СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные образовательные технологии на уроках физической культуры

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение современных технологий в преподавание физической культуры является одним из средств, для эффективного обеспечения нового качества образования школьников. Современные технологии в системе образования являются функциональной необходимостью. А использование данных технологий в физическом воспитании, это в первую очередь творческий подход к педагогическому процессу с целью повышения интереса у учащихся к занятиям физической культурой и спортом.

Просмотр содержимого документа
«Современные образовательные технологии на уроках физической культуры»

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Г.В. Попова


Аннотация: Введение современных технологий в преподавание физической культуры является одним из средств, для эффективного обеспечения нового качества образования школьников. Современные технологии в системе образования являются функциональной необходимостью. А использование данных технологий в физическом воспитании, это в первую очередь творческий подход к педагогическому процессу с целью повышения интереса у учащихся к занятиям физической культурой и спортом.

Ключевые слова: физическая культура, здоровьесберегающие технологии, школа, учитель физической культуры, урок, здоровье школьников, современные технологии.


В период интенсивного реформирования школы, характеризующийся изменением содержания образования, обновлением форм и методов организации обучения, возникает необходимость в пересмотре традиционных средств и методов преподавания физической культуры. В современных условиях школа должна отвечать на множество запросов. Реальным заказчиком школы являются ученики, их семьи, работодатели, общество, профессиональные элиты при сохранении определенной позиции государства.

В условиях нынешней жизни интенсивность учебного труда учащихся очень высокая, что является существенным фактором ослабления здоровья детей и роста числа различных отклонений в состоянии организма. Причинами этих отклонений являются малоподвижный образ жизни, накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, эмоциональные изменения [1]. Всегда здоровье считалось для человека единственной и абсолютной ценностью. Оно способствует полноценному включению человека в социальную реальность, реализации задуманных им планов, оно - залог активной насыщенной жизни и долголетия.

Одним из средств, для эффективного обеспечения нового качества образования школьников, является введение современных технологий в преподавание физической культуры [4].

Данная тема в педагогической деятельности педагогов по физической культуре на сегодняшний момент очень актуальна. К сожалению, все больше увеличивается число учеников, освобожденных от занятий физической культурой. Да и большинство не видит интереса в данном предмете. Поэтому для учителей физической культуры, становиться все более актуальным, вводить новые методики занятий, оценок в свои уроки, чтобы заинтересовать учащихся.

И чтобы этого добиться я применяю следующие современные технологии:

Здоровьесберегающая технология.

Учитель физической культуры – профессия особенная. Избрав её, педагог становится в ответе за здоровье детей, их физическое, психическое, нравственное и социальное развитие. Поэтому важное место в своей деятельности я отвожу здоровьесберегающим технологиям, цель которых, обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни [2].

Здоровьесберегающие технологии являются самыми значимыми из всех технологий, по степени влияния на здоровье учащихся, так как основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, в использовании наглядности и сочетании различных форм предоставления информации [1].

Здоровьесберегающая технология включает в себя: знакомство с результатами медицинских осмотров детей; их учёт в учебно-воспитательной работе; помощи родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом; создании условий для заинтересованного отношения к учёбе.

Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках. Так, ситуация успеха способствует формированию положительной мотивации к процессу обучения в целом, тем самым снижая эмоциональную напряженность, улучшая комфортность взаимоотношений всех участников образовательного процесса [6]. Контрольные испытания, задания, тестирование дают мне исходную (или текущую) информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых – учащийся должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше. Если этого не произошло, то я вношу в индивидуальные задания соответствующие коррективы. Принципиально важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с другими, а сравнивался с самим собой: ты сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараешься стать лучше, чем сегодня. Для этого необходимо стимулировать учащихся к активной работе. Во время урока я чередую различные виды учебной деятельности; использую методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения учеников. Большое значение, имеет и эмоциональный климат на уроке: «хороший смех дарит здоровье», мажорность урока, эмоциональная мотивация в начале урока, создание ситуации успеха [5]. Мой девиз: «Нет способных и неспособных, а есть трудолюбивые и ленивые в физическом воспитании».

И, конечно же, при выборе форм, содержания и методов работы я учитываю возраст, пол учащихся, состояние здоровья, уровень их развития и подготовленности.

Игровая технология.

Игровую технологию – использую почти на каждом уроке. В конце каждого урока проводится учебная игра. Существует много подвижных игр на основе баскетбола, волейбола, легкой атлетики. Разнообразие этих игр позволяет повысить интерес учащихся к уроку. Игровые технологии активно использую на внеклассных спортивно-массовых мероприятиях.

Информационно-коммуникативная технология.

Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационно-коммуникативные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать информационно-коммуникативные технологии в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан [7].

