СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальная структура российского общества в XVII в.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Социальная структура российского общества в XVII в.»

Методическая разработка

Предмет

История

Класс

7

Тема урока

«Социальная структура российского общества в XVII в.»

Цель и задачи урока:

Цель: познакомить учащихся с сословной структурой российского общества в XVII в.; дать хаpaктеристику сословий и особенностей каждого из них; показать изменения, происшедшие в положении бояр, дворян, духовенства в XVII в..

Задачи: Личностные: развитие усидчивости, самостоятельности в изучении материала.

Метапредметные: развитие умения сравнивать, анализировать текст учебника; развитие монологической речи.

Предметные: знать сословную структуру российского общества XVII в., особенности каждого из сословий и изменения, произошедшие с ними. Уметь работать с историческим документом.


Планируемые образовательные результаты:

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конкретного результата, составлять план последовательности действий

Познавательные: строить логические цепочки рассуждений; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала

Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению. Овладение механизмом решения проблемных ситуаций.

Тип урока/форма проведения урока: комбинированный.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, проблемный.

Формы организации обучения: фронтальная, коллективная, индивидуальная.

Учебник: История России. 7 класс. Учеб для общеобразоват. организаций. В 2 ч. [Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др.]; под ред. Торкунова А.В. – 3-е изд.,дораб. - М.: Просвещение, 2018. - 112 с.


Оборудование: Учебник, тетрадь, мел, доска, раздаточный материал.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап, 1мин.

Взаимное приветствие

Здравствуйте, ребята

Присаживайтесь пожалуйста

Учащиеся встают.

Учащиеся садятся.

Проверка присутствующих

Кто сегодня отсутствует на уроке?

Староста отвечает, кто отсутствует.

Проверка готовности к уроку

Проверьте, чтобы все необходимое к уроку лежало у вас на парте

Учащиеся делают проверку

Актуализация знаний учащихся,6 мин.

На прошлом уроке мы с вами говорили о новых явлениях в российской экономике в XVII веке. Сегодня мы вспомним материал предыдущего урока и начнем изучение новой темы.

Устный опрос:

Назовите последствия Смуты.

 Назовите новые черты в развитии сельского хозяйства.

 Дайте определения мелкотоварного производства и мануфактуры. Какие виды мануфактур вам известны?

 Назовите особенности торговли в XVII веке. На карте покажите крупнейшие ярмарки.

Работа по карточкам:

№1: Последствия Смуты.

№2: Дайте характеристику развития мануфактурного производства в 17 веке.


Устный опрос. Работа с картой.








Работа с карточками

Постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся, 6 мин.


 В России наступают новые времена после окончания Смуты. На предыдущем уроке вы рассмотрели, какие изменения произошли в экономике, т.е. в хозяйстве страны. Постепенно налаживается жизнь в сельском хозяйстве, появляются районы, специализирующие на производстве отдельных культур. Происходят изменения и в ремесленном производстве, появляются новый тип предприятия – мануфактуры. Сегодня на уроке мы с вами охарактеризуем сословный строй российского общества, постараемся  определить права и обязанности основных сословий.

Тема урока – “Основные сословия российского общества” (запись на доске и в тетради)

Вопрос урока!!!

Как изменилась социальная структура

российского общества в XVII в.? Кто

составил основную категорию

землевладельцев в России?

План:

  1. Первое сословие.

  2. Духовенство.

  3. Крестьянство.

  4. Городское население.

  5. Казачество.

– Что такое сословие? Какие сословия средневекового общества в Западной Европе вам известны? (Ответ: духовенство, рыцарство, крестьянство).

Давайте рассмотрим, что представлял собой сословный строй в России XVII века глазами иностранца.

Работа с историческим документом “Сословный строй России глазами иностранца А. Олеария” (с. 47-48 учебника, Приложение 1).

– Почему А. Олеарий считал всех русских людей paбами, вне зависимости от их сословного положения? В чем это проявлялось? (Ответы: проявление своего ничтожества перед царем, все считаются царскими холопами, многие не ценят свободу).

1. – Как выдумаете, кто относился к высшему сословию в России? (Ответы: феодалы, духовенство).

Сословие феодалов с XVII века делится на две группы: бояре и дворяне.

