Тип урока: урок объяснения нового материала.
Оборудование урока: кабинет информатики (11 компьютеров), мультимедийный проектор, экран, магнитная доска, магниты, наглядные пособия (табличная форма представления баз даны).
Цели урока:
Обучающие:
- познакомить учащихся с основными понятиями базы данных;
- сформировать представление о возможностях СУБД по форме представления данных;
- рассмотреть способы создания и представления таблиц в различных программных приложениях: Microsoft Word и Microsoft Excel.
Воспитательные:
- формирование материалистического мировоззрения;
- нравственное воздействие;
- воспитание культуры умственного труда;
Развивающие:
- развитие репродуктивного воображения;
- развитие наглядно-действенного, абстрактно-логического мышления;
- развитие умения анализировать, сравнивать, конкретизировать, классифицировать.
Новые понятия урока:
- база данных,
- поле,
- тип поля,
- запись,
- форма,
- СУБД.
Просмотр содержимого документа
«Практическая работа»
Просмотр содержимого документа
«конспект урока»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
КОНСПЕКТ УРОКА
по информатике:
«Базы данных и системы управления базами данных»
9 класс
Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса / Н. Д. Угринович
Работу выполнила: учитель информатики
Васькова Н.П.
г. Нелидово
Тверской области
2016 г.
Тема урока: Базы данных и системы управления базами данных
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Оборудование урока: кабинет информатики (11 компьютеров), мультимедийный проектор, экран, магнитная доска, магниты, наглядные пособия (табличная форма представления баз даны).
Цели урока:
Обучающие:
познакомить учащихся с основными понятиями базы данных;
сформировать представление о возможностях СУБД по форме представления данных;
рассмотреть способы создания и представления таблиц в различных программных приложениях: Microsoft Word и Microsoft Excel.
Воспитательные:
формирование материалистического мировоззрения;
нравственное воздействие;
воспитание культуры умственного труда;
Развивающие:
развитие репродуктивного воображения;
развитие наглядно-действенного, абстрактно-логического мышления;
развитие умения анализировать, сравнивать, конкретизировать, классифицировать.
Новые понятия урока:
база данных,
поле,
тип поля,
запись,
форма,
СУБД.
Ход урока:
Организационный момент (1 минута).
Изложение теоретического материала (19 минут)
(слайды 1-15 презентации):
1 слайд
Сегодня на уроке начинаем изучение главы 4 «Хранение, поиск и сортировка информации». Открываем тетради, записываем число и тему урока: 16.01.2008, «Базы данных и системы управления базами данных». Повторить материал урока вы сможете дома, прочитав п. 4.1. стр. 163-166 и ответив устно на вопросы 1-6 после параграфа. Запишите домашнее задание.
2 cлайд
Для хранения и обработки больших объёмов информации используются базы данных.
Примеры баз данных: (записать в тетрадь)
телефонный справочник;
школьный журнал;
библиотечный каталог;
записная книжка.
Вопросы учащимся:
Сведения, о каких объектах хранятся в базе данных? (Организации и граждане; учащиеся; печатные издания; друзья).
Каким набором свойств они обладают? (Название или фамилия, имя, отчество, адрес, номер телефона; оценки, личные сведения, пропуски уроков, сведения о занятиях во внеурочное время, о факультативных занятиях; год издания, количество страниц, издательство, автор, жанр; фамилия, имя, адрес, номер телефона)
Приведите примеры известных вам баз данных. (Школьный дневник, справочник, словарь и т. д.)
3 слайд
База данных
(Попробуем сформулировать определение базы данных, подумайте какие прилагательные нужно вставить вместо пропущенных слов)
позволяет упорядоченно хранить данные о большом количестве … объектов, обладающих … набором свойств. (Определение записать в тетрадь)
(Базы данных удобно представлять в виде таблицы. В каждой строке таблицы размещаются значения свойств одного из объектов, а каждый столбец хранит значения определённого свойства всех объектов. Например, в базе данных «Записная книжка» в каждой строке таблицы содержится информация об определённом человеке, а значения его «свойств»: «№», «Фамилия, имя», «Дата рождения», «Телефон», «Домашний адрес» хранятся в различных столбцах.).
