СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные технологии в образовании: интерактивные формы организации учебного процесса

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод, где педагог не имеет центральной роли и становится организатором образовательного процесса, называется интерактивным методом обучения или «диалоговым обучением». Такой метод считается самым интересным и эффективным. Основной акцент на таком занятии делается на сотрудничество и взаимодействие. Учитель определяет основное направление, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана, даёт консультации, помогает в серьёзных затруднениях. Меняется сама обстановка на занятии, происходит отход от привычных требований к дисциплине. Дети на таких занятиях активно взаимодействуют друг с другом, а педагог заботиться о том, чтобы их усилия были направлены на положительный результат.

Просмотр содержимого документа
«Современные технологии в образовании: интерактивные формы организации учебного процесса»

«Современные технологии в образовании: интерактивные формы организации учебного процесса»

В настоящее время перед учителем стоит важнейшая задача: сделать процесс обучения полезным и интересным. Для её реализации, в своей практике, учителя используют различные методы и формы обучения: пассивные, активные и интерактивные.

При использовании пассивных методов на занятиях педагог играет ключевую роль. Основной режим общения – монологовый. Учитель распределяет работу, находит необходимую информацию и занятие проходит по заранее составленному плану. На таких занятиях учащиеся не могут проявить самостоятельность, инициативу и творчество. Так как это рассматривается как отход от заранее намеченного и единственно верного плана работы. Дети на таких занятиях являются только объектом воздействия взрослых.

Активный метод – это форма взаимодействия учеников и учителя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и ученики здесь не пассивные слушатели, а активные участники. Учащиеся могут задавать вопросы, предлагать собственные решения. Такие занятия не имеют жёсткой структуры, формулирование тем и проблем происходит в форме совместного обсуждения.

Метод, где педагог не имеет центральной роли и становится организатором образовательного процесса, называется интерактивным методом обучения или «диалоговым обучением». Такой метод считается самым интересным и эффективным. Основной акцент на таком занятии делается на сотрудничество и взаимодействие. Учитель определяет основное направление, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана, даёт консультации, помогает в серьёзных затруднениях. Меняется сама обстановка на занятии, происходит отход от привычных требований к дисциплине. Дети на таких занятиях активно взаимодействуют друг с другом, а педагог заботиться о том, чтобы их усилия были направлены на положительный результат.

Интерактивные формы помогают педагогу увлечь учеников занятием, мотивировать их на активное участие, достижение результатов и коллективную работу. 

Принципы интерактивного обучение подразумевает:

  • активность и взаимосвязь, с помощью которых как учитель, так и учащиеся вовлечены в процесс и ищут совместные решения;

  • равенство в общении, которое помогает открыто обсуждать возможные варианты решения проблемы;

  • эксперименты, творческий подход.

Средства обучения – это объекты, которые учитель использует для учебного процесса и презентации материалов.

Основа интерактивного обучения – это наглядность, так как 80% информации воспринимается ребёнком именно с помощью зрения. 

Среди них часто выделяют:

  • интерактивные доски, интерактивные приставки, проекторы, дисплеи, беспроводные планшеты;

  • робототехнику и конструкторы LEGO – конструктор, позволяющий строить модели машин и животных, программировать их действия и поведение;

  • интерактивный стол, интерактивный пол – интерактивные учебные центры с сенсорной поверхностью, управление которыми происходит с помощью прикосновений рук человека, предметов, а интерактивный пол реагирует на каждое движение людей, находящихся на этой поверхности;

  • обучающие и развивающие интерактивные комплексы - системы развивающих игр, управляемые посредствам бесконтактного сенсорного игрового контролера;

  • документ-камеру — прибор, под который кладётся учебник и его изображение проецируется на компьютер и интерактивную доску;

  • интерактивную песочницу, в которой, кроме песка, есть проектор и программное обеспечение, создающее дополнительную реальность;

  • мобильный планетарий - прибор, проекционный аппарат, позволяющий проецировать на куполообразный экран изображения различных небесных тел, а также моделировать их движение;

  • компьютеры и оргтехнику.

Формы обучения – это виды занятий. Здесь от учителя нужно больше активности и творчества, чем при других вариантах проведения уроков. При этом при подготовке к каждой конкретной теме или предмету можно использовать разные формы или их комбинацию:

  1. Мастер-класс (от англ. master – лучший в какой-либо области, class – занятие, урок) – занятие в форме семинара или в форме тренинга, которое проводит эксперт (мастер) в определённой дисциплине, в определённом виде практической деятельности для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете;

  2. Интерактивный вебинар – традиционная лекция вместе с  дискуссией, разбором, демонстрацией слайдов или фильмов;

  3. Метод-кейса – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов)

  4. Голосование, опрос – обсуждение, в ходе которого ученики активно включаются в поиск истины, открыто делятся мнениями и учатся аргументировать свою точку зрения;

  5. Мозговой штурм или брейнсторминг – это формат обсуждения, который помогает придумывать креативные идеи и искать решения для сложных задач. Суть проста: команда накидывает идеи по поставленному вопросу;

  6. Метод проектов – интерактивная образовательная технология самостоятельного решения обучающимися практически или теоретически значимой проблемы посредством реализации системно организованной последовательности действий, направленной на достижение заранее планируемого результата, который состоит в преобразовании имеющегося практического или теоретического продукта (проекта) или создании нового;

  7. Тренинги – совместный поиск решения проблемы с последующим обсуждением.

  8. «Микрофон» – высказывание одного ученика по поставленной проблеме, остальные не комментируют.

  9. «Броуновское движение» предполагает свободное передвижение обучающихся по классу с целью поиска отсутствующих данных, ответов на поставленные вопросы, идей и способов решения определенной задачи и т.д

  10. Дебаты – обоснованные и аргументированные высказывания двух сторон.

