СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социализация как фактор развития успешной личности обучающегося через ученическое самоуправление

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции.

Просмотр содержимого документа
«Социализация как фактор развития успешной личности обучающегося через ученическое самоуправление»

Гайдар С.В.,

учитель начальных классов,

Самарская область, Волжский район,

ГБОУ ООШ с.Спиридоновка

СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ЧЕРЕЗ УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Социализация – это процесс и результат присвоения обучающимися жизненного опыта по мере его психологического интеллектуального и личностного развития, то есть преобразование под влиянием обучения и воспитания его психических функций, присвоение социально-нравственных ценностей, норм и правил поведения, формирования мировоззрения.

Социализация личности связана с трудовой, общественно-политической и познавательной деятельностью человека. Недостаточно просто обладать знаниями, их предстоит превратить в убеждения, которые представляются в действиях личности. Именно соединение знаний, убеждений и практических действий образует характерные черты и качества, свойственные тем или иным типам личности.

Современный ученик должен научиться быть ответственным, самостоятельным активным членом общества, то есть свободным гражданином. Но как же научиться предъявлять, отстаивать свое мнение, мнение маленького гражданина. И не только отстаивать, что, в общем, умеют многие, но, самое главное, нести ответственность за него! Ученическое самоуправление как нельзя лучше предоставляет возможность самореализации ребенка в различных направлениях деятельности. Школьники в самоуправлении не просто помогают учителям в воспитательной работе. Ученическое самоуправление - это участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить мероприятия, которые им интересны. Это возможность продемонстрировать уникальность своей личности, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки, освоить общественный опыт.

Найти нужную модель самоуправления в классе дело сложное и трудное. Это может, связано и с возрастными психологическими особенностями обучающихся начальных классов, и с отсутствием опыта у родителей по взаимодействию со школой.

Каждый раз у нас, у учителей, возникают вопросы:
Какой вариант самоуправления лучше выбрать в данном классе?

Как целесообразнее распределить поручения в этом коллективе учащихся? И как учитель младших классов, я считаю, что наша обязанность - заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети могли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни. В младшем школьном возрасте у учащихся можно сформировать активную жизненную позицию, делать это в среднем и старшем звене порой бывает поздно.

Начальные   классы – это такая возрастная ступень, в которой игровые модели самоуправления просто незаменимы. Младшим ребятам не подходят такие формы мероприятий как совещания, заседания и комитеты. Им нужна именно игра, интересная самим ребятам, которая обучает их быть активными, внимательными, самостоятельными. Если, благодаря игровым моделям, ребята освоят основы самоуправления уже в младших классах, то налаживать в школе самоуправление в старших классах будет намного проще.

Игра – это не развлечение. Она может обучать, развивать и даже воспитывать. Игровые методики занимают в педагогике одно из самых достойных мест. Игра – веселое, интересное занятие, от которого почти никогда не отказываются. А одно из самых главных правил игры это активность ребят. Игровая модель поможет научить самоуправлению, только тогда, если организована такая игра грамотно. Необходимо не только знать правила и распределить роли, нужно правильно руководить ходом игры: вовремя начать игру, затем поддерживать интерес к ней и, конечно же, удачно её завершить. А главное постараться сделать так, чтобы дети не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре. Именно это поможет им заметить и оценить первые достижения в самоуправлении. Организация любой деятельности должна решать определенные цели и задачи.
Цели организации ученического самоуправления в классе:

- реализация интересов каждого учащегося;

- повышение активности учащихся в классных делах;

-привлечение родителей к совместной деятельности.
Задачи организации ученического самоуправления в классе:

- создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;

- дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;

- создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности;

- создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);

- формировать толерантность, умение общаться.

Чтобы научить каждого ребёнка быть самостоятельным, ответственным, который имеет своё мнение и в то же время уважает мнение другого человека, я стараюсь довести до сознания детей, что общий успех, общая радость зависят от личного участия каждого во всём, чем живёт он сам, его товарищ и класс в целом.
          Обучающимся младших классов очень нравится выполнять различные поручения классного руководителя. Они чувствуют и считают себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. Классный коллектив - это маленькая ячейка, в которой необходимо выстроить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность другого.

С этой целью я и ввожу в классе самоуправление. В процессе самоуправления у детей воспитывается чувство коллективизма, ответственности друг за друга. Учащиеся сообща думают, как сделать свой класс более красивым, как добиться, чтобы все ребята были аккуратными и трудолюбивыми, как организовать жизнь в классе, чтобы она была весёлой и интересной. При самоуправлении школьники  выступают в качестве хозяев класса, организаторов своего совместного быта.
         В первом классе сначала используется простейшая форма самоуправления - это дежурство. Я разъясняю  детям обязанности дежурных по классу, а они довольно разнообразны. Дежурные обеспечивают порядок в классе во время перемен, следят за чистотой парт, доски, готовят класс к урокам труда и рисования, раздают школьникам тетради, ухаживают за комнатными растениями.

