СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему "Базы данных и системы управления базами данных" (9 класс)

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Оборудование урока: кабинет информатики (11 компьютеров), мультимедийный проектор, экран, магнитная доска, магниты, наглядные пособия (табличная форма представления баз даны).

Цели урока:

Обучающие:

  • познакомить учащихся с основными понятиями базы данных;
  • сформировать представление о возможностях СУБД по форме представления данных;
  • рассмотреть способы создания и представления таблиц  в различных программных приложениях: Microsoft Word и Microsoft Excel.

Воспитательные:

  • формирование материалистического мировоззрения;
  • нравственное воздействие;
  • воспитание культуры умственного труда;

Развивающие:

  • развитие репродуктивного воображения;
  • развитие наглядно-действенного, абстрактно-логического мышления;
  • развитие умения анализировать, сравнивать, конкретизировать, классифицировать.

Новые понятия урока:

  • база данных,
  • поле,
  • тип поля,
  • запись,
  • форма,
  • СУБД.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа»

Практическая работа «Создание базы данных «Записная книжка»»


Цель работы: создать базу данных «Записная книжка» в текстовом процессоре Word и с использованием электронных таблиц Excel, осуществить просмотр и ввод данных в режиме форма.
Ход работы:

      • скопировать файл, созданный дома в собственную папку, открыть его;

      • сохранить файл, как документ Word под именем Друзья;

      • В Word преобразовать текст в таблицу, закрыть документ. (Ещё какое приложение можно использовать в качестве СУБД?);

      • открыть электронные таблицы Microsoft Excel;

      • осуществить импорт текстового файла в электронную таблицу Excel (Данные-Внешние данные-Импорт текстового файла…);

      • осуществить просмотр данных в режиме форма (Данные-Форма…), предварительно выделив данные;

      • добавить ещё одну запись с использованием формы (Добавить…Закрыть);

      • сохранить файл в собственной папке под именем Друзья, закрыть приложение.




Практическая работа «Создание базы данных «Записная книжка»»


Цель работы: создать базу данных «Записная книжка» в текстовом процессоре Word и с использованием электронных таблиц Excel, осуществить просмотр и ввод данных в режиме форма.
Ход работы:

      • скопировать файл, созданный дома в собственную папку, открыть его;

      • сохранить файл, как документ Word под именем Друзья;

      • В Word преобразовать текст в таблицу, закрыть документ. (Ещё какое приложение можно использовать в качестве СУБД?);

      • открыть электронные таблицы Microsoft Excel;

      • осуществить импорт текстового файла в электронную таблицу Excel (Данные-Внешние данные-Импорт текстового файла…);

      • осуществить просмотр данных в режиме форма (Данные-Форма…), предварительно выделив данные;

      • добавить ещё одну запись с использованием формы (Добавить…Закрыть);

      • сохранить файл в собственной папке под именем Друзья, закрыть приложение.



Практическая работа «Создание базы данных «Записная книжка»»


Цель работы: создать базу данных «Записная книжка» в текстовом процессоре Word и с использованием электронных таблиц Excel, осуществить просмотр и ввод данных в режиме форма.
Ход работы:

      • скопировать файл, созданный дома в собственную папку, открыть его;

      • сохранить файл, как документ Word под именем Друзья;

      • В Word преобразовать текст в таблицу, закрыть документ. (Ещё какое приложение можно использовать в качестве СУБД?);

      • открыть электронные таблицы Microsoft Excel;

      • осуществить импорт текстового файла в электронную таблицу Excel (Данные-Внешние данные-Импорт текстового файла…);

      • осуществить просмотр данных в режиме форма (Данные-Форма…), предварительно выделив данные;

      • добавить ещё одну запись с использованием формы (Добавить…Закрыть);

      • сохранить файл в собственной папке под именем Друзья, закрыть приложение.


Просмотр содержимого документа
«конспект урока»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5














КОНСПЕКТ УРОКА

по информатике:

«Базы данных и системы управления базами данных»

9 класс

Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса / Н. Д. Угринович














Работу выполнила: учитель информатики
Васькова Н.П.








