«Современный урок биологии
в соответствии
с ФГОС»
« Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства , показатель его кругозора, эрудиции»
В.А. Сухомлинский
Требования
к
результатам
обучения
Предметные
Личностные
Метапредметные
результаты
результаты
результаты
Какой же он,
современный урок ?
Это урок-познание , открытие , деятельность , противоречие , развитие , рост , ступенька к знанию , самопознание , самореализация , мотивация , интерес , профессионализм , выбор, инициативность , уверенность , потребность
Современный урок биологии - это урок, характеризующийся следующими признаками:
1. Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания.
2. На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению.
3. На уроке реализуются идеи гуманизации образования.
4. На уроке реализуется деятельностный подход к обучению.
5. Организация урока динамична и вариативна.
6. На уроке используются современные педагогические технологии.
Методы и методические приёмы
Практические
Словесные
- Беседа
- Объяснение
- Рассказ
- Лекция
- Распознавание и определение объектов
- Наблюдение
- Эксперимент
Методические приёмы:
Методические приёмы:
Логические ( постановка
Логические (постановка
проблемы, выявление
проблемы, выявление
признаков, сравнение,
признаков, сравнение,
выводы, обобщение)
выводы, обобщение)
Организационные (запись
Организационные (работа индивидуальная и групповая, разделение работы на операции самостоятельно или по указанию учителя и т. д.)
Технические (использование инструктивных таблиц при постановке опытов)
плана, беседы, ответ по
плану, ответ у доски,
ответ с места)
Технические (вопросы
на доске, анкеты для
заполнения и т. д.)
Наглядные
- Демонстрация опытов
- Демонстрация натуральных
объектов
изобразительных
Пособий
Методические
приёмы:
Логические ( постановка
проблемы, выявление
признаков, сравнение,
выводы, обобщение)
Организационные
(демонстрации)
Технические (демонстрации пособий,
микропрепаратов,
живых объектов,.)
Урок современного типа
Формулируют сами учащиеся
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
Проводится рефлексия
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Требования к уроку
Объявление темы урока
Сообщение целей и задач
Планирование
Практическая деятельность учащихся
Осуществление контроля
Осуществление коррекции
Оценивание учащихся
Итог урока
Домашнее задание
Традиционный урок
Учитель сообщает учащимся
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию
Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили
Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)
Проблемно-диалогическая технология
Цель - обучить самостоятельному решению проблем Средство - открытие знаний вместе с детьми
Проблемно-диалогический урок
Традиционный урок
1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками
2.Актуализация учениками своих знаний
1.Проверка д/з учеников учителем
3. Поиск решения проблемы учениками
4.Выражение решения учениками
2.Объявление темы учителем
5. Применение знаний учениками
3.Объяснение темы учителем
4.Закрепление знаний учениками
Саша
Традиционный и современный урок различаются по следующим показателям:
- цели урока
- роль и функции учителя на уроке
- изменение отношений между учителем и учащимися
- логика построения процесса обучения
- использование межпредметных связей
- внедрение коллективной учебной деятельности
Требования к современному уроку.
• Самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока
• Учитель выступает в роли организатора, а не информатора
• Обязательная рефлексия учащихся на уроке
• Высокая степень речевой активности учащихся
- Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал.
К.Д. Ушинский
Презентация учебников
Рабочая программа. Биология 5-9 классы: учебное методическое пособие/сост. Г.М. Пальдяева. - М.: Дрофа, 2013.
Концентрическое курс: пропедевтическую ступень биологических знаний – 5-й класс, систематический курс биологии – 6–9-е классы, профильное изучение предмета – 10–11-е классы. Т.е. с каждым годом дети углубляют уже полученные ранее знания. Изучение «Человека» в 8 классе.
Линейный курс:
5-6 классах происходит становление первичного фундамента биологических знаний, 7 класс – изучение растений, грибов, бактерий, 8 класс – животных, 9 класс – человека, 10-11 классы – общей биологии.
Учебник-навигатор
Заключение
Успешность современного урока, зависит от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам, использования различных средств ИКТ. Форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке, современные методы работы делают урок интересным и воспитывают творческих учеников