СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальные институты

Нажмите, чтобы узнать подробности

В социологии существует не одно, а множество определений социального института. Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтах видный американский социолог и экономист Торстейн Веблен (1857-1929 гг.) родоначальник интистуционализма (С. Ц. как совокупность общественных обычаев)

Известный американский социолог П. Бергер институтом называет обособленный комплекс социальных действий, например юридический закон, социальный класс, брак, организационно оформленная религия.

Современный немецкий социолог, один из основателей философской антропологии – А. Гелен трактует институт, как регулирующее учреждение, направляющее в определенное русло действия людей, подобно тому, как инстинкты руководят поведением животных

Просмотр содержимого документа
«Социальные институты»

Социальный институт

В социологии существует не одно, а множество определений социального института. Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтах видный американский социолог и экономист Торстейн Веблен (1857-1929 гг.) родоначальник интистуционализма (С. Ц. как совокупность общественных обычаев)

Известный американский социолог П. Бергер институтом называет обособленный комплекс социальных действий, например юридический закон, социальный класс, брак, организационно оформленная религия.

Современный немецкий социолог, один из основателей философской антропологии – А. Гелен трактует институт, как регулирующее учреждение, направляющее в определенное русло действия людей, подобно тому, как инстинкты руководят поведением животных.

Бовье – социальный институт – это система культурных элементов, ориентированных на удовлетворение набора конкретных социальных потребностей или целей.

Дж. Бернард и Л. Томпсон понимают институт как совокупность норм и образцов поведения.

Отечественная литература:

С. С. Фролов – «социальный институт – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества»

По мнению Комарова социальные институты представляют собой «ценностно-нормативные комплексы, посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно-важных сферах – экономике, политике, культуре, семье и др.»

Анурин определяет социальный институт как «устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов»

Социальный институт представляет собой:

- ролевую систему, в которую включаются также нормы и статусы;

- совокупность обычаев, традиций и правил поведения;

- формальную и неформальную организацию;

- совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;

- обособленный комплекс социальных действий.

Культуру ученые часто определяют как форму и результат приспособления к окружающей среде. Культура есть сумма всех человеческих усилий, направленных на освоение окружающей среды и создание необходимых для этого материальных и нематериальных средств – так считает Хамелинк

Приспосабливаясь к среде долгое историческое время, общество вырабатывает полезные инструменты для решения множества задач и удовлетворения важнейших потребностей. Эти инструменты получили название социальные институты.

Типичные для данного общества институты отражают культурный облик этого общества. Институты также не похожи друг на друга, как и культуры. Скажем, институт брака у разных народов разный. Он покоится на оригинальных обрядах, церемониях, нормах правилах поведения. В одной стране институт брака допускает то, что в другой стране тот же институт запрещает (например, многоженство).

На заре истории в человеческом стаде господствовал промискуитет – беспорядочные половые отношения. Он грозил человеческому роду генетическим вырождением. Постепенно их стали ограничивать запретами. Первый запрет – запрет кровосмешения. Он запрещал половые отношения между кровными родственниками, скажем матерью и сыном. По существу, таков первый и важнейший в истории вид социальных норм. Так у людей зародился у людей, может быть, самый ранний социальный институт – институт семьи и брака.

Институциональный кризис – обратный процесс, характеризующий падение авторитета данного института, например семьи, снижение доверия к нему. Причиной кризиса может служить неспособность данного института эффективно исполнять свои главные функции (например, образования – учить детей, медицины – лечить людей, семьи –укреплять узы брака). Институциональные нормы существуют, они провозглашены, но никем не соблюдаются. Следствие такого кризиса – перераспределение функций одного института на плечи других. Например, в 70-80 гг. в стране наметился кризис средней школы, которая стала плохо готовить выпускников к вузу. Это сразу же вызвало появление репетиторов - института посредников. Кризисы происходят постоянно, они представляют естественное состояние института.

В социологии различают два процесса – институцию норм и их институционализацию.

Нормы не институционализированы до тех пор, пока не соглашается большинство народа, пока они не считаются чем-то общепринятым, само собой разумеющимся. Институция норм понимается как формальное принятие парламентом или иным законодательным органом новых норм независимо от того, как относится к ним население.

Функции и структурные элементы основных институтов общества.

