СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные уроки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Характеристика современных педагогических технологий

Просмотр содержимого документа
«Современные уроки»

Педагогические технологии

Новые федеральные стандарты ставят главной задачей педагога – развитие личности учащегося. Реализации поставленных задач способствуют современные педагогические технологии. В образовании их рассматривают как средство, позволяющее воплотить в жизнь новые образовательные парадигмы. Педагогическая технология по ФГОС – это:

  • Совокупность приемов обучения и воспитательных методик, которые системно применяются в обучении, отражают глубинные явления педагогической деятельности.

  • Совокупность форм и способов организации обучающего процесса, последовательность действий, связанных с определенной деятельностью преподавателя, направленных на достижение конкретной цели.

  • Совокупность методов и средств, с помощью которых происходит передача социального опыта, а также техническое оснащение данного действия.




Технология проблемно-диалогического обучения


Теорию проблемного обучения активно развивают с середины ХХ века и относят к одному из наиболее эффективных методов организации педагогической работы. Способ позволяет реализовать одновременно две цели: сформировать у детей необходимую систему умений, знаний и навыков; обеспечить высокий уровень развития учащихся, развить у них способность к самообразованию. Проблемно-диалогическое обучение представляет собой организацию обучающей деятельности таким образом: Педагог создает проблемную ситуацию, в качестве которой могут выступать вопросы, задачи, практические задания. Дети под руководством учителя активно исследуют пути и варианты ее решения: выдвигают гипотезы; обсуждают способы, которыми можно проверить ее истинность; аргументируют, наблюдают, экспериментируют, рассуждают, анализируют полученные результаты.  Систематическая постановка таких задач приводит к тому, что школьники стремятся их разрешить, а не сдаться перед трудной ситуацией. В результате дети овладевают новыми умениями и навыками, развивают познавательную активность, творческое мышление и иные личностные качества. Для создания проблемной ситуации учитель использует несколько специфических методических приемов: подводит учащихся к противоречию и предлагает самостоятельно найти путь к его разрешению; обостряет противоречия практической деятельности; знакомит детей с различными точками зрения на одну проблему; предлагает школьникам рассмотреть одно и то же явление с различных позиций; мотивирует к обобщению и анализу, сопоставлению фактов, побуждает делать выводы из сложившейся проблемной ситуации; ставит перед учащимися четкие вопросы на логику, обобщение, конкретизацию; предлагает решить проблемные задания – с заведомыми ошибками, избыточными или недостаточными исходными данными, с условием решения на скорость. Проблемные ситуации используют на любом этапе обучающей деятельности: при объяснении нового материала, его закреплении, проверке. Чтобы реализовать проблемную технологию, следует: определить специфику проблемного обучения в различных видах учебной работы; выбрать актуальные, сущностные задачи; разработать оптимальную систему обучения, учебные и методические пособия; обеспечить личностный подход к каждому учащемуся, проявить педагогическое мастерство, чтобы вызвать активный интерес и стремление к познавательной деятельности. В соответствии с видами деятельности различают три типа проблемного обучения: Теоретическое творчество – поиск и открытие новых законов, правил, теорем. В основе обучения этого типа – постановка и решение теоретических задач. Практическое творчество – поиск возможности применения полученных знаний на практике, например, в изобретении, конструировании. Основа – постановка практической проблемы и поиск ее решения. Художественное творчество – отображение действительности, которое базируется на творческом воображении. Это касается рисования, литературных сочинений, игровых ситуаций и пр. Этот тип деятельности характеризуется продуктивной творческой деятельностью, которая ведет к решению проблемы. Поскольку усвоение нового материала происходит в ходе активной поисковой деятельности, обе цели реализуют с большим успехом. Помимо этого, в результате проблемного обучения у школьников формируется особый тип умственной деятельности, который повышает уровень самостоятельности ребенка. Но обучающую ценность проблемное обучение имеет только в том случае, если задания, которые предлагают учащемуся, соответствуют его интеллектуальному развитию. Чрезмерно сложная, как и слишком легкая познавательная задача не обеспечат создание проблемной ситуации.

