СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальный проект " Будущее в наших руках"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конкурс социальных проектов " Гражданин Воронежского края- гражданин России" Номинация " Экологические проекты"

Просмотр содержимого документа
«Социальный проект " Будущее в наших руках"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Новотроицкая средняя общеобразовательная школа







Конкурс социальных проектов

«Гражданин Воронежского края – гражданин России»



Номинация

«Экологические проекты»

Социальный проект

«Будущее в наших руках»



Выполнили: учащиеся 2-11 классов

Руководитель: Яковлева Е.Н.





с. Новотроицкое

2022 г.

Действуя в настоящем, мы думаем о будущем! Присоединяйтесь!

Актуальность проекта

Однажды, возвращаясь из школы, мы с друзьями обратили внимание, что куда не посмотри - везде огромное количество мусора, разбросанного вдоль заборов, дорог и домов нашего села Новотроицкое. Мы обратили внимание на беспорядок около территории школы и в ней, и задумались над вопросом: «Откуда берется этот мусор? Как же можно сократить это безумное количество выбрасываемого мусора? Как он влияет на нас и окружающую нас среду?».

Мусор - это глобальная проблема современного мира. Он практически заполонил нашу планету. Эта проблема, с которой ежедневно сталкивается каждый из нас в селе, городе, на улице, в транспорте, лесу, на реке. Самовольный сброс мусора в неустановленных местах ведет к организации новых несанкционированных свалок, которые появляются с невероятной скоростью. Неужели через несколько лет наша Земля станет одной огромной свалкой? Мы используем купленные товары, а упаковки и отходы, не задумываясь, выбрасываем в лучшем случае в мусорное ведро. Актуальность темы определяется тем, что в настоящее время мусора становится все больше и больше и эта проблема выходит из-под контроля. Эта проблема очень актуальна для любого населённого пункта нашей страны, в то числе, и для нашего села. Местное население не совсем бережно относится к окружающей среде: бросают мусор себе под ноги и устраивают свалки на улицах.

Люди! Остановитесь! Посмотрите по сторонам: это же наша страна, наши города, сёла, реки, леса, поля. И, к сожалению, мусор - тоже наш! Но только говорить об этой проблеме мало. Ведь от этого наши улицы не становятся чище. Может, не стоит ждать какого - то доброго волшебника, который придёт и наведёт чистоту в нашем селе, а попробовать хоть что-нибудь самим сделать для этого? Наверное, подошло время не говорить, а действовать. Нашим учащимся пришла в голову идея - привлечь местные власти, население нашего села, учителей школы, родителей, обучающихся школы к данной проблеме.

Для этого надо разработать проект. Нам предстоит проанализировать ситуацию загрязнения в селе, провести пропаганду среди учеников нашей школы, привлечь внимание всех жителей задуматься над проблемой мусора в селе Новотроицкое. Мы считаем, что общими усилиями можно навести порядок на улицах нашего села, а нам, школьникам, в нашем втором доме – нашей школе.

Цель проекта: изучить проблему появления и утилизации мусора, как источника загрязнения окружающей среды. Привлечь внимание жителей села и учащихся школы к проблеме мусора через информационную работу и реализацию проекта «Будущее в наших руках».

Задачи:

1. Сформировать группу волонтёров для реализации проекта под руководством Яковлевой Е.Н.

2.Изучить историю появления мусора.

3.Познакомиться с информацией об источниках бытового мусора.

4.Узнать, какой вред приносит мусор окружающей среде.

5.Изучить количество мусора, производимого в отдельно взятой семье, классе, школе за сутки, неделю, месяц, год.

6.Исследовать качественный и количественный состав произвольно выбранного участка несанкционированной свалки мусора.

7.Очистить улицы села Новотроицкое от бытовых отходов

8.Разработать предложения по уменьшению количества мусора, производимого семьями, и его вторичному использованию.

9.Способствовать формированию сознательного отношения к проблеме бытовых отходов и личному участию в её решении.

10. Организовать экологический десант на базе МКОУ Новотроицкая СОШ.

11. Научиться работать в маленьких и больших группах для реализации проекта.

12. Учиться проектированию.

Целевая аудитория:

Ученики школы, родители, жители села, социальные партнёры.


Формы и методы отслеживания результата проекта:

  1. Отзывы администрации школы и села, родителей, об эффективности деятельности в рамках проекта.

  2. Отклик в СМИ.

  3. Сайт школы, «ВК», «Одноклассники»

  4. Анкетирование, наблюдение.

Этапы реализации проекта:

I этап (организационный): сентябрь 2021 г.

II (реализационный): октябрь 2021 г. - середина января 2022 г. (поэтапно)

III (аналитический) - вторая половина января 2022 года

Место реализации проекта: МКОУ Новотроицкая СОШ, Новотроицкое сельское поселение.

Гипотеза.

Мы предполагаем, если каждый человек с детства научится беречь и заботиться об окружающей среде, о природе родного края и своей малой родины, приносить ей только пользу, а не вред, то экологическая обстановка улучшится.

Значимость проекта:

практическая: использование материала проекта на уроках окружающего мира, биологии, обществознания, географии, классных часах, экологических кружках, родительских собраниях, субботниках;

социальная: организация субботников, совместные экологические акции жителей села будут способствовать повышению культуры поведения в общественных местах, формированию у подрастающего поколения и местного населения правильного экологического поведения и недопущения несанкционированных свалок на территории и окрестностях села Новотроицкое.


