СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Современный урок – как основа эффективного и качественного образования"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал по теме "Современный урок – как основа эффективного и качественного образования» подготовлен Ерохиной Оксаной Александровной учителем технологии МБОУ «Булановская СОШ им. И.И. Таранова» Октябрьского р-на, Оренбургской обл. к педагогическому совету учителей школы.

Просмотр содержимого документа
«"Современный урок – как основа эффективного и качественного образования"»

МБОУ «Булановская СОШ им. И.И.Таранова»











"Современный урок - как основа эффективного и качественного образования"








Подготовила:

Ерохина Оксана Александровна

Учитель технологии первой

квалификационной категории













2018 г.


«Современный урок - как основа эффективного и   качественного образования»




« Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» Сухомлинский В.А. (слайд № 1)


Человек XXI века - это творческая личность. Он должен быть активным, работоспособным, волевым, уверенным в себе, компетентным коммуникативным, умеющим отстаивать свое мнение.

Сегодня изменились требования и к учителю, и к ученику - учитель должен научить ребёнка учиться – уметь добывать знания самому, при этом за учителем сохраняется роль организатора познавательной деятельности, он управляет процессом познания, т.е. планирует, организует выполнение плана, анализирует достигнутые результаты.

Меняются цели  и  содержание  образования, появляются новые средства  и  технологии обучения, но  урок  остается главной формой обучения. Как и более 400 сот лет назад, когда была введена классно-урочная система, которую разработал Ян Амос Коменский.


Обратимся к известной цитате В.А. Сухомлинского: «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции». Эта форма многие столетия определяла лицо школы, являлась ее «визитной карточкой». Безусловно, и современная школа держится на уроке, который определяет ее социальный и педагогический статус, роль и место в становлении, развитии и педагогов, и школьников.

Прежде, чем перейти к определению, что такое современный урок, я хочу напомнить вам одну притчу, которая называется «Наберись смелости и сделай попытку!»

Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его. «О, вы, подданные мои, у меня есть трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить её». Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще никто никогда не видывал. «Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда–либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?» - спросил царь. Одни придворные только отрицательно качали головами, другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако, вскоре признались, что не смогут открыть его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, она слишком трудна. Лишь один визирь подошел к замку. Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными способами сдвинуть с места, и, наконец, одним рывком дернул его. И чудо-замок открылся! Он просто был не полностью защелкнут. Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе потому, что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься и на собственные силы и не боишься сделать попытку».

Нам учителям, необходимо не стоять на месте, набираться смелости и делать попытки для реализации современных образовательных технологий, т.е.двигаться вперед.

Современный   урок - это прежде всего  урок , на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого  и  осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

(слайд № 2)

Планируя современный урок мы должны знать:

Чему учить; ради чего учить; как учить.

  • На современном уроке нет места скуке, страху и злости от бессилия;

  • на современном уроке царит атмосфера интереса, доверия и сотрудничества;

  • на современном уроке есть место каждому ученику, потому что современный урок-залог его успеха в будущем!

(слайд № 3)

Три постулата заложены в основании новой технологии урока.

Первый: «Урок есть открытие истины, поиск и осмысление её в совместной деятельности учителя и ученика».

Второй: «Урок есть часть жизни ребёнка».

Третий: «Человек на уроке всегда остаётся наивысшей ценностью , выступая в роли цели и никогда не выступая в виде средства».


Замысел современного урока заключается в создании учителем условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка. Структура современного урока:

(слайд № 4)


Что главное в уроке? Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д.

Каждый учитель, планируя свой урок, ставит цели и задачи, которые он хотел бы осуществить вместе с учащимися, рассма­тривая ту или иную тему.

Во-первых, хочется, чтобы урок был интересным, ведь инте­ресный урок — это активизация интеллектуальных и волевых процессов, их взаимопроникновение и взаимодействие друг на друга.

Во-вторых, учитель стремится к тому, чтобы урок был эф­фективным.

Ученые замечают: «Чем выше интерес и активность учеников на уроке, тем выше и результат занятия».


(слайд № 5)

Как для учеников, так и для Учителя, урок может быть интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. А еще – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу будущего, основу качественного образования, готовит ребёнка к жизни в меняющемся обществе. На нём нельзя обойтись без новых технологий, способствующих развитию личности обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями каждого и запросами общества в целом.

Важной составляющей современного урока, влияющей на качество обученности школьников, является эффективное педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса на уроке.


(слайд № 6)

Вашему вниманию предлагается ответить «Да» или «Нет» на следующие вопросы.

    • Когда ребенок говорит что-то непонятное, я обычно сразу же его поправляю.

    • Когда ребенок «мямлит», мне хочется его слегка одернуть.

