СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обществознания «Семья как социальный институт и малая социальная группа» 11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обществознания  «Семья как социальный институт и  малая социальная группа» 11 класс

Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания «Семья как социальный институт и малая социальная группа» 11 класс»













Урок обществознания «Семья как социальный институт и малая социальная группа»

11 класс





















Зарманбетова Курасхан Сейдахметовна,

учитель истории













Описание разработки.


Учитель:

Зарманбетова Курасхан Сейдахметовна, учитель истории и обществознания


  • Предмет:

Обществознание


  • Краткая аннотация урока:


Класс, профиль:

11класс


Тема:

Социальные институты общества


Тема урока:

«Семья как социальный институт и малая социальная группа»


Тип урока:


По соотношению структурных звеньев - Урок изучения нового материала,

По ведущему методу - Практикум в сочетании с эвристической беседой.

По характеру деятельности - Проблемный, исследовательский урок

Цели урока:

Триединая цель урока:

Познавательная –

  • усвоение учащимися понятий семья, брак , типов, видов и форм семьи, признаков семьи как малой группы и социального института.

  • формирование системы знаний о социальных функциях семьи, тенденциях в развитии современной семьи

Развивающая - способствовать формированию:

  • мыслительных умений: сравнения, анализа, синтеза, критического мышления через проблемные ситуации, анализ документов, статистических данных

  • информационно- методологических умений: формулирования понятий, умения работать с разнообразными источниками знаний ( интернет-ресурсы , неадаптированные текстовые источники), конспектирования, критического сопоставления источников, умения составления опорных схем, навыков публичных выступлений

  • организационных умений: умение организовать самостоятельную познавательную деятельность

Воспитательная – способствовать :
    • формированию познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приёмов, актуализацию субъектного опыта учащихся.

    • формированию исторического мышления — способности рас­сматривать события и явления с точки зрения их динамики , определять собствен­ное отношение к дискуссионным проблемам современности через использование методов социологического анализа, при критичес­ком восприятии получаемой извне социальной информации;

    • формированию исследовательских умений учащихся.

Задачи урока:

Создание условий для достижения целей через:

  • использование разнообразных методов мотивации деятельности создание проблемных ситуаций,

  • организацию самостоятельной познавательной деятельности

  • использование документально- методического комплекса

  • разнообразие используемых приёмов,

  • актуализацию субъектного опыта учащихся.

  • использование новых информационных технологий

Формируемые умения

  • информационно- методологические умения: формулирования понятий, умения работать с разнообразными источниками знаний ( интернет-ресурсы , неадаптированные текстовые источники), конспектирования, критического сопоставления источников, умения составления опорных схем, навыков публичных выступлений

  • организационные умения: умение организовать самостоятельную познавательную деятельность

  • закрепление навыков работы в Интернет

Цели использования ИКТ

  • Повышение мотивации к изучению предмета у учащихся далеких от гуманитарных предметов и увлеченных компьютерами.

  • Обеспечение доступа учащихся к информационным источникам и ресурсам через использование Интернет, печатного раздаточного материала; использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание предмета, при отсутствии учебников профильного уровня по обществознанию

  • Содействие активному включению учащихся в учебный процесс;

  • Установление межпредметных связей с информатикой : решается задача воспитания у учащихся культуры пользователя ПК, умений находить,

преобразовывать и целесообразно использовать учебную информацию.

  • Частое кратковременное обращение в ходе урока к компьютерным программам, поддержанным другими, привычными средствами обучения, снимает у ребят "синдром компьютерной тревожности" ( так как продолжительность работы за компьютером разумно ограничить на уроке 10 - 15 мин. в 2 - 3 приёма. )

Этап урока, на котором использовались ИКТ

  • Этап усвоения и первичного закрепления новых знаний и умений

-выход учащихся в Интернет,

- работа с раздаточным документально- методическим комплексом.

  • Этап рефлексии

- выход учащихся в Интернет.