г. Нелидово

Тверской области

2016 г.

Тема урока: Базы данных и системы управления базами данных

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Оборудование урока: кабинет информатики (11 компьютеров), мультимедийный проектор, экран, магнитная доска, магниты, наглядные пособия (табличная форма представления баз даны).

Цели урока:

Обучающие:

  • познакомить учащихся с основными понятиями базы данных;

  • сформировать представление о возможностях СУБД по форме представления данных;

  • рассмотреть способы создания и представления таблиц в различных программных приложениях: Microsoft Word и Microsoft Excel.

Воспитательные:

  • формирование материалистического мировоззрения;

  • нравственное воздействие;

  • воспитание культуры умственного труда;

Развивающие:

  • развитие репродуктивного воображения;

  • развитие наглядно-действенного, абстрактно-логического мышления;

  • развитие умения анализировать, сравнивать, конкретизировать, классифицировать.

Новые понятия урока:

  • база данных,

  • поле,

  • тип поля,

  • запись,

  • форма,

  • СУБД.


Ход урока:

    1. Организационный момент (1 минута).

    2. Изложение теоретического материала (19 минут)
      (слайды 1-15 презентации):
      1 слайд
      Сегодня на уроке начинаем изучение главы 4 «Хранение, поиск и сортировка информации». Открываем тетради, записываем число и тему урока: 16.01.2008, «Базы данных и системы управления базами данных». Повторить материал урока вы сможете дома, прочитав п. 4.1. стр. 163-166 и ответив устно на вопросы 1-6 после параграфа. Запишите домашнее задание.
      2 cлайд
      Для хранения и обработки больших объёмов информации используются базы данных.
      Примеры баз данных: (записать в тетрадь)

      • телефонный справочник;

      • школьный журнал;

      • библиотечный каталог;

      • записная книжка.
        Вопросы учащимся:
        Сведения, о каких объектах хранятся в базе данных? (Организации и граждане; учащиеся; печатные издания; друзья).
        Каким набором свойств они обладают? (Название или фамилия, имя, отчество, адрес, номер телефона; оценки, личные сведения, пропуски уроков, сведения о занятиях во внеурочное время, о факультативных занятиях; год издания, количество страниц, издательство, автор, жанр; фамилия, имя, адрес, номер телефона)
        Приведите примеры известных вам баз данных. (Школьный дневник, справочник, словарь и т. д.)
        3 слайд

База данных
(Попробуем сформулировать определение базы данных, подумайте какие прилагательные нужно вставить вместо пропущенных слов)
позволяет упорядоченно хранить данные о большом количестве … объектов, обладающих … набором свойств. (Определение записать в тетрадь)
(Базы данных удобно представлять в виде таблицы. В каждой строке таблицы размещаются значения свойств одного из объектов, а каждый столбец хранит значения определённого свойства всех объектов. Например, в базе данных «Записная книжка» в каждой строке таблицы содержится информация об определённом человеке, а значения его «свойств»: «№», «Фамилия, имя», «Дата рождения», «Телефон», «Домашний адрес» хранятся в различных столбцах.).
4 слайд
Табличная форма представления баз данных

База данных «Записная книжка»

Фамилия, имя

Дата рождения

Телефон

Домашний адрес

1

Лебедева Мария

16.06.93

98309

ул. Заозёрная д. 1

2

Резвова Надежда

18.03.92

21279

Ул. Садовая д.2


Столбцы табличной базы данных называют полями, а строки записями. (Определения поля и записи записать в тетрадь)

5 слайд

































Вопросы учащимся:
Сколько полей имеет база данных «Записная книжка»? (5)
Сколько записей имеет база данных «Записная книжка»? (2)


6 слайд


























(Содержимое слайда записать в тетрадь)
Вопросы учащимся:

Что представляет собой текст? (Последовательность символов)
Что представляет собой число? (Числа, записанные в разной форме)
Что представляет собой тип дата/время? (Дата или время, записанная в разной форме)
Тип счётчик позволяет автоматически нумеровать записи в таблице
7 слайд
Вопросы учащимся:
Как вы думаете, какие поля могут иметь тип текст? (Фамилия, имя и домашний адрес)


























