Предлог стоит в моем начале В конце же – загородный дом, А целое мы все решали И на доске и за столом.
Да ! Задача. Задача может быть для одних классов- стандартная, а для других- олимпиадного характера. Сегодня поговорим на тему: «Особенности работы с одаренными детьми на уроках математики»
Одаренность - наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека. -одаренность понимается не как механическая совокупность способностей, а как новое качество, рождающееся во взаимопонимании и взаимодействии компонентов, которые в нее входят; - одаренность обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность действия этого успеха; - кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определенной суммой знаний, умений, навыков; - может быть специальной- то есть одаренностью к одному виду деятельности, и общей-то есть одаренностью к разным видам деятельности. Ваше мнение: Одаренность - это врожденное или приобретенное качество личности? (Обоснованные ответы учителей)
Мое мнение, что в зависимости от возраста учеников: 1. 5-6 классы - зарождение и формирование интереса: лучше использовать игровую деятельность; 2. 7-9 классы - развитие интереса, перевод знаний и умений в навык; 3. 10-11 классы - наличие цели и движение к ней.
Что дает проведение олимпиад и привлечение детей в их участии в олимпиадах? (ответы учителей). Способность развития творческого мышления и подхода к решению заданий, попадание в конкурентную среду, возрастание интереса к процессу решения задач. Где можно брать материал для использования в качестве подготовки к олимпиадам? (Ответы учителей) Да, в числе всех перечисленных, мы все использовали платформу «Учи.ру», раздел «Олимпиады», где можно найти задания по темам.
Мои рекомендации учителям: - приучайте детей задавать и задаваться вопросами, подвергайте все сомнению, т.е. критически мыслить; - решайте задачу несколькими способами; - включайте в учебный процесс открытые задачи для раскрытия творческого потенциала учащихся; -проходить курсы по методике и технологиям работы с одаренными детьми; - быть интересными и «заражать» этим учеников.
Задача: Даны 3 дома и напротив каждого дома колодец. Как проложить тропинку к каждому колодцу, чтобы брать воду из колодца своего или соседей, если вода в своем колодце закончилась, а дорожки не пересеклись, чтобы хозяин колодца не встретился. ( решают). Решением этой задачи является: дорожки все равно пересекутся, лучше не воровать, а попросить или отремонтировать свой колодец.
Цель работы с одаренными детьми: Создание условий для поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями. Задачи работы с одаренными детьми: 1. Выявление одаренных детей и создание систем работы с ними 2. Организация разнообразной внеурочной деятельности 3. Отбор средств и методов обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научности и научно- исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности. 4. Социальная и психологическая поддержка одаренных детей. Каждый раз мы сталкиваемся: работа не только во время урока, но и внеурочной деятельности.
Сегодня поговорим о создании условий развития логического мышления учеников их работы на уроках математики, формировании ключевых компетенций при решении текстовых задач
Шаварикова С.Б. – учитель математики
МКОУ «Южная средняя общеобразовательная школа»
Проблему, которую мы перед собой поставим: адаптация обучающихся при переходе из начальной школы в средние классы, от одних авторов учебника к другим, чаще слияние классов в сельских школах с разным уровнем знаний, характерами, уровнем восприятия. Сложность состоит в том, что за урок каждый ребенок должен получить новые знания, развить логическое мышление и научиться применять полученные знания на практике.
Что нужно для развития творческой личности?
- Научить развивать логическое мышление , выбирать более рациональный путь решения задачи.
Что дает поиск различных решений проблемы?
- Развивает инициативу, сообразительность, но главное способствует развитию творческого мышления, развивает творческую деятельность.
Наша цель:
изучение проблемы развития творческой деятельности обучающихся через решение задач несколькими способами.
Задачи:
1. Уяснить понятия «творчество», «творческая деятельность», «творческое мышление».
2. Дать возможность каждому ребенку показать свой способ решения задачи.
3. Сравнить предложенные способы решения задач.
4. Показать:
пути решения проблемы могут быть различными, но нужно выбирать из них - рациональный.
5. Использование групповой формы работы для классов с инклюзивным обучением.
Структура групповой работы
1) Дать возможность каждому ребенку показать свое решение;
2) Разобрать какие еще есть способы решения;
3) Выбрать рациональный способ решения ;
4) Работа ученика консультанта (групповая работа)
Положительные стороны такой работы:
- Ученик консультант отрабатывает навыки преподнесения своих знаний однокласснику;
- Привитие толерантности; повышение мотивации;
- Повышение качества знаний в целом;
- Реализация творческой деятельности.
- Использование коммуникативной компетенции.
Основные понятия
Творчество определяется как высшая степень активности личности, как механизм продуктивного развития.
Творческая деятельность - разработка новых путей решения проблемы.
Творческое мышление – «боковое мышление», «искать около» (Сурье).
