СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный урок как основа эффективного и качественного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной формой работы учителя остаётся урок. Поэтому  уметь конструировать урок, знать его структуру , современные требования к нему - основа успешной деятельности любого педагога.

Просмотр содержимого документа
«Современный урок как основа эффективного и качественного образования»

Современный урок как основа эффективного и качественного образования

Современный урок как основа эффективного и качественного образования

Государственная программа развития образования на 2011-2020 годы

Государственная программа развития образования на 2011-2020 годы

В мировом образовательном пространстве 12-летнее среднее образование реализуется в 136 странах, в том числе в Австралии, Канаде, США, Франции, Японии и других странах, входящих в число 50 конкурентоспособных государств мира. Из постсоветских стран на 12-летнюю модель обучения перешли Армения, Грузия, Латвия, Литва, Беларусь, Молдова, Таджикистан, Узбекистан, Украина, Эстония. Для того ,чтобы сегодняшний ребёнок, а завтрашний специалист был успешным и конкурентноспособным, востребованным на рынке труда.

В мировом образовательном пространстве 12-летнее среднее образование реализуется в 136 странах, в том числе в Австралии, Канаде, США, Франции, Японии и других странах, входящих в число 50 конкурентоспособных государств мира. Из постсоветских стран на 12-летнюю модель обучения перешли Армения, Грузия, Латвия, Литва, Беларусь, Молдова, Таджикистан, Узбекистан, Украина, Эстония.

Для того ,чтобы сегодняшний ребёнок, а завтрашний специалист был успешным и конкурентноспособным, востребованным на рынке труда.

В рамках реализации Плана Нации – «100 конкретных шагов», инициированного Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым, запланированы 5 шагов в сфере образования, направленных на повышение качества человеческого капитала на основе стандартов стран ОЭСР. Три из них относятся к общему среднему образованию. Шаг 76: Поэтапное внедрение 12-летнего образования, обновление стандартов школьного обучения для развития функциональной грамотности. Шаг 79: Поэтапный переход на английский язык обучения в системе образования – в старшей школе и вузах. Шаг 89: Разработка и реализация национального проекта «Нұрлы Болашақ». Внедрение ценностей «Мәңгілік ел» в действующие учебные программы школьного образования. В 2016-2017 учебном году на обновленное содержание образования переходят все первые классы.

В рамках реализации Плана Нации – «100 конкретных шагов», инициированного Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым, запланированы 5 шагов в сфере образования, направленных на повышение качества человеческого капитала на основе стандартов стран ОЭСР.

Три из них относятся к общему среднему образованию.

Шаг 76: Поэтапное внедрение 12-летнего образования, обновление стандартов школьного обучения для развития функциональной грамотности.

Шаг 79: Поэтапный переход на английский язык обучения в системе образования – в старшей школе и вузах.

Шаг 89: Разработка и реализация национального проекта «Нұрлы Болашақ». Внедрение ценностей «Мәңгілік ел» в действующие учебные программы школьного образования.

В 2016-2017 учебном году на обновленное содержание образования переходят все первые классы.

1. Результаты обучения: учебные достижения имеют продуктивный характер (знают, понимают, применяют, анализируют, создают). 2. Реальный учебный процесс характеризуется активной деятельностью самих учащихся по «добыванию» знаний на каждом уроке. 3. Ученик – субъект своего познания, учитель – организатор познавательной деятельности учащихся. Особенности направлены на:  1. формирование первоначальных знаний по предметным областям;  2.развитие первоначальных навыков исследовательской деятельности;  3.создание предпосылок для формирования целостного научного видения  окружающего мира;  4.формирование учебной самостоятельности;  5.развитие навыков общения и сотрудничества;  6 .овладение тремя языками;  7.формирование критического, творческого мышления;  8. формирование функциональных навыков обучения: считать, читать, писать,  9.логично излагать свои мысли, устанавливать причинно-следственные связи

1. Результаты обучения: учебные достижения имеют продуктивный характер

(знают, понимают, применяют, анализируют, создают).

2. Реальный учебный процесс характеризуется активной деятельностью самих

учащихся по «добыванию» знаний на каждом уроке.

3. Ученик – субъект своего познания, учитель – организатор познавательной

деятельности учащихся.

