Обществознание 6 класс | Конфликты в межличностных отношениях. Правила поведения в конфликте. | Учитель использует технологию проблемного обучения и создаёт учебную ситуацию, провоцирующую учебную деятельность. Ученикам предлагается совершить экскурс в историю и познакомиться с конфликтной ситуацией между царём Петром І и его сыном Алексеем Петровичем. Обучающимся предлагается небольшая презентация, в которой излагается проблема. Учеников учитель делит на группы и даёт задание, в котором необходимо, используя ранее полученные знания, разложить конфликт на стадии и продумать возможные пути выхода из конфликта. | Во время решения учебных задач в группе обучающиеся определяют понятия, создают обобщения, устанавливают причинно-следственные связи, строят логические рассуждения, умозаключения и делают выводы, предполагают | Использование групповой формы организации учебно- познавательной деятельности Класс поделён на группы для решения конкретных учебных задач; выполняют под непосредственным руководством лидеров групп и учителя. Ученики думают, обмениваются идеями, озвучивают свои мысли перед классом | Организация учебного сотрудничества и совместная деятельность с учителем и сверстниками; нахождение общих решений, согласование позиций и учёт интересов; формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение; осознанно используют речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей ; владеют устной и письменной речью, монологической контекстной речью Умение формулировать собственное мнение и позицию, учитывая позиции собеседников. | Для формирования коммуникативных УУД используются разные формы организации коммуникативного общения: групповые, индивидуально-групповые, так как они создают условия для продуктивной коммуникации как между учениками, так и между учениками и учителем. Работа строится по принципу: затруднение, рефлексия, новая форма работы. Учащиеся делают вывод: прежде чем сделать работу, надо согласовать. В сотрудничестве создаются комфортные условия для общения учащихся, что позволяет построить субъектные отношения по типу: Ученик – ученик, ученик — учитель. Задания направлены на формирование коммуникативных навыков, ориентируют на сотрудничество, на установление партнёрских отношений. Задания содержат инструкции: «Обоснуйте свой ответ», «Докажите». Инициативное сотрудничество. Работа, предполагающая учёт позиции собеседника (взаимодействие). Совместное выполнение задания. Анализ работы своего одноклассника. Используются методы работы: «Мозговой штурм». взаимопомощь, совместное выполнение заданий. | Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач ; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения ; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности | Приём погружения в проблему, в ситуацию необходимости принять какую-то позицию, роль и решить проблему или проблемный вопрос. Прием обращения к опыту. Анализ ситуации из жизни выявляет значение изучаемого материала и недостаток знаний обучающихся по изучаемой теме. Демонстрация практического значения новых знаний. Использование опорных слов Можно использовать лист продвижения по заданию — это лист, в котором определены этапы работы учащихся Лист продвижения помогает учащимся упорядочить работу, контролировать свои шаги. Данный лист используется и для фронтальной работы, и для организации работы в группах, когда учащимся необходимо самостоятельно выполнить ряд действий. Лист продвижения в этом случае выполняет не только функцию планирования, но и контроля. Установка учителя учащимся контролировать свою деятельность. Применяются разные виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль. Работа по алгоритму. Задания с «ловушками». Данные задания направлены на обучение детей умению контролировать границы своих знаний. • Я верно определил/а ……… Я допустил/а ошибки …… Я умею … Я затруднился/лась Мне было трудно….. Я легко справился/лась... | Данный фрагмент учебного занятия способствует развитию навыков высказываться, общаться, критически мыслить, вести дискуссию. Выполняя часть общей для всего класса цели, группа представляет, защищает выполненное задание в процессе коллективного обсуждения. Главные итоги такого обсуждения становятся известны всему классу и записываются всеми присутствующими на занятиях. Плюсы групповой организации учебно-познавательной деятельности: порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища. В групповой работе получают возможность реализовать свои способности самые робкие ученики, которые не могут отвечать при всем классе. Коллектив обучает каждого своего члена, и в то же время каждый член коллектива принимает активное участие в обучении всех других. При коллективном обучении, если оно действительно коллективное, - то, что знает один, должны знать все. И с другой стороны, все, что знает коллектив, должно становиться достоянием каждого. Признаки, характеризующие коллективную форму познавательной деятельности учащихся: наличие у всех участников общей цели. Работа строится на сотрудничестве и товарищеской взаимопомощи Участники работы привлекаются к учету и контролю за выполнением цели Работа в группе помогает каждому ученику сформировать такие важные качества и умения школьника, как: желание участвовать в совместной деятельности, уверенность в успехе, ощущение положительных эмоций от удачной совместной деятельности; умение презентовать себя; умение строить деловые отношения в совместной деятельности на уроке (принимать цель совместной деятельности и сопроводительные указания к ней, разделять обязанности, согласовывать способы достижения поставленной цели). |