Ожидаемые результаты:

- осознание значимости проблемы и улучшение эстетического и экологического состояния села;

- чистая от бытовых отходов территория школы и села;

- осознанное повышение экологической культуры школьников и жителей села;

- непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий;

- привлечение родителей к посильному участию в деле экологического воспитания детей;

- сформированность познавательной и исследовательской деятельности;

- повышение уровня знаний о переработке и вторичного использования мусора.


Реализация проекта.

1 стадия. Подготовка к работе над проектом.

- Ознакомление со спецификой проекта «Я – гражданин России!»

- Организация инициативной группы.

2 стадия. Выбор проблемы.

- Выявление проблем микросоциума (метод «Ромашка»)

- Определение актуальности выбранной проблемы.

При выборе проблемы проекта предлагались следующие варианты:





Определена проблема большим количеством голосов: «Мы против мусора!»».

3 стадия: сбор и анализ информации.

Для работы над проектом были созданы группы:

  1. «Юристы»

  2. «Фотокорреспонденты»

  3. «Журналисты»

  4. «Социологи»

  5. «Исследователи»

  6. «Дизайнеры»

  7. «Аналитики»

Наши «юристы»: изучили правовые и законодательные материалы по выбранной проблеме.

  1. Конституция РФ.

Статья20

Каждый имеет право на жизнь.

Статья42

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья58

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

  1. Федеральный закон об охране окружающей среды.

Экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

  1. Закон РФ №2104-1 от 27.03 от 27.0-12.1991 г. «О средствах массовой информации»

Гл.1. Ст. «Средства массовой информации в РФ»

«… Поиск, получение законным путём и использование информации … не подлежит ограничениям…»

  1. Конвенция о правах ребёнка.

(извлечение)

Ст. 3.1.

«Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, государственное или частное учреждение… первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению ребёнка необходимой для него информацией и знаниями…»

Ст.13.1.

«Ребёнок имеет право свободно выражать своё мнение; это право включает свободу получать, использовать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме».

  1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

«Модернизационное и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21 века, обеспечит достойную жизнь нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшим качеством личности становится инициатива, способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства… Главная задача современной школы – раскрытие способностей каждого ученика…»

5.«Правила  по  благоустройству территории муниципального образования», где прописаны обязанности населения села по уборке придомовых территорий.

6. План администрации Новотроицкого сельского поселения по благоустройству на 2022 год, где намечены даты проведения субботников на территории села.

7. "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, вступивших  в силу с 1 сентября 2014 г.

 Группа юристов выяснили, что запрета на уборку мусора с улиц в данном документе нет, а значит, школьники могут принимать посильное участие в субботниках, экологических десантах.


«Социологи» исследовали общее мнение по проблеме.

Проводили опрос, в том числе в группе ВК, среди учащихся, учителей, родителей, общественности по выявлению актуальности данного вопроса. Опрос проводился в устной форме. Ответы зафиксировали участники группы социологов нашего проекта и составили диаграммы. Вот некоторые из них:

  1. Социологический опрос школьников:

Среди школьников проведен письменный соцопрос.

Были предложены следующие вопросы:

1.​ Беспокоит ли тебя проблема мусора в нашем селе Новотроицкое?

2.​ Готов ли ты принять участие в субботнике по уборке мусора?

Результаты соцопроса:

Опрошено: 30 учащихся

1-й вопрос: беспокоит ли тебя проблема мусора в нашем селе?

- да: 27 учащихся;

- нет: 3 учащихся.

2-й вопрос: готов ли ты принять участие в субботнике по уборке мусора?

- да: 29 учащихся;

- нет: 1 учащийся.

Анкета

- «Собираешь ли ты макулатуру?»

- Если у нас будет раздельный сбор мусора, как ты поступишь?

- «Собираешь и сдаешь ли ты пустую стеклянную посуду?»

- «Используешь ли ты для записей обе стороны листа?»

- «Используешь ли ты упаковки для изготовления полезных вещей?»

- «Отдаешь ли ты одежду и обувь, из которых вырос, другим?

- «Бережно ли ты относишься к школьному имуществу?

2)Опрос среди взрослой части населения села Новотроицкое



п/п

Вопросы

Ответы

1

Как часто Вы выносите мусор?


70% - ежедневно

30 % - 1 раз в неделю

2

Какой объем Вашего мусорного ведра?

40% - 4-5 литров

60% - более 5 литров

3

Много ли вещей, предметов у Вас в доме, без которых Вы могли бы обойтись?

80% - да

20% - нет

4

Часто ли Вы пользуетесь советами по использованию «вторсырья» («Очумелые ручки», полезные советы в газетах и журналах)?

20% - да

80% - нет

5

Готовы ли Вы принять участие в субботнике?

90% - да

10% - нет

  1. Анкетирование «От кого зависит чистота улиц нашего поселка?»

В анкете были представлены следующие вопросы:

- Волнуют ли вас экологические проблемы села?

- Принимаете ли участие в уборке территории села?

- Часто ли вы бросаете мусор на улице?

- Влияет ли загрязнение поселка на ваше здоровье и настроение?

