Просмотр содержимого документа
«Советы и рекомендации родителям будущих первоклассников в вопросах и ответах»
Советы и рекомендации
родителям будущих первоклассников в вопросах и ответах
Школа вчера и сегодня
Готов ли Ваш ребёнок к школе?
- Психологически : школа привлекает не стремлением «иметь портфель», а возможностью узнать новое; развиты речь, память, мышление, воображение.
- Умственно: есть необходимый кругозор, интерес к знаниям; есть понимание связи между явлениями.
- Физически: здоров, физически крепок и развит.
- Личностно: хочет общаться со взрослыми и сверстниками, действовать вместе с ними; готов слушать учителя, выполнять его инструкции; готов подчиняться интересам группы; умеет преодолевать трудности.
Развитие школьно-значимых психологических функций:
- развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом);
- пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа);
- координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).
Развитие школьно-значимых психологических функций :
- развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);
- развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);
- развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово - картинка либо слово - ситуация/).
Мыслительная готовность
- Наиболее важные показатели — это развитие мышления и речи.
- Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова:«потому, что»; «если, то»; «поэтому».
- Учите ребят задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса. Нельзя заставить мысль работать, если просто сказать «подумай».
- Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать.
- Особое внимание обратите на ориентировку в пространстве. Правильно ли ваш ребенок понимает и употребляет в речи предлоги и понятия: выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между, перед., за, спереди от…, сзади от…, ближе, дальше, лево, право, левее, правее, ближе всего к…, дальше всего от… и т.д.
Важен не объем знаний ребенка, а качество знаний
- Важно учить не читать, а развивать речь. Не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки.
- Для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстниками, взрослыми, играть в развивающие игры слушать чтение книг, рисовать, лепить, фантазировать.
- Чем больше ребенок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению будущего, чем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче ему будет личностно в нее включиться.
- Уже сейчас постарайтесь очень постепенно режим дня вашего малыша соотнести с режимом дня школьника.
- Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши словесные инструкции и требования, которые должны быть чёткими, доброжелательными, немногословными, спокойными.
- Не пугайте ребёнка будущими трудностями в школе!
- Перед школой и во время учёбы проверяйте зрение и слух ребёнка.
Подготовка к чтению
- 6-7 летний малыш должен знать все печатные буквы алфавита , но многие могут слитно читать слоги, а некоторые - и целые тексты.
- Несмотря на такую разную подготовку, все дети устают от процесса чтения очень быстро . Чередуйте это занятие с отдыхом. Пусть ребёнок "погримасничает" перед зеркалом, произнося чётко и громко звуки, отдельно и плавно. Это развивает артикуляционный аппарат.
Подготовка к письму
- Ручку ребёнок должен брать правильно и разогретыми пальцами.
- Раскраски замените обведением по трафарету и штриховкой. Линия должна быть направлена сверху вниз, справа налево, а если она кривая, то против часовой стрелки.
- Расстояние между линиями 0,5 см - это основной принцип нашего письменного алфавита.
- Запомните, дети также устают от этих занятий, как и от чтения.
Подготовка к грамматике
- Ребёнок может легко выделить в слове заданный звук, назвать в слове все звуки по порядку. Не путайте букву со звуком! (Звук мы слышим, букву пишем.)
- В тексте он так же может назвать количество предложений. Он умеет отвечать на вопросы "кто", "что" и сам их задавать. То есть 6-7 летний ребёнок способен расчленить речь на отдельные грамматические единицы.
- Поощряйте его умение наблюдать, сравнивать, исправлять, уточнять свою речь. Общайтесь с ним!
Подготовка к математике
- Успешность в этом предмете зависит от освоения и умения двигаться в трёхмерном пространстве. Поэтому помогите ребёнку свободно владеть такими понятиями: "вверх-вниз", "вправо-влево", "прямо, по кругу, наискосок", "больше-меньше", "старше-моложе", "горизонтально-вертикально" и т.д., объединять предметы в группы по одному признаку, сравнивать, владеть счётом в пределах 10.
Поступая в школу, ребёнку следует знать и уметь:
- Знать свое имя и фамилию, адрес, имена членов семьи.
- Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета.
- Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10.
- Уметь увеличивать или уменьшать группу предметов на заданное количество (решение задач с группами предметов),уравнивать множество предметов.
- Сравнивать группы предметов - больше, меньше или равно.
- Объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т. д.
Поступая в школу , ребёнку следует знать и уметь:
- Находить в группе предметов лишний
(из группы «Одежда» убрать цветок).
- Высказывать свое мнение, построив законченное предложение.
- Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах.
- Иметь пространственные представления: право-лево,вверх-вниз, под, над, из-за, из-под чего-либо.
- Культурно общаться с другими детьми.
- Слушать старших и выполнять их распоряжения.
Обязательно ли ребенок должен уметь читать и писать к 1 классу?
Не обязательно.
- Умение складывать из слогов слова еще не является умением читать. Многие дети с трудом осваивают эту сложную мыслительную операцию - не стоит их подгонять! Навык чтения и письма должен формироваться по специальным методикам (складываются представления о речи, звуках и буквах).
- Основными умениями при чтении являются понимание прочитанного текста, анализ описанной ситуации, ответы на вопросы после чтения.
Основная задача современной н ачальной школы
- Поддерживать и развивать основные достижения дошкольного периода развития, не прерывая и не подавляя ни одну из линий.
