СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание инклюзивной среды в ОУ

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

в докладе подробно освещен вопрос создания инклюзивной среды на базе ОУ из опыта работы.

Просмотр содержимого документа
«Создание инклюзивной среды в ОУ»

В докладе дается определение, какие дети имеют особые образовательные потребности, указаны направления коррекционной работы, технологий дифференциации в обучении, виды дифференцированной помощи для детей с особыми образовательными потребностями.



1.Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья

Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.

Дэвид Бланкет



Инклюзивное образование - это совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

При инклюзивном обучении дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми. Как сделать так, чтобы каждый ребенок развивался с учетом своих актуальных и потенциальных возможностей, личностных предпочтений, склонностей, интересов, в своем персональном темпе, с учетом своей индивидуальности. Это необходимо как ребенку с особенностями развития, так и обычному ребенку. Здоровые дети должны понимать, что есть сверстники, которым меньше повезло, но они нуждаются в образовании, развитии и человеческой поддержке. Все дети разные, но чем разнообразнее класс, тем лучше. Очень важно для социального включения, чтобы дети вместе играли и работали. Конечно, это затрудняет работу педагога, но помогает ребенку. Образовательный процесс – это также процесс социализации и адаптации. Ведь инклюзия (включение людей с особенностями развития в различные деятельности) является частью обычной жизни – мы вместе живем в большом городе, ходим по одним улицам, подчиняемся одним и тем же законам. 

Одним из основополагающих принципов идеологии инклюзивного образования является учет возможностей и удовлетворение индивидуальных потребностей каждого ребенка. Соблюдение этого принципа позволяет устанавливать оптимальный баланс без крена в сторону «сильных или слабых, успешных и неуспешных, способных и неспособных» детей. Инклюзивная идеология создает условия для формирования основ ключевых компетенций каждого ребенка с первичным признанием его индивидуальности.

Уже на первых этапах развития инклюзивного образования в нашей школе остро встала проблема неготовности учителей к работе с детьми с особыми образовательными потребностями, обнаружился недостаток

профессиональных компетенций учителей к работе в инклюзивной сфере, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов.

Основным психологическим «барьером» являлся страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников процесса, негативные установки и предубеждения, профессиональная неуверенность учителя, нежелание изменяться, психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми.

Необходимо было подготовить педагогические кадры. Администрация школы проводила работу с учителями, учителя с родителями. Также педагогический состав должен был пройти специальное обучение. Требовалось создать материальную базу для инклюзивного обучения. Не было кабинетов для специалистов, специально оборудованных классов для детей с ОВЗ, наглядных и учебных пособий.

Большой проблемой оставалась работа с родителями. Существует три категории родителей, имеющих детей с ОВЗ:

1) не понимают до конца серьезность и суть имеющегося у них коллегиального заключения ПМПК о поставленном диагнозе;

2) не хотят это понимать – предпочитают «позицию страуса»;

3) социально-дезадаптированные родители. К такой категории относятся родители, ведущие асоциальный образ жизни (не работающие, принимающие алкоголь, сами имеющие отставание в умственном развитии, живущие в антисанитарных условиях). Как правило, эти родители многодетные, что тоже осложняет должное воспитание и обучение.

В 2019-2020 учебном году функционирует 2 коррекционных класса, в которых обучается 10 учащихся с различными нозологиями, 3 обучающихся обучается индивидуально на дому, 1 обучающийся обучался по индивидуальному учебному плану. На конец учебного года в классах для детей с ОВЗ (коррекционных) обучались 10 обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе, в инклюзивных классах обучается 13 детей по адаптированной основной общеобразовательной программе.

Стоит обратить внимание на тенденцию к увеличению количества детей с ОВЗ. В связи с этим возникает необходимость в курсовой переподготовке педагогических кадров нашей школы, работающих с детьми с ОВЗ по адаптированным программам.


Моя задача как учителя - создать такую образовательную среду, в которой каждый учащийся в соответствии со своим темпом обучения и индивидуальными способностями осваивал базовую программу или ее адаптированный уровень, такие условия, которые помогли бы реализовать в образовательном процессе восемь принципов инклюзивного образования:

- ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

- каждый человек способен чувствовать и думать;

- каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

- все люди нуждаются друг в друге;

-подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

- все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

- для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

- разнообразие усиливает все стороны жизни человека.


