СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специфика работы классного руководителя в современной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогическое мастерство- это доведение им до высокой степени совершенства учебной и воспитательной  его деятельности, умений. Какая же специфика работы классного руководителя? 

Просмотр содержимого документа
«Специфика работы классного руководителя в современной школе»

Специфика работы классного руководителя.

Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений.

К важнейшим функциям классного руководителя относятся: развитие познавательных интересов и способностей школьников, их профессиональная ориентация, забота об охране здоровья учащихся.

Среди основных качеств личности классного руководителя в первую очередь следует назвать такие качества, как коммуникативная идейность, общественная активность, нравственная зрелость.

Классный наставник, учитель и воспитатель в одном лице является главным действующим лицом в системе вальдорфской педагогики (Вальдорфская педагогика –основана на индивидуальном подходе к ребенку, на создании комфортных условий для развития ребенка, духовного роста, на предъявлении высоких требований к личности учителя. Для этого используются: особые педагогические методы, ритмический распорядок дня, цикличность учебной программы, безоценочная система обучения, отсутствие соревнования – ребенок сам оценивает себя и свои достижения).

Рассмотрим наиболее важные функции классного руководителя:

  1. организаторскую (проведение работы по всем педагогическим аспектам) – состоит в активном содействии классному самоуправлению, развитию детской самодеятельности.

  2. воспитательную (формирование личности и коллектива)

  3. коммуникативную (организация общения);

  4. координационную (согласование всех влияний, установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса);

  5. коррекционную (преобразование, изменение личности);

  6. экологическую (защита ребёнка от неблагоприятных воздействий);

  7. административную (ведение личных дел учащихся и других официальных документов).

Осуществление указанных функций связано с выполнением классным руководителем целого ряда возложенных на него обязанностей.

К ним относятся:

а) всестороннее изучение учащихся;

б) разъяснение и внедрение правил поведения учащихся;

в) повседневное наблюдение за успеваемостью учащихся, контроль за их домашней работой, а также регулирование объема домашних заданий;

г) периодическое проведение ученических собраний в классе;

д) вовлечение учащихся в кружковую работу;

е) организация общественно полезного труда;

ж) оказание помощи в работе добровольных детских и юношеских организаций и объединений.

Изучение школьников классным руководителем проводится с помощью различных методов. Важнейшими из них являются следующие: повседневное наблюдение за деятельностью и поведением учащихся в процессе учебных занятий и внеурочной работы, индивидуальные и групповые диагностические беседы, изучение результатов деятельности учащихся, посещение их на дому, естественный эксперимент, рейтинг и метод компетентных оценок.

Педагогическое мастерство, как качественная характеристика учебно-воспитательной деятельности классного руководителя, есть не что иное, как доведенная им до высокой степени совершенства учебная и воспитательная умелость. Которая проявляется в особой отшлифованности методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря этому, обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.

Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час - форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.

Учитель, вовлеченный в воспитательную систему самой логикой действительности, поставлен перед необходимостью решения бинарных групп педагогических задач:

* аналитическо-рефлексивные задачи, т.е. задачи анализа и рефлексии целостного педагогического процесса, его элементов, возникающих затруднений и др.;

* конструктивно-прогностические задачи, т.е. задачи построения целостного педагогического процесса в соответствии с общей целью профессионально-педагогической деятельности, выработкой и принятием педагогического решения, прогнозированием результатов и последствий принимаемых решений;

* организационно - деятельностные задачи – это задачи реализации различных вариантов учебно-воспитательного процесса, сочетания многообразных видов педагогической деятельности;

* оценочно-информационные задачи, т.е. задачи сбора, обработки и хранения информации о состоянии и перспективах развития педагогической системы, ее объективной оценки;

* коррекционно-регулирующие задачи, т.е. задачи коррекции протекания педагогического процесса, установления необходимых коммуникативных связей, их регуляция и поддержка.

Воспитательный процесс и его закономерности

Первая закономерность: воспитание ребенка совершается только на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с окружающей социальной средой.

Вторая закономерность определяет единство образования и воспитания.

Третья закономерность предполагает целостность воспитательных влияний, которая обеспечивается единством декларируемых социальных установок и реальных действий педагога (отсутствие такого единства характеризуется тем, что он утверждает одно, а делает другое, призывает к активности, но проявляет пассивность и т.п.), непротиворечивостью педагогических требований, предъявляемых к ребенку всеми субъектами воспитания учащихся.

Профессиональная пригодность человека есть не что иное, как необходимый комплекс способностей, физических, нервно-психических и нравственных качеств, которые требуются для овладения определенными рабочими функциями и успешной деятельности в той или иной сфере производства или духовной жизни.

Под педагогической умелостью классного руководителя следует понимать:

-уровень профессионализма, который включает в себя обстоятельное знание им своего учебного предмета,

-хорошее владении психолого-педагогической теорией и системой учебно-воспитательных умений и навыков,

- довольно развитые профессионально-личностные качества.

В своей совокупности это позволяет достаточно квалифицированно осуществлять обучение и воспитание учащихся.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!