    • Я считаю, что если учитель часто улыбается детям, это мешает его ученикам сосредоточиться.

    • Когда ученик отвечает, меня интересуют, прежде всего, его знания, а не эмоции.

    • Если я не согласен с мнением ученика, я об этом говорю прямо.

    • Когда учащиеся несут «околесицу», я стараюсь поставить их на место.

    • Я бы не хотел оказаться на месте своего ученика во время опроса.

Если вы набрали больше трех ответов «да», то Вам бы не мешало задуматься об эффективности своих взаимоотношений с учащимися. Все ли вы сделали, чтобы Ваши взаимоотношения с учениками на уроке были партнерскими, равными, основанными на дружелюбии и внимании друг к другу? (слайд № 7)


В процессе организации современного урока особое внимание следует обратить на эффективность отдельных форм. Небезынтересна так называемая «пирамида обучаемости учащихся», предложенная журналом «Директор школы» по результатам американских исследований:


Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения , т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя , так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.


Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?") и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования").

(слайд № 8)

Существует несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий.

Учителями разработано много методических приемов, новшеств, новаторских подходов к проведению различных форм занятий


Нетрадиционные формы урока:


Ролевые игры;

Урок -путешествие;

Урок -спектакль;

Круглый стол или конференция;

Смотр знаний;

Урок -состязание;

Урок фантазирования;

Пресс -конференция;

Урок -игра;

Урок взаимообучения;

Деловая игра;

урок открытых мыслей;

Урок -зачет;

Урок -восхождение;

Урок взаимообучения;

Урок -соревнование;

Урок -викторина;

Урок -диалог;

Аукцион знаний;

Мозговая атака;

Урок -дебаты;

Урок -брифинг;

урок-турнир;

Актуальное интервью;

Моделирование мышления

учащихся;

Межпредметный интегрированный урок;

Ролевая деловая игра;

Лекция –диалог

Урок творчества;

Лекция вдвоем;

Лекция -провокация;

Урок -лекция:

Лекция -конференция;

Парковый урок

Урок - исследование

Урок – экскурсия


Сегодня деятельность учителя направлена не на освое­ние учениками имеющейся информации, а на новую организацию сознания ребенка, развития коммуникативных способностей каждого, развития мышления, умения высказать свою точку зрения, владея техникой рефлексии.

Сегодня учитель не столько «источник знаний» и «надзиратель», сколько «помощник», «организатор», «защитник», «эксперт».

(слайд № 9)

От стиля преподавания учителя многое зависит. Культура учителя, его интеллектуальность и нравственный облик являет­ся одним из главных условий эффективности урока.

Вам предлагается ответить на 10 вопросов, выбрав один из предложенных вариантов ответа: первый, второй или третий.

Анкета « Стиль преподавания»


Ответьте на вопросы анкеты

1.  Если класс не приведен в порядок

1)      моя реакция зависит от ситуации  2) я не обращаю на это внимание

3)      не могу начать урок


2. Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте  

1) в зависимости от ситуации   2) нет    3) да


3. Я предпочитаю работать под руководством человека, который

1) предлагает простор для творчеств  

2)Не вмешивается в мою работу

3)Дает четкие указания


4.Во время урока я придерживаюсь намеченного плана

1) в зависимости от ситуации  2) предпочитаю импровизацию 3) всегда


5 Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне

1) предпочитаю выяснить отношения 2) игнорирую этот факт 3) плачу ему той же монетой


(слайд № 10)

6. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять

1) я пытаюсь принять его точку зрения  2) перевожу разговор на другую тему

3) стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку


7.По- моему в школьном коллективе важнее всего

1) работать творчески  2) отсутствие конфликтов 3) трудовая дисциплина


8 Я считаю , что учитель может повысить голос на ученика

1) нет , это недопустимо  2) затрудняюсь ответить   3) если ученик этого заслуживает


9. Непредвиденные ситуации на уроках

1) можно эффективно использовать  2) лучше игнорировать  3) только мешают учебному процессу


10.Мои ученики относятся ко мне с симпатией     1) нет  2) когда как  3) не знаю

Посчитайте сколько у вас ответов под номером 1, 2 и 3.

(слайд № 11)

  • Если у Вас больше 1 , то это говорит о демократическом стиле  деятельности учителя. Педагог предоставляет возможность ученикам  самостоятельно принимать  решения, прислушивается к их мнению , поощряет самостоятельность суждений , учитывает не только успеваемость , но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия :побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость  и естественность в общении , доброжелательный настрой , способствующий эффективности обучения

(слайд № 12)

  • преобладание  второго варианта ответа указывает на черты попустительского  стиля  деятельности учителя . Такой педагог уходит от принятия решений , передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы , в сложных педагогических ситуациях проявляет нерешительность и колебания., испытывая чувство определенной зависимости от учащихся.  Для многих из таких педагогов  характерна заниженная самооценка , чувство тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой.

