СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальная роль

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по теме "Социальная роль" разработан для обучающихся СУЗа в виде семинара. Занятие расчитано на 90 минут.

Просмотр содержимого документа
«Социальная роль»

План учебного занятия № 38

Тема: Социальная роль

Вид учебного занятия: семинар

Цель занятия: познакомиться с понятием «социальная роль» и ее влиянием на развитие общества.

Задачи:

Образовательная: способствовать формированию научных представлений о социальной роли человека и её воздействии на духовную жизнь общества.

Развивающая: способствовать развитию опыта публичных выступлений.

Воспитывающая: воспитание ответственности за свои поступки.

Методы: проблемного обучения, работа с текстом, работа с презентацией.

Межпредметные связи:

История.

Обеспечение занятия:

Презентация «Особенности социальной стратификации в современной России», раздаточный материал.

Требования к знаниям обучающихся:

Обучающиеся должны знать: общественное и индивидуальное сознание.

Обучающиеся должны уметь: подготавливать устное выступление.


Содержательный аспект занятия:


Организационный момент – приветствие, проверка посещаемости и готовности обучающихся к занятию. Сообщение темы. Повторный инструктаж по правилам работы на семинарском занятии. Психологический настрой обучающихся на выполнение работы.


Мотивация:

Всем хорошо известны знаменитые слова У. Шекспира:

«Весь мир театр.

В нем женщины, мужчины – все актеры.

У них есть выходы, уходы.

И каждый не одну играет роль».

Каждый человек, занимающий позицию в обществе стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. Очень часто мы слышим в обществе следующие выражения: “Твой статус не позволяет тебе себя так вести” или “Ты выбрал не ту роль”.

Проблемный вопрос: Может ли человек в современном обществе изменить свой социальный статус, если он его не устраивает? Кто и что нас может ограничивать в нашей деятельности?

Целеполагание: познакомиться с понятием «социальная роль» и ее влиянием на развитие общества.


Актуализация: (устный опрос)

  • Общественное и индивидуальное сознание;

  • Сознание индивида;

  • Правомерное поведение как жизненный ориентир и ценность.

Изучение нового материала:

План изучения нового материала:

1. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте.
2. Особенности социальной стратификации в современной России.
3. Духовная жизнь человека

1. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте.

Вопросы к докладчикам.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ: Обсуждение сообщений.


Информационные сообщения* обучающихся по теме «Социальная роль», «Социальные роли в юношеском возрасте»; ознакомление с сообщениями, вопросы обучающихся к докладчикам.

* на каждое выступление 3-5 минут (=20 минут)

2. Особенности социальной стратификации в современной России.

Объяснение преподавателя по презентации – 5 минут.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ: устный опрос - 5 минут.

Презентация.

3. Духовная жизнь человека.

Задание для обучающихся (Работа в группах). 10 минут подготовка + 5 защита

«Защита проекта».

Как вы оцениваете состояние духовной сферы России на сегодняшний день? Каковы её «плюсы» и «минусы»?

Выскажите свою точку зрения. При ответе используйте ПОПС-формулу.


П – позиция ( Я считаю, что…..)

О – обоснование своей мысли(… так как…)

П – пример и аргумент для поддержания своей точки зрения ( …. Например….)

С - следствие, обобщение, вывод ( итак…, таким образом…)


Слово экспертной группе.

Как обстоит дело у нас в городе?


Задание для обучающихся (Работа с таблицей). 10 минут подготовка + 5 защита


Попробуйте составить прогноз на ближайшие десятилетия, определить основные тенденции развития духовной сферы. В своей работе вы можете опереться на таблицу «Факторы, оказывающие влияние на социокультурную ситуацию». К тому же наметьте, что бы вы сделали для развития духовности в нашей стране, будь вы представителем структуры власти.