- Формировать на этой основе учебную самостоятельность младших школьников .
- Достижение этой задачи будет способствовать успешной самореализации ученика на следующей ступени обучения.
По каким учебным программам будут обучаться в начальной школе?
УМК «Школа России »
Какие учебные предметы изучаются в первом классе?
Обязательными для изучения являются
8 предметов:
- Русский язык (письмо).
- Литературное чтение (обучение грамоте).
- Математика .
- Окружающий мир.
- Физическая культура.
- Технология.
- Изобразительное искусство
- Музыка
Какие особенности образовательного процесса в 1 классе?
- Продолжительность учебного года в первом классе – 33 учебные недели.
- Учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе в 1 смену. 4 дня в неделю по 4 урока и 1 день 5 уроков за счёт урока физической культуры.
- В первом полугодии «ступенчатый» режим обучения:
- в сентябре, октябре – 3 урока в день по 35 минут каждый
- в ноябре-декабре - 4 урока по 35 минут каждый
- Остальное учебное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, подвижными играми на свежем воздухе, развивающими играми и другими формами работы
- Во втором полугодии – 4 урока по 45 минут (1 день – 5 уроков)
- Для учащихся первого года обучения предусмотрены дополнительные недельные каникулы, которые проходят, как правило, в феврале.
- В середине учебного дня проводится динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут
- Обучение проводится без бального оценивания знаний обучающихся
- Домашние задания в 1 классе не задаются.
Какой портфель необходимо купить ребёнку?
- Вес ранца без учебников для учащихся 1-4 классов должен быть не более 500-700 г.
- Ранец должен иметь широкие лямки (4 – 4,5 см) и достаточную формоустойчивость , обеспечивающую его плотное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса.
- Материал для изготовления ранцев должен быть легким, прочным с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки.
Есть ли в 1 классе домашние задания?
- Домашних заданий в 1 классе нет. Однако если вы хотите сформировать у своего ребенка качественные навыки письма, чтения, счета, то не отказывайтесь от тренировочных упражнений, которые может предложить учитель.
Почему учителя не ставят отметки в 1 классе, ведь родители хотели бы знать об успеваемости своего ребенка?
- В 1 классе обучение действительно безоценочное. Это оправдано тем, что ребенок находится в самом начале учебного пути. К концу первого года обучения уже можно судить о той или иной степени успешности младшего школьника.
- В 1 классе основной упор делается на приобретение навыков учебного труда. Словесная или условно-знаковая оценка тоже зачастую присутствует в работе учителя с учеником. Важно, чтобы она была позитивной.
Как правильно организовать дома рабочее место ученика?
- Купите первокласснику письменный стол. Тогда ребенок сможет сям систематизировать и разложить в ящики стола учебные принадлежности и научится поддерживать порядок на рабочем месте.
- Лучше, если освещение будят слева. Занавески нужно отодвинуть в сторону - основной свет должен попадать через верхнюю треть окна.
- Можно купить первокласснику парту и стул с регулирующейся высотой, а для школьных принадлежностей книжные полки.
- Приобретая мебель, обязательно учитывайте рост ребенка. При росте 1м - 1 м 15 см высота крышки стола над полом должна быть 46 см, а высота сиденья стула - 26 см. При росте от 1 м 15 см до 1 м 30 см высота стола должна быть 52 см, а стула - 30 см. Важно, чтобы ноги ученика стояли на полу, спина прикасалась к спинке стула, а между крышкой парты и грудью ребенка могла пройти его ладонь.
Можно ли носить в школу игрушки?
- Да, можно!
- Игровая деятельность ещё значимая для ребёнка, любимая игрушка зачастую олицетворяет друга, с ней можно поиграть на перемене вместе с одноклассниками.
- Лучше, если игрушка не громоздкая и без острых углов.
Нужно ли наказывать ребёнка за отсутствие успехов в обучении?
- Этого делать не рекомендуется, ведь первоклассник ещё ничему не научился.
- Наказать можно за непослушание. Однако помните, что нельзя наказывать трудом или лишением прогулки.
- Небрежно выполненное задание необходимо переделать, но не поздно вечером.
- Попытайтесь вселить в ребёнка уверенность в своих силах, подбодрите его и подскажите, как лучше сделать задание.
- Хвалите первоклассника даже за самые маленькие успехи, и тогда вам не придётся думать о наказании .
Запомните :
- При подготовке к школе вы должны оставаться для вашего ребёнка любящим и понимающим родителем и не брать на себя роль учителя! Ребёнок охотно делает только то, что у него получается, поэтому он не может быть ленивым .
- Постарайтесь достижения ребёнка не сравнивать ни со своими, ни с достижениями старшего брата, ни одноклассников (не озвучивайте это при ребёнке, даже если они в его пользу!).
- Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учёбе для вашего малыша.
Уважаемые родители!
- Сотрудничайте с учителем и с пониманием относитесь к тому, что кажется Вам непривычным в учёбе Вашего ребёнка: он живёт и учится в другое время, в других условиях.
- Поддержите ребёнка, если он стремится высказать и аргументировать свою точку зрения .
- Поймите и примите то, что Вашего ребёнка будут учить не так, как учили Вас: не заучивать и пересказывать материал, а самостоятельно открывать новое , понимать и использовать в учебной деятельности.
- Поддержите инициативу ребёнка, его стремление быть самостоятельным.