«Социально педагогическая работа в дошкольном образовательном учреждении»
Уровень развития современного общества влияет и на содержание и на цели дошкольного воспитания. Взаимодействие ребёнка начинается с социумом в семье, затем часто в дошкольном учреждении.
Именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются основы личности и отношение к другим людям. Формирование социально – значимых качеств личности ребёнка – важное условие всестороннего воспитания личности ребёнка. От того как, будет воспитан дошкольник в нравственном отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.
Дошкольный возраст – это возраст становления личности, когда у него формируется, определённые качества личности, способность к адаптации, ответственность, развиваются процессы познавательной деятельности, появляются потребности в общении, в межличностном взаимодействии.
Система дошкольного образования при всем их многообразии осуществляет социализацию детей, их обучение к навыкам общения в процессе социально – педагогической работы дошкольном образовательном учреждении. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел, который специально посвящён воспитанию социально – значимых качеств личности ребёнка, хотя называется предмет такого воспитания может по-разному: «социально – эмоциональное»воспитание или «нравственное» воспитание или формирование гуманного отношения к другим людям. При всём многообразии этих программ педагогиотмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах.
Проблема развития социально – значимых качеств личности детей дошкольного возраста в настоящее время актуализируется несомненно, и в сложившийся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации.
В современных условиях социальной и экономической нестабильности возрастает роль социально – педагогической работы по воспитанию подрастающего поколения и особенно детей дошкольного возраста. Для ее успешной социализации и конкурентоспособности в современном обществе должны обладать определенными качествами личности.
Чтобы воспитать социально – значимые качества у ребёнка дошкольноговозраста необходимо в социально – педагогической работе осуществлять социально- педагогический подход в воспитании. Социально – педагогический подход рассматривается как многоуровневый механизм использования потенциала социума, опыта социальной среды в процессе предоставления информации, развития навыков, умений или личностных качеств недостающих у индивида для решения текущих или хронических трудностей жизни, - это определение один из первых учёных который стала заниматься социально – педагогическим подходом В. С. Торохтий. Социально – педагогической подход заключается в разрешении проблем личности на основе использования потенциала использования потенциала социума: путём включения человека в социально – значимую деятельность, в новые социальные отношения, формируя у них социальные потребности, развивая у личности социальные способности и устанавливая деловое взаимодействие с социальными институтами города ради разрешения её проблем текущего и хронического свойства.
Дошкольное детство - это период с момента осознания себя членом человеческого общества до момента систематического обучения. Здесь решающую роль играют не календарные сроки развития, а социальные факторы формирования личности.