СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальный проект на тему "Моя семья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В семье воспитание должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких.

Просмотр содержимого документа
«Социальный проект на тему "Моя семья"»


Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Прогимназия №9 «Ручеек»

г. Хасавюрт




Социальный проект на тему:

«Моя семья»

Руководитель проекта ст.воспитатель

Батырмурзаева Н. В.









2018 год

СОДЕРЖАНИЕ

Актуальность…………………………..2

Цель и задачи…………………………..3

Этапы проекта…………………………3

План мероприятий…………………….5

Заключение……………………………..7

Рекомендуемая литература…………..8

Приложение…………………………….9

«Семья начинается с детей.

Дети – это атрибут настоящей семьи»

(А.И.Герцен)



Актуальность проблемы:

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям: отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому.

Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально - нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.

Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Эта работа должна проходить с непосредственным активным участием всех поколений семьи ребенка. Ведь бабушки и дедушки воспитанников - это живые участники истории родного края. Дети совместно с родителями и прародителями должны обсуждать семейные традиции, реликвии, национальные, профессиональные корни своего рода. Старые фотографии, рассказы старших членов семьи помогают детям глубже осознать исторические факты и события, почувствовать связь своей семьи и себя как ее члена с родной землей.

Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому.







Цель проекта: Формирование у детей понятие «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.

Задачи проекта:

  • формировать у детей представления о семье;

  • формировать представления о родственных отношениях;

  • обогащать детско-родительские отношения опытом совместной

творческой деятельности;

  • воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким;

  • воспитывать уважение к труду и занятиям членам семьи.



Участники проекта: дети старшего возраста, родители, педагоги.

Реализация проекта: долгосрочный.

Особенности проекта:

  • опора на личный опыт детей, полученный ими в семье;

  • доступность материала для детей дошкольного возраста;

  • максимальная включенность родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями;

  • интеграция совместной деятельности детей и родителей дома с их деятельностью в дошкольном образовательном учреждении.

Предполагаемый результат:

  • владеть понятием «семья»;

  • знать информацию о своей семье, профессии родителей;

  • иметь представления о родственных отношениях

  • знать свои права и обязанности;

  • уметь совместно с родителями составлять родословную семьи.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

1. Этап. Предварительная работа:

  • Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Семья»;

  • Подбор литературных произведений;

  • Рассматривание репродукций картин Г.П.Конопацкой «Горская семья», «Горянка».

  • Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.

  • Донести до участников проекта важность данной темы.

  • Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты, для игровой, театрализованной деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Семья».

  • Составить перспективный план мероприятий.



2 этап. Основной.

Реализация мероприятий.

Реализация проекта на данном этапе предполагает организованную образовательную и совместно-партнерскую деятельность.

3 этап. Заключительный.

Досуг «Семейные традиции».

План мероприятий

Образовательные области

Мероприятия

Познавательное развитие

Серия бесед по картинкам «Моя семья»:

«Любимая семья!»; «Мы вместе семья»;

«Рядом или вместе?»; «Как хорошо играть всем вместе».

Решение проблемных ситуаций: «Мама устала» проявить заботу о маме, «На огороде требуется помощь папе и маме».

Непосредственно образовательная деятельность:

«Коли семья вместе, то и душа на месте», «Моя дружная семья», «Мой род – моя семья», «Права и обязанности в семье», «Моё имя».

Дидактические игры:

«Как мы помогаем родным»; «Родство»; «Семья»; «Моя семья».

Речевое развитие:


Цикл бесед: «Семейные традиции», «Традиции вашей семьи», «Семейные праздники».

Чтение художественной литературы:

В. Осеева «Волшебное слово», «Хорошее», «Сыновья», «Отомстила»,

В. Катаев «Цветик-семицветик».

Татарская народная сказка «Три дочери»,

русские народная сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Кукушка».

Дагестанские сказки: «Сестра семи братьев», «Ведьма, любившая халву».