4) Опрос

«Как вы считаете, кто больше мусорит?»

- 10 человек ответили, что это молодежь

- 5 человек – что это подростки

- 15 человек – указали на взрослых

«Не задумываясь, какой бы выбросили мусор в общественном месте?»

- 5человек - пустую банку

- 5 человек – обертки от продуктов

- 20 не выбрали никакие варианты.

«Зaмечaешь ли ты мусор в школьном дворе и около школы?»

60 % уч. ответили, что видят мусор, 8% - редко зaмечaют и 32% - не зaмечaют совсем.

«Кaк ты относишься к тому, что кто-то бросил мусор нa землю?»

54% уч. рaвнодушно отворaчивaются, 16 % - молчa возмущaются

28% уч. делaют зaмечaние и 2% убирaют сaми.

«Кaк ты считaешь, стaнет ли в школьном дворе чище, если тaм будут убирaть ученики дежурного клaссa?»

- «Дa» ответили 48 % уч.

- «Нет» ответили 52% уч.

«Убирaешь ли ты мусор без нaпоминaния или проходишь мимо?»

- «Дa» ответили 32 %уч.

- «Нет» ответили 56%уч.

- «Иногдa» 12% уч.

«Бросaешь ли ты мусор нa школьной территории или нa улице своего селa?»

- «Дa» - 24% уч.

- «Нет» - 40 % уч.

- «Иногдa» - 36% уч.

«Считaешь ли ты, что необходимо проводить экологические субботники в школе и нa территории селa?»

- «Только в школе» - 64% уч.

- «Везде» - 12% уч.

- «Нет» - 24% уч.





Готовность решения данной проблемы

Подведены итоги социологических опросов, анкетирования учащихся, итогов совещаний членов инициативной группы проекта. Принята к действию программа действий, которую предлагает команда учеников школы. Собрана всеобъемлющая информация по данному вопросу, что позволило перейти к следующей стадии работы над проектом.


4 стадия. Разработка собственного варианта решения проблемы.

Направления и формы деятельности.

№ п/п

Название мероприятия

Категория участников

Срок

Ответственные

1.

Проведение социологических опросов, анкетирования учащихся школы, педагогов, жителей села Новотроицкое. Получение и анализ результатов.


Ученики МКОУ Новотроицкая СОШ, жители села Новотроицкое

сентябрь

Группа «Социологов»

2.

Исследовательская работа по изучению истории появления мусора, информации об источниках бытового мусора, способах его сортировки и дальнейшей переработки..


Ученики 5-11 классов

сентябрь

Группа «Исследователей»

3.

Классный час «Очистим планету от мусора»


10-11 классы, классные руководители

октябрь

Инициативная группа и куратор проекта

4.

Заседание круглого стола «Мусор – это серьёзно?»


8-9 класс, классные руководители

октябрь

Инициативная группа и куратор проекта

5.

Урок-практикум «Мусорное дело»

1-3 классы, классный руководитель

октябрь

Инициативная группа и куратор проекта

6.

Исследование проблемных территорий с точки зрения экологии на территории села и их фотографирование (центр села, улицы, свалки, мусор)




октябрь

Группы «Исследователи», «Фотокорреспонденты»

Инициативная группа и куратор проекта

7.

Распространение экологических листовок, обращений, призывающих жителей села к наведению порядка на своих улицах, возле своих домов



октябрь

Группа «Аналитики»

8.

Родительское собрание «Мусор и наше здоровье».

Классные руководители

октябрь

Инициативная группа и куратор проекта

9.

Организация учащихся школы, родителей и жителей села на экологическую акцию «Мусору – нет!» (по улицам)



Учащиеся 1-11 классов, классные руководители, жители села Новотроицкое

октябрь

Инициативная группа проекта

10.

Изучение качественного состава произвольно выбранного участка несанкционированной свалки

Учащиеся 7-8 классов

ноябрь

Группа «Аналитики», куратор проекта

11.

Определение количественного состава бытового мусора в отдельно взятой семье, классе, школе за определённые периоды

Учащиеся 4-8 классов

ноябрь

Группа «Аналитики», куратор проекта

12.

Классный час «Загрязнение планеты. Мусор, его переработка, вторичное использование»


Учащиеся 8-11 классов

ноябрь

Инициативная группа и куратор проекта

13.

Практикум «Мусор: какое это зло и как можно сделать из него благо»

Учащиеся 2-11 классов

декабрь

Инициативная группа и куратор проекта

Группа «Дизайнеры»

14.

Изготовление и распространение буклетов –памяток по теме проекта среди школьников школы, жителей села Новотроицкое и учеников МКОУ Старокриушанская СОШ

Учащиеся 6-9 классов МКОУ Новотроицкая СОШ, жители села Новотроицкое, ученики Старокриушанская СОШ

декабрь

Инициативная группа и куратор проекта

Группа «Дизайнеры»

15.

Презентация поделок из бросового материала. Акция «Подари поделку своему ближнему»

Учащиеся 2-11 классов МКОУ Новотроицкая СОШ, жители села Новотроицкое

декабрь

Группа «Дизайнеры»

16.

Книжная выставка «Глобальные проблемы экологии и пути их решения»

Учащиеся и педагоги школы

декабрь

Группа «Журналисты», библиотекарь школы

17.