8 слайд
Вопросы учащимся:
Как вы думаете, какие поля могут иметь тип число? (Телефон)




















9 слайд
Вопросы учащимся:
Как вы думаете, какие поля могут иметь тип дата/время? (Дата рождения)



























10 слайд
Вопросы учащимся:
Как вы думаете, какие поля могут иметь тип счётчик? (№)


























11 слайд
(Для поочерёдного ввода, просмотра и редактирования записей базы данных часто используется форма. Форма позволяет последовательно отображать записи в удобном для пользователя виде) Записать в тетрадь.




























Вопросы учащимся:
Как вы думаете, почему именно на уроках информатики мы изучаем тему «Базы данных»? (Будем создавать базы данных с помощью компьютера)
Создание баз данных, а также операции поиска и сортировки данных выполняются специальными программами — системами управления базами данных (СУБД). Определение СУБД записать в тетрадь.
12 слайд






























(На практической части нашего урока с помощью текстового редактора и электронных таблиц создадим базу данных «Записная книжка»
13 слайд
(к следующему уроку вы должны знать понятия: база данных, поле, тип поля, запись, форма, СУБД)





























Пройдите за компьютеры. Начнём практическую работу.

    1. Практическая работа «Создание базы данных «Записная книжка»». (15 минут)
      (Учащиеся предварительно имели домашнее задание: в текстовом редакторе Блокнот создать файл, состоящий из десяти абзацев. В каждом абзаце должны быть перечислены через запятую следующие данные о друзьях: номер по порядку, фамилия имя, дата рождения, домашний адрес, номер телефона)
      Цель работы: создать базу данных «Записная книжка» в текстовом процессоре Word и с использованием электронных таблиц Excel, осуществить просмотр и ввод данных в режиме форма.
      Ход работы:

      • скопировать файл, созданный дома в собственную папку, открыть его;

      • сохранить файл, как документ Word под именем Друзья;

      • В Word преобразовать текст в таблицу, закрыть документ. (Ещё какое приложение можно использовать в качестве СУБД?);

      • открыть электронные таблицы Microsoft Excel;

      • осуществить импорт текстового файла в электронную таблицу Excel (Данные-Внешние данные-Импорт текстового файла…);

      • осуществить просмотр данных в режиме форма (Данные-Форма..), предварительно выделив данные;

      • добавить ещё одну запись с использованием формы (Добавить…Закрыть);

      • сохранить файл в собственной папке под именем Друзья, закрыть приложение.
        Перед началом практической работы учащиеся получают карточки с описанием практической работы. Пункты 1-5 практической работы учащиеся выполняют под руководством учителя, а 7-8 самостоятельно.

    2. Итоги урока (5 минут):

      • оценки;

      • вопросы:

        • С какими новыми понятиями познакомились?

        • Объясните смысл каждого понятия;

        • Приведите примеры баз данных.



Просмотр содержимого презентации
«храние, поиск и сортировка информации»

Хранение, поиск и сортировка информации Базы данных и системы управления базами данных Домашнее задание: п. 4.1. стр. 163-166, вопросы 1-6

Хранение, поиск и сортировка информации

Базы данных и системы управления базами данных

Домашнее задание: п. 4.1. стр. 163-166, вопросы 1-6

Базы данных:

Базы данных:

  • телефонный справочник,
  • школьный журнал,
  • библиотечный каталог,
  • записная книжка.
База данных  позволяет упорядоченно хранить данные о большом количестве … объектов, обладающих …набором свойств

База данных

позволяет упорядоченно хранить данные о большом количестве … объектов, обладающих …набором свойств

База данных  позволяет упорядоченно хранить данные о большом количестве однотипных объектов, обладающих одинаковым набором свойств

База данных

позволяет упорядоченно хранить данные о большом количестве однотипных объектов, обладающих одинаковым набором свойств