Проектная технология

Проектный метод обучения – система взаимодействия учащихся и педагога, результатом которой становится готовый проект. Технологию позиционируют как личностно-ориентированную и развивающую, ее основу составляют комплексные учебные проекты, которые необходимо реализовать последовательно, периодически прерываясь на информационные паузы, во время которых происходит усвоение базового теоретического материала. Ключевая задача проектной методики заключается в том, чтобы обеспечить условия, которые стимулируют учащихся: заниматься самостоятельными поисками недостающей информации из разных источников; овладевать коммуникативными навыками, взаимодействуя в разных по составу группах; учиться применять полученные знания в решении практических заданий; развивать исследовательские навыки – выявлять проблемы, находить необходимую информацию, наблюдать, анализировать, экспериментировать и пр.; развивать системное мышление. Отметим ключевые теоретические принципы проектной технологии: В центре внимания – учащийся, задача педагога – содействовать развитию его творческих наклонностей. Основа обучающего процесса заключается не в логике учебной дисциплины, а в логике творческой деятельности – учащийся видит в ней личностный смысл, что положительно отражается на его мотивации к получению знаний. Каждый учащийся трудится над проектом в индивидуальном темпе – это помогает выйти на свой уровень развития. Разработка учебных проектов требует комплексного подхода – это обеспечивает сбалансированное развитие ключевых функций ребенка: как психических, так и физиологических. Универсальное применение базовых знаний способствует их более глубокому и осознанному усвоению. Различают несколько видов учебных проектов: Творческие – театральные постановки, сценки, танцевальные номера, игры. Основная цель – научить детей взаимодействию в групповой деятельности. Экскурсионные – изучение на практике проблем, которые связаны с природой, экологией, окружающим миром, общественным устройством. Ролевые – литературные, исторические проекты, направленные не только на освоение новых навыков, но и на получение удовлетворения от творческой деятельности. Конструктивные – итогом проекта становится создание конкретного продукта, который может принести пользу, например, создание декораций для школьного театра. Исследовательские – подразумевает исследование какой-либо проблемы с целью найти ее решение. Информационный – поиск, анализ, обработка информации по определенной проблеме и ее последующая презентация широкой аудитории. По уровню деятельности выделяют внутриклассные, внутришкольные , а также региональные и международные проекты. По временному периоду – минипроекты, которые не выходят за рамки одного урока, краткосрочные – на несколько уроков, среднесрочные, рассчитанные примерно на неделю, и долгосрочные – на несколько месяцев и до года.

Здоровьесберегающие технологии

Сложная социально-экономическая и экологическая обстановка обострила проблемы со здоровьем, не обошли они стороной и наших детей. Уровень детского здоровья катастрофически снижается, что стало одним из побудительных мотивов к разработке здоровьесберегающих образовательных технологий в школах. Суть данных педагогических методик заключается в системном подходе к обучающей деятельности: он строится на стремлении педагога не нанести вред здоровью обучающихся. Актуальная задача – проинформировать детей о негативных факторах окружающей среды, научить их разнообразным приемам здорового образа жизни, воспитать культуру здоровья. Важно создать у школьника положительную эмоциональную настроенность на урок, вызвать позитивное отношение к предмету, заинтересовать, используя различные средства ИКТ и мультимедиа. Анализ факторов риска, которым подвергаются дети в школе, демонстрируют, что многие проблемы напрямую связаны с педагогической деятельностью, и именно учитель обязан найти необходимые резервы в своей ежедневной практической работе, чтобы сохранить здоровье своих воспитанников. Основополагающие принципы здоровьесберегающих технологий: Создание образовательной среды, в которой обучающий процесс не сопровождается стрессовыми факторами. Индивидуальный подход, доброжелательная атмосфера, доверие к ребенку – условия, необходимые для качественного развития ребенка и обеспечения нормального психоэмоционального состояния. Творческий характер деятельности. Детей необходимо заинтересовать, а этого проще всего достичь с помощью творчества. Активные формы и методы обучения можно использовать как на уроках, так и во время занятий по внеурочной деятельности. Планирование в образовательной деятельности в соответствии с особенностями становления психических функций учащихся. В частности, важно обеспечивать плавный переход от совместной работы к самостоятельным действиям, от развернутых и поэтапных – к свернутым и т. д. Грамотная организация двигательной активности. Сочетание воспитательных и оздоравливающих методик предоставляет ребенку быстро адаптироваться к школьным условиям. В результате падает уровень заболеваемости, дети реже пропускают школу. Смена видов деятельности. Чередование активных мыслительных процессов с периодами расслабления, смена умственной работы интенсивной двигательной активностью благоприятно сказываются на состоянии здоровья учащихся, предотвращают их переутомление и напряжение. Выделяют четыре ключевых правила, которых следует придерживаться при реализации здоровьесберегающих технологий: Грамотная организация занятий. Урок должен состоять из трех основных этапов: 1-й – педагог подает новый материал, побуждая детей задавать вопросы. 2-й – учащиеся формулируют уточняющие вопросы по теме и задают их учителю. 3-й – учитель отвечает на вопросы учеников, а затем проверяет уровень усвоения материала. Итог – создание взаимного интереса, который уменьшает уровень утомления. Использование всех каналов восприятия. Все люди делятся на аудиалов, которые лучше всего воспринимают новую информацию на слух, визуалов, предпочитающих зрительное восприятие, а также кинестетиков – они все слова и действия ассоциируют с тактильными ощущениями. Педагогу необходимо знать, к какой категории относится каждый воспитанник и излагать материал с учетом этих особенностей.   Учет интенсивности умственной деятельности. Биоритмы детей отличаются в течение дня и учебной недели – это важно учесть при организации занятий. Так, например, с 5-й по 25-ю минуты урока усваивается около 80 % информации, а с 35-й по 45-ю – всего 10 %. Поэтому проверку домашнего задания лучше переносить на вторую половину занятий, а первую посвятить усвоению нового материала. Использование физкультминуток. Чередование умственной и физической активности повышает работоспособность, улучшает усвоение материала. Комплексы коротких упражнений или гимнастики для глаз для снижения зрительного переутомления желательно выполнять на 10-й и 20-й минутах урока.