Выпуск стенгазет по теме проекта

Ученики 7-10 классов

декабрь

Группа «Дизайнеры»

18.

Сбор макулатуры и её реализация

Учащиеся, жители села

декабрь

Инициативная группа и куратор проекта

19.

Встреча с представителями Государственное унитарное предприятие Воронежской области «Облкоммунсервис»


январь

Инициативная группа и куратор проекта

20.

Оформление и презентация проекта «Будущее в наших руках»


январь

Группы «Дизайнеры», «Журналисты», «Фотокорреспонденты»

21.

Размещение информации по реализации проекта в сети ВК и школьном сайте.


Администрация школы

январь

Лежнева Т.Д.



Наши «экономисты» составили смету проекта и встретились с заинтересованными спонсорами.

Финансовый план проекта

Вид ресурсов


Перечень действий


Кадровые

Назначить ответственного за реализацию проекта.

Создание инициативной группы из числа учащихся-волонтёров школы, представителей социальных партнеров для реализации проекта.

Нормативно- правовые

Создание пакета документов по реализации проекта.

Программно- методические

Сделать подборку методических разработок классных часов, внеклассных мероприятий, сценарии мероприятий.

Издать памятки, закладки, буклеты. Организовать освещение мероприятий в СМИ, интернете.

Финансовые

Наименование

Количество

Цена

Стоимость

Бумага для принтера

1 пачка

280 рублей

280 рублей

Ватман

5 шт.

45 рублей

225 рублей

Гуашь

1 упаковка

78 рублей

78 рублей

Фломастеры

1 упаковка

120 рублей

120 рублей

Маркеры

4 шт.

45 рублей

180 рублей

Заправка машины бензином

8 л

47,2 рублей

377,6 рублей

Распечатка на цветном принтере

35 листов

20 рублей

700рублей

Итог



1960,6 рублей



Неводов Е.В. Гноевая Л.И. Дробот В.В.




Наши «журналисты» встретились с заинтересованными людьми в реализации проекта.

  1. Беседа с директором школы Лежневой Т.Д., которая одобрила идею данного проекта.



  1. С главой местного самоуправления Шапошниковой Е.М.. .

Елена Максимовна достаточно полно отвела на интересующие нас вопросы.

-Есть ли на территории санкционированная и несанкционированная свалки мусора на территории поселения?

«На территории поселения есть земельный участок из земель промышленности с видом разрешённого использования: полигон сортировки бытового мусора и отходов, находившаяся в границах Новотроицкого сельского поселения, северно-западная часть площадью десять тысяч квадратных метров, согласно генеральному плану. Несанкционированные свалки на территории поселения сами делают люди, которые самостоятельно определяют земельный участок и складируют весь мусор.»

- Что делается для их ликвидации?

«При выявлении несанкционированной свалки, администрацией поселения определяется (выявляется) собственник и применяются к нему меры воздействия:

Первый этап: жителю села в устной или письменной форме направляется уведомление о ликвидации этой свалки, то есть предупреждение в определённый срок.

Второй этап: после не исполнения срока уборки (вывоза мусора) с земельного участка, административная комиссия Петропавловского района принимает меры и привлекает к штрафу. Выявленные другие несанкционированные свалки без определённых ответственных лиц, убираются и вывозятся на полигон села.»

- Существуют ли экологические программы по борьбе с загрязнением окружающей природы бытовым мусором?

«Экологическая программа существует на областном и федеральном уровне. Она разделяется на подпрограммы:

  1. Регулирование качества окружающей среды.

  2. Сохранение биологического разнообразия.

  3. Воспроизводство минерально-сырьевой среды.

  4. Развитие водохозяйственного комплекса и использования водных ресурсов.

  5. Сохранение и воспроизводство охотничьих ресурсов.

  6. Обеспечение реализации государственной программы.»

- В чем Вы видите пути решения проблем?

«Основными мерами борьбы с загрязнением атмосферы деятельностью сельских товаропроизводителей является усиление контроля, активное применение мер административной-уголовной-гражданско-правовой ответственности юридическим и физическим лицам, не проводящим природоохранные мероприятия. На сегодняшний день единственным путем существенного уменьшения загрязнения окружающей среды являются малоотходные технологии. В настоящее время создаются малоотходные производства, а отходы не приводят к необратимым изменениям природы. Создаются экологические чистые виды топлива, новые источники энергии, снижающее загрязнения окружающей среды. Но самое главное – это экологическая культура, чем вы, дети, сейчас и занимаетесь. Очень хорошая идея вашего проекта!»

- Существуют ли экологические программы в с/ад?

«На территории района и нашего поселения программы такой нет. В бюджет средства не заложены»

-Как вы видите пути решения этой проблемы сейчас?

«На территории села с 1 января 2021 года сбором, транспортировкой и утилизацией коммунальных отходов занимается региональные операторы, которые созданы в рамках региональной программы обращение с ТКО( твердые коммунальные отходы) ст.24,6 ФЗ №89. По результатам торгов определено Государственное унитарное предприятие Воронежской области «Облкоммунсервис», которое заключило соглашение с департаментом ЖСХ и энергетики ВО.

