СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Совершенствование аналитической культуры учителя. Невзорова Е.И.

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

в современной школе в условиях реализации ФГОС учитель должен не просто владеть глубокими знаниями и практическими навыками, но и умением анализировать и адекватно оценивать педагогические ситуации, то есть владеть аналитической культурой.

Просмотр содержимого документа
«Совершенствование аналитической культуры учителя. Невзорова Е.И.»

Совершенствование аналитической культуры учителя.


В Программе развития образования огромная роль отводится формированию профессиональных компетенций и аналитической культуры педагогов.

Каждый педагог осознает, что в век информатизации и нанотехнологий, в условиях введения и реализации ФГОС, повышаются требования к педагогам, которые сегодня выполняют роль своего рода навигатора, помогающего ученику ориентироваться в безграничном море информации. Наши знания быстро устаревают, и чтобы соответствовать требованиям современного педагога, необходимо повышать профессиональную компетентность и аналитическую культуру, владеть базовыми компетенциями.

Для того чтобы совершенствовать профессиональную компетентность, необходимо отслеживать уровень профессионального мастерства, а это возможно лишь при сформированной аналитической культуре педагога.

Мы постоянно анализируем как деятельность обучающихся, так и свою. У обучающихся мы отслеживаем, качество знаний, успеваемость, проводим мониторинг обученности. Глубокий анализ своей деятельности мы проводим при подготовке творческих отчетов, в ходе методической работы образовательного учреждения. Однако новые подходы в образовании требуют, чтобы учитель ежедневно рефлексировал. Полный самоанализ урока мы проводим во время посещения уроков администрацией школы, при проведении открытых уроков. Все остальные рабочие уроки на должном уровне, как правило, нами не анализируются, что сдерживает формирование аналитической культуры.

В.А. Сухомлинский сказал: «Умейте осмыслить свой пройденный путь. Осмысление того, что уже сделано, - это большое духовное богатство».

Анализ деятельности учителя на уроке является основой совершенствования учебного процесса. Главная цель анализа практики учителей – увидеть связь между деятельностью учителя и результатами его труда, выраженными в умственном развитии учащихся, их культуре, эрудиции, умении применять теорию на практике. Речь идет о педагогическом анализе.

Педагогический анализ способствует методическому совершенствованию деятельности учителя.

По определению Ю.А Конаржевского, педагогический анализ – это инструмент управления, направленный на:  изучение состояния и тенденций развития,  объективную оценку результата образовательного процесса,  выработку рекомендаций по упорядочению системы или переходу её в качественно более высокое состояние.

Анализируя собственные уроки, качество знаний, умений и навыков учащихся, различные виды своего планирования, результативность своей ежедневной деятельности, учитель глубже проникает в сущность своей деятельности, определяет причины разного рода недостатков в своей работе, добивается их устранения, предупреждает в какой-то степени их появление.

Аналитическая деятельность дает возможность учителю:

 формировать и развивать умение ставить конкретную цель своей деятельности и деятельности учеников, четко её формулировать;

 развивать умение устанавливать связь между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения педагогических целей;

 формировать умение четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;

 формировать умение видеть и понимать существенную связь между способом своих действий и конечным результатом.

Что ведет к повышению результативности образовательного процесса.

Известные отечественные ученые С.И. Архангельский, К.К Платонов, СА.Гапоненко и другие - отмечают, что одной из характеристик профессионализма является развитое аналитическое мышление, под которым понимается способность выделять существенные свойства объектов, знание которых позволяет решать возникающие перед педагогом профессиональные задачи. Невозможно без аналитической деятельности ни выявить противоречия в педагогической практике, ни осмыслить их, ни разрешить. Также невозможно оценить уровень собственного профессионализма, без чего немыслима работа над повышением качества своей деятельности, ибо только результаты аналитической деятельности позволяют составить корректную программу дальнейших действий, искать ответы на многие вопросы практики, объективно оценивать результаты своего труда и всего образовательного процесса, находить решения возникающих проблем.

В теории и практике внутришкольного управления определены основные виды педагогического анализа. Существуют различные его классификации в зависимости от субъекта анализа (что анализируется), от цели анализа (для чего анализируется) и т.д. В принятой классификации выделяется три вида анализа: параметрический, тематический и итоговый.

