План учебного занятия № 38
Тема: Социальная роль
Вид учебного занятия: семинар
Цель занятия: познакомиться с понятием «социальная роль» и ее влиянием на развитие общества.
Задачи:
Образовательная: способствовать формированию научных представлений о социальной роли человека и её воздействии на духовную жизнь общества.
Развивающая: способствовать развитию опыта публичных выступлений.
Воспитывающая: воспитание ответственности за свои поступки.
Методы: проблемного обучения, работа с текстом, работа с презентацией.
Межпредметные связи:
История.
Обеспечение занятия:
Презентация «Особенности социальной стратификации в современной России», раздаточный материал.
Требования к знаниям обучающихся:
Обучающиеся должны знать: общественное и индивидуальное сознание.
Обучающиеся должны уметь: подготавливать устное выступление.
Содержательный аспект занятия:
Организационный момент – приветствие, проверка посещаемости и готовности обучающихся к занятию. Сообщение темы. Повторный инструктаж по правилам работы на семинарском занятии. Психологический настрой обучающихся на выполнение работы.
Мотивация:
Всем хорошо известны знаменитые слова У. Шекспира:
«Весь мир театр.
В нем женщины, мужчины – все актеры.
У них есть выходы, уходы.
И каждый не одну играет роль».
Каждый человек, занимающий позицию в обществе стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. Очень часто мы слышим в обществе следующие выражения: “Твой статус не позволяет тебе себя так вести” или “Ты выбрал не ту роль”.
Проблемный вопрос: Может ли человек в современном обществе изменить свой социальный статус, если он его не устраивает? Кто и что нас может ограничивать в нашей деятельности?
Целеполагание: познакомиться с понятием «социальная роль» и ее влиянием на развитие общества.
Актуализация: (устный опрос)
Изучение нового материала:
План изучения нового материала:
1. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте.
2. Особенности социальной стратификации в современной России.
3. Духовная жизнь человека
1. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. |
Вопросы к докладчикам. ЗАКРЕПЛЕНИЕ: Обсуждение сообщений. | Информационные сообщения* обучающихся по теме «Социальная роль», «Социальные роли в юношеском возрасте»; ознакомление с сообщениями, вопросы обучающихся к докладчикам. * на каждое выступление 3-5 минут (=20 минут) |
2. Особенности социальной стратификации в современной России. |
Объяснение преподавателя по презентации – 5 минут. ЗАКРЕПЛЕНИЕ: устный опрос - 5 минут. | Презентация. |
3. Духовная жизнь человека. |
Задание для обучающихся (Работа в группах). 10 минут подготовка + 5 защита «Защита проекта». Как вы оцениваете состояние духовной сферы России на сегодняшний день? Каковы её «плюсы» и «минусы»? Выскажите свою точку зрения. При ответе используйте ПОПС-формулу. П – позиция ( Я считаю, что…..) О – обоснование своей мысли(… так как…) П – пример и аргумент для поддержания своей точки зрения ( …. Например….) С - следствие, обобщение, вывод ( итак…, таким образом…) | Слово экспертной группе. Как обстоит дело у нас в городе? Задание для обучающихся (Работа с таблицей). 10 минут подготовка + 5 защита Попробуйте составить прогноз на ближайшие десятилетия, определить основные тенденции развития духовной сферы. В своей работе вы можете опереться на таблицу «Факторы, оказывающие влияние на социокультурную ситуацию». К тому же наметьте, что бы вы сделали для развития духовности в нашей стране, будь вы представителем структуры власти. Три группы факторов, влияющих на современную социокультурную ситуацию: — факторы внутреннего развития, такие как экономические реформы, социальная динамика, изменения, происходящие в политической жизни, и т. п.; — исторические факторы, такие как традиции развития русской национальной культуры, а также особенности культуры советского периода, в духе которых воспитывались ныне живущие поколения россиян; — влияние на современные российские культурные процессы западной культуры. | Задание для обучающихся* (дебаты). 15 минут Дебаты. Есть ли связь между духовной культурой страны и системой образования? Какую роль играет система образования в развитии духовной культуры? Вопросы для обсуждения: Девальвировалась ли в современной России ценность образования? Почему получение профессионального образования не всегда гарантирует трудоустройство? Нужна ли стране система платного образования? После дебатов слово экспертной группе. * при наличии времени | Защита проекта. Выступление представителей групп. Слово экспертной группе.
Готовятся к дебатам. Проведение дебатов. После дебатов слово экспертной группе. |
Подведение итогов.
Выставление оценок.
Рефлексия: Закончите фразу «Сегодня на занятии я…»
Домашнее задание: Глава 44.1. Внеаудиторная работа: «Анализ типичных социальных ситуаций» (1) – конспект.
Преподаватель И.В. Атаманчук
Приложение 1
Рабочий лист
Тема: Социальная роль
План занятия:
1. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте.
2. Особенности социальной стратификации в современной России.
3. Духовная жизнь человека
Задание № 1 Информационные сообщения* обучающихся по теме «Социальная роль», «Социальные роли в юношеском возрасте»; ознакомление с сообщениями, вопросы обучающихся к докладчикам.
* на каждое выступление 3-5 минут
Задание № 2 Работа с презентацией «Особенности социальной стратификации в современной России».
Задание № 3 Духовная жизнь человека
Задание для обучающихся 3.1. (Работа в группах). 10 минут
«Защита проекта».
Как вы оцениваете состояние духовной сферы России на сегодняшний день? Каковы её «плюсы» и «минусы»? Выскажите свою точку зрения. При ответе используйте ПОПС-формулу.
П – позиция ( Я считаю, что…..) О – обоснование своей мысли (… так как…) П – пример и аргумент для поддержания своей точки зрения ( …. Например….) С - следствие, обобщение, вывод (итак…, таким образом…) |
Слово экспертной группе.
Как обстоит дело у нас в городе?
Задание для обучающихся 3.2. (Работа с таблицей). 10 минут
Попробуйте составить прогноз на ближайшие десятилетия, определить основные тенденции развития духовной сферы. В своей работе вы можете опереться на таблицу «Факторы, оказывающие влияние на социокультурную ситуацию».
К тому же наметьте, что бы вы сделали для развития духовности в нашей стране, будь вы представителем структуры власти.
«Факторы, оказывающие влияние на социокультурную ситуацию».
Три группы факторов, влияющих на современную социокультурную ситуацию: — факторы внутреннего развития, такие как экономические реформы, социальная динамика, изменения, происходящие в политической жизни, и т. п.; — исторические факторы, такие как традиции развития русской национальной культуры, а также особенности культуры советского периода, в духе которых воспитывались ныне живущие поколения россиян; — влияние на современные российские культурные процессы западной культуры. |
Задание для обучающихся 3.3.* (дебаты). 15 минут
Дебаты.
Есть ли связь между духовной культурой страны и системой образования? Какую роль играет система образования в развитии духовной культуры?
Вопросы для обсуждения:
Девальвировалась ли в современной России ценность образования?
Почему получение профессионального образования не всегда гарантирует трудоустройство?
Нужна ли стране система платного образования?
После дебатов слово экспертной группе.
* при наличии времени
Подведение итогов.
Рефлексия: Закончите фразу «Сегодня на занятии я…»
Домашнее задание: Глава 44.1. Внеаудиторная работа: «Анализ типичных социальных ситуаций» (1) – конспект.