Приказы 12.01.2021 №1. «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской обл.» для пяти районов области, в том числе и Петропавловский р-н определил годовую норму накопления ТКО по категории «домовладения». Составляющей 1, 692 руб. м. Тариф для Петропавловского района составляет 555,81 коп. за 1 куб.м. для жителей нашего поселения 79,20 руб в месяц.

В селе Новотроицкое и Фоменково разрабатывается схема движения транспорта по вывозу ТКО, который осуществляет сбор пакетированного мусора. В дальнейшем при поступлении средств в бюджет на закупку контейнеров, установку контейнерных площадок, будут определены места для их размещения согласно реестру дорог местного значения. Решение этой проблемы дает результативный подход к минимуму накоплению, сортировке бытового мусора и отходов на полигоне нашего села. Весной и осенью с привлечением техники делаем буртировку полигона, а это снижает загрязнение окружающей среды.»

3)Встретились с начальником отдела программ и развития сельских территорий и агропромышленного комплекса администрации Петропавловского муниципального района Козловым Александром Львовичем.

- Какие существуют проблемы загрязнения окружающей среды в ПМР?

«Как и в ряде других районов и регионов, в ПМР одной из главных проблем загрязнения окружающей среды являются бытовые отходы».

- Что относится к бытовым отходам?

«Бытовые отходы- это товары и изделия, которые потеряли потребительские качества в процессе использования, из-за морального или физического износа. Это любые предметы, непригодные для дальнейшей эксплуатации».

- В чем вы видите пути решения этой проблемы?

«Увеличение строительства перерабатывающих заводов и строительство полигона ТБО».

-Есть ли на территории района санкционированные и несанкционированные свалки? Если есть, какие мероприятия осуществляются для их ликвидации?

«Свалки существуют, совместно с главами поселений ведется работа по их ликвидации».

-Существуют ли экологические программы для решения этой проблемы? Если они есть, то каков их бюджет?

«Программа есть, но нам не удалось в неё войти, т.к. это требует большого софинансирования. В районном бюджете нет таких денег, район является дотационным».

-Есть ли возможность разделения бытовых отходов и возможность и возможность заработать на этой проблеме?



«Возможность заработать есть, при организации переработки ТБО.В настоящее время прорабатывается вопрос возможности установки контейнеров по сортировке мусора, но средства на эти цели из областного и федерального бюджета не выделяются».

По результатам обращений получили исчерпывающие ответы в помощи реализации проекта.

Группа «исследователи» провели исследования по теме проекта.

  1. Экологический мониторинг села Новотроицкое и его окрестностей.

Было выявлено несколько несанкционированных и одна санкционированная свалки мусора.

Также был сброс мусора по побережью местного пруда Каменный. Это говорит о низкой культуре населения. Кроме того, нами было замечено небольшое количество бутылок, банок, пакетов, упаковочного мусора вдоль дорог.

К нашему сожалению, жители села достаточно часто не доносят свой мусор до предназначенного для этого места. В результате видим, как улицы постепенно заполняются бытовыми отходами.

Учащиеся старших классов изучили качественный состав произвольно выбранного участка несанкционированной свалки площадью приблизительно 3 кв.м, разделив мусор условно на 4 группы: бумага и картон, пластиковая тара и полиэтилен, жестяные бак, стекло. Подсчитали их количество. Проанализировав данные, мы получили следующие результаты:

1.Бумага и картон – 5 штук

2. Пластиковая тара и полиэтилен – 8 штук

3. Жестяные банки – 1 шт.

4. Стекло – 1 шт.

5. Другой мусор

Вывод: среди ТБО лидирует пластиковая тара и полиэтилен. Причины увеличения количества мусора: рос производства товаров массового потребления одноразового использования; увеличение количества упаковки; повышение уровня жизни, позволяющее пригодные вещи заменять новыми.

  1. Определение количества мусора.

На одного жителя Российской Федерации приходиться примерно 300- 400 кг бытового мусора в год. При этом масса отходов увеличивается ежегодно на 4-5%. Мы решили узнать, сколько и какой мусор выбрасывает отдельно взятая семья. Мы взяли основные виды мусора, рассортировали его и взвесили.

Виды

мусора

Масса хлама

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Всего

Бумага

500 г

600г

300 г

700 г

2100 г

Пластик

200 г

500г

250 г

400 г

1350 г

Стекло

400г

800г

-

300 г

1500 г

Пищевые отходы

1200 г

1100 г

1250 г

1000 г

4550

Итого

2300 г

3000 г

Получается, что семья за месяц выбрасывает 9 кг 500 г мусора. Семья состоит из 4 человек, значит, за месяц на одного человека приходится 2кг 375 г мусора, а за год примерно 285 кг.

Провели такое же исследование и в 4 классе. За неделю в классе накапливается 1 кг 200 г мусора, в классе 6 человек, значит, на одного человека примерно 200 г.Таким образом, можно узнать примерную массу мусора в школе. У нас 9 классных комнат, значит можно подсчитать количество мусора в школе за месяц и весь учебный год.

Промежуток времени

Количество мусора

За неделю

1 кг 200 г

За месяц

4 кг 800 г

За учебный год (с учётом летнего ремонта классов)

576 кг

В нашей школе обучается 41 учащихся, за учебный год на одного учащегося приходится примерно 14, 1 кг мусора.