Разучивание и слушание стихов:

Е. Благинина «Посидим в тишине»,

О. Чусовитина «Самый лучший!», З.Акимова «К дедушке в гости», Г.Сулейманова «Бабушка моя», Х.Тагирова «Мы с бабушкой», «Слово доброе родня», Р.Гамзатов «Дедушка», «Мама», А.Меджидов «Что в мире мягче всего?».

Заучивание русских и дагестанских пословиц и поговорок о семье.

Художественно-эстетическое развитие

Рисование:

«Моя семья», «Мамочка милая моя», «Подарки родным».

Коллаж и видеоролик «Моя семья».

Строительные игры: «Дом для кукол»; «Мебель для дома».

Музыкально-дидактическая игра «Семья».

Выставка поделок на тему: «Моя семья»

Слушание музыки: «Мама – солнышко мое» Ш.Шамхалов, «Моя бабушка» Р.Фаталиев, «Наш сад» Г.Гусейнов (азерб). «В Дагестане» Р.Кантемиров, «Колыбельная» Х.Ханукаева, «Колыбельная» Х.Батыргишиева.

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры:

«Дагестанская семья»; «Дом – это семья»; «День рождения».

Инсценировки: «Три мамы», «Сказка для мамочки».

Конкурс «Вкусное сердечко» для родителей .

Физическое развитие

Дагестанские подвижные игры: «Храни очаг» (авар.), «Угадай» (дарг.), «Защити гостя» (даг.).

Пальчиковая гимнастика о семье:

«Наша семья», «Пальчик-мальчик», «Дружная семья».

Работа с родителями

  • Презентация «Любимое блюдо моей семьи».

  • Беседы с детьми о своей семье, родственниках, о своей профессии.

  • Семейные альбомы «Один день в детском саду и дома»; «Моя семья».

  • Составление генеалогического дерева семьи совместно с детьми.

  • Фотовыставка «Семейные увлечения».

  • Родительские консультации по темам: «Игра с ребенком в жизни вашей семьи»; «Дом, в котором мы живем».


Заключение

Реализация проекта поможет сближению поколений, укреплению детско-родительских отношений. Создание и поддерживание благоприятного психического и физического здоровья, укрепление доверительности. Повысится уровень эстетического развития детей и взрослых, сформируется доброжелательное отношение между ребёнком и родителями. За время реализации проекта уровень сформированности положительного образа семьи у детей должен повысится. У детей появится особый интерес к семейным традициям и реликвиям.

Рекомендуемая литература.


Айтберова Н.А., Кондратова В.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – Махачкала, 2004.

Гришина А.В. Добрый мир игры. Дидактические и сюжетно-ролевые игры в процессе приобщения детей к культуре и традициям народов Дагестана. Махачкала 2014.

Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. Москва 2005 г.

Зверева О.Х., Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц. Сфера, 2005.

Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: - М.: Т.У. Сфера, 2004.

Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: -М.: Просвещение, 2001.

Программа-руководство «Отчий дом» для дошкольных образовательных учреждений. – Махачкала: Издательство НИИ педагогики, 2002.

Рылеева Е. Практическая энциклопедия семейного воспитания.- М: АКАЛИС, 1998 г.

Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: -М.: Линка- Пресс, 2007.

Фольклор и литература народов Дагестана. Хрестоматия для дошкольных учреждений. ООО «Лотос», Махачкала 2005.




Конспект непосредственно образовательной деятельности

Тема: «Моя семья»


Программное содержание: Развивать все компоненты речи детей (лексическую сторону, грамматический строй речи, произносительную сторону речи, связную речь). Воспитывать желание заботиться о близких людях, развивать чувство гордости за свою семью. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.

Предварительная работа: рисунки детей «Моя мама» (бабушка, сестра).

Сюжетно-ролевая игра «Дочки - матери»,

Беседа: "Я и мой дом", "Если бы у меня была волшебная палочка".

