнворды, кроссворды и т.п.;

  • тематические сборники интересных фактов, примеров и задач;

  • плакаты – опорные сигналы;

  • мнемонические формулировки, стихи и др.

На первом уроке по теме “Кислород” ребятам предлагаю задание оформить книжку – малышку по данной теме. Каждый ученик получил памятку “ Подготовить книжку-малышку по теме “Кислород”: загадки, пословицы, синквейны, ребусы, кроссворды и т.п. о кислороде”

На начальных этапах изучения химии предлагаю оформить познавательную книжку «Химия для малышей»

17. Необычная обычность

Периодически задаю домашнее задание необычным способом.

Урок “Кислоты” - темы сообщений записаны на листочках и помещены в импровизированный чемоданчик знаний, и ребята вытягивают тему домашнего сообщения или задания.

18. Идеальное задание

После проведения урока контроля, когда и задание задавать не обязательно предлагаю школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию. Это может быть любое из известных нам видов заданий.

19. Творчество работает на будущее

Ученики выполняют творческое домашнее задание по разработке дидактический материалов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!