  • Этап выполнения домашнего задания( по желанию)

- выход учащихся в Интернет

Формы организации работы детей

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Формы организации работы учителя

Педагог выполняет функции информатора, координатора, тьютора

  • Технологические особенности :


Технические условия

Компьютеры , подключенные к глобальной сети Интернет

Используемое оборудование:


Разработанные цифровые образовательные ресурсы

Документально- методический комплекс на основе информации, взятой в Интернете.

План урока :


  1. Семья как социальный институт и малая группа, социальные функции семьи.

  2. Семейная структура в демографической статистике

  3. Тенденции в развитии семьи в современном мире.


Основные понятия:

брак , семья, нуклеарная семья, сложная семья, патриархальная семья, эгалитарная семья, моногамия, полигамия, малая группа, социальный институт .


Средства урока :


  • Документально- методический комплекс (Приложение №1)


Эпиграф урока

«Семья всегда будет основой общества.».Оноре Бальзак


Источники :


http://ru.wikipedia.org - Материал из Википедии — свободной энциклопедии



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ( 2 часа)


Этапы урока

Цели этапа

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

1.Организационный

( 1 мин)

Обеспечить внешнюю обстановку для работы на учебном занятии.

Приветствие, представление, организация внимания учащихся

Установка учащихся на слушание и восприятие


2.Мотивационный ( 10 мин)


Обеспечить мотивацию деятельности,

принятие учащимися целей и задач

Мотивирует деятельность учащихся на уроке через

актуализацию субъектного опыта учащихся:

- Ребята! Я предлагаю вам проранжировать ценности, перечисленные на доске ( т.е. поставить их в порядке важности для вас)

  1. Крепкое здоровье

  2. Хорошее образование

  3. Полная благополучная семья

  4. Верный друг

  5. Настоящая любовь

Обобщает полученные результаты, записывая на доске ценности поставленные на 1 место , их количество ; организует проведение эвристической беседы ( в зависимости от полученных результатов);

Подводит итог беседы, актуализируя роль важнейшего социального института общества – семьи через афоризм Ф.Искандера « Счастье- это , когда утром с радостью бежишь на любимую работу, а вечером с радостью возвращаешься в любимую семью»

Определяет акценты урока: « Тему семьи мы будем рассматривать с позиций науки социологии, побуждающей нас взирать на семью беспристрастно, не используя ценностного подхода.»

Формулирует тему урока « Семья как социальный институт и малая социальная группа».

Определяет цель урока: определить признаки семьи как малой группы и социального института, выявить тенденции развития современной семьи ( её типов, форм и функций).


Ранжируют предложенные ценности , участвуют в обсуждении результатов ранжирования .

Записывают тему в тетрадь.


Усвоение содержания на уровне восприятия и осмысления .


3.Усвоения и первичного закрепления новых знаний и умений

(40 мин)

Создание условий для включённости всех учащихся в деятельность по достижению познавательной , развивающей и воспитательной цели урока

Создаёт новую образовательную среду


Учащиеся включаются в образовательную деятельность

3.1. Семья как социальный институт и малая группа

( 15 мин.)

Освоение системы знаний, составляющих основы социологии, необхо­димых для эффективного взаимодействия с социальной сре­дой: формулирование понятий брак и семья, знакомство с основными признаками семьи как соц. института и малой группы , с её функциями


Актуализирует знания учащихся из курса обществознания основной школы , предлагая сформулировать определение понятия «семья», определить различия между понятиями «семья» и «брак »

Предлагает сверить получившиеся определения с определениями, данными в тексте №1, и записать в тетрадь.

Мотивирует учащихся на знакомство с основными признаками семьи и её функциями: «Чтобы глубже понимать процессы, происходящие в рамках современной семьи , тенденции в развитии семейных отношении и социальной политике государства необходимо знать основные признаки семьи, её основные функции»

Предлагает учащимся , поработав с текстом №2 , кратко выписать в два столбика признаки семьи как малой группы и семьи как соц. института, и озвучить их для всего класса.

Вступают в беседу, высказывая предположения.