Особенности направлены на:

1. формирование первоначальных знаний по предметным областям;

2.развитие первоначальных навыков исследовательской деятельности;

3.создание предпосылок для формирования целостного научного видения

окружающего мира;

4.формирование учебной самостоятельности;

5.развитие навыков общения и сотрудничества;

6 .овладение тремя языками;

7.формирование критического, творческого мышления;

8. формирование функциональных навыков обучения: считать, читать, писать,

9.логично излагать свои мысли, устанавливать причинно-следственные связи

Предлагаемая к рассмотрению программа обновления образования предполагает, что обучение должно быть активным, проводиться в условиях созданной коллаборативной среды, должна  осуществляться дифференциация  обучения, в процессе осуществления должны реализовываться межпредметные связи. Кроме перечисленного обязательным является использование ИКТ, диалоговое обучение, осуществляться методы исследования и своевременное реагирование на потребности учащихся. Основной формой работы учителя остаётся урок.  Поэтому уметь конструировать урок, знать  его  структуру, современные требования к нему – основа успешной деятельности любого педагога. Лично я люблю землянику со сливками,  но рыба почему-то предпочитает червяков.  Вот почему, когда я иду на рыбалку,  я думаю не о том, что люблю я, а о том, что любит рыба Дейл Карнеги

Предлагаемая к рассмотрению программа обновления образования предполагает, что обучение должно быть активным, проводиться в условиях созданной коллаборативной среды, должна  осуществляться дифференциация  обучения, в процессе осуществления должны реализовываться межпредметные связи. Кроме перечисленного обязательным является использование ИКТ, диалоговое обучение, осуществляться методы исследования и своевременное реагирование на потребности учащихся.

Основной формой работы учителя остаётся урок.  Поэтому уметь конструировать урок, знать  его  структуру, современные требования к нему – основа успешной деятельности любого педагога.

Лично я люблю землянику со сливками,

но рыба почему-то предпочитает червяков.

Вот почему, когда я иду на рыбалку,

я думаю не о том, что люблю я,

а о том, что любит рыба

Дейл Карнеги

– как родной человек, в нем все близко и понятно: пусть смертельная усталость, пусть не всегда удовлетворяют ученики, на уроке – все знакомо, привычно, понятно, это – традиционно.   Так может и не стоит ничего менять?   Чтобы этот вопрос не остался риторическим, давайте задумаемся над строками стихотворения:   Хоть выйди ты не в белый свет,   А в поле за околицей, —   Пока идешь за кем-то вслед,   Дорога не запомнится.   Зато, куда б ты ни попал   И по какой распутице,   Дорога та, что сам искал,   Вовек не позабудется.   Но время не стоит на месте, и сегодня урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя.

– как родной человек, в нем все близко и понятно: пусть смертельная усталость, пусть не всегда удовлетворяют ученики, на уроке – все знакомо, привычно, понятно, это – традиционно.  Так может и не стоит ничего менять?  Чтобы этот вопрос не остался риторическим, давайте задумаемся над строками стихотворения:  Хоть выйди ты не в белый свет,  А в поле за околицей, —  Пока идешь за кем-то вслед,  Дорога не запомнится.  Зато, куда б ты ни попал  И по какой распутице,  Дорога та, что сам искал,  Вовек не позабудется. 

Но время не стоит на месте, и сегодня урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя.

1.Цель обучения: современный урок – развивающий урок («научить учиться») 2.Постулат (девиз) : « Делайте, я с вами, я вас направлю»-педагогическое сопровождение. Учитель создает ситуацию – ученики сами выходят на тему урока и ставят перед собой цели и задачи. 3.Характер взаимодействия: диалогичность, субъект-субъект. На этапе высказывания гипотез учитель может употреблять такие фразы: принимается, интересная мысль, может быть. 4. Форма организации урока: групповая, индивидуальная работа, работа в паре, дифференциация. 5.Методы обучения: активные, продуктивный – проблемный вопрос, мозговой штурм и т.д. 6.Способы усвоения новых понятий: самостоятельное открытие нового в результате анализа, синтеза, сравнения(в диалоге с учителем, в учебнике проверяет свои гипотезы) 7.Позиция учителя: организатор сотрудничества, консультант, помощник - «тьютер» 8.Позиция ученика: активный деятель, реализующий свой познавательный интерес. 9.Подведение итога урока: дети учатся способности анализировать свои знания и умения, навыки – это важный фактор становления личности.