Табличная форма представления баз данных База данных «Записная книжка» № Фамилия, имя 1 2 Лебедева Мария Дата рождения Телефон Резвова Надежда 16.06.93 Домашний адрес 98309 18.03.92 21279 ул. Заозёрная д.1   ул. Садовая д.2

Табличная форма представления баз данных

База данных «Записная книжка»

Фамилия, имя

1

2

Лебедева Мария

Дата

рождения

Телефон

Резвова Надежда

16.06.93

Домашний адрес

98309

18.03.92

21279

ул. Заозёрная д.1

  ул. Садовая д.2

Табличная форма представления баз данных поля № 1 Фамилия, имя 2 Дата рождения Лебедева Мария 16.06.93 Резвова Надежда Телефон Домашний адрес 98309 18.03.92 ул.Заозёрная д.1 21279   ул.Садовая д.2 записи

Табличная форма представления баз данных

поля

1

Фамилия, имя

2

Дата

рождения

Лебедева Мария

16.06.93

Резвова Надежда

Телефон

Домашний адрес

98309

18.03.92

ул.Заозёрная д.1

21279

  ул.Садовая д.2

записи

Табличная форма представления баз данных  Каждое поле имеет имя и может хранить данные определённого типа :

Табличная форма представления баз данных

Каждое поле имеет имя и может хранить данные определённого типа :

  • текст ,
  • число,
  • дата/время,
  • счётчик,
  • и т.д.
Текст № Фамилия, имя 1 2 Дата рождения Лебедева Мария Телефон Резвова Надежда 16.06.93 18.03.92 98309 Домашний адрес 21279 ул.Заозёрная д.1   ул. Садовая д.2

Текст

Фамилия, имя

1

2

Дата

рождения

Лебедева Мария

Телефон

Резвова Надежда

16.06.93

18.03.92

98309

Домашний адрес

21279

ул.Заозёрная д.1

  ул. Садовая д.2

Число № Фамилия, имя 1 2 Дата рождения Лебедева Мария Телефон Резвова Надежда 16.06.93 98309 Домашний адрес 18.03.92 21279 ул.Заозёрная д.1   ул. Садовая д.2

Число

Фамилия, имя

1

2

Дата

рождения

Лебедева Мария

Телефон

Резвова Надежда

16.06.93

98309

Домашний адрес

18.03.92

21279

ул.Заозёрная д.1

  ул. Садовая д.2

Дата/Время № Фамилия, имя 1 2 Дата рождения Лебедева Мария Телефон Резвова Надежда 16.06.93 98309 Домашний адрес 18.03.92 21279 ул.Заозёрная д.1   ул. Садовая д.2

Дата/Время

Фамилия, имя

1

2

Дата

рождения

Лебедева Мария

Телефон

Резвова Надежда

16.06.93

98309

Домашний адрес

18.03.92

21279

ул.Заозёрная д.1

  ул. Садовая д.2

Счётчик № Фамилия, имя 1 2 Дата рождения Лебедева Мария Телефон Резвова Надежда 16.06.93 98309 Домашний адрес 18.03.92 21279 ул.Заозёрная д.1   ул. Садовая д.2

Счётчик

Фамилия, имя

1

2

Дата

рождения

Лебедева Мария

Телефон

Резвова Надежда

16.06.93

98309

Домашний адрес

18.03.92

21279

ул.Заозёрная д.1

  ул. Садовая д.2

Представление записей базы данных с помощью формы

Представление записей базы данных с помощью формы

Система управления базами данных (СУБД)  приложение, позволяющее создавать базы данных и осуществлять в них сортировку и поиск данных Функцию простой СУБД могут выполнять электронные таблицы, а также текстовые редакторы, путём вставки в документ таблиц.

Система управления базами данных (СУБД)

приложение, позволяющее создавать базы данных и осуществлять в них сортировку и поиск данных

Функцию простой СУБД могут выполнять электронные таблицы, а также текстовые редакторы, путём вставки в документ таблиц.

Знать:

Знать:

  • база данных;
  • поле;
  • тип поля;
  • запись;
  • форма;
  • СУБД.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!