Работают с текстами №1 и №2 , записывают в тетрадь определения понятий семья, брак , признаки семьи, её функции



Семья как малая группа

Семья как социальный институт




3.2. Семейная структура в демографической статистике

( 15 мин.)

Овладение умениями

работать с источниками социальной информации, с использо­ванием современных средств коммуникации (включая ресур­сы Интернета);

умениями

систематизировать полученные дан­ные


Подводит учащихся к проблеме многообразия типов и форм брака и семьи через привлечение знакомого социального факта.

- Два года назад член Государственной думы В.Ф.Жириновский выступил в Думе с законодательной инициативой, предложив разработать новый закон , разрешающий многожёнство. Подумайте, о чём свидетельствует сам факт такой инициативы?

Обобщает выводы учащихся: « Сам факт появления такой инициативы свидетельствует о существовании в обществе новых форм и типов семейных отношений, которые требуют их нормативного регулирования.

Чтобы ответить на вопрос, какие формы и типы семьи и брака существуют сегодня в обществе , я предлагаю вам обратиться к страницам Интернет, к энциклопедии Википедии , где целая страница посвящена теме «Семья» .

Присаживаемся к компьютерам , в адресной строке набираем адрес http://ru.wikipedia.org.

Полученную информацию о формах и типах семьи и брака, схематично выписываем в тетрадь, раскрывая незнакомые понятия ( альтернативно, при отсутствии Интернета , можно использовать текст №3)»


Предлагает трём учащимся воспроизвести получившиеся схемы на доске , задать вопросы, если что- либо непонятно, и выдвинуть предположение, какая типология семьи и брака преобладает в наше время.



Высказывают предположения.

Работают с источниками информации в Интернет http://ru.wikipedia.org. (10-15 минут), составляют схемы :




















































Зачитывают записанное в тетради, участвуют в обсуждении , выдвигают гипотезы о преобладающей в наше время типологии семьи и брака.

Усвоение содержания на уровне восприятия, осмысления и запоминания; на уровне применения знаний по образцу.

3.3.Мини- исследование

(10 мин)


Формирование собствен­ного отношения к дискуссионным проблемам современности через использование навыков социологического анализа, при критичес­ком восприятии получаемой социальной информации

Для подтверждения гипотезы выдвинутой детьми, предлагает провести мини-исследование, сделать социологический срез на основе анкетирования учащихся класса , т.е. предлагает учащимся выступить в роли респондентов.

Форма анонимной анкеты

( нужно поставить знак + в той клеточке, которая соответствует типу вашей семьи)

Формы брака


Формы семьи


Тип семьи


моногамия

полигамия

нуклеарная

неполная семья


расширенная

эгалитарная


патриархальная









Получив результаты исследования, предлагает ответить на вопросы :

1.Какие выводы можно сделать из полученных статистических данных?

2.Можно ли считать данные результаты, соответствующими существующей в стране ситуации?

3.О каких новых тенденциях в семейной структуре свидетельствуют результаты, полученные в ходе исследования?

Организует беседу с учащимися , обобщает выводы учащихся : «Статистические данные по РФ свидетельствуют о том, что сегодня в современной семейной структуре преобладает тенденция к увеличению количества моногамных, нуклеарных , демократических семей.

Заполняют анкету , подводят итоги на доске ( по рядам)

Отвечают на вопросы


Усвоение содержания на уровне восприятия, осмысления; на уровне применения знаний по образцу и в новой ситуации


3.4.Тенденции

в развитии современной семьи

( 20мин)

Развитие критического мыш­ления, позволяющего объективно воспринимать социальную ин­формацию и ориентироваться в ее потоке;

умений исследовать и анализировать современные общественные явления и события

Мотивирует на изучение тенденций в развитии современной семьи: «Изменения произошли не только в структуре, но и функциях данного социального института. Почти всеми социологами разделяется точка зрения о том, что последняя четверть ХХ в. отмечена кризисом семьи как социального института. В своей сущности этот кризис означает, что семья утрачивает в значительной степени свои традиционные функции. Я предлагаю вам проследить изменения основных традиционных функций семьи, поработав с текстом № 4, и выделив главную мысль»

Педагог распределяет между учащимся задания, (каждой паре учащихся прочитать один из пунктов в тексте № 4)

Организует выступления учащихся перед классом , обсуждение и подводит итоги .