Обратили внимание и на то, что в школьном мусоре, в основном, оказывается бумага. А ведь бумагу можно перерабатывать, сдавая её в макулатуру. При производстве бумаги из макулатуры выбросы в атмосферу снижаются на 85%, загрязнение воды на 40%, по сравнению с производством бумаги из первичного сырья – древесины. И ещё 20% макулатуры сохраняет одно крупное дерево, а одна тонна сберегает 0,5 гектара леса. По этой причине мы задумались над другой проблемой: куда можно сдавать собранную макулатуру? Нам удалось найти заинтересованное лицо для приёмки макулатуры, и эта работа была успешно выполнена.

Исследуя данную проблему по журналам, энциклопедиям, учебникам по экологии, сети Интернет, мы узнали, что, оказывается, проблема бытового мусора актуальна для всех стран мира. Оказалось, что:

200 тыс. лет до н. э. Первые мусорные кучи, найденные археологами.

400 лет до н. э. В Афинах основана первая в истории муниципальная свалка.

200 год. В Риме возникла городская служба по уборке мусора.

1388 год. Английский парламент запретил бросать мусор на улицы.

1775 год. В Лондоне появились первые мусорные баки.

1800 год. Муниципалитет Нью-Йорка приказал выгонять на улицы города свиней, которые должны были поедать мусор.

1874 год. В Ноттингеме началось организованное сжигание городского мусора.

1897 год. В Нью-Йорке открыт первый центр по сортировке и переработке мусора.

1932 год. В США изобретены машины, прессующие мусор.

1942 год. В СССР и США начинается массовый сбор мусора для переработки в военных целях.

1948 год В Нью-Йорке открылась свалка Фреш-Киллс, до сих пор остающаяся крупнейшей в мире.

1965 год Конгресс США принимает Акт об утилизации твёрдых отходов.

2000 год Страны ЕС поставили задачу добиться утилизации и повторного использования 50% отходов.

В среднем на каждого жителя Земли за год накапливается около тонны отходов, а это более 5 миллиардов тонн. В каждой стране мусорные проблемы имеют свои особенности, но везде, где есть мусор, имеются и мусорные свалки. Бывают свалки «дикие» и специально оборудованные. «Дикие» свалки всем нам хорошо знакомы. На пустырях, заброшенных стройках, на опушках леса, вдоль автомобильных и железных дорог сваливают, не смотря на запреты, самый разнообразный мусор.

Из всего этого мусора серьезную опасность по загрязнению окружающей среды представляют твердые бытовые отходы. Свалки мусора существенно влияют на все компоненты окружающей среды и являются мощным загрязнителем воздуха, почвы, грунтовых вод. Эти свалки являются, кроме того, еще рассадниками мышей, крыс, насекомых и могут стать источниками инфекционных заболеваний. Особое место среди бытовых отходов занимают пластмассы и синтетические материалы, так как они не подвергаются процессам биологического разрушения и могут длительное время находиться в окружающей среде. Так, например, оставленный нами полиэтиленовый пакет, будет лежать в земле несколько веков. На Земле нет бактерий, которые могут его разрушить. А осколки стекла, банки, бутылки способны, как мины «сработать» даже через 1000 лет: в солнечную погоду осколок стекла может сыграть роль линзы и вызвать пожар. А сколько людей получают травмы из - за битых стёкол, которые легко прорезают даже обувь.

Мы выяснили, что для разложения бытовых отходов требуется очень много лет.

Стеклянные бутылки - 1000 лет; изделия из пластмасс - 100 лет; консервные банки – 50 - 80 лет (закопаете под сливой - 2-3 года); резиновые подошвы ботинок – 50 - 40 лет; кожи - 50 лет; изделия из нейлона – 30 - 40 лет; полиэтиленовый пакет – 10 - 20 лет; батарейки - 10 лет; окурки - 1 - 5 лет; шерстяной носок - 1 - 5 лет; бумага - 2 года; апельсиновая или банановая кожура -2 - 5 недель.

Основными причинами увеличения количества мусора являются :

- рост производства товаров одноразового использования;

  • увеличение количества упаковки;

  • повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию вещи заменять новыми.

  • низкий уровень культуры жителей .

Количество бытового мусора растёт с каждым днём стремительными темпами.

Мировая практика предлагает следующие способы, которые дают возможность избавиться от бытовых отходов:

- способ захоронения (в земле, в водоёмах);

- способ сжигания;

- утилизация.

Первые два способа не безвредны для нашей окружающей среды. Они несут в себе серьезную экологическую опасность. Способ утилизации - самый эффективный для решения проблемы избавления от мусора, но для этого необходимо построить перерабатывающие заводы и изменить привычное поведение людей, каждому научиться сортировать бытовой мусор, как это делается, например, в Германии. Там батареи мусорных бочек у домов выкрашены в 3 цвета: серый, желтый, зеленый. В серую бочку несут газете, журналы и картонные коробки; в желтую бочку выбрасывают банки, бутылки, пластиковую, бумажную, а также металлическую упаковку; зеленая бочка предназначена для биоразлагаемых отходов пищевого происхождения, которые позже будут перерабатываться в компост.

В целом проблема по устранению мусора, а именно бытового, в современном мире стоит особенно остро. В большей степени это касается нашей страны. Так, например, первый мусоросжигательный завод в России был построен только через 102 года после открытия аналогичного в Англии. И сейчас число мусороперерабатывающих заводов можно пересчитать по пальцам. Мусора накопилось повсюду так много, что, если его не перерабатывать, он покроет всю планету.

