Современные педагогические технологии, способствующие повышению качества образовательного процесса
Лазаренко Валентина Николаевна
учитель обществознания МБОУ СОШ № 7
С овременное общество ставит перед школой задачу подготовить активного и ответственного выпускника, который впоследствии сможет преобразовывать жизнь своей страны во всех её сферах, будь то наука, творчество, экономика, политика и т. д. Такое становится возможно только если ученик сам хочет получать новые знания, совершать какие бы то ни было новые для себя открытия, познавать мир. Школа может лишь подтолкнуть к этому посредством новых, более интересных для учащихся методов обучения, современных образовательных технологий.
Сегодня IT-сфера очень хорошо развита. Во многих школах активно используются цифровые лаборатории, проекторы, интерактивные доски, и многое другое. Наука не стоит на месте, и уже технологии VR (виртуальной реальности) помогают совершать путешествия, а голограмма – демонстрирует объемные фигуры на уроках геометрии. Однако, эти технические новинки доступны далеко не каждой школе.
Информационные интернет - технологии сегодня все еще пользуются популярностью. Их преимущества:
автоматизация учебного процесса;
качественное повышение уровня знаний;
возможность дистанционного обучения вне зависимости от местонахождения.
Конечно, это не способ заменить классическое обучение личными отношениями между учителем и учеником, а отличное дополнение к урокам.
В се учителя используют групповую работу. Большие возможности для организации такой деятельности предоставляет Google -презентация.
Все хорошо знакомы с обычной презентацией, которую можно сделать в стандартной программе «Power point». Google -презентация обладает даже более широкими возможностями. В ней можно размещать тест, иллюстрации, различные фигуры и объекты, но самое главное отличие заключается в том, что в ней можно работать совместно и при этом удаленно. Именно эту особенность можно использовать для групповой работы и для проектной деятельности.
Чтобы создать Google -презентацию, учителю достаточно иметь аккаунт в Google и Google -диск. В Google презентации много различных шаблонов и дизайнов – выбирайте на свой вкус. Далее сделайте столько слайдов, сколько будет нужно для работы. На каждом слайде разместите задания или вопросы по изучаемой теме. И всё. Останется лишь открыть доступ для редактирования всем и дать ссылку ученикам.
В 2021 году на втором этапе Всероссийского конкурса «Урок местного самоуправления» я представила образовательное мероприятие «Народ для народа». Защита материалов проведенного Урока, представленных на конкурс проходила в онлайн-режиме, представители московского жюри в соответствии с критериями конкурса, оценивали и сам материал, и умение педагога представлять его. Концепция мероприятия «Народ для народа» заключалась в оценке деятельности местного самоуправления Днепровского сельского поселения. Была организована групповая работа учащихся 10 класса в коллективной Google презентации, где для каждой группы уже были заготовлены ссылки на необходимые сайты, страницы социальных сетей, формы для опроса. Через определенное время группы представили результаты своей работы и ответили на вопросы мероприятия. По итогам конкурса я получила сертификат активного участника.
Возможности Google презентаций могут использоваться как на уроке, так и дома. В классе учителю достаточно открыть свой диск и продемонстрировать каждую групповую презентацию, провести обсуждение полученного результата со всеми учениками. Это удобно еще и тем, что все работы автоматически сохраняются у учителя. Он может корректировать их, дополнять, использовать в дальнейшей работе с другими классами.
Е ще одна из возможностей интернет-технологий – это Google-Формы. Они позволяют учителю создать не только тесты и анкеты, но и оригинальные задания. В Формах есть возможность встроить видео, (например, экранизацию произведения, запись спектакля и т.д.) и задать вопрос по нему. Главное преимущество данного сервиса - готовый анализ результатов, представляемый в графическом виде. Я использовала Формы для подготовки Урока местного самоуправления, где в опросе принимали участие жители станицы, получив ссылку. Учащиеся используют Формы для подготовки индивидуальных проектов.
Q R-коды являются современным информационным средством, которое может эффективно использоваться в информационном пространстве учреждения образования. Как использовать QR-коды в образовательной деятельности
Образовательный процесс: мобильный урок, ссылки на сайты с полезной информацией по предмету, опрос, запись речи (иностранный язык).
Административная работа: расписание занятий, расписание звонков, визитки, режим работы сотрудников- обмен информацией.
В оспитательная работа: викторины, квесты, игры.
Распечатанные QR-коды мы разместили по коридорам школы, тем самым ученики, преподаватели, родители, гости с помощью своих телефонов могут ознакомиться с биографией Героя Советского Союза А.М. Степанова, режимом работы всей школы, или библиотеки, с графиком Итоговой аттестации или тем, как реализуется Национальный проект «Образование» в школе, а при входе в столовую узнать меню.
Очень распространён вывод, что телефоны на занятиях мешают и отвлекают ученика от его учебной деятельности. Но как уже говорилось, в современном мире будет уже тяжело обойтись без мобильных и компьютерных устройств. Так почему же не совместить, так сказать, «приятное с полезным» и не попробовать вовлечь школьников в учебную познавательную деятельность с помощью их смартфонов?
На школьном канале YouTube, который я веду, имеется ряд подписок на видеоуроки. Чтобы обеспечить быстрый доступ к необходимому материалу, учащимся необходимо только лишь отсканировать QR-код.
Профстандарт педагога ориентирует на применение ресурсов дистанционного обучения, организацию публичных выступлений детей на интернет-форумах и интернет-конференциях, профессиональное использование элементов информационной образовательной среды. Чтобы обучать этому учащихся, педагогу самому необходимо обладать данными компетенциями.
П роверкой насколько я применяю современные методы обучения, обладаю предметными знаниями и ключевыми психолого-педагогическими компетенциями стало участие во Всероссийском командном междисциплинарном конкурсе «Уроки для учителя». Особенностью конкурса стало его проведение на онлайн платформе в два тура: индивидуальное видеоинтервью и проектное командное задание. Индивидуальное видеоинтервью проходил каждый участник Конкурса в личном кабинете на онлайн-платформе, оно включало вопросы по выбранному направлению Конкурса, а также вопросы, проверяющие ключевые психолого-педагогические компетенции участника. Экспертное жюри Конкурса отобрало участников второго тура.
Второй тур отборочного этапа включал в себя проектное командное задание, которое состояло в разработке концепции и сценария междисциплинарного онлайн-занятия. Команда включала трех учителей: истории, литературы и обществознания. И что очень важно, она должна сформироваться самостоятельно, здесь в помощь был сайт конкурса, страница в социальной сети Вконтакте. Так я нашла учителя литературы из Сочи и учителя истории из Москвы.
Совместно мы подготовили урок на тему «Драма царя Бориса Годунова», в котором моя задача, учителя обществознания, закрепить материал по теме Политическое лидерство. Жюри высоко оценило нашу работу, но в финал мы не прошли. Но участие в этом конкурсе дало опыт работы в команде, использования онлайн-платформ и интернет-ресурсов, межпредметное взаимодействие, и перспективы проведения таких уроков в школе.
С овременный учитель — это, прежде всего, умелый учитель. Он отлично справляется с главным заданием своей профессии. Это человек, которому дано обучать других. Хороший учитель дарит детям удивительное качество — способность познавать мир и развиваться. А вот как он это делает, с помощью чего, и определяет результат образовательного процесса.