– Вспомните, в чем разница в их положении? Для этого вспомните понятия вотчины и поместья (Ответ: вотчина – наследственное земельное владение, ею владели бояре. Бояре имели знатное происхождение. Поместье – земля, даваемая за службу военную или государственную, могли быть незнатными).

Чтение п. 1 §19.

– Как изменилось положение дворянства в XVII в.? (Ответ: стали опорой царской власти, их уравняли в правах с боярами после отмены местничества, укрепилось право дворян на землю с крестьянами с помощью закрепощения крестьян).

Записи в тетради: 1682 г. – отмена местничества.

1649 г. – Соборное Уложение: вечное право феодалов на крестьян и запрет перехода крестьян к другому хозяину.

Таким образом, дворяне потеснили бояр. Они могли занимать высокие посты при дворе, владеть землей с крестьянами наравне с боярами. Большинство крестьян принадлежало дворянам.

2. Особым сословием являлось духовенство. За XVII в его численность возросла. С принятием в конце XVI века патриаршества Русская православная церковь стала самостоятельной.

– Кто стоял во главе Русской православной церкви? (Ответ: патриарх)

В §19 п. 4 с. 48 найдите, какие еще категории духовенства существовали XVII веке? (Ответ: епископы, архиепископы, митрополиты, приходские священники).

Церковь была крупнейшим собственником земли, чему завидовали бояре и дворяне. В Соборном Уложении 1649 г. запрещалось увеличивать размер церковных владений. Т. е. права церкви ограничивались. Но несмотря на это церковь оставалась одним из крупнейших собственников земли в стране, ей принадлежало до 15 % земель.




Учащиеся записывают дату и тему урока.













Учащиеся записывают план урока.






Анализ исторического документа








Отвечают на вопросы





Запись даты в тетрадь









Самостоятельная работа с текстом учебника

Первичное усвоение новых знаний, 10 мин.

3. Основную массу населения составляли крестьяне. Их положение в XVII в значительно ухудшилось.

Самостоятельно прочитайте § 19 п. 2 и выполните задание (выписать различия в положении черносошных и владельческих крестьян).

Проверка задания.

– Какие повинности несли крестьяне? Дайте определения барщины, натурального оброка, денежного оброка.

– Как изменилась система налогообложения с крестьян? (Ответ: вместо поземельной подати была введена подворная).

4. Увеличилась и численность городского населения, в частности жителей посадов.

– Какие категории населения жили в посадах? (Ответ: купцы, ремесленники, торговцы).

Многие из них относились к населению белых слобод.

Запись в тетради: Белые слободы – название различных поселений (стрелецких, монастырских, ямских, иноземных, ремесленных), население которых временно освобождалось от государственных повинностей.

5. Новым для России сословием стало казачество. Это было военное сословие, жившее в основном на окраинах.


Самостоятельная работа с текстом учебника.

Обсуждение по прочитанному














Физкультминутка 1 мин.

Встали все, давайте немного отдохнем. Я говорю утверждение, и если оно верное, вы хлопаете, если нет, то вы поднимаете руки вверх.

  1. Самое многочисленное сословие крестьяне

  2. В 17 веке дворянство выделилось в отдельное сословие

  3. Население белых слобод временно освобождалось от государственных повинностей

  4. Казаки служили в церквях и монастырях


Первичное усвоение новых знаний, 9 мин.

Составьте схему социальной структуры населения России в XVII в. (см. дополнительный материал). Действительно ли структура общества упростилась?

Составлять схему (с помощью учителя), анализировать произошедшие изменения в сравнении с предыдущим периодом.

Первичное закрепление, 3 мин.

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

— Ответьте на вопросы к параграфу на с. 49 учебника.


Беседа

Информация о домашнем задании, 2 мин.

Учитель объясняет домашнее задание: § 19.

Выслушивают информацию, задают вопросы по выполнению домашнего задания

Рефлексия, 5 мин.





Итог урока, 2 мин.

Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам оценить изученный материал, используя знаки:

✓ — новая и интересная информация;

! — я думал (думала) иначе;

? - эта информация меня удивила;

* — мне было скучно.

А теперь мы оценим вашу работу на уроке (выставляются оценки).

Урок закончен. До свидания.



Делятся впечатлениями, что они узнали и приобрели в результате изучения темы.

Учащиеся слушают свои оценки.

Учащиеся встают, собирают вещи и выходят из класса.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!