Вторичное использование мусора.

Стекло.

Отслужившие изделия из стекла очень легко пустить во вторичное использование. Неповрежденные банки и бутылки не нужно заново перерабатывать, после обработки их можно использовать снова по прямому назначению. Битое стекло можно подвергать переплавке. Стекло - долговечный и износостойкий материал. Сам по себе оно не наносит вреда окружающей среде, но битое стекло травмоопасно для людей и животных. В природе отходы из стекла разрушаются в течение нескольких сотен лет, растрескиваясь и крошась от перепада температуры.

Металлолом.

В металлоломе встречаются изделия из железа или чугуна. Соединения железа могут нанести окружающей среде ощутимый вред - они ядовиты для многих организмов. Кроме того, куски выброшенного металла травмоопасны для людей и животных. Скорость разложения металлических изделий - за 10-20 лет на один миллиметр в глубину (в пресной воде - за 3-5 лет, в соленой - за год-два). Металлолом - наиболее подходящий для вторичного использования материал. Переработка металлолома имеет огромное значение для экономики и экологии. Она позволяет разгрузить и так истощенные месторождения руды, сократить затраты топлива на выплавку важнейших металлов, а также существенное сокращение сопутствующих затрат (например, транспортировка). Изделия из фольги и алюминиевые банки также возможно подвергнуть переработке. В природе фольга может пролежать на земле до 20-30 лет (а алюминиевые банки - до нескольких сотен!), образуя в целом безвредные оксид и соли алюминия под действием кислорода. Кожа.

Даже из маленьких, никудышних обрезков кожи можно извлечь много пользы. Из старого ремня получатся простые в изготовлении, надежные и не скрипящие петли для крышки ящика, шкатулки. Из обрезков ремней легко смастерить красивые корешки для книжных переплетов. Полоска мягкой тонкой кожи, наклеенная на внутреннюю сторону металлического браслета для часов, сделает его удобнее. Можно изготовить на свой вкус удобный и мягкий кожаный часовой ремешок, сделать из кожи удобную и долговечную книжную закладку. А еще из отходов кожевенного производства делают кормовую муку.

Бумага.

Макулатура составляет 40% всех твердых отходов и обычно представляет собой отслужившую печатную продукцию. Несмотря на то, что бумага разлагается 2-3 года, она не наносит природе никакого вреда. Однако краски и защитные покрытия могут выделять ядовитые для человека вещества в процессе разложения. Макулатура имеет большой потенциал вторичного использования. Старые бумаги вымачиваются, чистятся и измельчаются для получения волокон - целлюлозы. Дальше процесс идентичен процессу производства бумаги из лесоматериалов.

Пластмасса.

В современном мире ни одно предприятие не обходится без использования полимерных материалов. Поэтому переработка пластиковых отходов имеет большой потенциал - из вторичного пластика можно получать полимерное сырье, используемое в производстве изделий. Выброшенные изделия из пластмассы препятствуют газообмену в почве и водоемах и представляют угрозу для животных. Существует немало примеров, когда проглоченный пакет приводил к гибели животного - даже зарегистрированы случаи гибели коров. Пластиковая тара устойчива к агрессивной окружающей среде, и не переваривается организмом животного. Кроме того, пластмасса выделяет ядовитые вещества при горении и разложении, которое может длиться более 100 лет.

Пищевые отходы.

Наименее опасные отходы - пищевые, органического происхождения. Они не наносят практически никакого урона окружающей среде и относительно быстро разлагаются - примерно за 2 недели. Однако, вследствие того, что органические отходы используются в пищу как микроорганизмами, так и животными - их избыток может привести к распространению вредных и опасных бактерий, насекомых и животных. В Средние века завалы гниющих органических отходов в городах приводили к эпидемиям и значительному распространению крыс - переносчиков паразитов и инфекций. При сжигании пищевых отходов выделяются вредные для здоровья человека вещества - диоксиды.

Больше половины этого мусора можно переработать и использовать снова. Давайте начнем с себя и постараемся не так сильно засорять нашу планету. Для этого будем использовать хотя бы элементарные методы для снижения объемов мусора.

Наши рекомендации.

Стекло может быть переработано неограниченное число раз. Как правило, его сортируют по цвету, очищают, переплавляют и используют заново: производят новые бутылки, декоративные украшения и даже покрытие для пола.
Сдавайте бутылки и банки в пункты приема стеклотары. Если вы их выкидываете, то сложите в отдельный пакет и поставьте рядом с мусорным баком, чтобы их сдали другие.

Консервные алюминиевые банки из-под напитков могут быть переплавлены в новые банки. Банки из стали используются в производстве различных деталей.
В России, к сожалению, алюминий и сталь перерабатывается только в промышленности, и приемные пункты консервных банок мало где существуют. Поэтому просто не оставляйте банки из-под напитков где попало, а выбрасывайте в урны.

Пластиковые бутылки можно перерабатывать и использовать снова. Из переплавленных бутылок в некоторых странах делают мебель и аксессуары.