(слайд №13)

  • преобладание 3 варианта  говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога.  Учитель использует свои права , как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия- приказ, поручение.  Для такого учителя характерна  неудовлетворенность работой  многих учащихся, хотя он может иметь репутацию сильного педагога.  Но на его  уроках дети чувствуют себя неуютно., значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности.


(слайд №14)

Одной из составляющих качественного образовательного процесса является организация урока: его этапы, приемы, формы и методы обучения. Это его конструирование, нахождение оптимально правильного решения. Поэтому организация эффективного современного урока это и есть основа качественного образования.


Из опыта работы:


Рассмотрим некоторые приемы, виды и формы учебных заданий, применяемых на уроках технологии в контексте деятельностного метода обучения. (слайд №15)


На наших уроках успешно вошел в практику прием «учебного мозгового штурма».

Целью данного приёма является развитие творческого мышления. Этот приём – хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам работы.


(слайд №16)

Учащиеся тренируют умения кратко и чётко выражать свои мысли, слышать и слушать друг друга. Есть возможность поддержать трудного ученика, обратив внимание на его идею.


С учащимися 5-х, 6-х и 7-х классов использую универсальный прием «Да-нетки»: технологии ТРИЗ, который ставит учащихся в активную позицию.

(слайд №17)

Данный прием формирует следующие универсальные учебные действия: умение связывать разрозненные факты в единую картину; умение систематизировать уже имеющуюся информацию; умение слушать и слышать друг друга.


Активно проходит применение игрового приема при изучении и выполнении практической работы «Снятие мерок для построения чертежа плечевых и поясных изделий с 5-7класс. (слайд №18)

Учащиеся в паре играют в «Ателье» выполняя поочередно роли «заказчика» и «закройщика». Учитель выполняет роль «контролера».


В качестве физминутки и для систематизации знаний использую прием «Жокей и лошадь».


(слайд №19)

Описание: приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Автор - А.Каменский. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».


На уроках и в проектной деятельности использую прием «Реклама».

Описание: учитель предлагает прорекламировать предмет, изделие. На подготовку 5- 10 мин. Работу можно организовать в группе.

Например: создайте рекламу своему блюду, изделию, идее, придумайте слоган здоровому питанию или девиз правилам поведения за столом.


В качестве рефлексии возможно использование приёма "Телеграмма." Данный прием дает возможность актуализировать субъективный опыт. Учащиеся коротко пишут самое важное, что уяснили с урока с пожеланиями соседу по парте или себе с точки зрения изученного материала на уроке.


На итоговых уроках – соревнования, можно использовать универсальный прием, активизирующий внимание учащихся «Лови ошибку».


Многие уроки изучения нового материала можно начинать с приема «Корзина идей, понятий».


(слайд №20)

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.


Рефлексивную функцию выполняет прием «Цветовой индекс» («Светофор»). Каждая ученица готовит по 3 карточки красного, желтого, зеленого цвета. Карточка красного цвета обозначает: "Я удовлетворена уроком, урок был полезен для меня! Я получила заслуженную оценку!". Желтый цвет - "Урок был в определенной степени полезен для меня." Зеленый цвет - "Пользы от урока я получила мало, не научилась ничему , не очень понимала, о чем идет речь." В конце урока каждый поднимает карточку, педагог получает эмоциональный отклик, детскую рефлексию.


(слайд №21)


Побуждающей силой деятельности учащихся является мотив, поэтому чтобы обеспечить мотивацию учащихся на уроке, использую следующие приемы:

- пожелания друг другу;

- положительный настрой;

- подумать, что пригодиться для успешной работы на уроке;

- девиз, эпиграф;

- знакомство с планом урока;

 - притчу;

 - проблемный вопрос;

 - рассказ о реальных событиях.

(слайд №22)


Творческая проектная деятельность на уроках технологии – это результат приобретенных знаний, умений, практических навыков учащимися, продукт труда. (слайд №23)


Проектная деятельность учащихся - высокомотивированная самостоятельная поисковая и познавательно-трудовая деятельность учащихся, ориентированная на создание учебного проекта, выполняемого под руководством учителя. (слайд №24)

Приобретая опыт проектной деятельности, учащийся приобретает и опыт поисковой творческой деятельности, что составляет неотъемлемый элемент в структуре содержания образования.


И в заключении, прошу вас послушать еще одну притчу.

Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
В наших же руках возможность создать на своем уроке такую атмосферу, в которой каждый ребенок будет чувствовать себя личностью. Мы можем, хотя бы на время, сделать учеников успешными в этой жизни.

(слайд №25)



Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!