Чтение - Л. Квитко «Бабушкины руки», А. Яковлев «Мама»,

Дора Габе «Моя семья», Л. Воронкова «Что сказала бы мама», фотовыставка «Моя семья»

Оборудование: детские семейные фотографии детей, мужские и женские фотографии разного возраста для составления семейной цепочки, цветик-семицветик с отрывными лепестками, волшебный сундучок.

Методические приемы: игровая мотивация в заданиях, стихотворения, загадки, сюрпризный момент, использование фотографии, считалок, психологического тренинга, заучивание стихотворения, задание на дом для детей, работа с родителями (вытащить лепесток из-под подушки и поддержать волшебство данной ситуации, оставив надежду на лучшее в сердцах детей)


ХОД НОД


Организационный момент.

(Дети на ковре встали в кружок)

«Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся».

Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я –Надия Вагабовна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут (Аминочка, Ахмедик).

Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких детишек, хороших и пригожих, я приглашаю поиграть. А после игр вас ждет волшебный сюрприз.

Психогимнастика

- Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы когда они сердятся, вас. А когда они радуются, когда у них хорошее настроение? Вот с такими радостными лицами будьте всегда и никогда не унывайте.

(дети присаживаются на ковер в кружок).

- А теперь послушайте стихотворение и догадайтесь, о ком в нем говориться. Глазки закрыли, ушки открыли.

«Сыро, хмуро за окном, дождик моросит.

Низко небо серое над крышами висит.

А в доме чистота, уют.

Она улыбнётся: ясно и тепло.

Вот уже и солнышко в комнате взошло»

О ком это стихотворение?

Дети: О маме.

Воспитатель: Скажите самые хорошие слова о своей маме. Какая она?

Дети: Заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая.


Этюд – игра «Ласковый ребёнок»

(По одному вопросу каждому ребенку. После ответа на вопрос, ребенок, перекатывает мяч своему соседу) А как, ты обычно называешь свою маму? (мамочка, мамуля)

- А как, ты называешь своего папу? (папочка, папуля)

- Как называют твою маму, бабушка с дедушкой? (Заирочка, доченька)

- Как называют, бабушку и дедушку?

- Как называют их твои родители? (мама, папа).

Пальчиковая игра «Дружная семья»

(дети поднимаются с ковра) Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

А вот этот пальчик - я,

Вместе - дружная семья!

Воспитатель: Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы - самые счастливые дети на свете, потому, что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

Волшебный сундучок «Моя семья». (Дети полукругом рассаживаются на заранее расставленные стульчики)

(Из волшебного сундучка воспитатель достает семейную фотографию какого-то ребенка, Этот ребенок рассказывает о своей семье, кто изображён, чем в жизни занимается, что любит и т. д.) По ходу рассказа, если ребенок затрудняется, воспитатель спрашивает о членах семьи, как кого зовут, где фотографировалась семья.

- С кем ты живёшь?

- Кто самый старший в вашей семье?

-Кто самый младший?

- Кто кому мама?

- Кто кому сын (дочка?)

- Для мамы ты кто?

- А для бабушки?

- Для брата, сестры?

- Ты любишь своих близких? Почему? (Потому что они добрые, ласковые, заботливые)

- Кто, чем занимается в семье?

- Кто о тебе заботится?

- Как ты заботишься о других членах семьи?

Игра «Собери цепочку»

Разложить фотографии согласно возрасту и полу на ленточном столе

1.- Младенец - девочка - дошкольница - школьница - студентка - мама - бабушка;

2.- Младенец - мальчик - дошкольник - школьник - студент - папа - дедушка. (С помощью считалки, которую рассказывают сами участники, выбираются 2 детей составляющих цепочки) После завершения, остальные ребята подходят к столу и проверяют правильность составленной цепочки. Высказывают свое мнение

Игра: «Растущие имена»

(Дети встают в круг на ковре. Воспитатель бросает мяч ребенку, а после ответа получает его обратно.) Ребята, а вы знаете, что имена растут вместе с детьми? Как звали вашего папу в детстве? Как его стали называть, когда он вырос? Как звали вашу маму в детстве? Как ее называют сейчас? Как тебя зовут сейчас, в детстве? Какое имя будет у вас, когда вы вырастите?

