СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание базы данных в Excel

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Создание базы данных в Excel»

Особенности работы классного руководителя с социально-неадаптированными детьми

Характеристика педагогически запущенных детей:

1.замедление темпа психической деятельности

2.психомоторная расторможенность

3.плохой самоконтроль

4.нарушение планирования

5.регулирования деятельности

6.бедный запас знаний

7.недостаточно развитая речь

8.недостаточная развитость моторики

Педагогическая запущенность – это устойчивое отклонение от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками воспитания. Педагогическая запущенность заключается в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставаниях его развития от собственных возможностей, вызванных педагогическими причинами и подвергающихся коррекции педагогическими средствами.

Структура педагогической запущенности

Педагогическая запущенность включает в себя 3 компонента:

Отклонения от нормы в поведении и учебной деятельности (неумелость, неуспешность, затрудненность), обусловленные тем, что индивидуальный опыт (житейские и другие навыки, знания и умения и их применение) этих детей неполноценны, искажены, противоречивы.

Отставание в развитии памяти, мышления, воображения,  эмоционально-волевых, нравственных свойств, черт качеств личности. На эти отставания наслаиваются некоторые возрастные особенности — обостренное  самолюбие, неустойчивость настроения, быстрая утомляемость, конфликтность.

Отклонения, искажения и противоречия в отношениях педагогически запущенных к себе и своим возможностям, сверстникам, учителям, родителям, окружающим явлениям. Все это значительно затрудняет и искажает их учебную деятельность и поведение. Не случайно учителя определяют педагогическую запущенность как неподготовленность к школе, неразвитость, невоспитанность.

Понятие «трудные» дети

На основании анализа современной научно-педагогической литературы можно выделить три существенных признака, составляющих содержание понятия «трудные» дети. Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения. Это мы находим у О.П. Морозовой [2.137].

Для характеристики отклоняющегося поведения используют специальные термины - «делинквентность» и «девиантность». Данное объяснение модно найти у Р.Мертона, Р.Линтона, У.Миллера, Г.Беккера [3.336]. Под делинквентным поведением понимают цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений и преступлений, отличающихся от криминальных, т.е. уголовно наказуемых преступлений и серьёзных правонарушений.

Под девиантностью подразумевается отклонение от принятых в обществе норм. В объём этого понятия включается как делинквентное, так и другие нарушения поведения. К основам девиантного поведения в обществе можно отнести преступность, наркоманию, алкоголизм, проституцию, суицид. Каждая форма девиации имеет свою специфику.

Под «трудными» школьниками понимаются, во-вторых, такие дети и подростки, нарушения, поведения которых нелегко исправляются. Здесь нужно различать понятия «трудные» дети и «педагогически запущенные дети» . «Педагогически запущенные дети» не всегда являются трудными, и относительно легко поддаются перевоспитанию.

«Трудный» ребёнок - это тот ребёнок, которым взрослые занимаются мало. Растут они сами по себе. Нередко дети вынуждены воровать, просить милостыню у прохожих, заниматься бродяжничеством. Они агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, приобщаются к наркотикам. Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают кражи, грабежи и даже убийства. Поведение детей в таких случаях характеризуют термином «делинквентное», что является особо тяжелой формой девиации.

Из трудных детей формируются асоциальные подростки, которых профессор психологии М.С. Неймарк [5.89] характеризует так:

- циники - вожаки асоциальных групп со сложившейся аморальной системой взглядов и потребностей. Нарушают порядок и правила по убеждению и считают себя правыми. Сознательно противопоставляют себя обществу;

- неустойчивые - не имеют твёрдых моральных убеждений и глубоких нравственных чувств. Их поведение, взгляды, оценки целиком зависят от ситуации.

Дезадаптированные дети

Дезадаптация – это неспособность или невозможность индивида приспосабливаться к условиям и требова­ниям социального окружения. Она обусловлена тем, что в наиболее значимые периоды личностного развития ребенок не сумел исполь­зовать механизмы адаптации, соответствующие характеру социаль­ных отношений. Результат дезадаптации – нарушение равновесия в отношениях с социумом, искажение содержания це­лей, мотивов, ценностных ориентаций, диффузия социальных ро­лей.

Психологическая сущность социальной дезадаптации детей и подростков может быть раскрыта если будет известно, какие психологические закономерности характерны для данного явления, какие составляющие его образуют. Предпосылки дезадаптации:

1) семейный фактор

- для ребенка в  раннем возрасте пьянство родителей, их безразличие способствует его патологическому раз­витию;

- для детей более позднего возраста неблагоприятная семей­ная обстановка – лишь отягощающая, а вовсе не обязательная пред­посылка дезадаптации;

2) врожденная патология (легкие дисфункции мозга, обуслов­ленные родовыми или послеродовыми травмами мозга и головы), в совокупности с первым фактором создает особые условия, в которых изначально формируются отклонения в психике, способствующие дезадаптации.