1.Цель обучения: современный урок – развивающий урок («научить учиться»)

2.Постулат (девиз) : « Делайте, я с вами, я вас направлю»-педагогическое сопровождение. Учитель создает ситуацию – ученики сами выходят на тему урока и ставят перед собой цели и задачи.

3.Характер взаимодействия: диалогичность, субъект-субъект. На этапе высказывания гипотез учитель может употреблять такие фразы: принимается, интересная мысль, может быть.

4. Форма организации урока: групповая, индивидуальная работа, работа в паре, дифференциация.

5.Методы обучения: активные, продуктивный – проблемный вопрос, мозговой штурм и т.д.

6.Способы усвоения новых понятий: самостоятельное открытие нового в результате анализа, синтеза, сравнения(в диалоге с учителем, в учебнике проверяет свои гипотезы)

7.Позиция учителя: организатор сотрудничества, консультант, помощник - «тьютер»

8.Позиция ученика: активный деятель, реализующий свой познавательный интерес.

9.Подведение итога урока: дети учатся способности анализировать свои знания и умения, навыки – это важный фактор становления личности.

Очень много внимания будет уделено изменению  системы оценивания достижения ожидаемых результатов учащихся.

Модель критериального оценивания сочетает в себе три вида оценивания, которые охватывают развитие учащегося в течение учебного года.

Это формативное оценивание , внутреннее суммативное оценивание и внешнее суммативное оценивание .

Результаты формативного оценивания учащихся фиксируются в виде определений «достиг» (цели обучения) или «стремится». Отсутствие выставления оценок на каждом уроке позволяет снять тревожность у учащихся из-за плохой оценки, постоянно работать над собственным прогрессом для достижения цели обучения, а учителю корректировать планирование урока с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Внутреннее суммативное оценивание - определяет уровень применения знаний, умений и навыков при завершении изучения блока учебной информации за четверть и используется для определения итоговых оценок за четверти и учебный год.

Для сбора результатов формативного и суммативного оцениваний учащихся в качестве доказательств достижения цели обучения используется портфолио учащегося. В нем накапливаются работы ученика, критерии их оценивания, итоги самооценивания, отзывы и рекомендации учителя.

Портфолио эффективно используется для предоставления обратной связи родителям об успешности обучения учащихся..

Таким образом, чтобы эффективность урока была «отличной», надо создать увлекательный урок. Чтобы он приносил пользу, надо знать, в какой клеточке урока что уместно, а что — нет, как соединить привычное с непривычным. Необходимы и многие другие умения: демонстрировать  детям свое полное к ним доверие, организовывать сообщение нового материала в форме увлекательного диалога и саморефлексию достигнутого, не нарушать логическую структуру урока, исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению и многое другое

Таким образом, чтобы эффективность урока была «отличной», надо создать увлекательный урок. Чтобы он приносил пользу, надо знать, в какой клеточке урока что уместно, а что — нет, как соединить привычное с непривычным. Необходимы и многие другие умения: демонстрировать  детям свое полное к ним доверие, организовывать сообщение нового материала в форме увлекательного диалога и саморефлексию достигнутого, не нарушать логическую структуру урока, исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению и многое другое

 Это умение: -формулировать учебные цели для   достижения результатов; -строить  учебный процесс  по организации усвоения  учебного материала; готовить учебные материалы  в соответствии с  учебными целями; - использовать  потенциал информационной среды для  учебного процесса ; - создавать  условия для опережающего развития учащихся в  и личностно-деятельностной направленности  ; - создавать атмосферу психологического комфорта и поддержки; - готовить учащихся к самообразованию, самоопределению и самореализации; - оценивать текущие результаты, направленные  на достижение поставленных целей.

Это умение:

-формулировать учебные цели для   достижения результатов;

-строить  учебный процесс  по организации усвоения  учебного материала;

готовить учебные материалы  в соответствии с  учебными целями;

- использовать  потенциал информационной среды для  учебного процесса ;

- создавать  условия для опережающего развития учащихся в  и личностно-деятельностной направленности  ;

- создавать атмосферу психологического комфорта и поддержки;

- готовить учащихся к самообразованию, самоопределению и самореализации;

- оценивать текущие результаты, направленные  на достижение поставленных целей.