Игровые технологии

Игровые педтехнологии – обширная группа приемов и методов организации в образовательном процессе, которые представляют собой уникальную форму обучения. В отличие от обычных игр они обладают четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, характеризуются учебно-познавательной деятельностью. Эксперты журнала «Управление начальной школой» рассказали, как применять игровые технологии на уроках Читать рекомендацию Игровые методики позволяют сделать занятия интересными и увлекательными, повысить у детей стремление к познавательной деятельности. Занимательность методики оказывает позитивное воздействие на психоэмоциональное состояние ребенка, активизирует его психологические процессы. Игра помогает применить полученные знания в принципиально новой ситуации, усвоить их через практическое применение, что вносит определенное разнообразие в учебу. В педагогической деятельности игра выступает в качестве метода воспитания и обучения, позволяет передать накопленный опыт. Игровые приемы используют: Как часть иной обширной технологии: в качестве формы занятия или его части, например, при подаче нового материала, его закреплении, контроле. Как самостоятельную технологию – для освоения новой темы, объяснения незнакомых понятий, раздела новой дисциплины. Как технологию внеурочной деятельности. Важно учесть, что игра в качестве средства обучения, общения и приобретения жизненного опыта – это сложный социокультурный феномен. Степень его сложности обусловлена многообразием игровых форм, вариантами участия в них, а также алгоритмами проведения. Именно социокультурная природа превращает игру в незаменимый компонент образовательной работы. Подсказка от экспертов Мотивируйте детей к чтению с помощью новой игровой технологии, читайте подробнее Во время игры учащиеся: Овладевают навыками совместной коллективной деятельности, отрабатывают индивидуальные качества, которые нужны для достижения поставленной цели. Осваивают правила поведения в коллективе, определяют различные социальные роли в классе, как мини-модели общества, которые впоследствии переносят в повседневную жизнь. Разбираются в возможностях различных социальных групп или коллективов, которые являются миниатюрными аналогами различных типов социальных и экономических институтов. Знакомятся с культурными традициями, которые вносят в игру участники, используя наглядные пособия, компьютерные технологии. При этом игра обладает важными функциями, которые отражаются на качестве обучающего процесса: Социокультурная – выступает в качестве средства социализации. Самореализации в игре – помогает ребенку реализовать себя как личность. Межнациональной коммуникации – игры позволяют моделировать различные ситуации, решать их без агрессии и конфликта. Коммуникативная – помогает постичь контекст человеческих отношений. Диагностическая – предоставляет возможность спрогнозировать результат, понять, как поведет себя тот или иной человек. Игротерапевтическая – способствует преодолению трудностей в общении, поведении, обучении. Корректирующая – помогают детям с различными отклонениями в поведении справиться с переживаниями, улучшают качество их общения со сверстниками. Развлекательная – обеспечивает комфортную атмосферу, создает позитивный настрой. Место и роль игровой технологии зависят от того, как сам педагог понимает функции игры. Включая дидактические методики в образовательную деятельность, учителю необходимо помнить об их назначении и целях. За любой игрой стоит, прежде всего, урок – усвоение нового материала, его закрепление и повторение. Нельзя заменить игрой работу с тетрадью и учебником.