Картонные упаковки из-под соков сложнее всего перерабатывать, потому что обычно они состоят кроме картона из слоя алюминиевой фольги или полиэтилена, чтобы не пропускать жидкость. Если вы отдыхаете на природе, то не выбрасывайте такие упаковки на местную свалку, а собирайте их в пакет и отправляйте на утилизацию.

Полиэтиленовые пакеты покупатели берут на кассах супермаркетов. Каждый год используются десятки миллиардов пакетов, которые не подлежат переработке. Постарайтесь не брать лишних пакетов в супермаркете. Еще лучше: вернитесь к традиции советских времен и ходите в магазин с собственной сумкой.

Бумага и картон составляют примерно 1/3 бытового мусора, который мы выбрасываем. Как раз их проще всего перерабатывать и использовать снова. В советские времена в каждом районе принималась макулатура. В настоящее время в России организации, которые этим занимаются, принимают в основном крупные партии. Но вы можете сдать накопившиеся бумагу и картон безвозмездно, привезя их самостоятельно в пункт приема.

Изделия из тканей, которые мы выбрасываем каждый год, большей частью составляют хорошую одежду, которую по объективным характеристикам еще можно носить. Одежду, которая вышла из моды, шторы, скатерти можно передавать в приюты для бездомных или в церкви, откуда эти вещи попадут к тем, кто в них нуждается. Новые вещи можно сдать в детский дом или интернат.

И старайтесь просто не покупать лишнего и бесполезного товара, рассчитывайте количество требуемого материала для своих нужд.

Изучив все возможные варианты использования вторсырья, наша группа пришла к выводу, что многие не знают, как дать старым вещам «вторую жизнь». И решением нашей группы стало, заняться данным вопросом: дать мастер - класс по изготовлению изделий из бросовых материалов и организовать выставку среди учащихся школы.

Заключение

Проект реализован. Мы считаем, что достигли цели нашей работы - привлекли внимание учащихся и жителей села Новотроицкое к проблеме сбора мусора. Сотрудники Государственного унитарного предприятия Воронежской области «Облкоммунсервис» поблагодарили группу проекта и отметили, что за последние 4 месяца мусора в селе для сбора стало гораздо меньше. А если он и есть, то тщательно упакован в мешки.


Своими активными действиями мы показали, что решение данной проблемы зависит от нас - от каждого жителя села Новотроицкое. Провели анкетирование и тем самым выяснили, что многие неравнодушно относятся к этой проблеме и с радостью участвовали в реализации проекта, а также готовы дальше сотрудничать с нами в проектировании, а следовательно – решать совместными усилиями проблемы социума.

Анкета

Уважаемый участник проекта «Будущее в наших руках»,

просим ответить на наши вопросы.

1. Что изменилось в тебе самом в отношении к окружающему миру

(к природе, людям и др.)

2. Что, как ты думаешь, изменилось в твоих товарищах по проекту?

3. Участвовали ли твои родители в проекте (поставь галочку, в чем именно?)

- в подготовке

- в уборке двора, улицы, берега пруда

- в размещении листовок, буклетов, обращений

- другое

4. Как твои родители отнеслись к приглашению участвовать в проекте?

5. Как ты считаешь, нужны ли такие проекты и почему?

6. Будешь ли ты в дальнейшем участвовать в аналогичных проектах?

7. Предложи, какие социальные проекты (проекты, приносящие

пользу окружающим можно провести).











Наша коллективная работа нашла большой отклик и поддержку со стороны учащихся школы, родителей, односельчан.


По завершении проекта инициативная группа планирует продолжить работу по охране чистоты улиц, организации субботников и обратиться к администрации Петропавловского муниципального района с просьбой рассмотреть вопрос о выделении средств, которые позволят установить мусорные урны около остановок села Новотроицкое. Поддержание порядка в общественных местах готовы взять на себя учащиеся МКОУ Новотроицкая СОШ и наш экологический десант, состоящий из учеников старших классов. В случае отрицательного решения данного вопроса - участники проекта продолжат работу на базе школы, и будет открыт сбор средств (первый взнос в размере 1572 р. нами уже заработан).







Приложения


Обращение к жителям села Новотроицкое.


ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ!

Мы, подрастающее поколение, хотим жить в чистом и ухоженном селе. Мы обращаемся к вам! Уважаемые взрослые, а также учащиеся нашей школы, дошкольники и гости села! Давайте сделаем наше село чистым, красивым и ухоженным! Вся красота природы – в наших руках! Давайте очистим наши улицы, наше село от мусора. Не бойтесь испачкать руки! Помогите на и поддержите нас! Мы надеемся, что вместе наведём порядок на улицах нашего села. Мусор надо бросать в специальный бак и в упакованном виде. Мешки для мусора продаются в наших местных магазинах (также можно брать обычные пакеты – маечки). Поддержите нас, пожалуйста!

Листовки. Буклеты










Экологическая акция «Мусору – нет!»





Книжная выставка «Глобальные проблемы экологии и пути их решения»











Оформление плакатов

Изготовление школьных контейнеров для сортировки мусора



Урок-практикум «Мусорное дело» (1- 3классы)





Распространение буклетов

Изготовление поделок из бросовых материалов





Поделки из бросового материала, подаренные школе и жителям села





Распространение листовок по окончании реализации проекта на территории Новотроицкого сельского поселения





Сбор и сдача макулатуры








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!