Для реализации ФГОС НОО и ФГОС обучающихся с ОВЗ, для формирования предпосылок универсальных учебных действий были созданы адаптированные образовательные программы. Я являюсь автором адаптированных основных образовательных программ вариант 7.1. вариант 7.2, 5.2, 8.1,8.2,8.3 организую, занятия в классе таким образом, чтобы все дети могли принять в них участие. При подготовке образовательного процесса я учитываю вид и сложность заболевания ребенка, его психофизические и личностные особенности, использую современные технологий обучения и формы взаимодействия учителя и ученика.

Разные дети включаются в образовательный процесс по-разному, каждому необходим свой период адаптации, своя индивидуальная образовательная траектория. Для того чтобы инклюзия была успешной, необходима и предварительная оценка особенностей и возможностей ребенка, и регулярная оценка эффективности (мониторинг) образовательного и воспитательного процессов для каждого обучающегося.

На уроках использую метод проблемного обучения. Возникшая проблема интригует, но если ребенок уверен, что ему протянут руку помощи в трудности, то у него появляется интерес справиться с проблемой. А когда ребенок с ОВЗ справляется с проблемой, и мы видите сияние его глаз, значит, урок прошел не зря, такой учебный материал обязательно останется у ребенка в голове, в его собственном багаже знаний.

Каждый урок планирую на основе дифференцированного подхода: это дозирование образовательной нагрузки ребенка, т.е. материал давать дифференцированно, как по интенсивности, так и по сложности.

При работе с детьми с ОВЗ необходим индивидуальный подход, благодаря которому каждый ребенок на уроке получает свою, пусть даже маленькую каплю успеха. Во время урока необходимо, что бы у детей была смена видов деятельности, что хорошо предупреждает утомление при выполнении работы.

Для работы над заданием, заранее разрабатываются карточки – помощники, в которых для каждой группы детей представлена подробная, пошаговая инструкция.

Очень важное место в работе с детьми с ОВЗ отвожу парной и групповой работе. Именно в малой группе, при поддержке учителя и одноклассников у детей с ОВЗ формируются не только познавательные умения, но и коммуникативные.

Задания составляются и распределяются таким образом, чтобы каждый ребенок в группе обязательно мог его выполнить и получить удовлетворения от выполненного задания. В этой работе более сильные дети класса могут оказывать помощь ребенку, которому сложно выполнить задания, благодаря чему у ребенка с ОВЗ исчезнет барьер не успешности.

На этапе рефлексии можно использовать метод «чемодан мясорубка корзина».

В работе с детьми с ОВЗ игровые формы работы, как на уроке, так и на переменах способствуют созданию благоприятной психологической атмосферы. Использование игры помогает сделать урок более интересным и увлекательным. Игра развивает умственную и волевую активность. 

Являясь сложным и одновременно увлекательным занятием, она требует огромной концентрации внимания, тренирует память, развивает речь. Игровые упражнения увлекают даже самых пассивных и слабо подготовленных учеников, это действительно, положительно сказывается на их успеваемости.

Помимо урочной формы работы с детьми необходимо использовать внеурочную деятельность. Все дети с ОВЗ должны быть задействованы в коллективных делах, вместе со всеми принимать участие в постановке и инсценировке спектаклей, праздников.

Для развития мировоззрения организую тематические экскурсии. Детям нравится обсуждать в непринужденной обстановке увиденное, делится впечатлениями.

Необходимо создавать условие для участия детей с ОВЗ в конкурсах, олимпиадах, конференциях.

Ведущую роль в обучении детей с ОВЗ отвожу проектно – исследовательской деятельности. Всем известно, что дети с ОВЗ сталкиваются с проблемами не только в обучении, но и в общении с окружающими. Проектная деятельность - это средство формирования универсальных учебных действий у школьников, в том числе и у детей с ОВЗ, направлено на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов). Проектно – исследовательская деятельность способствует развитию творческих способностей обучающихся, систематизирует знания, полученные в ходе учебного процесса. Кроме этого совместная проектная деятельность учащихся при работе  в группе способствует формированию коммуникативных УУД.

Важный аспект в воспитании и обучении ребенка – это видение своего результата, своего постепенного роста и развития. Особенно это важно для ребенка с ОВЗ. Для фиксации роста и развития детям формируется портфолио или «дневник достижений». В портфолио ребенок заносит свои результаты, собирает успешные работы. 