Класс делится на 5 групп, каждая из которых изучает изменения одной из функций семьи в тексте №4, обсуждает между собой и сообщает главную мысль классу.


Усвоение содержания на уровне восприятия, осмысления и запоминания; на уровне применения знаний в новой ситуации.

4.Рефлексия

( 8 мин)

Выявление сформированности ценностных установок и убеждений через формулирование собственных заключений и суж­дений

С целью определить своё отношение к семейным ценностям учитель предлагает учащимся снова обратиться к страницам Интернет, к энциклопедии Википедии , в правом нижнем углу страницы есть ссылка на Викицитатник по теме Брак, Семья. Предлагает выбрать афоризм или цитату, которые соответствуют ценностям учащихся.

Учащиеся пересаживаются к компьютерам и выбирают афоризмы, которые , по их мнению наиболее полно отражают их представление о семье, выписывают их в тетрадь .

По истечении времени, по желанию, озвучивают и комментируют записанные афоризмы


В заключение урока мне хотелось бы услышать ваше мнение о мысли , высказанной известным писателем Оноре Бальзаком : «Семья всегда будет основой общества». Используя полученные в ходе урока знания, прошу вас высказать согласие или несогласие с его мыслью.


Открытость учащихся в высказывании суждений и оценок, присутствие различных мыслительных и поведенческих стратегий


Усвоение содержания на уровне применения знаний в новой ситуации.

5. Д/з -1-2 мин.

Вторичное закрепление изученного содержания.

Подготовка к ЕГЭ.

  • Записи в тетради ( всем)

  • Творческое задание - написание эссе (сдающим ЕГЭ)

Используя высказывание Бальзака, изложите свои

мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции. Выполняя задание, используйте знания, полученные на уроке , соответствующие понятия, а также факты из общественной жизни и своего опыта

  • По желанию сделать краткую аннотацию статьи «Психологический климат семьи» » на странице Википедии



Методическая часть


Элемент ИКТ

Интернет ресурс   http://ru.wikipedia.org - Материал из Википедии — свободной энциклопедии, страница Семья


Документально- методический комплекс на основе информации, взятой в Интернет по теме   «Семья как малая группа и социальный институт»

Как (приемы и методы) используется этот элемент в уроке (что с ним делать?)

  • Самостоятельный выход учащихся в Интернет по заданному адресу , поиск и трансформация найденной информации в схематичную форму.

  • Учитель играет роль тьютора.

  • Работа в группах, обсуждение, поиск компромиссных решений, публичные комментарии


  • Учитель играет роль координатора

Какие цели преследуются применением конкретно этого элемента на уроке

  • закрепление навыков работы в Интернет

умения работать с разнообразными источниками знаний ( интернет-ресурсы , неадаптированные текстовые источники )

  • формирование умения организовать самостоятельную познавательную деятельность,умений находить,

преобразовывать и целесообразно использовать учебную информацию

  • снятие у учащихся"синдрома компьютерной тревожности» за счёт частого кратковременного обращения в ходе урока к компьютерным программам, поддержанным другими, привычными средствами обучения

  • Формирование способности рас­сматривать события и явления с точки зрения их динамики, определять собствен­ное отношение к дискуссионным проблемам современности через использование методов социологического анализа, при критичес­ком восприятии получаемой извне социальной информации;

  • Формирование умения критического сопоставления источников, умения работать с неадаптированными источниками текста, как одно из условий решения части С ЕГЭ по обществознанию

Каким образом этот элемент усиливает эффективность достижения названных целей, могли ли они быть достигнуты без его применения

Повышение мотивации к изучению предмета у учащихся далеких от гуманитарных предметов и увлеченных компьютерами.  