Технология модульного обучения

Модульные методики подразумевают жесткое структурирование учебного материала, содержания образовательной деятельности и ее организации с использованием модулей – четких, логически завершенных учебных блоков. Модуль – важнейшая часть системы, целевой функциональный узел, который объединяет содержание нового материала и технологию, которая позволяет его усвоить.  В модуле все подвержено измерению: задание; учебная деятельность; посещение занятий; начальный, промежуточный, итоговый уровень знаний. Модуль четко определяет задачи и цели обучения, уровни изучения, навыки и умения, которыми необходимо овладеть. Запрограммирована не только последовательность работы над новой темой, но и уровень ее усвоения, а также контроль этого показателя. Таким образом, модульное обучение – четко выстроенная технология, которая опирается на научно-обоснованную информацию, она не подразумевает экспромтов, как часто бывает при реализации иных обучающих методик. Требования к учащимся при реализации модульной методики прозрачные и четкие: они должны овладеть основными понятиями, умениями и навыками по каждому модулю. Опираясь на этот перечень, педагог составляет список вопросов, разрабатывает задания, которые охватывают все виды работ по конкретному модулю и выносит их после изучения новой темы на контроль – обычно в форме тестов. Как правило, каждый учебный курс содержит минимум три модуля: в качестве отдельных блоков могут выступать теоретические, практические работы, итоговые проекты. Учебные модули легко использовать в компьютерной среде, что позволяет вовлечь в обучающий процесс большее количество школьников. При разработке блоков важно учесть, что каждый из них должен содержать определенный объем знаний, позволять сформировать конкретный перечень умений и навыков. После завершения работы над модулем педагог дает рекомендации по дальнейшим действиям. Учащийся получает определенное количество баллов, по которым может самостоятельно судить об уровне своей успеваемости. Затем на основании всех модульных оценок определяют общий результат, который учитывают при выведении итоговой оценки по предмету. Вопросы на экзамене должны отражать ключевые понятия курса, а не повторять модульные задания, что позволит определить истинный уровень знаний учащегося. Технология творческих мастерских Технология мастерских – альтернатива классно-урочной организации обучающего процесса, которая предполагает обучение без учебников и жестких программ, использование педагогики отношений, методов погружения, безоценочной творческой деятельности. Актуальность методики заключается в том, что ее можно применять не только для подачи нового материала, но и для закрепления уже пройденных тем. Творческие мастерские способствуют раскрытию индивидуальных способностей учащегося, создают эмоциональную атмосферу, в которой каждый ребенок может проявить себя в качестве творца. Отличие методики в том, что педагог не преподносит новый материал напрямую: он создает условия, в которых знания выстраивает сам учащийся – в паре с учителем или в составе группы, опираясь на свой личный опыт. Основные принципы создания творческой мастерской: ценностно-смысловое равенство всех участников; каждый имеет право на ошибку; создание благоприятной атмосферы, творческой раскованности, отсутствие критики; предоставление свободы действовать по своему усмотрению; наличие в заданиях элемента неопределенности, загадочности; диалог – как ключевой принцип сотрудничества; организация пространства под конкретную задачу на каждом этапе; ограничение участия педагога на всех этапах деятельности. Методика способствует повышению уровня самостоятельности, в этом ее схожесть с проблемным обучением. Она позволяет сформировать у детей коммуникативные качества, учит грамотно определять цели и задачи, планировать, находить пути решения и анализировать результаты. В конечном итоге творческие мастерские развивают интеллектуальные способности, дают полезный опыт работы в группе.