Сегодня компьютерная грамотность учителя и ученика достаточна для того, чтобы свободно работать на персональном компьютере и получать необходимую дополнительную информацию из различных источников [8]. Это позволяет педагогам в процессе обучения, как в урочной, так и внеурочной деятельности, широко применять цифровые образовательные и Интернет-ресурсы, а именно:

- в качестве подготовки рабочих программ, поурочных планов, дидактических материалов (тестовые задания), различных докладов, методических разработок

- в использовании электронных учебников и образовательных ресурсов на электронных носителях в качестве наглядных пособий

- в использовании программных ресурсов для создания собственных учебных пособий, презентаций, видеороликов в качестве наглядности

- в использовании возможности компьютерного тестирования

- для участия в дистанционных олимпиадах, конференциях через сеть Интернет, как учащимися, так и педагогами

- ну и конечно для общения с коллегами и обмена опытом в сетевых сообществах.

Применение интерактивной доски на уроках физкультуры позволила бы облегчить процесс обучения технически сложных видов спорта (волейбол, баскетбол, гимнастика, плавание, прыжки в длину и высоту, а также обучение ходам в лыжных гонках). Учитель, работая с доской, имел бы возможность, разбив технический прием на слайды, показывать их с такой скоростью, с какой это необходимо для детального изучения и понимания в данном классе. С помощью маркера на доске во время показов слайдов рисовал стрелками направления движения ног, рук, туловища, головы. Возможен был бы разбор ошибок. Можно было стрелками предположить полет мяча при неправильной работе рук и ног. Такой метод обучения техническим действиям и приемам очень эффективен, нагляден и очень нравится учащимся.

Технология уровневой дифференциации.

Важнейшее требование современного урока – обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств. Дифференцированный и индивидуальный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры [4]. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика по физической культуре. А учащемуся с высоким уровнем неинтересно на уроке, который рассчитан на среднего ученика. Помимо этого, обучающиеся физической культуре делятся на основную, подготовительную и специальную группы. И для этого необходимо дифференцирование задач, содержания, и темпа освоения программного материала, а также оценки достижений.

Под дифференцированным физкультурным образованием понимается целенаправленное физическое формирование человека посредством развития его индивидуальных способностей.

Применяя данную технологию, я провожу следующие мероприятия на уроках:

- распределяем совместно с медицинским работником учащихся на медицинские группы,

- тестирую учащихся для определения уровня физических способностей,

- разрабатываю и подбираю специальные упражнения для учеников с низким уровнем качества знаний.

- работаю с учащимися среднего уровня физического развития на дополнительных занятиях в каникулярное время,

При оценке физической подготовленности учитываю, как максимальный результат, так и прирост результата. Причем индивидуальные достижения имеют приоритетное значение.

Данный подход к обучению на уроках физкультуры нацелен, прежде всего, на укрепление здоровья и развития двигательной активности учащихся, а также повышения интереса к занятиям физическими упражнениями, возможностью каждому ребенку реализоваться и добиваться успеха [3].

Соревновательная технология.

Соревновательная технология позволяет учащимся проявить себя в личном первенстве, работать в составе команды. После прохождения каждой темы провожу уроки-соревнования, в которых задействую в качестве судей и секретарей, освобожденных от уроков физкультуры учащихся и детей, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Но, необходимо помнить, что фактор соперничества и связанные с ним отношения могут способствовать проявлению как положительных, так и отрицательных черт характера (эгоизма, чрезмерного честолюбия, тщеславия и т. п.). Поэтому соревновательный метод оправдывает свою роль в нравственном воспитании лишь при условии высококвалифицированного педагогического руководства.

В заключение хочется отметить, что современные технологии в системе образования являются функциональной необходимостью. А использование данных технологий в физическом воспитании, это в первую очередь творческий подход к педагогическому процессу с целью повышения интереса у учащихся к занятиям физической культурой и спортом. Это главная цель учителей физической культуры, к которой мы должны стремиться в связи с задачей повышения уровня процесса обучения физической культуре для сохранения здоровья.

Только здоровый человек, обладая хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высоким уровнем умственной и физической работоспособности, способен активно жить, преодолевать профессиональные и бытовые трудности, добиваться успеха в современном, динамичном мире [9].


Литература


  1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2012г.

  2. Безруких М.М., Сонькина В.Д. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. М., 2012.

  3. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание. 2011. №1. С. 276

  4. Маханева М.Д.  Воспитание здорового ребёнка. Москва АРКТИ. 2013 г.

  5. Григорьева Т. Пути формирования здоровья школьников младшего возраста // Знание. 2010.

  6. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы // Педагогика. 2005.

  7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии // М.: Просвещение. 2009.

  8. Сократова Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учеб. пособие // М.: ТЦ Сфера. 2005.

  9. Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист. 2010.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!