Достижение цели формирования информационно- методологической компетентности сложно при использовании только традиционных видов источников: учителя как основного источника информации и учебника, содержащего одностороннюю точку зрения автора.

  •  Обеспечение доступа учащихся к информационным источникам и ресурсам через использование печатного раздаточного материала; использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание предмета, при отсутствии учебников профильного уровня по обществознанию



Приложение №1

Документально- методический комплекс

«Семья как малая группа и социальный институт»

Текст №1

Семья – это малая группа и особый социальный институт, регулирующий межличностные отношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, связанными общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Основой семьи является брак. Под институтом брака, как правило, понимают социально-правовые аспекты семейно-родственных отношений, институционализацию отношений между мужем и женой как гражданами государства.

Брак имеет санкционированный характер, то есть признаваемый обществом, которое берет на себя определенные обязательства по его защите и налагает на вступающих в брак ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, а тем самым за будущее семьи. Общество, признавая в определенной культурной форме законность брака, оказывает материально-финансовую помощь семье, проводя соответствующую семейно-демографическую политику, особенно в тех случаях, когда семья является многодетной или в ней отсутствует один из родителей.


Текст №2

В социологии семья исследуется как социальный институт и как малая социальная группа. Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Специфика семьи как социального института состоит в том, что семья обладает устойчивой структурированной организацией, включающей двух или более человек, связанных между собой кровным родством, брачными узами или усыновлением.

Семья как социальный институт имеет и еще две особенности. Отметим, что семья это саморегулирующаяся система: микрокультура общения вырабатывается самими членами семьи; это неизбежно сопровождается столкновением разных позиций и возникновением противоречий, которые разрешаются путем взаимного соглашения и уступок, что обеспечивается внутренней культурой, моральной и социальной зрелостью членов семьи.

И еще важно подчеркнуть такую особенность: семья существует как санкционированный обществом союз, стабильность которого возможна при взаимодействии с другими социальными институтами: государством, правом, общественным мнением, религией, образованием, культурой. Оказывая внешнее воздействие на семью, они регулируют ее создание и изменение. В рамках этих институтов создаются нормы и санкции, поддерживающие семью. Семья как социальный институт выполняет важнейшие функции:

1) воспитательная – социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;

2) хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

3) экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

4) сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми,

5) духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

6) социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

7) досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

8) эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

9)Репродуктивная - воспроизводство людей


Как уже выше отмечалось, семья в социологии рассматривается не только как социальный институт, но и как малая социальная группа. Каковы же отличительные признаки ее в последнем качестве?

Во-первых, семья представляет собой особого рода союз между супругами, отличающийся духовной общностью, глубокими доверительными связями.

Во-вторых, в семье складываются доверительные отношения между родителями и детьми, в силу чего семья называется типичной первичной группой: эти отношения играют фундаментальную роль в формировании природы и идеалов личности; они формируют чувства целостности, стремление членов семьи полностью разделять присущие ей взгляды и ценности.

В-третьих, семья образуется особым образом: на основе взаимных симпатий, духовной близости, любви. Для образования других первичных групп достаточно наличия общих интересов.

Итак, под семьей понимаются межличностные интересы между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, связанными общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.


Текст №3

Одним из самых отличительных и самых удивительных свойств семьи является гибкость и динамичность форм ее структурной организации. Благодаря универсальной способности адаптироваться к особенностям "всех времен и народов", семья создала огромное многообразие типов семейных структур, порой видоизменяя свое лицо до неузнаваемости, но сохраняя при этом неизменной свою сущность как социального института, социальной общности и малой группы.

Каждый из рассматриваемых социальных институтов - брак и семья - подразумевает существование различных своих форм.

Так, доминирующей в современном мире формой брака, является моногамия (единобрачие) как брак одного мужчины с одной женщиной. Но существует полигамия (многобрачие), причем наиболее распространенной его формой является полигиния (многоженство) как культурно одобряемая и закрепленная в законах форма брака в мусульманских странах, и полиандрия, при которой женщина может иметь одновременно нескольких мужей. Имеет место во многих частях света: юго-восточная Индия, Тибет, Цейлон, Новая Зеландия, Гавайские острова.