Игра: «Цветик-семицветик»

Воспитатель: Я приготовила вам сюрприз. Хотите узнать, какой? Это цветок, волшебный. Он похож на цветок из сказки. Из какой? (цветик-семицветик). А у нашего цветочка, сколько лепесточков? (десять) Значит, он, как называется? (десятицветик).

(пожелания детей своей семье, мечты детей)



Воспитатель: Но это еще не все, чтобы желание сбылось необходимо его написать на лепесточке. Придти домой, произнести волшебные слова над лепестком: «О мой… желтенький листок, мой волшебный лепесток, сквозь снег, метели и пургу, лететь сама я не могу. К волшебной фее пронесись, чтоб все мечты мои сбылись» и положить его на ночь под подушку, чтобы волшебная фея смогла его забрать и исполнить желание».


Вам понравилось играть со мной и вашими друзьями? Пусть все ваши желания обязательно сбудутся. Берегите своих близких людей. Любите их, и уважайте.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Пословицы о семье /русские/

При солнышке тепло, при матери добро.

В гостях хорошо, а дома лучше.

В дружной семье и в холод тепло.

Везде хорошо, но дома лучше.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Пословицы о семье /дагестанские/

Коль старика с тобою рядом нет, ты хоть со старым пнем держи совет» (лак.)

Дерево держится корнями, а человек родственниками. (дарг.)

Материнская молитва со дна моря достает.(аварс.)

Мать - опора дома (лакс.)

Для матери хоть яичницу на ладони изжарь - все равно будешь в долгу (дарг.)

Поговорка «Чтоб не болело у детей, Сердца болят у матерей». (общедаг.)


Отрывок из поэмы «Слово о матери» Р.Гамзатова

Трудно жить, навеки Мать утратив.
Нет счастливей нас, чья мать жива.
Именем моих погибших братьев
Вдумайтесь, молю, в мои слова.Как бы ни манил вас бег событий,
Как ни влек бы в свой водоворот,
Пуще глаза маму берегите себя,
От обид, от тягот и забот.

Боль за сыновей, подобно мелу,
Выбелит ей косы до бела.
Если даже сердце очерствело,
Дайте Маме капельку тепла.

Если сердцем стали вы суровы,
Будьте дети ласковее с ней.
Берегите Мать от злого слова.
Знайте: дети ранят всех больней!

Если ваши Матери устали,
Добрый отдых вы им дать должны.
Берегите их от черных шалей,
Берегите женщин от войны!

Мать умрет и не изгладить шрамы,
Мать умрет, и боли не унять.
Заклинаю: берегите Маму,
Дети мира, берегите Мать!




Дедушка – аксакал. Х.Тагирова

Дедушка мой – аксакал,

Пять внуков есть у него,

Однажды он мне сказал,

Что в жизни важней всего:

Слово мужское дал –

Сумей ты его сдержать.

Джигитом захочешь стать –

Не обижай никого!


Мы с бабушкой. Х.Тагирова

Мы с бабушкой – большие друзья,

Должна вам признаться я.

Мы вместе готовим хинкал,

Обед чтобы сытным стал.

Печем пирожки и оладьи,

И вам, как гостям, будем рады!


Бабушка моя Г.Сулейманова

Раздается скрип ворот –

Бабушка моя идет.

У нее полны карманы

И орехов и сластей.

Мне приход ее желанней,

Чем приход других гостей.

Как всегда с ее приходом

В доме станет веселей,

Слаще кишмиша и меда

Сказки бабушки моей.

Раздается скрип ворот –

Наша бабушка идет.

Подбегу я к ней сначала,

Поцелую посильней,

Постелю ей одеяло,

Принесу подушки ей.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!