Решим задачу:
На двух полках стоит 120 книг.
На первой полке в 3 раза больше книг, чем на второй. Сколько книг на каждой полке?
Решение с помощью уравнения ( учебник Виленкина Н.Я.)
- 1п- в 3 раза больше, чем на 2п.
- 2п-?к.
- Всего 120к.
- 3х + х = 120
- 4х=120
- х = 120:4
- х=30 книг на 2 полке
- 3х=30*3=90 книг на 1 полке.
- Ответ: 90;30
2 способ: Использование частей (Никольский С.М.)
- Сколько всего книг?
-Всего 120 книг.
- А сколько частей?
-4
- Чему равна 1 часть?
120: 4=30 книг на 2 полке.
- А сколько книг соответствует 3 таким частям?
- В 3 раза больше: 30*3=90 книг на 1 полке.
30
30
30
30
3 способ решения задачи:
- Всего сколько книг?
-120
- На сколько равных частей мы их должны распределить?
-На 3 и1, всего 4
-Если поделить их поровну на 2 полки, то: сколько книг на каждой полке?
- По сколько частей на каждой полке?
-По 60 книг, по 2 части.
- Чему соответствует каждая часть?
-60:2=30
- Сколько книг нужно переложить со 2 полки на 1?
-30
- Сколько книг окажется на каждой полке?
- 60+30 =90 на первой полке и
60-30=30 на второй полке.
30
Составление задач и их решение
- На сколько книг больше на 1 полке, чем на 2 полке?
- На 60 книг.
- Составьте новую задачу с данными величинами:
1п, 2п, в 3 раза, на 60к.
Рассмотреть решение этих задач различными способами.
Использование проектной и исследовательской деятельности
Математика, друзья,
Абсолютно всем нужна .
Нужно помнить:
1. Решения должны быть на первом этапе достаточно «простыми», с не длинными логичными рассуждениями и решениями;
2. Способы решения задач должны быть оригинальными;
3. Должны пробуждать интерес обучающихся, «захватывать» их в процессе решения своей простотой и изяществом;
4. Решать задачи различными способами систематически.
5. Каждому ребенку давать понять:
На уроке работай старательно,
И успех тебя ждет обязательно!
( каждый труд ребенка должен поощряться, если не отметкой, так оценкой)
Социализация обучающихся
№
Виды
1
Форма
Моральная
2
Коммуникативная
Беседы с учителем, тьютером, обучающимися, родителями, психологом, врачами.
3
Классные часы, тренинги, игры, занятия с учениками консультантами, общение с одноклассниками, участие в мероприятиях, секциях, кружках, внеурочной деятельности.
Развитие тех способностей ребенка, которые заложены в нем самом
Развитие практической направленности, изготовление поделок, занятие с компьютерными программами, участие в художественной самодеятельности, внеурочной деятельности: «Самоделкин»,…
направление этих видов деятельности
- Подготовка к всероссийским проверочным работам, мониторингам,
- Уровня развития в целом,
- Социализация, решение стандартов нового поколения.
Формирование ценностно-смысловой компетенции
- Не просто дать правильный ответ, а правильно составить краткую запись - наглядное изображение задачи, интерпретировать текст задачи схематически
Формирование общекультурной компетенции
- Для формирования грамотной , логически верной речи использовать математические диктанты, использовать исторический материал при подготовке к уроку, составлять текстовые задачи по уравнению, схеме.
- Анализировать составленные задачи.
При формировании информационной компетенции
- Использовать словари, Интернет ресурсы.
- Использовать задачи прикладного характера.
Формирование социально-трудовой компетенции
- Задание использовать социально – трудового характера.
- Проведение различных исследований – составление тестов самими обучающимися.
- Проведение контрольных работ различного рода, например с использованием электронных социально- трудового характера.
Необходимо помнить правила:
- 1. Главным есть не предмет, а личность, которую вы формируете.
- 2. Помнить: сегодняшний активный ученик- завтрашний активный член общества.
- 3. Учить учиться.
- 4.Научить мыслить.
- 5. Учить применять изученный материал на практике.
- 6. Приучать думать и действовать самостоятельно
- 7. Развивать творческое мышление.
- 8. Показывать перспективы обучения.
- 9. Использовать схемы, планы
- 10. Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
- 11. Поощрять исследовательскую работу.
- 12. Должно быть осознанное обучение.
- 13. Человек найдет свое место в жизни, если научиться всему, что необходимо для реализации жизненных планов
.
Ключевые слова в характеристике компетенций
- Искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.
Все, перечисленное выше, является работой по применению стандартов нового поколения и одним из путей работы с детьми разного уровня. Мы говорили об особенностях работы с детьми на уроках математики. А в новых учебниках математики уже даны задания для использования в качестве подготовки к олимпиадам, проверочным работам. Спасибо за внимание.