Из форм семьи наиболее распространенной, например, в современном российском обществе является нуклеарная семья, то есть семья, состоящая из супругов (они - ядро семьи, лат. nucleus означает ядро) и их детей. Наряду с такой семьей распространена также сложная семья, включающая, кроме родителей и детей, родственников мужа или жены, проживающих вместе с ними, то есть состоит из представителей нескольких поколений

По типам цивилизационной эволюции семьи разделяются на патриархальные и эгалитарные. Патриархальный тип семьи - необычайно устойчивый тип семейных отношений. Это, как правило, авторитарные семьи, представляющие собой маленькое абсолютистское государство с авторитарным стилем правления. Авторитет главы семьи непререкаем: решение всех вопросов жизни семьи (хозяйственно-экономических, правовых, политических, воспитательных) находилось только в его руках, индивидуальные интересы отдельных членов семьи полностью подчиняются интересам семьи.

Эгалитарная семья - это семья, основанная на демократических отношениях, равенстве мужчины и женщины, отношениях партнерства, отмене всякой дискриминации. В такой семье признаются права личности ребенка, его права на свободу, автономию и инициативу. Здесь царят гуманные методы воспитания, основанные на доверии к личности ребенка, его индивидуальности, воспитании чувства собственного достоинства, самостоятельного мышления, проявления инициативы, предприимчивости.

Текст №4

Тенденции в развитии современной семьи.

Проследить тенденции развития современной семьи можно исходя из изменений её функций, поскольку функции семьи в ходе истории изменяются, как и изменяется сама семья.

  1. Экономические функции. В любом обществе семья играет основную экономическую роль ( в производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ) . В крестьянском, сельскохозяйственном и ремесленном производстве семья является совместным кооперативным трудовым объединением. Обязанности распределяются в соответствии с возрастом и полом членов семьи. Среди огромных перемен, вызванных возникновением промышленного производства, произошло уничтожение этой кооперативной системы производства. Рабочие стали трудиться вне дома и экономическая роль семьи свелась лишь к трате денег, заработанных кормильцем семьи ( то есть только на стадии потребления)

  2. Передача статуса. В промышленном обществе существовали различные обычаи и законы, более или менее автоматически закреплявшие статус, занимаемый семьями из разных слоёв общества. Наследственная монархия представляла собой яркий пример такого обычая. Аристократы, владевшие землёй и титулами, могли передавать свой высокий статус детям. Среди представителей низшего класса существовали системы гильдий и обучения ремёслам; таким образом, профессии могли передаваться от одного поколения к следующему.Революции, происходившие в 19-20 веках, осуществлялись с целью уничтожения привилегий некоторых групп. Среди этих привилегий было и право передачи титула, статуса и богатства следующему поколению. В некоторых странах, в том числе и США, наследование аристократических титулов объявлено вне закона. Прогрессивные налоги, а также налоги по страхованию и в случае смерти, также ограничивают возможность сохранения богатства и передачи его по наследству. Однако богатые высокопоставленные семьи всё ещё имеют преимущества, когда встаёт вопрос о передаче богатства и статуса детям. Но это осуществляется скорее не на основе наследования, а в форме подготовки детей к получению такого образования и такой работы, которая обеспечивает высокий статус. Члены высшего класса имеют возможность оплачивать элитарное образование и поддерживать “знакомства”,способствующие высокому статусу. Но эти преимущества в значительной мере утратили своё значение, став менее устойчивыми и надёжными чем прежде.