Параметрический анализ направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса, выявление причин, нарушающих его. Как правило, по итогам параметрического анализа вносятся поправки и изменения в ход регулирования целостного педагогического процесса. Предметом параметрического анализа является изучение текущей успеваемости, посещаемости уроков и внеклассных занятий, санитарного состояния школы, соблюдения расписания занятий. Важная роль здесь отводится самоанализу. Анализ проведенной деятельности не будет точным, если не будет проведен учителем перед этим самоанализ. Ведь известно, что самоанализ - это степень осмысления задач образования, а не только целей и задач одного урока; - это оценка учителем собственной педагогической деятельности; - прекрасное средство психологической защиты педагога; - это показатель профессионализма учителя; -это реальное средство улучшить качество своей работы, умение видеть главное и второстепенное в своей работе. Самоанализ, рефлексия - универсальные способы погружения учителя в ситуацию, которая способна перевести его в режим саморазвития Следовательно хороший современный урок, можно провести только анализируя ежедневный опыт, опыт ведущих учителей, производя самоанализ своей деятельности и анализируя деятельность учащихся. Основное содержание параметрического анализа, составляет посещение уроков и внеклассных занятий. Фиксирование результатов параметрического анализа, их систематизация и осмысление подготавливают тематический педагогический анализ. Параметрический анализ — это не просто констатация фактов, а их сравнение, обобщение, поиск причин их возникновения и прогнозирование возможных последствий Результаты такого анализа и принятые на их основе решения требуют оперативного выполнения.

Тематический анализ направлен на изучение более устойчивых, повторяющихся зависимостей, тенденций в ходе и результатах педагогического процесса. В содержании тематического анализа в большей мере проявляется системный подход к изучению урочной и внеурочной деятельности. Если предметом параметрического анализа может выступать отдельный урок или внеклассное занятие, то предметом тематического анализа уже является система уроков, система внеклассной работы и т.д. Администрация ОУ может получить наиболее полное представление о работе учителя, лишь проанализировав ряд уроков, занятий, получив, таким образом, представление о системе работы учителя. Этот вид педагогического анализа позволяет сосредоточиться на изучении и выявлении особенностей проявления тех или иных сторон педагогического процесса, определить их взаимодействие с другими сторонами, компонентами и системой в целом. Опираясь на данные параметрического анализа, администрация школы в ходе тематического анализа подготавливают и обосновывают содержание и технологию итогового анализа.

Итоговый анализ охватывает более значительные временные, пространственные или содержательные рамки. Он проводится по завершении учебной четверти, полугодия, учебного года и направлен на изучение основных результатов, предпосылок и условий их достижения. Итоговый анализ подготавливает протекание всех последующих функций управленческого цикла. Информация для итогового анализа складывается из данных параметрического и тематического анализа, четвертных, полугодовых контрольных работ, из данных официальных отчетов, справок, представляемых учителями, классными руководителями, представителями администрации школы, общественных организаций.

Таким образом, можно сделать вывод, что в современной школе в условиях реализации ФГОС учитель должен не просто владеть глубокими знаниями и практическими навыками, но и умением анализировать и адекватно оценивать педагогические ситуации, то есть владеть аналитической культурой. \

Совершенствовать аналитическую культуру педагогов можно через комплекс следующих мероприятий.

В первую очередь для администрации ОУ:

1.разработка алгоритма посещения урока, исходя из системного взгляда на урок;

2.разработка схем по анализу и самоанализу урока в методическую копилку учителя;

3.совершенствование системы внутреннего мониторинга качества образования в ОУ.

Для педагогов:

1.развитие навыков проектирования своего урока (учитель должен четко определять цель и задачи урока).

2.работа ШМО по развитию аналитической культуры педагога (взаимопосещение уроков, их анализ и самоанализ)

3.освоение методикой осуществления самоанализа урока (самоанализ должен предшествовать анализу урока посещающими)

Также в качестве стимула, направленного на повышение уровня профессиональной компетентности и аналитической культуры педагогов используется аттестация педагогов, обучение на курсах повышения квалификации, посещение различных семинаров, практикумов, тренингов, методических объединений, участие в конкурсах профессионального мастерства, знакомство с опытом других педагогов, обобщение и распространение собственного педагогического опыта, возможность участия в инновационной деятельности.

Можно сделать вывод, что существует прямая зависимость результативности образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС, от уровня профессиональной компетентности и аналитической культуры педагогических кадров.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!