«Специфика деятельности социального педагога в условиях реализации новых образовательных стандартов»
Выполнила: Курулёнок О.В., соц. педагог МКОУ школы-интерната
Сущность процесса социализации обучающихся
в условиях реализации ФГОС.
Цель: социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, осознающего ответственность и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ.
Задачи воспитания и социализации детей:
- формирование способности к духовному развитию, непрерывному образованию, самовоспитанию и универсальной духовно-нравственной компетенции – "становиться лучше";
- принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
- осознание ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- формирование отношения к семье как к основе общества;
- формирование у обучающихся почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.
Принципы взаимодействия социального педагога с детьми в новых условиях.
- Принцип ориентации на идеал.
- Принцип диалогического общения со значимыми другими.
- Принцип полисубъектности воспитания и социализации.
- Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем.
- Принцип системно-деятельностной организации воспитания
Новые компетенции социального педагога в контексте ФГОС общего образования.
- «умение вычленять из педагогических проблем социально-педагогическую составляющую и технологически четко формулировать запрос на собственную деятельность»;
- «умение работать с теоретической информацией и использовать ее в педагогической практике»;
- «владение навыками организационно-деятельностного консультирования»;
- «владение навыками, связанными с реализацией и управлением проектом»;
- «владение методами активного социально-психологического обучения (групповая дискуссия, ролевая игра, деловая игра и др.)»;
- «умение вовремя и в нужном объеме предоставлять соответствующую педагогической задаче социальную информацию»;
- «умение ставить задачи социально-педагогического образования и находить пути их решения (чему учить и как?)»;
- «владение современными образовательными технологиями»;
- «умение адаптировать программы к различным группам обучающихся»;
- «владение методикой проведения внеурочных мероприятий».
Специфика социально-педагогического сопровождения обучающихся.
Социальное сопровождение реализуется, непосредственно, в совместной деятельности. Сопровождать необходимо не столько учащегося, сколько его развитие, учитывая два важнейших процесса – социализацию и индивидуализацию.
Позиции: как процесс ,
как метод,
как система профессиональной деятельности специалистов.
С точки зрения процесса сопровождение можно представить как совокупность последовательных действий, позволяющих учащемуся максимально эффективно реализовать обучение и воспитание.
При подходе как к методу понимается создание условий для принятия участниками образовательного пространства оптимальных решений в ситуациях школьного взаимодействия.
С позиции системы профессиональной деятельности сопровождение является объединением специалистов разного профиля, осуществляющих процесс. Здесь оно выступает как комплекс, система, особая культура поддержки естественного развития молодого человека и помощи в решении задач обучения и воспитания.
Технологии работы социального педагога в контексте ФГОС общего образования.
- Гуманно-личностная технология (Ш.А. Аманошвили): применение данной технологии раскрывается через следующие методы:
-гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;
- индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;
- мастерство общения: закон взаимности, гласность, уважение личности ребенка в вопросе самовыражения;
- резервы семейной педагогики, родительские субботы (если у семьи имеются данные резервы);
- - учебная деятельность: контроль за посещением учебных занятий, реализовать право ребенка на получение образование независимо от его социального статуса, состояния здоровья, обстановки в семье;
- Технология использования Интернета в учебно-воспитательном процессе, технология социального консультирования и посредничества (И.Г. Зайнышев): использование возможностей сайта школы с целью повышения правовой и педагогической культуры родителей, а также в качестве инструмента социального консультирования детей по различным вопросам..
- Технология социальной адаптации (Е.И. Холостова): в заимодействие социально-психологической службы школы с родителями и детьми, в котором каждый участник образовательного процесса является равноправным партнёрам, с целью сохранения, восстановления и поддержания социального статуса семьи и ребенка. Для реализации данной технологии социально-психологическая служба проводит раннюю профилактику и коррекцию детско-родительских отношений, а также привлекает административные ресурсы системы профилактики для защиты прав и свобод ребенка или его семьи.
Составляющие социально-педагогической работы с детьми группы риска в новых условиях
Основные составляющие:
- выявление детей этой категории в детской среде и организация работы с ними; - непосредственная индивидуальная или групповая работа с детьми.
Технологии
Организационные
социально-педагогические
технологии
1. Формирование банка данных детей и подростков группы риска.
2. Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков.
3. Разработка и утверждение программ социально-педагогическая деятельности с ребенком или группой детей.
4. Обеспечение условий реализации программ.
5. Консультирование.
6. Межведомственные связи социального педагога.
Социально-педагогические
технологии индивидуальной и групповой работы с детьми группы риска
1. Позволяют конкретизировать особые проблемы ребенка.
2. Содержательно связаны с последующим и предыдущим этапами таким образом, что невыполнение задач любого из этапов на практике приводит к необходимости его выполнения или повторения вновь,
3. Выступают как инструмент стабилизации положения ребенка.
Работа социального педагога с семьей.
Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях: советник, консультант, защитник.
Советник - информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.
Консультант - консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.
Защитник - защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.
Основные составляющие социально-педагогической
помощи семье
- Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.
- Психологическая составляющая социально-педагогической помощи включает в себя 2 компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию.
- Посреднический компонент социально-педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование.
Технологии работы социального педагога с семьей
Профилактический уровень .
Профилактика — это комплекс превентивных мер, проводимых путем организации общедоступной медико-психологической и социально-педагогической поддержки семьи.
Диагностический уровень.
Диагностика — длительный этап, требующий неоднократных встреч с семьей, а также с другими людьми.