Категории дезадаптированных детей и подростков можно представить следующим образом:

1) трудновоспитуемые дети, имеющие близкий к норме уровень дезадаптации, который обусловлен особенностями темперамен­та, наличием легких дисфункций мозга, нарушением внима­ния, недостаточностью возрастного развития;

2) нервные дети, неспособные в силу возрастной незрелости эмо­циональной сферы самостоятельно справляться с тяжелыми переживаниями, обусловленными их отношениями с родите­лями и другими взрослыми;

3) «трудные» подростки, не умеющие решать свои проблемы приемлемым образом, характеризующиеся внутренними конфликтами, неустойчивой эмоционально-волевой сферой;

4) фрустрированные подростки, которым свойственны устойчивые формы саморазрушающего поведения, опасного для их здоро­вья (употребление наркотиков, алкоголизм), духовного и нрав­ственного развития (сексуальные отклонения, домашнее во­ровство), социального положения (прекращение уче­бы, бродяжничество), самого факта их существования (склон­ность к суициду);

5) подростки-делинквенты, постоянно балансирующие на грани дозволенного и противоправного поведения, не сообразующе­гося с социально приемлемыми представлениями о добре и зле.

На формиро­вание дезадаптации оказывают влияние следующие факторы:

· запущенность как следствие внешне неблагополучных условий жизни и воспитания, недостатка внимания к ребенку;

· депривация как результат полного отсутствия со стороны ро­дителей близких отношений с ребенком, необходи­мых для его полноценного развития;

· фрустрация, обусловленная тем, что удовлетворе­нию жизненно важных потребностей ребенка препятствуют не­преодолимые трудности;

· внутренний конфликт, определяющий формирование комплекса личност­ных проблем как препятствий для нормального мироощуще­ния в сфере общения и деятельности, взаимоотношений с людьми.

Отечественная психология и педагогика - проблемы девиантного поведения связаны с трудными детьми и подростками, (группа повышенного социального риска):

«трудновоспитуемые»,

«кризисные»,

«педагогически запущенные»,

«дезадаптивные»,

«асоциальные» и др.

Девиантное поведение — это специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним.



Каково значение диагностики в деятельности классного руководителя?

— способ познания, изучения и установления различных отношений, состояний, качеств и свойств объектов исследования.

— особый вид познания, находящийся между научным знанием сущности и опознаванием единичного явления.

Объект педагогической диагностики - педагогические явления, к которым относится взаимодействие участников процесса, совместная деятельность, поведение и отношение субъектов, возникающее в процессе взаимодействия, а также индивидуально-личностные свойства этих субъектов и закономерности их становления.

Предмет диагностической деятельности - причинно-следственные связи между условиями и следующими за ними изменениями в индивидуально-личностном становлении субъектов образования.

Цель педагогической диагностики — получение объективной информации для управления качеством педагогического процесса, повышение эффективности педагогической деятельности.

Диагностика помогает решать следующие важнейшие учебно-воспитательные задачи: получение информации об уровне готовности детей к школьному обучению при их наборе в первый класс;

  • оценка возможностей учеников начальной школы и определение готовности их к обучению в классах среднего звена, выявление уровня сформированности у них умственных операций и учебных действий, характера учебной мотивации;

  • изучение взаимоотношений в коллективе класса, особенностей характера детей, позволяющее организовать саморазвитие ребенка на основе самопознания;

  • изучение уровня воспитанности учащихся; изучение интересов, склонностей, способностей и личностных особенностей школьников;

  • получение информации о взаимоотношениях в педагогическом коллективе, об особенностях личности учителя; диагностика уровня развития отдельных учащихся младших и средних классов.

Функции:

  • ФУНКЦИЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

  • ОЦЕНОЧНАЯ ФУНКЦИЯ

  • УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

  • НАЧАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА

  • ТЕКУЩАЯ (КОРРЕКТИРУЮЩАЯ)

  • ФУНКЦИЯ ОБОБЩАЮЩАЯ ДИАГНОСТИКА

Тест: Личностная шкала проявления тревоги


ТМО Методика - личностная шкала проявления тревоги (Дж. Тейлор, Т.А. Немчина)

Цель теста: диагностика уровня личностной тревожности.

Дополнительная информация: методика предназначена для диагностики уровня тревожности испытуемого. Шкала была создана Дж. Тейлором. Адаптация Т. А. Немчинова. Шкала лживости, введенная В. Г. Норакидзе в 1975 г., позволяет судить о демонстративности и неискренности. Опросник состоит из 60 утверждений.

Интерпретация результатов: При оценке результатов 40-50 баллов рассматриваются как показатель очень высокого уровня тревоги, 25-40 баллов свидетельствуют о высоком уровне тревоги, 15-25 баллов - о среднем (с тенденцией к высокому) уровню, 5-15 баллов - о среднем (с тенденцией к низкому) уровню, 0-5 баллов - о низком уровне тревоги.

Шкала недостоверности диагностирует склонность давать социально желательные ответы. Если этот показатель превышает 6 баллов, то это свидетельствует о неискренности испытуемого.

Инструкция: выберите ответ "Да", если Вы согласны с утверждением, и "Нет" — если не согласны.

 









































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!