  11. Деловые игры – метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, в которой участвуют различные субъекты, наделенные различной информацией, ролевыми функциями и действующие по заданным правилам

  12. «Аквариум» – форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности» Малая группа выбирает того, кому она может доверить вести тот или иной диалог по проблеме. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные ученики выступают в роли зрителей. 

  13. Ротационные тройки – работа в группе из трёх человек, в которой состав меняется при каждом следующем задании.

  14. Пары и малые группы – работа вдвоём и более.

  15. «Дерево решений» – графический метод, позволяющий увязать точки принятия решения, возможные стратегии, их последствия, с возможными факторами, условиями внешней среды. Его применяют тогда, когда необходимо принимать последовательный ряд решений.

Школьный предмет «Информатика» занимает одно из важных мест, как в системе образования, так и в развитии современного общества в целом. Этот предмет считается относительно новым, но он имеет значительные отличия от других школьных дисциплин, именно поэтому для деятельности учителей представляется много возможностей. Данные особенности позволяют по-новому проводить уроки, использовать разнообразные методы, средства, технологии и формы обучения, которые в частности способствуют формированию познавательного интереса учащихся и, следовательно, выводят качество образования на новый уровень.

Сам по себе предмет «информатика» является достаточно универсальным. Я считаю, что именно при изучении этого предмета нужно использовать интерактивные методы, потому что информатика каждый день совершенствуется и развивается нога в ногу с научно-техническим прогрессом и тут останавливаться и пользоваться традиционными методами не целесообразно.

В проведении уроков информатики я учитываю выбор метода в зависимости от дидактической задачи. Ставя перед собой задачу обобщения ранее изученного материала, я использую метод «Мозгового штурма», «Групповую дискуссию», «Деловую игру», «Разбор ситуации», «Работа в малих группах», «Работа в парах», «Микрофон».

Метод «Разбор ситуации»:

Данный метод можно применять при изучении тем «Аппаратное и программное обеспечение компьютера», «Компьютерные вирусы», «Глобальная сеть Интернет». На таких уроках можно обсудить проблемы, с которыми в типовой ситуации сталкиваются практически все учащиеся. Например, ситуации при работе на компьютере – зависание компьютера, внезапное отключение питания, компьютерные вирусы, подключение дополнительных устройств, поиск информации в Интернет и др.

Метод «Деловая игра».

Во время деловой игры учащиеся разыгрывают роли по сценарию, связанному с темой обучения. Деловые игры хорошо проводить на заключительных уроках изученных тем, таких как «Электронные таблицы», «Системы управления базами данных», «Алгоритмизация и программирование». Учащиеся в качестве разных ролей выполняют задания. Например, одна группа – это компьютерная фирма, занимающаяся разработкой программного обеспечения, другая группа – это компания – заказчик.

Метод «Мозговой штурм».

Во время проведения мозгового штурма участники свободно обмениваются идеями решения проблем, таким образом, что каждый может развивать чужие идеи.

Можно предложить следующие проблемы для «мозгового штурма» при изучении информатики: Компьютер – вред или польза? Внешние носители информации – недостатки и достоинства. Интернет в решении профессиональных задач. Компьютерные вирусы – как защитить свой компьютер. Информационные технологии в профессиях и другие.

Метод проектов.

Информационные технологии требуют чаще навыков и умений, чем знаний. Поэтому на уроках информатики должна иметь приоритет именно практическая деятельность учащихся. Её можно активизировать с помощью проектного метода обучения. Наиболее важным моментом здесь выступает результат выполняемых действий. Поэтому результат любой практической работы должен обязательно иметь личную значимость. Идеальным средством для решения данной задачи может оказаться именно этот метод. Именно поэтому, я очень часто применяю этот метод обучения: учащиеся разрабатывают проекты в рамках урока и вне урока. Особенно учащиеся с энтузиазмом разрабатывают проекты на итоговых уроках по темам: «Создание Web – сайтов на языке разметки гипертекста HTML», «Программирование на языке Pascal» и другие. Выполнение каждого проектного продукта включает работу в программе для создания презентаций.

Таким образом, интерактивное обучение повышает мотивацию участников в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям. Не может не впечатлять, что в интерактивном обучении каждый успешен, каждый вносит свой вклад в общий результат групповой работы, процесс обучения становится более осмысленным и увлекательным.

Кроме того, интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выход из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины.



Литература:

  1. Аствацатуров Г. О. «Технология современного урока и творчества учителя школы», Волгоград, 2002 г.

  2. Кулишов В.В., Мироненко Е.В., Шабанова Е.В. «Индивидуальный образовательный проект (учебно - методическое пособие)», Краснодар,2017 г.

  3. Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей», Москва, 2004 г.

  4. Никишина И. В. «Интерактивные формы методического обучения», Москва, 2007 г.

  5. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. «Технологии игры в обучении и развитии», Москва, 1996 г.

  6. Сластенин В.А., Подымов Л.С. Педагогика: инновационная деятельность, Москва, 1997 г.

  7. Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.Шпика И. В. «Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников», Начальная школа, 2007 г., №2.

  8. Шликене Т. Н. «Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся», Москва, 2007 г.


Интернет-ресурсы:

  1. http://sch226.ucoz.ru/index/0-54

  2. https://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/all/2011/11/02/interaktivnye-formy-organizatsii-uchebnogo-protsessa

  3. https://urok.1sept.ru/articles/517894

  4. https://l.ext.spb.ru/met_lit/proekty/Individualnyi_proekt/IndProekt_Uchebno-metodicheskoe-posobie.PDF

  5. http://festival.1september.ru








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!