Специфика работы классного руководителя.
Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений.
К важнейшим функциям классного руководителя относятся: развитие познавательных интересов и способностей школьников, их профессиональная ориентация, забота об охране здоровья учащихся.
Среди основных качеств личности классного руководителя в первую очередь следует назвать такие качества, как коммуникативная идейность, общественная активность, нравственная зрелость.
Классный наставник, учитель и воспитатель в одном лице является главным действующим лицом в системе вальдорфской педагогики (Вальдорфская педагогика –основана на индивидуальном подходе к ребенку, на создании комфортных условий для развития ребенка, духовного роста, на предъявлении высоких требований к личности учителя. Для этого используются: особые педагогические методы, ритмический распорядок дня, цикличность учебной программы, безоценочная система обучения, отсутствие соревнования – ребенок сам оценивает себя и свои достижения).
Рассмотрим наиболее важные функции классного руководителя:
организаторскую (проведение работы по всем педагогическим аспектам) – состоит в активном содействии классному самоуправлению, развитию детской самодеятельности.
воспитательную (формирование личности и коллектива)
коммуникативную (организация общения);
координационную (согласование всех влияний, установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса);
коррекционную (преобразование, изменение личности);
экологическую (защита ребёнка от неблагоприятных воздействий);
административную (ведение личных дел учащихся и других официальных документов).
Осуществление указанных функций связано с выполнением классным руководителем целого ряда возложенных на него обязанностей.
К ним относятся:
а) всестороннее изучение учащихся;
б) разъяснение и внедрение правил поведения учащихся;
в) повседневное наблюдение за успеваемостью учащихся, контроль за их домашней работой, а также регулирование объема домашних заданий;
г) периодическое проведение ученических собраний в классе;
д) вовлечение учащихся в кружковую работу;
е) организация общественно полезного труда;
ж) оказание помощи в работе добровольных детских и юношеских организаций и объединений.
Изучение школьников классным руководителем проводится с помощью различных методов. Важнейшими из них являются следующие: повседневное наблюдение за деятельностью и поведением учащихся в процессе учебных занятий и внеурочной работы, индивидуальные и групповые диагностические беседы, изучение результатов деятельности учащихся, посещение их на дому, естественный эксперимент, рейтинг и метод компетентных оценок.
Педагогическое мастерство, как качественная характеристика учебно-воспитательной деятельности классного руководителя, есть не что иное, как доведенная им до высокой степени совершенства учебная и воспитательная умелость. Которая проявляется в особой отшлифованности методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря этому, обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.
Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час - форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.
Учитель, вовлеченный в воспитательную систему самой логикой действительности, поставлен перед необходимостью решения бинарных групп педагогических задач:
* аналитическо-рефлексивные задачи, т.е. задачи анализа и рефлексии целостного педагогического процесса, его элементов, возникающих затруднений и др.;
* конструктивно-прогностические задачи, т.е. задачи построения целостного педагогического процесса в соответствии с общей целью профессионально-педагогической деятельности, выработкой и принятием педагогического решения, прогнозированием результатов и последствий принимаемых решений;
* организационно - деятельностные задачи – это задачи реализации различных вариантов учебно-воспитательного процесса, сочетания многообразных видов педагогической деятельности;
* оценочно-информационные задачи, т.е. задачи сбора, обработки и хранения информации о состоянии и перспективах развития педагогической системы, ее объективной оценки;
* коррекционно-регулирующие задачи, т.е. задачи коррекции протекания педагогического процесса, установления необходимых коммуникативных связей, их регуляция и поддержка.
Воспитательный процесс и его закономерности
Первая закономерность: воспитание ребенка совершается только на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с окружающей социальной средой.
Вторая закономерность определяет единство образования и воспитания.
Третья закономерность предполагает целостность воспитательных влияний, которая обеспечивается единством декларируемых социальных установок и реальных действий педагога (отсутствие такого единства характеризуется тем, что он утверждает одно, а делает другое, призывает к активности, но проявляет пассивность и т.п.), непротиворечивостью педагогических требований, предъявляемых к ребенку всеми субъектами воспитания учащихся.
Профессиональная пригодность человека есть не что иное, как необходимый комплекс способностей, физических, нервно-психических и нравственных качеств, которые требуются для овладения определенными рабочими функциями и успешной деятельности в той или иной сфере производства или духовной жизни.
Под педагогической умелостью классного руководителя следует понимать:
-уровень профессионализма, который включает в себя обстоятельное знание им своего учебного предмета,
-хорошее владении психолого-педагогической теорией и системой учебно-воспитательных умений и навыков,
- довольно развитые профессионально-личностные качества.
В своей совокупности это позволяет достаточно квалифицированно осуществлять обучение и воспитание учащихся.