 «Какие качества мы хотим видеть у детей по окончании школы, чтобы в современной жизни они были успешны?» 1.Умение ставить цель и добиваться ее. 2.Умение адаптироваться к ситуации. 3.Умение ориентироваться в мире. 4.Умение общаться. 5.Умение заботиться о других, быть нравственным человеком. 6.Самостоятельно добывать и применять знания. 7.Сохранить здоровье.

«Какие качества мы хотим видеть у детей по окончании школы, чтобы в современной жизни они были успешны?»

1.Умение ставить цель и добиваться ее.

2.Умение адаптироваться к ситуации.

3.Умение ориентироваться в мире.

4.Умение общаться.

5.Умение заботиться о других, быть нравственным человеком.

6.Самостоятельно добывать и применять знания.

7.Сохранить здоровье.

1. Игровой и творческий характер обучения.

2.Интерактивность учебного процесса.

3.Включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога и полилога.

4.Использование знаний и опыта обучающихся.

5.Задействование в процессе обучения всех органов чувств. Когда в процессе обучения задействованы все пять органов чувств, уже можно

рассчитывать на положительный результат. «Вижу, слышу, щупаю!» – принцип

детского восприятия. Например:

1 класс Познание мира

Раздел: Моя школа

Тема урока: Моя школа

Сообщить классу, что мы будем исследовать различные места в школе.

Дать каждому ученику простую, обрисованную в общих чертах карту школы.

Спросить, что это показывает. Обсудить, как они могли бы использовать это. На

класс приготовить план-карту.

Задание для групп:

1-ая группа: Как пользоваться библиотекой? (беседа с библиотекарем).

2-ая группа: Бережное отношение к книге (инсценировка).

3-я группа: Как вести себя соответственно в библиотеке? (составить список

правил поведение в библиотеке).

6.Рефлексия процесса обучения его участниками.

С помощью активных методов обучения можно развить у учащихся способность

работать в команде, осуществлять совместную проектную и исследовательскую

деятельность, отстаивать свои позиции, обосновывать собственное мнение и

толерантно относиться к чужому, принимать ответственность за себя и команду.

Правила работы в команде ► Признаём равноправие всех участников группы. ► Соблюдаем правило «поднятой руки». ► Высказываемся честно, говорим по одному, говорим по существу. ► Аргументируем любое высказываемое мнение .

Правила работы в команде

► Признаём равноправие всех участников группы.

► Соблюдаем правило «поднятой руки».

► Высказываемся честно, говорим по одному, говорим по существу.

► Аргументируем любое высказываемое мнение .

Правила работы в команде ► Стремимся понять друг друга. ► Уважаем различные мнения. ► Соблюдаем тишину. ► Избегаем прямых указаний и назидательности.

Правила работы в команде

► Стремимся понять друг друга.

► Уважаем различные мнения.

► Соблюдаем тишину.

► Избегаем прямых указаний и назидательности.

Правила работы в команде ► Соблюдаем временные границы. ► Даём возможность всем высказаться и всех выслушать. ► Участвуем в работе группы в течение всего времени. ► Обходимся без личностных оценок членов группы. ► Поощряем друг друга (словами, аплодисментами) и т.д .

Правила работы в команде

► Соблюдаем временные границы.

► Даём возможность всем высказаться и всех выслушать.

► Участвуем в работе группы в течение всего времени.

► Обходимся без личностных оценок членов группы.

► Поощряем друг друга (словами, аплодисментами) и т.д .

Тема: Изучение геометрических фигур. Дата:2016г. Класс:1 кол-во присутствующих: кол-во отсутствующих: Цели обучения, которые необходимо достичь на этом уроке: распознавать плоские(треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) и пространственные(шар, цилиндр, конус, пирамида)фигуры Цели обучения: Все учащиеся смогут : различать плоские и пространственные фигуры  Большинство учащихся будут уметь: формулировать различия между плоскими и пространственными фигурами  Некоторые учащиеся смогут: используя полученные знания установят, что каждая грань пространственной фигуры представляет собой плоскую Языковая цель: учащиеся смогут: объяснить различия между геометрическими фигурами в соответствии с их признаками Ключевые слова и фразы: пространственные,плоские,двухмерные,трехмерные фигуры,цилиндр,конус,пирамида Стиль языка,подходящий для диалога в классе: математические термины Вопросы для обсуждения: Какие вы фигуры знаете?На какие группы их можно разделить?Можешь ли сказать почему? Предыдущее обучение: навыки рисования геометрических фигур,конструирование

Тема: Изучение геометрических фигур.

