СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современное учебное занятие в условиях введения обновлённых ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чек-лист анализа фрагмента учебного занятия. Обществознание. 6 класс. Тема "Конфликты в межличностных отношениях"

Просмотр содержимого документа
«Современное учебное занятие в условиях введения обновлённых ФГОС»


Практическая работа №2

Тема занятия: «Современное учебное занятие в условиях введения обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО».


Чек-лист анализа фрагмента учебного занятия.

Предмет, класс

Тема анализируемого учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Общий вывод о учебном занятии в контексте реализации системно-деятельностного подхода

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формы и приемы организации деятельности

Осуществляемые действия

Формы и приемы организации деятельности

Осуществляемые действия

Формы и приемы организации деятельности

Обществознание

6 класс

Конфликты в межличностных отношениях. Правила поведения в конфликте.

Учитель использует технологию проблемного обучения и создаёт учебную ситуацию, провоцирующую учебную деятельность. Ученикам предлагается совершить экскурс в историю и познакомиться с конфликтной ситуацией между царём Петром І и его сыном Алексеем Петровичем. Обучающимся предлагается небольшая презентация, в которой излагается проблема.

Учеников учитель делит на группы и даёт задание, в котором необходимо, используя ранее полученные знания, разложить конфликт на стадии и продумать возможные пути выхода из конфликта.

Во время решения учебных задач в группе обучающиеся определяют понятия, создают обобщения, устанавливают причинно-следственные связи, строят логические рассуждения, умозаключения и делают выводы, предполагают


Использование групповой формы организации учебно- познавательной деятельности

Класс поделён на группы для решения конкретных учебных задач; выполняют под непосредственным руководством лидеров групп и учителя.

Ученики думают, обмениваются идеями, озвучивают свои мысли перед классом

Организация учебного сотрудничества и совместная деятельность с учителем и сверстниками; нахождение общих решений, согласование позиций и учёт интересов; формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение; осознанно используют речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей ; владеют устной и письменной речью, монологической контекстной речью

Умение формулировать собственное мнение и позицию, учитывая позиции собеседников.

Для формирования коммуникативных УУД используются разные формы организации коммуникативного общения: групповые, индивидуально-групповые, так как они создают условия для продуктивной коммуникации как между учениками, так и между учениками и учителем.

Работа строится по принципу: затруднение, рефлексия, новая форма работы. Учащиеся делают вывод: прежде чем сделать работу, надо согласовать.

В сотрудничестве создаются комфортные условия для общения учащихся, что позволяет построить субъектные отношения по типу: Ученик – ученик, ученик — учитель.

Задания направлены на формирование коммуникативных навыков, ориентируют на сотрудничество, на установление партнёрских отношений. Задания содержат инструкции: «Обоснуйте свой ответ», «Докажите». Инициативное сотрудничество. Работа, предполагающая учёт позиции собеседника (взаимодействие). Совместное выполнение задания. Анализ работы своего одноклассника. Используются методы работы: «Мозговой штурм». взаимопомощь, совместное выполнение заданий.


Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач ; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения ;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Приём погружения в проблему, в ситуацию необходимости принять какую-то позицию, роль и решить проблему или проблемный вопрос.

Прием обращения к опыту.

Анализ ситуации из жизни выявляет значение изучаемого материала и недостаток знаний обучающихся по изучаемой теме. Демонстрация практического значения новых знаний.

Использование опорных слов

Можно использовать лист продвижения по заданию — это лист, в котором определены этапы работы учащихся Лист продвижения помогает учащимся упорядочить работу, контролировать свои шаги. Данный лист используется и для фронтальной работы, и для организации работы в группах, когда учащимся необходимо самостоятельно выполнить ряд действий. Лист продвижения в этом случае выполняет не только функцию планирования, но и контроля.

Установка учителя учащимся контролировать свою деятельность. Применяются разные виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль.

Работа по алгоритму.


Задания с «ловушками». Данные задания направлены на обучение детей умению контролировать границы своих знаний.

• Я верно определил/а ………

Я допустил/а ошибки ……

Я умею …

Я затруднился/лась

Мне было трудно…..

Я легко справился/лась...


Данный фрагмент учебного занятия способствует развитию навыков высказываться, общаться, критически мыслить, вести дискуссию.

Выполняя часть общей для всего класса цели, группа представляет, защищает выполненное задание в процессе коллективного обсуждения. Главные итоги такого обсуждения становятся известны всему классу и записываются всеми присутствующими на занятиях.  Плюсы групповой организации учебно-познавательной деятельности: порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища. В групповой работе получают возможность реализовать свои способности самые робкие ученики, которые не могут отвечать при всем классе.

Коллектив обучает каждого своего члена, и в то же время каждый член коллектива принимает активное участие в обучении всех других. При коллективном обучении, если оно действительно коллективное, - то, что знает один, должны знать все. И с другой стороны, все, что знает коллектив, должно становиться достоянием каждого.

Признаки, характеризующие коллективную форму познавательной деятельно­сти учащихся:

 наличие у всех участников общей цели.

Работа строится на сотрудничестве и товарищеской взаимопомощи

Участники работы привлекаются к учету и контролю за выполнением цели

Работа в группе помогает каждому ученику сформировать такие важные качества и умения школьника, как: желание участвовать в совместной деятельности, уверенность в успехе, ощущение положительных эмоций от удачной совместной деятельности; умение презентовать себя; умение строить деловые отношения в совместной деятельности на уроке (принимать цель совместной деятельности и сопроводительные указания к ней, разделять обязанности, согласовывать способы достижения поставленной цели).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!