Три группы факторов, влияющих на современную социокультурную ситуацию:

      — факторы внутреннего развития, такие как экономические реформы, социальная динамика, изменения, происходящие в политической жизни, и т. п.;

      — исторические факторы, такие как традиции развития русской национальной культуры, а также особенности культуры советского периода, в духе которых воспитывались ныне живущие поколения россиян;

      — влияние на современные российские культурные процессы западной культуры.


Задание для обучающихся* (дебаты). 15 минут

Дебаты.

Есть ли связь между духовной культурой страны и системой образования? Какую роль играет система образования в развитии духовной культуры?

Вопросы для обсуждения:

  1. Девальвировалась ли в современной России ценность образования?

  2. Почему получение профессионального образования не всегда гарантирует трудоустройство?

  3. Нужна ли стране система платного образования?

После дебатов слово экспертной группе.

* при наличии времени

Защита проекта.



























Выступление представителей групп.

Слово экспертной группе.







































Готовятся к дебатам. Проведение дебатов.

После дебатов слово экспертной группе.


Подведение итогов.

  1. Выставление оценок.

  2. Рефлексия: Закончите фразу «Сегодня на занятии я…»

  3. Домашнее задание: Глава 44.1. Внеаудиторная работа: «Анализ типичных социальных ситуаций» (1) – конспект.

Преподаватель И.В. Атаманчук

Приложение 1

Рабочий лист

Тема: Социальная роль

План занятия:

1. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте.
2. Особенности социальной стратификации в современной России.
3. Духовная жизнь человека

Задание № 1 Информационные сообщения* обучающихся по теме «Социальная роль», «Социальные роли в юношеском возрасте»; ознакомление с сообщениями, вопросы обучающихся к докладчикам.

* на каждое выступление 3-5 минут


Задание № 2 Работа с презентацией «Особенности социальной стратификации в современной России».

Задание № 3 Духовная жизнь человека

Задание для обучающихся 3.1. (Работа в группах). 10 минут

«Защита проекта».

Как вы оцениваете состояние духовной сферы России на сегодняшний день? Каковы её «плюсы» и «минусы»? Выскажите свою точку зрения. При ответе используйте ПОПС-формулу.

П – позиция ( Я считаю, что…..)

О – обоснование своей мысли (… так как…)

П – пример и аргумент для поддержания своей точки зрения ( …. Например….)

С - следствие, обобщение, вывод (итак…, таким образом…)


Слово экспертной группе.

Как обстоит дело у нас в городе?


Задание для обучающихся 3.2. (Работа с таблицей). 10 минут


Попробуйте составить прогноз на ближайшие десятилетия, определить основные тенденции развития духовной сферы. В своей работе вы можете опереться на таблицу «Факторы, оказывающие влияние на социокультурную ситуацию».

К тому же наметьте, что бы вы сделали для развития духовности в нашей стране, будь вы представителем структуры власти.



«Факторы, оказывающие влияние на социокультурную ситуацию».


Три группы факторов, влияющих на современную социокультурную ситуацию:

      — факторы внутреннего развития, такие как экономические реформы, социальная динамика, изменения, происходящие в политической жизни, и т. п.;

      — исторические факторы, такие как традиции развития русской национальной культуры, а также особенности культуры советского периода, в духе которых воспитывались ныне живущие поколения россиян;

      — влияние на современные российские культурные процессы западной культуры.


Задание для обучающихся 3.3.* (дебаты). 15 минут

Дебаты.

Есть ли связь между духовной культурой страны и системой образования? Какую роль играет система образования в развитии духовной культуры?

Вопросы для обсуждения:

  1. Девальвировалась ли в современной России ценность образования?

  2. Почему получение профессионального образования не всегда гарантирует трудоустройство?

  3. Нужна ли стране система платного образования?



После дебатов слово экспертной группе.

* при наличии времени

  1. Подведение итогов.

  2. Рефлексия: Закончите фразу «Сегодня на занятии я…»

  3. Домашнее задание: Глава 44.1. Внеаудиторная работа: «Анализ типичных социальных ситуаций» (1) – конспект.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!