Приведу пример как я организовала самоуправление во 2 классе. На классном собрании мы выбрали старосту, т.е. командира (голосовали). Обсудили, каким должен быть  староста (Добрым! Справедливым! Должен уметь дружить! Весёлым! Умным!); дали нашему коллективу общее название – «Планета добра»,   поделили класс на  маленькие группы, решили назвать их «Малые планеты», а ребят – жителями «Малых планет». Получилось 5 «Малых планет»:

«Малая планета знаний» Познавательная деятельность.

«Малая планета здоровья» Спортивно-оздоровительная деятельность.

«Малая планета затейников» Культурно-массовая деятельность.

«Малая планета порядка» Трудовая и хозяйственная деятельность.

«Малая планета охраны природы» Экологическая (социальная) деятельность.

Все расселись по своим  группам. - А теперь посмотрите на наш класс. Обратите внимание, какой он чистый, красивый. Что нужно делать, чтобы он всегда был таким? (Убирать, подметать, вытирать пыль).

Решаем, что удобнее это делать всей «Малой планетой порядка». Ребята выбрали главного за эту планету. Он вошел в актив класса. Я перечисляла, какие могут быть поручения, а ребята выбирали те, которые подходят для их планеты. Такую же работу провели по всем «Малым планетам».

Мы решили, что поручения через неделю будут меняться - значит, каждая  группа ,через неделю будет выполнять новые поручения. Командиры выбираются на триместр. Все стараются выполнять задания актива, актив в классе уважают. В течение триместра проводятся несколько мероприятий, к которым готовится каждая группа. Больше всего интерес ребята проявляют к спортивным делам и классным часам, которые проходят в виде игр.

В конце каждой недели подводятся итоги, где учитывается качество выполнения задания, активность ребят и дисциплина. Группа, которая по итогам недели вышла на первое место выбирает, чем они будут заниматься на следующей неделе. Последней достаётся то, что осталось. Такая форма работы активизирует ребят, вносит в работу элемент соревнования.

На протяжении обучения в начальной школе мы с детьми вырабатываем традиции жизни в классе. 

Цель традиций - способствовать преодолению одиночества и беззащитности учащихся, воспитывать умение быть Человеком.

Такими традициями у нас стали:

- помощь и поддержка тех ребят, которые часто болеют;

- поздравление учащихся класса с днём рождения;

- посещение детской библиотеки, краеведческого музея;

- сезонные экскурсии в парк;

- праздники;

- написание «тёплых писем» друг другу;

- генеральная уборка класса;

- поощрение лучших в учёбе, лучших по поведению и самых активных  учеников.

Совместными усилиями был создан классный уголок и приняты законы жизни в классе:

ЗАКОН  ДОБРОТЫ, ЗАКОН  ЛЮБВИ, ЗАКОН  ТРУДОЛЮБИЯ,
ЗАКОН  ДИСЦИПЛИНЫ, ЗАКОН  УВАЖЕНИЯ, ЗАКОН  ДРУЖБЫ,
ЗАКОН  ХРАБРОСТИ, ЗАКОН МИЛОСЕРДИЯ

Задачи дальнейшего развития коллектива:
- продолжить работу по сплочению классного коллектива, приучать обучающихся к самостоятельности, приучать терпеливо и внимательно выслушивать друг друга (на переменах, при выполнении различных дел);
- содействовать воспитанию осознанной дисциплины, повышению уровня  самопознания, самореализации, самовыражения.

Пути дальнейшего развития коллектива: через актив класса, через работу классного коллектива.

Дети проживают в школе огромную часть своей жизни. Удачи и неудачи каждого ученика переживаются совместно. От того как дети проживают каждый день своей жизни, какие эмоциональные впечатления остаются у них от каждого прожитого дня, зависит результат их дальнейшего продвижения вперёд по жизни. Надеюсь, что наша совместная деятельность помогла моим ребятам выработать своё «я», что проявляется в отношении к себе, товарищам, жизни, природе. А главное -  у каждого ребёнка появилось чувство собственного достоинства.

И в заключение хочется сказать, что школа – это маленькая модель общества. Поведение ребенка в школьном коллективе – это поведение взрослого в обществе. Если ребенок инициативен и самостоятелен в школьной жизни, то я думаю, такой ребенок во взрослой жизни будет инициативным и самостоятельным членом общества.

Одна из основных проблем на сегодняшний момент, в том, что ни взрослых, ни ребят не учат, как наладить в школе не формальное, а настоящее ученическое самоуправление. Школа должна стремиться создавать свою социокультурную среду, обогащать образ жизни детей. Мы должны обеспечить простор разнообразной детской деятельности.

Ученическое самоуправление способствует социализации младших школьников, через которое происходит становление личности, постепенное усвоение требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют взаимоотношения личности с обществом.

Список использованных источников

1.Александрова Е.А., Богачева Е.А. Классный руководитель: повышение качества жизни ребенка в школе. — М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2016

2. Изотова Е.И. Индивидуализация профессиональной деятельности педагогов и психологов и её влияние на социализацию младших школьников. —Москва-Обнинск.: Психология и школа, №1, 2010.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!