функции

институты

Основные роли

Физические черты

Символические черты

Выращивание и воспитание детей

Семейно-брачные

Отец

Мать

ребенок

Дом

обстановка

Кольца

обручение

Добывание пищи,

Одежды, жилья

экономические

Работодатель

Наемный работник

Покупатель

продавец

Фабрика

Офис

магазин

Деньги

Торговля

Марка

реклама

Поддержание законов, правил и стандартов

политические

Законодатель

Субъект права

Общественные здания и

места

Флаг

кодекс

Содействие соборным отношениям и установкам, углубление веры

религиозные

Священник

прихожанин

Собор

церковь

Крест

Алтарь

Библия

Социализация людей, приобщение к базисным ценностям и практикам

образование

Учитель

ученик

Школа

Колледж

учебник

Диплом

степень

По мнению Фролова существует 5 общих черт и свойств для самых разных институтов:

1. установки и образцы поведения (например, привязанность, лояльность, ответственность и уважение в семье, послушание, лояльность и субординация в государстве),

2. символические культурные признаки (обручальное кольцо, флаг, герб, икона, крест и др.)

3. утилитарные культурные черты (дом для семьи, общественные здания для государства, магазины и фабрики для производства, учебные классы и библиотеки для образования, храмы для религии),

4. устный и письменный кодекс (запреты, правовые гарантии, законы, правила),

5. идеология (романтическая любовь в семье, демократизм в государстве, свобода торговли в экономике, академические свободы в образовании, православие или католицизм в религии).

Признаки, которые описывают то, что находится снаружи.

Первое свойство – объективность. Мы воспринимаем институты семьи, государства, производства, образования и религии в качестве огромных комплексов, существующих независимо от нашей воли и сознания.

Второе – принудительность. Навязывают нам такое поведение, мысли, поступки, которые мы не желали бы для себя. Государство принуждает юношей служить в армии, родители принуждают детей учиться, налоговая инспекция принуждает нас платить налоги в казну.

Третье качество - моральный авторитет и легитимность.

Типология институтов

Подразделяются на главные ( фундаментальные, основные) и неглавные (неосновные, частные).

Основные социальные институты:

Потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака)

Потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);

Потребность в добывании средств существования (экономические институты, производство);

Потребность в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования в широком смысле, т. е. включая науку и культуру);

Потребность в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

Возникновение социальных институтов:

Производство – 2 млн. лет назад – первое орудие труда сделанное человеком.

Семья – 500 тыс. лет назад возникает, которая эволюционировала: полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство, нуклеарная, расширенная, неполная и т. д.

Термины:

Полигамия - многобрачие, одновременное сожительство индивидуума одного пола с несколькими другого пола

Полиандрия - форма брака, когда женщина имеет одновременно нескольких мужей

Моногамия – единобрачие

Нуклеарная семья - это семья, состоящая из двух близ стоящих поколений – родителей и детей. Это семейное ядро без бабушек и дедушек.

Расширенная семья - это сложносоставная семья, состоящая из нескольких поколений, включающая и бабушек и дедушек и тетей и дядей, живущих под одной крышей.

Неосновные институты называют еще социальными практиками. Социальные практики называют еще обычаями. Например внутри семьи и брака – ученые находят институты отцовства и материнства, имянаречения, побратимства. Обычай назначать свидание является элементом социальной практики ухаживания.

В отличие от основного института неосновной выполняет специализированную задачу, обслуживает конкретный обычай или удовлетворяет нефундаментальную потребность.

Функции:

Функция – назначение, или роль, которую выполняет определенный социальный институт, или процесс по отношению к целому. Функцией социального института будем называть ту пользу, которую он приносит обществу.

1) удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества.

2) социализация людей (универсальная)

Универсальные функции: закрепление и воспроизводство общественных отношений, регулятивную, интегративную, транслирующую и коммуникативную.

Специфические функции – функции, которые присущи одним и не свойственны другим институтам: воспроизводство людей, рождение новых поколений (институт семьи), добывание средств существования (производство), наведение порядка в обществе (государство), открытие и передача новых знаний (наука и образование), отправление духовных ритуалов (религия).

Типы социальных институтов и их функции.

функции

Типы институтов

Репродукция (воспроизводство общества в целом и отдельных его членов, а также их рабочей силы)

Брачно-семейные

Культурные

образовательные

Производство и распределение материальных благ (товаров и услуг) и ресурсов

экономические

Контроль за поведением членов общества

Политические

Правовые культурные

Регулирование использования власти и доступа к ней

политические

Коммуникация между членами общества

Культурные

образовательные

Защита членов общества от физической опасности

Военные

Правовые

коерсивные (принуждение, подавление)

медицинские

Концепцию явных и латентных функций разработал в середине 20 века выдающийся американский социолог Роберт Мертон .

Первые – осознаваемые и произвольные функции социальных процессов, вторые – неосознаваемые и непреднамеренные.

Явными называют такие функции (или дисфункции), последствия деятельности которых носят намеренный характер и осознаются людьми.

Латентными принято называть функции (или дисфункции), последствия деятельности которых не осознаются участниками и носят ненамеренный характер.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!