СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Советы для написания сжатого изложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные советы могут быть полезны при подготовке к написанию сжатого изложения в формате ОГЭ

Просмотр содержимого документа
«Советы для написания сжатого изложения»

Общие рекомендации

— На экзамене будет звучать аудиозапись с текстом для изложения. Аудиозапись длится 2-3 минуты и повторяется два раза. После первого прослушивания экзаменуемым даетсявремя на осмысление и обработку текста.

— Требуемый объём сжатого изложения – 70 слов, работа объемом меньше 70 слов НЕ ПРОВЕРЯЕТСЯ, и баллы за неё не начисляются. Но не стоит писать и слишком длинные изложения, самый оптимальный объём – 80-90 слов.

— Изложение необходимо разделить на части, текст разбивайте на 3 абзаца.

— Пишите изложение по возможности чётким, разборчивым почерком и при делении текста на абзацы соблюдайте достаточное расстояние для отступа строки, чтобы экзаменаторы точно видели, как вы делите текст.

— Старайтесь не употреблять в работе слова и выражения, в смысле и написании которых вы не уверены. На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарем, но делать это лучше после того, как вы полностью напишите «черновой» варианта изложения.

Основные этапы работы над изложением

  1. 1.    Восприятие и осмысление текста

На экзамене у вас обязательно должен быть черновик и хорошо пишущая ручка (а лучше две).

Приготовьтесь внимательно слушать текст и записывать хотя-бы по два-три опорных слова из каждого предложения. Не стремитесь записать весь текст подряд! Сокращайте слова, оставляйте между ними большие расстояния, чтобы дописать предложения во время перерыва и второго прослушивания текста.

Во время перерыва прочитайте свои записи, где возможно, допишите сокращенные слова.Попытайтесь понять, о чём текст, и что хотел сказать автор.

Во время повторного воспроизведения аудиозаписи вписывайте в пропуски то, что не написали при первом прослушивании текста. Еще раз осмыслите тему текста.

Ваша цель:

— Понять тему (о чем говорится?)

— Уловить основную мысль (к чему призывает автор, как он хочет повлиять на читателя)

  1. 1.    Написание собственного текста

На основе своих записей восстановите текст, соедините всё в одной работе. Текст долженчитаться легкобыть логичнымсвязным, тема и цель полученного изложения должнысоответствовать теме и цели исходного текста. Чтобы проверить это, задайте себе вопрос: «Говорится ли в моём тексте о том же, о чем говорил автор? Побуждает ли он к тому, к чему побуждает исходный текст?»

В своей работе выделите 3 абзаца. Каждый абзац – это микротема. Получилось ли у вастри микротемы? Если да, идём дальше.

Сокращаем каждый абзац до двух-трёх предложений, оставляя только САМОЕ ГЛАВНОЕ.

Чтобы получить за работу высокий балл, в каждом абзаце обязательно используйтеприёмы сжатия. Существует несколько способов сокращения текста:

1.    Способ обобщения

Она достала из пакета морковь, картофель,  рыбу, молоко и только потом ответила на мой вопрос. → Она достала из пакета продукты и только потом ответила на мой вопрос.

2.    Способ исключения

Камни Кремля могут  звучать. У каждой стены и купола особый звук, а все вместе они сливаются в богатырскую симфонию, исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля. → Каждый камень, стена, купол Кремля имеет свой звук, который сливается в единую богатырскую симфонию.

3.    Способ замены

Дать согласие – согласиться; для того чтобы поступить – для поступления; привести доказательство – доказать.

При сжатии текста избавляйтесь от оборотов, вводных слов и вводных конструкций, уточняющих членов предложения.

От риторических вопросов тоже лучше избавляться, или же переводить их в повествовательное предложение. Пример: Возможно ли забыть об этом великом подвиге? → Невозможно забыть об этом великом подвиге.

4.    Проверка текста

Сократив свое изложение, перечитайте его ещё раз.

           Задайте себе несколько вопросов:

— Получилось ли передать основную тему текста?

— Не противоречит ли полученный текст оригиналу?

— Удалось ли отразить в работе все три микротемы?

— Логичен ли текст, связаны ли все три абзаца по смыслу?

— Нет ли в изложении несжатых мест (вводных слов, деепричастных и причастных оборотов и т.д.)?

 

Убедившись, что ваш текст соответствует требованиям, проверьте его      на наличие ошибок. Подчеркните все слова, написание которых вызывает у вас сомнение и проверьте их ворфографическом словаре. Будьте внимательны при расстановке знаков препинания.

Перепишите изложение в чистовик.

Дополнительные советы

Старайтесь грамотно распределять время. Заданию 1 рекомендуется уделить не более 40-60 минут.

И главное: секрет успешной сдачи любого экзамена состоит в подготовке. Регулярно тренируйтесь на  типовых заданиях, и вы сможете выработать необходимые навыки и умения.

Желаем удачи на ОГЭ!





































Завтра вы пишете изложение: многому уже не научишь, а вот советы могу дать.

1.Сосредоточьтесь перед первым прослушиванием текста. Приготовьте черновик, проверьте, как пишет ручка. Можно записывать текст хорошо заточенным карандашом.

 

2.Настройтесь на то, что записывать текст необходимо с большими пробелами. Не жалейте бумаги: в пропущенные пробелы вы при втором прослушивании текста вставите то, что не успели записать в первый раз.

3. Записывайте все, что успели, сокращайте слова. Если что-то не успели записать, не расстраивайтесь: при втором чтении дополните.

4.Эффективно используйте те минуты, которые вам дают для осмысления текста между двумя чтениями. Постарайтесь дописать сокращенные слова. Но главное: пробежав по всем записям глазами, постарайтесь осознать, о чем этот текст.

5. При втором чтении текста вписывайте в оставленные пробелы то, что не записали в первый раз. Если останется место, не беда: это же черновик.

6. После прочтения текста постарайтесь соединить все, что вы записали, прочитайте то, что у вас получилось. Если мысль при чтении « не прыгает», все читается легко, значит, вы хорошо записали текст.

7.Приступайте к сокращению текста. Постарайтесь при этом учесть все три способа сокращения:

Способ замены. Например, у вас в тексте идет предложение: «Мужчины и женщины, старики и подростки вышли на охрану родного города». Выделенные слова вы заменяете так:  «Все жители вышли на охрану родного города».

Способ исключения. В этом случае вы можете исключить лексические повторы, некоторые однородные члены, фрагменты предложения, имеющие менее существенное значение. Например: «Камни Кремля могут  звучать. У каждой стены и купола особый звук, а все вместе они сливаются в богатырскую симфонию, исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля». Исключив ряд слов, вы можете создать такое предложение: «Каждый камень, стена, купол Кремля имеет свой звук, который сливается в единую богатырскую симфонию».

Способ слияния. Это образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же. Например: «Призвание – это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. Без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню». Из двух предложений делаем одно: «Призвание – это маленький росточек таланта, который без трудолюбия может засохнуть».

8. Сократив текст, перечитайте его. Если все читается на одном дыхании, если вы нигде не запнулись, значит, создали хорошее изложение. Проверьте, где вы написали с красной строки. Наличие абзацев – важный элемент работы.

9. Подчеркните все слова, написание которых вызывает у вас  сомнение. Возьмите орфографический словарь и проверьте правильность написания этих слов.

10. После этого можете переписывать работу в чистовик.

Ни пуха ни пера!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!