СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Современное дополнительное образование детей как область личностного образования в детском возрасте»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное дополнительное образование детей - один из самых важных социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их главным образом личностного, индивидуально-персонифицированного развития. Это уникальная, социально востребованная сфера, в которой основными заказчиками, клиентами, потребителями выступают общество, государство и личность (дети и их родители). Дополнительное образование детей - особый социальный институт, который должен действовать в условиях настоящего, учитывать прошлое, но формировать будущее.

Просмотр содержимого документа
««Современное дополнительное образование детей как область личностного образования в детском возрасте»»

Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования «Детская музыкальная школа №1" Кировского района» г. Казани











«Современное дополнительное образование детей как область

личностного образования в детском возрасте»











Преподаватель теоретических дисциплин

Ляшко Евгения Александровна





















Казань 2021





«Современное дополнительное образование детей как область

личностного образования в детском возрасте»



«Дети - не будущие личности: они уже личности». Януш Корчак

Современное дополнительное образование детей - один из самых важных социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их главным образом личностного, индивидуально-персонифицированного развития. Это уникальная, социально востребованная сфера, в которой основными заказчиками, клиентами, потребителями выступают общество, государство и личность (дети и их родители). Дополнительное образование детей - особый социальный институт, который должен действовать в условиях настоящего, учитывать прошлое, но формировать будущее.

Каждый человек ощущает определенный объем пространства вокруг себя как личное пространство. Размер этого личного пространства сильно отличается в разных культурах. Формирование личного пространства происходит в детстве, его размеры регулируются бессознательно.

Востребованность личности (социальная и профессиональная) в современном обществе требует создания необходимых условий и возможностей для ее развития. И сфера дополнительного образования детей позволяет полноценно ее реализовать в современном мире. Современное дополнительное образование детей должно отвечать вызовам нового времени: морально-нравственная дезинтеграция общества; низкий уровень доверия и социальной солидарности; нарушение преемственности поколений, социальных механизмов трансляции национальных духовных традиций и культурного опыта; недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения; рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций; снижение ценности производительного труда, науки, творчества и образования; усиление миграционных процессов; недостаточный уровень воспроизводства населения; снижение физического, социального и психического здоровья населения.

Главное сегодня - обеспечить успешную деятельность человека в условиях динамичности, нестабильности, неоднозначности, разнообразия. В связи с этим, нами и рассматривается дополнительное образование детей как одна из важных категорий современной педагогической науки, роль которой на современном этапе развития российского общества усиливается как основы социализации личности, индивидуального, персонифицированного развития творческой личности, умеющей воспринимать мир как целостную систему, осознавать свою роль в этом мире. Важно помочь ребенку использовать ресурс детства в интересах развития собственной личности и сделать так, чтобы личность затем не приходила в противоречие с интересами общества и государства.

20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день ребенка. Именно в этот день в 1989 г. ООН приняла Конвенцию ООН о правах ребенка, и тем самым мировое сообщество взяло на себя обязательство перед детьми защищать их от равнодушия, эксплуатации и насилия. Ведь только в соответствии с тем, как общество защищает своих детей и заботится о них, измеряется его цивилизованность, проверяются его гуманность, демократичность и складывается будущее. Серьезную тревогу у педагогов XXI века вызывает отсутствие четко сформированной позиции взрослых по отношению к детству. Перспективность детства определяет и перспективность будущего России, так как это самый дорогой капитал нашего общества. Известно, что детство - время самых сложных вопросов. Современные дети ставят вопросы, они очень самостоятельны в суждениях, свободны в своих приоритетах.

Дети - особая категория населения, обладающая переходным социальным статусом и вследствие этого наиболее социально незащищенная, нуждающаяся в наибольшем благоприятствовании для развития. Дети не сами по себе являются будущим. Дети - лишь та возможность, требующая колоссальной работы всего «взрослого» общества, которая дана любому народу, любой стране в мире для его сохранения в истории и культуре. Рассматривая актуальность проблемы развития современного дополнительного образования детей в целом, не можем не отметить, что это непосредственно связано с новым пониманием сущности образования.

Сегодня прослеживаются две противоречивые тенденции:

— объективное возрастание роли образования в жизни общества и общественная неудовлетворенность его состоянием;

— недостаточное осознание возросшей роли образования и неспособность государства и общества к адекватному ее обеспечению.

Одним из возможных условий разрешения возникающих противоречий может быть организованное изучение развития современного дополнительного образования детей как важнейшей составляющей личного образовательного пространства детства, сложившегося в современном российском обществе. Современное дополнительное образование детей и рассматривается нами как территория личного образовательного детства. Личное образовательное пространство детства рассматривается нами как его социокультурное пространство - оптимальное для приобретения навыков самостоятельности; территория перспективного и безопасного детства, а главное - возможность преодоления дефицитов участия и «личного присутствия» человека в своем образовании. Новая педагогическая практика, получившая название «дополнительное образование детей», соответствует природе детства, имеет в основании признание ребенка высшей ценностью педагогической деятельности, учитывает индивидуальные склонности и возрастные особенности воспитанников, осуществляется добровольно, удовлетворяет многообразные образовательные потребности, создает условия для личностного, профессионального, творческого и духовного развития человека.

Во всем развитом мире центральным показателем и критерием реального качества жизни на территории является состояние и, в первую очередь, перспективность детства как основы и залога достойной будущности страны и жизни на данной территории. Вместе с тем, современное дополнительное образование по своей сути представляет особое движение личности между общественным, так как оно социально востребовано и нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны государства и общества, и личностным, персонифицированным образованием.