При работе с детьми с ОВЗ, один учитель должного результата не добьется. Работа должна осуществляться комплексно, совместно с такими специалистами как учителем-логопедом, педагогом-психологом, дефектологом.

На основе стартовой диагностики и путем наблюдения выявляются дети со слабой познавательной деятельностью. Далее планирую и реализую коррекционную работу. В случае отрицательной динамики на помощь приходят узкие специалисты школы.

На школьном консилиуме специалисты, во главе с председателем консилиума разъясняют пути решения возникшей проблемы и берут такого ребенка на сопровождение. 

Сопровождение осуществляется, пока у ребенка не появится положительная динамика, и ребенок не перестанет нуждаться в помощи узких специалистов.

С детьми, которые уже имеют протокол ГПМПК и учатся по АОП, разработан обязательный коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические и психокоррекционные)» (фронтальные и/или индивидуальные занятия).

Инклюзия охватывает глубокие социальные аспекты жизни школы: создается моральная, материальная, педагогическая среда, адаптированная к образовательным потребностям любого ребенка, которую возможно обеспечить только при тесном сотрудничестве с родителями, в сплоченном командном взаимодействии всех участников образовательного процесса, обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования.

Исходя из сказанного выше, педагогический коллектив ставит перед собой следующие задачи:

организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонения в развитии; сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;

создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;

расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ;

совершенствование системы кадрового обеспечения.

формирование ценностей и общепринятых норм поведения, необходимые для жизни в обществе, коммуникативной и социальной компетентности.

В нашей школе обучаются разные дети с ОВЗ: и с задержкой психического развития, и с умственной отсталостью, и с тяжелыми нарушениями речи., слабослышащий ребенок, дети с РАС. Задержка психического развития относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением. Объяснением этого служит замедление темпов созревания психики. Они не могут в должной мере овладеть учебной программой «нормы», для них нужна специальная адаптированная программа.

В настоящее время в МБОУ СОШ созданы необходимые материально-технические условия для обучения детей с ОВЗ и проводятся мероприятия направленные на организацию инклюзивного образования по следующим направлениям деятельности:

Повышение квалификации педагогов.

Материально – техническое и организационное.

Создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов. Создание толерантной среды (включение всех детей с ОВЗ в проведение интеллектуальных, воспитательных, культурно-развлекательных, спортивных мероприятий).

В школе целенаправленно поддерживается социализация обучающихся с ОВЗ, что способствует улучшению социальной компетенции и навыков коммуникации детей с ОВЗ, более высокому уровню социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками в инклюзивной среде.

В инклюзивной среде дети с ОВЗ получают возможность полноценного освоения учебных программ, что способствует улучшению навыков и академических достижений.

В инклюзивном классе дети учатся уважать и ценить своих одноклассников с ОВЗ, видеть то, что лежит за чертой инвалидности.

В общеобразовательную среду при помощи технологии создания организационно-педагогических условий инклюзивного образования включены занятия, имеющие направленность на адаптацию в социум, развитие творческого потенциала и самостоятельности. При такой форме организации занятий все ученики получают необходимый социальный опыт, который не даётся в общеобразовательной системе. Одной из важнейших особенностей инклюзивного образования является положительное воздействие на всех обучающихся. Организация и включение их в различные формы деятельности способствуют тому, что помимо саморазвития, увеличения мотивации к процессу обучения они начинают взаимодействовать со сверстниками, имеющими ОВЗ, на равных.

Выводы

Инклюзивная среда способствует развитию коммуникативных навыков у обучающихся с ОВЗ, их адаптации, социализации, получению знаний, усвоению правил и норм общения в коллективе. В инклюзивной среде у обучающихся, развивающихся в онтогенезе, воспитывается толерантность, умение заботиться о других людях, основой инклюзии для «обычных школьников» является воспитание гуманистических ценностей. Вся работа в инклюзивной среде направлена на развитие творческого потенциала всех обучающихся. В связи с всесторонним развитием каждого обучающегося и плюсами для всех категорий учащихся, тема остается актуальной. Ведутся разработки по созданию инклюзивной среды в общеобразовательных организациях. Образование имеет большую значимость для обучающихся с ОВЗ, чем для «обычных» детей. Обучающиеся, имеющие особые образовательные потребности, получают не только знания, умения и навыки в преподаваемых предметах, но и адаптируются для жизни и взаимодействия в социуме.



А.В. Белогура












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!