Особенности работы классного руководителя с социально-неадаптированными детьми
Характеристика педагогически запущенных детей:
1.замедление темпа психической деятельности
2.психомоторная расторможенность
3.плохой самоконтроль
4.нарушение планирования
5.регулирования деятельности
6.бедный запас знаний
7.недостаточно развитая речь
8.недостаточная развитость моторики
Педагогическая запущенность – это устойчивое отклонение от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками воспитания. Педагогическая запущенность заключается в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставаниях его развития от собственных возможностей, вызванных педагогическими причинами и подвергающихся коррекции педагогическими средствами.
Структура педагогической запущенности
Педагогическая запущенность включает в себя 3 компонента:
Отклонения от нормы в поведении и учебной деятельности (неумелость, неуспешность, затрудненность), обусловленные тем, что индивидуальный опыт (житейские и другие навыки, знания и умения и их применение) этих детей неполноценны, искажены, противоречивы.
Отставание в развитии памяти, мышления, воображения, эмоционально-волевых, нравственных свойств, черт качеств личности. На эти отставания наслаиваются некоторые возрастные особенности — обостренное самолюбие, неустойчивость настроения, быстрая утомляемость, конфликтность.
Отклонения, искажения и противоречия в отношениях педагогически запущенных к себе и своим возможностям, сверстникам, учителям, родителям, окружающим явлениям. Все это значительно затрудняет и искажает их учебную деятельность и поведение. Не случайно учителя определяют педагогическую запущенность как неподготовленность к школе, неразвитость, невоспитанность.
Понятие «трудные» дети
На основании анализа современной научно-педагогической литературы можно выделить три существенных признака, составляющих содержание понятия «трудные» дети. Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения. Это мы находим у О.П. Морозовой [2.137].
Для характеристики отклоняющегося поведения используют специальные термины - «делинквентность» и «девиантность». Данное объяснение модно найти у Р.Мертона, Р.Линтона, У.Миллера, Г.Беккера [3.336]. Под делинквентным поведением понимают цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений и преступлений, отличающихся от криминальных, т.е. уголовно наказуемых преступлений и серьёзных правонарушений.
Под девиантностью подразумевается отклонение от принятых в обществе норм. В объём этого понятия включается как делинквентное, так и другие нарушения поведения. К основам девиантного поведения в обществе можно отнести преступность, наркоманию, алкоголизм, проституцию, суицид. Каждая форма девиации имеет свою специфику.
Под «трудными» школьниками понимаются, во-вторых, такие дети и подростки, нарушения, поведения которых нелегко исправляются. Здесь нужно различать понятия «трудные» дети и «педагогически запущенные дети» . «Педагогически запущенные дети» не всегда являются трудными, и относительно легко поддаются перевоспитанию.
«Трудный» ребёнок - это тот ребёнок, которым взрослые занимаются мало. Растут они сами по себе. Нередко дети вынуждены воровать, просить милостыню у прохожих, заниматься бродяжничеством. Они агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, приобщаются к наркотикам. Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают кражи, грабежи и даже убийства. Поведение детей в таких случаях характеризуют термином «делинквентное», что является особо тяжелой формой девиации.
Из трудных детей формируются асоциальные подростки, которых профессор психологии М.С. Неймарк [5.89] характеризует так:
- циники - вожаки асоциальных групп со сложившейся аморальной системой взглядов и потребностей. Нарушают порядок и правила по убеждению и считают себя правыми. Сознательно противопоставляют себя обществу;
- неустойчивые - не имеют твёрдых моральных убеждений и глубоких нравственных чувств. Их поведение, взгляды, оценки целиком зависят от ситуации.
Дезадаптированные дети
Дезадаптация – это неспособность или невозможность индивида приспосабливаться к условиям и требованиям социального окружения. Она обусловлена тем, что в наиболее значимые периоды личностного развития ребенок не сумел использовать механизмы адаптации, соответствующие характеру социальных отношений. Результат дезадаптации – нарушение равновесия в отношениях с социумом, искажение содержания целей, мотивов, ценностных ориентаций, диффузия социальных ролей.
Психологическая сущность социальной дезадаптации детей и подростков может быть раскрыта если будет известно, какие психологические закономерности характерны для данного явления, какие составляющие его образуют. Предпосылки дезадаптации:
1) семейный фактор
- для ребенка в раннем возрасте пьянство родителей, их безразличие способствует его патологическому развитию;
- для детей более позднего возраста неблагоприятная семейная обстановка – лишь отягощающая, а вовсе не обязательная предпосылка дезадаптации;
2) врожденная патология (легкие дисфункции мозга, обусловленные родовыми или послеродовыми травмами мозга и головы), в совокупности с первым фактором создает особые условия, в которых изначально формируются отклонения в психике, способствующие дезадаптации.
