СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Спинной мозг и схема его строения

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

определить место спинного мозга в организме человека; форму, длину и массу его; внешнее и внутреннее строение; функции. Формировать умения: работать с текстом учебника; логически мыслить.

Просмотр содержимого документа
«Спинной мозг и схема его строения»

Урок 15
спинной мозг

Цели: определить место спинного мозга в организме человека; форму, длину и массу его; внешнее и внутреннее строение; функции. Формировать умения: работать с текстом учебника; логически мыслить.

Оборудование: таблицы: «Схема строения нервной системы», «Спинной мозг и схема коленного рефлекса».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Работа со словариком.

Нейрон – нервная клетка, которая является структурной и функциональной единицей нервной системы.

Нервный импульс – волна возбуждения, распространяющаяся по нервному волокну со скоростью от 0,5 до 120 м/с.

Синапс – особые контакты в местах соединения нервных клеток друг с другом.

Рефлекс – ответная реакция организма на воздействие внешней среды или на изменение его внутреннего состояния, выполняемая с участием нервной системы.

Рефлекторная дуга – путь, по которому проходит возбуждение от места возникновения нервного импульса до рабочего органа.

2. Задание 42 в рабочей тетради.

На рисунке изображены следующие типы нервной системы:

1 – трубчатая нервная система;

2 и 3 – сетчатая, или диффузная нервная система;

4 – узловая, или ганглионарная нервная система.

3. Заслушивание сообщений о роли И. М. Сеченова и И. П. Павлова в развитии учения о рефлексах.

Примерное содержание сообщений.

Сообщение 1

И. М. Сеченов – отец русской физиологии

Весьма успешное развитие физиологии в России началось в 60-х годах XIX столетия. В эти годы активизировалась деятельность ряда выдающихся русских ученых, в том числе Ивана Михайловича Сеченова, явившегося, по выражению Ивана Петровича Павлова, «отцом русской физиологии». Такую характеристику И. М. Сеченов заслужил тем, что он первый из русских физиологов обогатил науку фактами и концепциями фундаментального значения, получившими признание в мировой научной литературе, и создал первую в России научную школу в области физиологии. 45 лет продолжалась плодотворная научная деятельность И. М. Сеченова. Им опубликовано более 100 экспериментальных и теоретических трудов, в том числе несколько книг.

Открытие торможения в центральной нервной системе произведено И. М. Сеченовым в 1862 году, и его статья «О механизмах в головном мозгу лягушки, угнетающих рефлексы спинного мозга» явилась началом новой главы физиологии.

Развивая свои научные теории, Иван Михайлович Сеченов показал, что в основе всех функций мозга человека и животных лежат рефлексы. «Все без исключения психические акты… развиваются путем рефлекса», – писал он в своей книге «Рефлексы головного мозга».

Вопросы:

1) Когда в России началось успешное развитие физиологии?

2) Кого И. П. Павлов называл «отцом русской физиологии»?

3) В какой книге И. М. Сеченов утверждал, что в основе всех функций мозга человека и животных лежат рефлексы?

Сообщение 2
И. П. Павлов – великий физиолог

Продолжателем идей И. М. Сеченова стал Иван Петрович Павлов.

Главная цель его работ – выяснение нервной регуляции органов, логическим завершением которой было изучение функций коры большого мозга, а главным открытием ученого стали условные рефлексы.

Методом условных рефлексов, точно ключом, открывались скрытые от человека высшие тайны мозга.

И. П. Павлов показал, что мозг работает по принципу временных связей. Он раскрыл постоянную смену возбуждения и торможения коры. В коре может возникнуть мощный очаг возбуждения, привлекая и поглощая все другие, менее сильные. Этим объясняется способность человека быть поглощенным своей идеей. Так, знаменитый Архимед, сосредоточившись на изобретении механизма для защиты Сиракуз от римлян, настолько увлекся вычислениями, что не заметил врага и был убит.

И. П. Павлов развил нервную теорию утомления, объяснил сущность сна, сновидений, гипноза, заложил научные основы понимания и лечения некоторых болезней мозга.

Павловское учение позволяет правильно понять психологические явления: память, речь, мышление, воображение и т. д.

Трудно переоценить колоссальное значение работ И. П. Павлова для современной науки. Они были признаны и высоко оценены еще при жизни ученого. Иван Петрович получил 132 награды, столько, сколько не имел ни один ученый мира.

Вопросы:

1) Какие процессы являются главным открытием И. П. Павлова?

2) Какие два противоположных процесса лежат в основе работы коры большого мозга?

3) Сколько наград за свою работу получил И. П. Павлов?

III. Изучение нового материала.

1. Самостоятельное чтение учащимися текста учебника на с. 60–62.

2. Обсуждение прочитанного.

– Где располагается спиной мозг в организме человека?

(Располагается спинной мозг в позвоночном канале. Начинается на уровне большого затылочного отверстия черепа и заканчивается на уровне второго поясничного позвонка.)

– Какую длину и массу имеет спинной мозг?

(Длина – 45 см, масса – 34–38 г.)

– Что представляет собой спинной мозг по внешнему виду?

(Длинный, почти цилиндрической формы тяж.)

– Каково внутреннее строение спинного мозга?

(Если рассмотреть поперечный срез спинного мозга, то можно увидеть: в центре серое вещество в форме бабочки с узким центральным каналом, заполненным спинномозговой жидкостью; снаружи от серого вещества располагается белое вещество; серое вещество состоит из тел нейронов; белое вещество – это отростки нейронов, связывающие нейроны спинного мозга между собой и с нейронами головного мозга.)

– Что отходит от спинного мозга?

(31 пара спинномозговых нервов, каждый из которых начинается от спинного мозга в виде двух тяжей (корешков).)

– К каким частям организма направлены эти нервы?

(Спинномозговые нервы направляются: к костям, мышцам, суставам, коже, внутренним органам.)

– Какие функции выполняет спинной мозг в нашем организме?

(Рефлекторную функцию, то есть через спинной мозг проходят рефлекторные дуги многих безусловных рефлексов; проводящую функцию, то есть спинной мозг проводит нервные импульсы к головному мозгу и обратно; к органам и от них к спинному мозгу.)

IV. Закрепление изученного материала.

1. Работа с заданиями рубрики «Проверьте свои знания» на с. 62 учебника.

2. Работа с заданиями рубрики «Подумайте» на с. 62 учебника.

Ответ. Коленный рефлекс будет сохранен, а чувствительность кожи – нарушена. Данный факт объясняется тем, что рефлекторная функция в данном случае сохраняется, так как центр коленного рефлекса находится в спинном мозге, а проводниковая функция спинного мозга, обеспечивающая проведение нервных импульсов от рецепторов кожи (в данном случае) в головной мозг и передачу импульсов из головного мозга к исполнительным нейронам спинного мозга, нарушается: это сопровождается потерей кожной чувствительности.

3. Выполнение задания № 52 на с. 36 в рабочей тетради.

Задание на дом: изучить текст учебника на с. 60–62; выполнить задание 53 в рабочей тетради.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!