Дата:2016г.

Класс:1 кол-во присутствующих: кол-во отсутствующих:

Цели обучения, которые необходимо достичь на этом уроке: распознавать плоские(треугольник, квадрат, круг, прямоугольник) и пространственные(шар, цилиндр, конус, пирамида)фигуры

Цели обучения: Все учащиеся смогут : различать плоские и пространственные фигуры

Большинство учащихся будут уметь: формулировать различия между плоскими и пространственными фигурами

Некоторые учащиеся смогут: используя полученные знания установят, что каждая грань пространственной фигуры представляет собой плоскую

Языковая цель: учащиеся смогут: объяснить различия между геометрическими фигурами в соответствии с их признаками

Ключевые слова и фразы: пространственные,плоские,двухмерные,трехмерные фигуры,цилиндр,конус,пирамида

Стиль языка,подходящий для диалога в классе: математические термины

Вопросы для обсуждения: Какие вы фигуры знаете?На какие группы их можно разделить?Можешь ли сказать почему?

Предыдущее обучение: навыки рисования геометрических фигур,конструирование

Начало урока Сопоставление геометрических Набор плоских геом.фигур 4 мин фигур по описанию Спички,трубочки,проволока, 6 мин. Работа в группах,фронтально, пластилин  индивидуально Середина урока Работа в группах с объемными Образцы объемных фигур  20 мин фигурами предметные картинки, Конец урока: 6 мин Игра «Фигуры-друзья» интерактивная доска.  Индивидуальная работа Карточки с изображением  формативное оценивание плоских и пространственных  фигур Рефлексия На карточках изображены 4 мин две фигуры.Если ты научился различать  плоские и пространственные фигуры,  то раскрась трехмерную фигуру красным цветом. Дифференциация: Оценивание Межпредметные связи: Как вы планируете под- Как вы увидите приобретеные соблюдение СанПиН держивать учащихся? знания? компетентность  Рефлексия: используйте пространство ниже, чтобы подвести итоги урока. Ответьте на самые актуальные вопросы из блока.

Начало урока Сопоставление геометрических Набор плоских геом.фигур

4 мин фигур по описанию Спички,трубочки,проволока,

6 мин. Работа в группах,фронтально, пластилин

индивидуально

Середина урока Работа в группах с объемными Образцы объемных фигур

20 мин фигурами предметные картинки,

Конец урока:

6 мин Игра «Фигуры-друзья» интерактивная доска.

Индивидуальная работа Карточки с изображением

формативное оценивание плоских и пространственных

фигур

Рефлексия На карточках изображены

4 мин две фигуры.Если ты научился различать

плоские и пространственные фигуры,

то раскрась трехмерную фигуру красным цветом.

Дифференциация: Оценивание Межпредметные связи:

Как вы планируете под- Как вы увидите приобретеные соблюдение СанПиН

держивать учащихся? знания? компетентность

Рефлексия: используйте пространство ниже, чтобы подвести итоги урока. Ответьте на самые актуальные вопросы из блока.

Мои умения Формативные работы

1 2 3

1 Я знаю и могу нарисовать точку. + + +

2 Я знаю и могу начертить линию, ломаную линию. ? ? + +

2 Я знаю и могу начертить замкнутую и незамкнутую

линии. + + +

3 Я знаю и могу начертить отрезок. ? ? + +

4 Я знаю и могу начертить луч. ? - + +

5 Я умею рисовать плоские фигуры ? - + +

6 Я умею составлять композиции из плоских фигур - ? +

Заполняя данную таблицу, ребёнок имеет возможность увидеть своё продвижение

в теме. О том, как заполнять данную таблицу, дети договариваются сами. На первых

этапах обучения это может быть знаковая система, но чтобы символы, которыми

они будут пользоваться, были одинаковыми, для того, чтобы учитель и ученик

могли понять друг друга. Это могут быть значки «+», «-», «?», либо дети будут

закрашивать клеточки настолько, насколько посчитают нужным. В дальнейшем

лучше приучать детей сразу к терминологии, которая будет использоваться при

оценивании целей обучения «стремится» (С), «достиг» (Д).

Учащиеся, которые «стремятся к достижению цели обучения», должны получать поддержку и обратную связь со стороны учителя, чтобы это помогло им

для дальнейшего прогресса.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!