4 слайд
Табличная форма представления баз данных
База данных «Записная книжка»
№ | Фамилия, имя | Дата рождения | Телефон | Домашний адрес |
1 | Лебедева Мария | 16.06.93 | 98309 | ул. Заозёрная д. 1 |
2 | Резвова Надежда | 18.03.92 | 21279 | Ул. Садовая д.2 |
Столбцы табличной базы данных называют полями, а строки записями. (Определения поля и записи записать в тетрадь)
5 слайд
Вопросы учащимся:
Сколько полей имеет база данных «Записная книжка»? (5)
Сколько записей имеет база данных «Записная книжка»? (2)
6 слайд
(Содержимое слайда записать в тетрадь)
Вопросы учащимся:
Что представляет собой текст? (Последовательность символов)
Что представляет собой число? (Числа, записанные в разной форме)
Что представляет собой тип дата/время? (Дата или время, записанная в разной форме)
Тип счётчик позволяет автоматически нумеровать записи в таблице
7 слайд
Вопросы учащимся:
Как вы думаете, какие поля могут иметь тип текст? (Фамилия, имя и домашний адрес)
8 слайд
Вопросы учащимся:
Как вы думаете, какие поля могут иметь тип число? (Телефон)
9 слайд
Вопросы учащимся:
Как вы думаете, какие поля могут иметь тип дата/время? (Дата рождения)
10 слайд
Вопросы учащимся:
Как вы думаете, какие поля могут иметь тип счётчик? (№)
11 слайд
(Для поочерёдного ввода, просмотра и редактирования записей базы данных часто используется форма. Форма позволяет последовательно отображать записи в удобном для пользователя виде) Записать в тетрадь.
Вопросы учащимся:
Как вы думаете, почему именно на уроках информатики мы изучаем тему «Базы данных»? (Будем создавать базы данных с помощью компьютера)
Создание баз данных, а также операции поиска и сортировки данных выполняются специальными программами — системами управления базами данных (СУБД). Определение СУБД записать в тетрадь.
12 слайд
(На практической части нашего урока с помощью текстового редактора и электронных таблиц создадим базу данных «Записная книжка»
13 слайд
(к следующему уроку вы должны знать понятия: база данных, поле, тип поля, запись, форма, СУБД)
Пройдите за компьютеры. Начнём практическую работу.
Практическая работа «Создание базы данных «Записная книжка»». (15 минут)
(Учащиеся предварительно имели домашнее задание: в текстовом редакторе Блокнот создать файл, состоящий из десяти абзацев. В каждом абзаце должны быть перечислены через запятую следующие данные о друзьях: номер по порядку, фамилия имя, дата рождения, домашний адрес, номер телефона)
Цель работы: создать базу данных «Записная книжка» в текстовом процессоре Word и с использованием электронных таблиц Excel, осуществить просмотр и ввод данных в режиме форма.
Ход работы:
скопировать файл, созданный дома в собственную папку, открыть его;
сохранить файл, как документ Word под именем Друзья;
В Word преобразовать текст в таблицу, закрыть документ. (Ещё какое приложение можно использовать в качестве СУБД?);
открыть электронные таблицы Microsoft Excel;
осуществить импорт текстового файла в электронную таблицу Excel (Данные-Внешние данные-Импорт текстового файла…);
осуществить просмотр данных в режиме форма (Данные-Форма..), предварительно выделив данные;
добавить ещё одну запись с использованием формы (Добавить…Закрыть);
сохранить файл в собственной папке под именем Друзья, закрыть приложение.
Перед началом практической работы учащиеся получают карточки с описанием практической работы. Пункты 1-5 практической работы учащиеся выполняют под руководством учителя, а 7-8 самостоятельно.
Итоги урока (5 минут):
оценки;
вопросы:
С какими новыми понятиями познакомились?
Объясните смысл каждого понятия;
Приведите примеры баз данных.
Просмотр содержимого презентации
«храние, поиск и сортировка информации»