Технология сотрудничества

Личностно-ориентированная методика, которую рассматривают как более успешную альтернативу традиционным обучающим методикам. Ключевая идея – учиться вместе, поддерживать и помогать друг другу. Подразумевает обучение в небольших группах, основные принципы: члены группы взаимозависимы; каждый участник несет личную ответственность как за свои достижения, так и за результаты группы; группа ведет совместную учебно-познавательную деятельность; оценивается работы всей группы в целом. Различают несколько вариантов обучения в рамках методики: Обучение в команде. Внимание заостряют на успехе всей группы, который зависит от вклада каждого участника. Группа заинтересована в том, чтобы каждый усвоил необходимую информацию и овладел нужными навыками. «Пила». Школьников разбивают на группы по 4-5 человек, каждый участник работает над своим блоком материала. Затем учащиеся из разных групп, изучающие одну и ту же тему, обмениваются знаниями в качестве экспертов. После этого обучают всему, что знают и умеют сами, других членов группы. «Учимся вместе». Учащихся разбивают на группы по уровню обучаемости, качеству усвоения знаний. Каждой группе дают задание, которое является частью большой темы. Совместная деятельность групп, а затем и всего класса позволяет полностью усвоить материал. Внутри группы участники самостоятельно распределяют задания, отслеживают качество работы – сильные подтягивают слабых.

Технологии личностно-ориентированного обучения

Методика организации учебно-воспитательной работы, которая нацелена на личностное развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Педагог, внедряющий личностно-ориентированный вариант обучения, подбирает обучающие приемы и методы, соответствующие потребностям, возможностям и интересам каждого школьника. Целевые ориентиры методики: Упор на развитие индивидуальных познавательных потребностей и способностей учащегося. Максимально точно определить и помочь применить на практике индивидуальный опыт ребенка. Помочь каждому школьнику познать себя, способствовать его самоопределению и самореализации. Концептуальные принципы: Школьник изначально выступает субъектом обучения в качестве носителя индивидуального опыта. Ученье – индивидуальный, личностно значимый, эффективный источник саморазвития. Индивидуальный образовательный маршрут учащегося выстраивают, опираясь на индивидуальные педагогические воздействия. Ценность учащегося заключается в воспроизводстве, прежде всего, индивидуального, а не общественного опыта. Методика исключает авторитарное влияния педагога на учебно-воспитательный процесс, благодаря чему обучающимся не приходится подстраиваться под учителя. Главный принцип взаимоотношений между всеми участниками обучающей деятельности – равноправие, согласованность действий. Школьникам предоставляют возможность проявить инициативу в организации занятий, их мышление направлено на достижение конкретной цели.

Признаки педагогической технологии

Любая педагогическая технология по ФГОС обладает специфическими признаками, перечислим ключевые из них: Подразумевает строгую последовательность действий, которая зависит от поставленных целей. Опирается на определенную педагогическую идею, которая связана с философской и методологической теорией разработчика. Направлена на достижение гарантированного измеримого результата в воспитательной или образовательной деятельности. Оптимизирует труд педагога, позволяет достичь запланированных результатов в определенные сроки. Реализация возможна только при условии взаимодействия учащихся и педагога. На эффективность влияют соблюдение принципов индивидуализации, построение диалоговых связей, дифференциация. Напрямую связана с мастерством педагога: только мастер способен овладеть технологией в совершенстве. Условие успешного применения методики – достаточная квалификация преподавателя, высокий уровень профессионализма и мастерства, культурного и интеллектуального развития. Как реализуются современные образовательные технологии в школе Традиционные методики образования становятся непродуктивными, побуждая преподавателей применять в своей деятельности современные образовательные методики. Они приходят на помощь учителю, который учитывает разный уровень подготовки детей, стремится к внедрению личностно-ориентированного обучения. Любую методику могут идеально воспринимать одни школьники, и при этом она категорически не подойдет другой категории обучающихся. Поэтому задача педагога – выбрать подходящий вариант. Уход от традиционной модели способствует достижению нескольких целей: Помогает избежать однообразия и монотонности учебного процесса. Обеспечивает комфортную обстановку благодаря смене видов деятельности. Позволяет реализовать здоровьесберегающие принципы. Создает условия для повышения качества обучения, уровня учебной мотивации школьников. Современные технологии в образовании выбирают исходя из предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, их возрастных особенностей, а также возможности удовлетворения их запросов. 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!