Именно дополнительное образование детей делает реальную социальную политику детства более осознанным, научно обоснованным, методологически и институционально-технологически обеспеченным процессом, рассматривая детство как базовый этап социализации и самореализации личности, как главный фактор развития общества. Современное дополнительное образование детей проблематизировано, с одной стороны, особенностями социально-педагогической ситуации современного детства, а с другой - пониманием того, что можно преодолеть кризисные явления в российском обществе, только опираясь на воспитанного, социализированного, культурного человека. Главная задача состоит в том, чтобы сохранить мир детства в целости и неприкосновенности и помочь ребенку прожить его в радости и полноте устремлений. Не менее важная задача - обеспечить постепенный переход ребенка из мира детства во взрослый мир, из мира его собственной природы в мир социальности и культуры. Педагогическая, образовательная деятельность в сфере дополнительного образования детей направлена на формирование свободной, жизнеспособной, социально-адаптивной и креативной личности.

В дополнительном образовании детей главное - обнаружить и развить личностные склонности, способности, задатки; разрешить нравственные конфликты; осознать собственное отношение к себе, к миру в контексте своего жизненного пути. В связи с этим сегодня требуется создание условий и возможностей для развития личности обучающихся, ее индивидуальности, так как она является основной формой бытия человека в обществе, и от ее развития в конечном итоге зависит и развитие общества. Дополнительное образование детей - новая категория для отечественной педагогики - понимается как мотивированное образование за рамками основного и профессионального образования, позволяющее ребенку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, а главное - личностно. Смысл развития дополнительного образования детей - в развитии способности к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности на основе использования социального опыта, частью которого является собственный опыт обучающихся. В современном дополнительном образовании детей проявляется, прежде всего, личностный смысл, который можно определить как персонифицированное (индивидуализированное) отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемое как «значение для меня» усваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные роли, ценности и идеалы. Дополнительное образование детей - процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры.

Дополнительное образование детей рассматривается нами как мотивированное образование за рамками основного и профессионального образования, позволяющее ребенку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, а главное - личностно. Дополнительное образование детей выступает тем фактором (условием), которое дополняет образовательное пространство детства до его целостности. В период модернизации российского образования приоритетная роль дополнительного образования детей состоит в том, чтобы «прорасти» своими уникальными сущностными качествами (индивидуализации, персонификации, вариативности, свободы выбора, самоорганизации) во всей системе образования и привести ее тем самым в соответствие с вызовами постиндустриального общества.

Современное дополнительное образование детей - новая категория для отечественной педагогики. Появление этого направления деятельности учреждений социальной сферы, главным образом образовательных учреждений, до сих пор вызывает неоднозначное отношение и толкование. Предстоит разрешить нелегкую задачу осмысления развития дополнительного образования детей в новых социокультурных условиях и происходящих законодательных изменений. Осознание сути перемен в сегодняшнем дополнительном образовании детей и их влияния на систему образования в целом, определение педагогами-практиками своего действенного участия в их реализации предполагает четкое понимание системы взглядов на современное дополнительное образование детей. Во всестороннем осмыслении со стороны руководящих и педагогических работников сферы образования, культуры, спорта, туризма, социальной защиты и др. нуждается практика организации личного выбора детьми, при участии родителей, направленности и объема занятий в свободное от основных нагрузок время. Сегодня на первый план выдвигаются иные ценности, иные задачи: обеспечить человеку условия для самовыражения, саморазвития, самореализации, постоянного личностного роста (т. е. задача «проектирования пространства персонального образования для самореализации личности»). Дополнительное образование детей выступает настоящим инициатором позитивного опыта, генератором идей в вопросах: социально-позитивного индивидуального развития личности; формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту; поиска и обретения человеком самого себя. Понять, принять и корректно ввести этот «человеческий» потенциал дополнительного образования детей в общую систему образования во имя расширения вариативности и индивидуализации системы образования в целом, а значит, усиления его конкурентоспособности - ключевая задача всего российского педагогического сообщества. Современная педагогическая наука рассматривает категорию «образование» как своеобразную систему, элементами которой являются ценность, система, процесс, результат. В классической дидактике обучения об этом факте говорится другими словами, а именно: категория образования имеет четыре аспекта: образование как ценность, как система, как процесс, образование как результат.Современное дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов.

Подводя итог, следует отметить, что первостепенной задачей образовательной деятельности в дополнительном образовании детей является развитие социально значимых личностных качеств воспитанников, необходимых для жизнедеятельности в современном обществе. В связи с этим, целью любого педагога должна стать целенаправленная деятельность по созданию условий для развития индивидуальности каждого ребенка. К этим условиям следует отнести признание приоритета личности ребенка всеми субъектами воспитательного процесса - педагогами, родителями и детьми; нацеленность ресурсов дополнительного образования детей на развитие системы ценностных ориентаций обучающихся, определяющих их личностные качества; учет возрастных особенностей детей; вариативность содержания, форм и методов образовательного процесса, обеспечивающую установку на удовлетворение потребностей детей, формирование мировоззрения, на мотивацию к обучению как ведущую мотивацию развития личности; освоение гуманистических методик обучения и воспитания, а также новых способов познания и форм организации образовательного процесса; согласованное взаимодействие педагогов и родителей, предусматривающее социально-педагогическую помощь и поддержку детей: открытость к идеям воспитанников и их обсуждению; содействие в проявлении инициативы и осуществлении самостоятельных действий; организацию разновозрастного неформального общения, являющегося ценностно-значимой формой взаимодействия детей и взрослых; подготовку и проведение социальных тренингов, позволяющих ребенку отработать разнообразные формы межличностного взаимодействия; участие в разработке и реализации индивидуальных планов воспитанников с целью определения перспектив и результатов личностного развития.






























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!