Категории дезадаптированных детей и подростков можно представить следующим образом:
1) трудновоспитуемые дети, имеющие близкий к норме уровень дезадаптации, который обусловлен особенностями темперамента, наличием легких дисфункций мозга, нарушением внимания, недостаточностью возрастного развития;
2) нервные дети, неспособные в силу возрастной незрелости эмоциональной сферы самостоятельно справляться с тяжелыми переживаниями, обусловленными их отношениями с родителями и другими взрослыми;
3) «трудные» подростки, не умеющие решать свои проблемы приемлемым образом, характеризующиеся внутренними конфликтами, неустойчивой эмоционально-волевой сферой;
4) фрустрированные подростки, которым свойственны устойчивые формы саморазрушающего поведения, опасного для их здоровья (употребление наркотиков, алкоголизм), духовного и нравственного развития (сексуальные отклонения, домашнее воровство), социального положения (прекращение учебы, бродяжничество), самого факта их существования (склонность к суициду);
5) подростки-делинквенты, постоянно балансирующие на грани дозволенного и противоправного поведения, не сообразующегося с социально приемлемыми представлениями о добре и зле.
На формирование дезадаптации оказывают влияние следующие факторы:
· запущенность как следствие внешне неблагополучных условий жизни и воспитания, недостатка внимания к ребенку;
· депривация как результат полного отсутствия со стороны родителей близких отношений с ребенком, необходимых для его полноценного развития;
· фрустрация, обусловленная тем, что удовлетворению жизненно важных потребностей ребенка препятствуют непреодолимые трудности;
· внутренний конфликт, определяющий формирование комплекса личностных проблем как препятствий для нормального мироощущения в сфере общения и деятельности, взаимоотношений с людьми.
Отечественная психология и педагогика - проблемы девиантного поведения связаны с трудными детьми и подростками, (группа повышенного социального риска):
«трудновоспитуемые»,
«кризисные»,
«педагогически запущенные»,
«дезадаптивные»,
«асоциальные» и др.
Девиантное поведение — это специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним.
Каково значение диагностики в деятельности классного руководителя?
— способ познания, изучения и установления различных отношений, состояний, качеств и свойств объектов исследования.
— особый вид познания, находящийся между научным знанием сущности и опознаванием единичного явления.
Объект педагогической диагностики - педагогические явления, к которым относится взаимодействие участников процесса, совместная деятельность, поведение и отношение субъектов, возникающее в процессе взаимодействия, а также индивидуально-личностные свойства этих субъектов и закономерности их становления.
Предмет диагностической деятельности - причинно-следственные связи между условиями и следующими за ними изменениями в индивидуально-личностном становлении субъектов образования.
Цель педагогической диагностики — получение объективной информации для управления качеством педагогического процесса, повышение эффективности педагогической деятельности.
Диагностика помогает решать следующие важнейшие учебно-воспитательные задачи: получение информации об уровне готовности детей к школьному обучению при их наборе в первый класс;
оценка возможностей учеников начальной школы и определение готовности их к обучению в классах среднего звена, выявление уровня сформированности у них умственных операций и учебных действий, характера учебной мотивации;
изучение взаимоотношений в коллективе класса, особенностей характера детей, позволяющее организовать саморазвитие ребенка на основе самопознания;
изучение уровня воспитанности учащихся; изучение интересов, склонностей, способностей и личностных особенностей школьников;
получение информации о взаимоотношениях в педагогическом коллективе, об особенностях личности учителя; диагностика уровня развития отдельных учащихся младших и средних классов.
Функции:
Тест: Личностная шкала проявления тревоги
ТМО Методика - личностная шкала проявления тревоги (Дж. Тейлор, Т.А. Немчина)
Цель теста: диагностика уровня личностной тревожности.
Дополнительная информация: методика предназначена для диагностики уровня тревожности испытуемого. Шкала была создана Дж. Тейлором. Адаптация Т. А. Немчинова. Шкала лживости, введенная В. Г. Норакидзе в 1975 г., позволяет судить о демонстративности и неискренности. Опросник состоит из 60 утверждений.
Интерпретация результатов: При оценке результатов 40-50 баллов рассматриваются как показатель очень высокого уровня тревоги, 25-40 баллов свидетельствуют о высоком уровне тревоги, 15-25 баллов - о среднем (с тенденцией к высокому) уровню, 5-15 баллов - о среднем (с тенденцией к низкому) уровню, 0-5 баллов - о низком уровне тревоги.
Шкала недостоверности диагностирует склонность давать социально желательные ответы. Если этот показатель превышает 6 баллов, то это свидетельствует о неискренности испытуемого.
Инструкция: выберите ответ "Да", если Вы согласны с утверждением, и "Нет" — если не согласны.