  3. Социальное благосостояние. В традиционных крестьянских и ремесленных обществах семья осуществляет множество функций по поддержанию “благосостояния” людей, например, заботу о больных и пожилых членах семьи. Но эти функции коренным образом изменились в ходе возникновения и развития общества. Врачи и медицинские учреждения почти полностью заменили семью в отношении заботы о здоровье людей, хотя члены семьи по-прежнему решают, существует ли необходимость обратиться за медицинской помощью. Страхование жизни, пособия по безработице и фонды по социальному обеспечению полностью ликвидировали необходимость для семьи брать на себя помощь её членам в период их экономических трудностей. Точно также социальные пособия, больницы, и дома для пенсионеров облегчили для семьи бремя заботы о престарелых.

  4. Социализация. Семья является главным агентом социализации во всех обществах. Именно в ней дети усваивают основные знания, необходимые для исполнения ролей взрослых. Но индустриализация и связанные с ней социальные перемены в какой-то мере лишили семьи этой функции. В нуклеарной семье значительно усложняется проблема воспитания детей.

Это связано с тем, что, во-первых, в большой семье в воспитании детей принимали участие все члены семьи. Материнские обязанности в такой семье разделялись сёстрами отца и матери, отцовские- с братьями отца и матери; заметную роль играли бабушки и дедушки, старшие братья и сёстры. Сейчас все эти влияния сведены к минимуму, а малодетность даже устраняет воспитательное воздействие старших братьев и сестёр.

Во-вторых, внесемейная работа родителей вынуждает их всё в большей мере передоверять уход за детьми и их воспитание даже в самом раннем возрасте общественным учреждениям: яслям, детским садам, школе и т.д. В этом отношении нуклеарная семья становится предельно открытой, общественное воздействие на характер семейных отношений оказывается всё более весомым.

В-третьих, относительная изоляция нуклеарной семьи от старших родственников затрудняет усвоение социальных ценностей, житейской мудрости и нравственного богатства, накопленных прежними поколениями.

В-четвёртых, отделение труда от семьи усложняет проблему трудового воспитания. Раньше ребёнок воспитывался на труде, на примере и под надзором старших членов семьи. Он знал,что его труд необходим семье. У него были обязанности, которые он не мог ни на кого переложить. Общественные формы трудового воспитания пока ещё не сумели восполнить отсутствие трудового семейного воспитания. Они скорее являются трудовым обучением, чем воспитанием.

  1. Семья выполняет прежде всего репродуктивную функцию- воспроизводство людей. Сегодня значительный удельный вес занимает семья с 1 ребёнком. Наличие 1 ребёнка характерно для большинства городских семей. И хотя в 90-х годах количество таких семей уменьшилось, даже простое воспроизводство находится под угрозой. Пока этот процесс не остановлен, сохраняется вполне реальная возможность депопуляции населения в ряде регионов страны.

И в этом смысле практически во всех индустриальных странах наблюдается тенденция к сокращению величины населения (в результате снижения уровня рождаемости).Одним из важных факторов, влияющих на данную функцию является занятость замужних женщин в сфере производства.

Занятость женщин оказывает глубокое влияние на семьи, где имеются маленькие дети. Тем не менее число семей с младенцами и детьми дошкольного возраста, где работают женщины, возрастает.

На репродуктивную функцию семьи негативно влияют разводы, поэтому общество не может безучастно относиться к этому явлению. В последние 30 лет возросло число разводов. На протяжении многих веков разводы разрешались в крайне редких случаях. Некоторые страны, например, Испания, ещё до сих пор не признаёт право на развод, а референдум, состоявшийся в 1986 г., запретил разводы. Чаще всего дети остаются жить с матерью. Поэтому резко возросло число семей, возглавляемых женщинами.

По количеству разводов Россия занимает первое место в мире. В 1994 г. на 1000 человек разводы впервые составили 105,3%, значительно превысив число заключенных браков. С 1991 г. смертность значительно превысила рождаемость. В 1994 г. рождаемость составила 9,6 ребенка на 1000 человек, а смертность - 16,2 человек. Идет процесс тотальной депопуляции населения.

За последние десятилетия возникло несколько других альтернатив семейной жизни. Среди них основными являются совместная жизнь без вступления в брак (сожительство) и создание коммуны.




4




Скачать

© 2019 691 6

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!