СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Составление плана местности

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Составление плана местности»

Тема урока: Составление плана местности.

Тип урока: урок практикум.

Цели урока: 1.  Научиться составлять простейший план местности по её описанию методом полярной съёмки.

2.  Научиться оформлению своей работы в тетради.

Задачи урока:

Образовательные:

- актуализация знаний, полученных в ходе изучения темы;

- расширение кругозора, пополнение интеллектуального багажа.

Развивающие:

- развитие умения работать с компасом;

- обучение навыку составления простейшего плана местности;

- умение объективно оценивать свою работу.

Воспитательные:

- воспитание ответственности за результаты своей деятельности.

Оборудование и материалы:

 учебник

   снимки полярной съемки;

-   рабочая тетрадь;

-    компасы, линейки, простой и цветные карандаши, ластик.

Ход урока:

I.     Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока «Составление плана местности по её описанию» 

II.     Целеполагание. Учитель: Как вы считаете, ребята, для чего нужно составлять план местности? (Учащиеся отвечают, что иногда возникает необходимость запечатлеть местность для того, чтобы в следующий раз без труда найти её). Вот такая необходимость возникла и у героев романа Жюля Верна «Таинственный остров». Волею случая они оказались на необитаемом острове, который назвали островом Линкольна, обжили его, изменив местность. Изменения необходимо было запечатлеть на плане. Инженер Сайрес Смит со своими товарищами взялся за дело: они произвели полярную съёмку местности и составили план Плато Дальнего вида. Мы последуем за героями романа и составим план местности в своих рабочих тетрадях.

III.  Актуализация знаний, полученных учащимися на предыдущем уроке. Прежде чем перейти к изучению новой темы, мы вспомним основные понятия, изученные на прошлом уроке. Для этого необходимо ответить на несколько вопросов.

1.  Что означает выражение «ориентироваться на местности»?

2.  Что необходимо знать, чтобы прочитать план местности и суметь на ней сориентироваться?

3.  Какой прибор помогает сориентироваться по сторонам горизонта?

4.  Что такое азимут? Как его определить?

5.  Как определить расстояние на местности с помощью масштаба?

IV.  Изучение нового материала.

 Учитель: Составить план местности (или произвести съёмку местности) – значить изобразить эту местность на чертеже в выбранном масштабе с помощью условных знаков. 

1. Выбор масштаба плана. Так как необходимо изобразить участок местности протяжённостью примерно 500 м, а ширина листа для плана 10 см, то выбираем масштаб в 1 см 50 м. Подпишите масштаб в нижнем правом углу плана.

2. Ориентирование плана. В начале урока мы вспомнили, что на местности можно ориентироваться с помощью компаса. Но у героев уже известного нам романа его не было. Как же Сайрес Смит определил стороны горизонта без компаса? (Чтение отрывка из романа «Таинственный остров» на с. 47 учебника).

Мы с вами находимся в лучших условиях, чем герои романа, у нас есть компасы. Вспомним, что верхний край плана всегда северный. Нарисуйте в верхнем левом углу планшета стрелку, указывающую на север.

3. Выбор точки – «полюса», откуда будет производиться съёмка. На рис. 29 учебника изображён вид плато Дальнего Вида с крыши мельницы. Вот она и послужит «полюсом» для составления нашего плана. Отметьте её на плане в виде «звёздочки», обозначьте цифрой 1.

4. Определение направлений на обозначаемые на плане объекты. На план, кроме мельницы, нужно нанести четыре главных ориентира: южную оконечность озера Гранта, исток Глицеринового ручья, мостик через него и ближний угол распаханного поля. Чтобы наш план стал ещё более точным, можно добавить ещё несколько точек: юго-западный угол огорода, пересечение тропинок, границу между полем и огородом. Вы уже знаете, что такое азимут и умеете его определять. В таблице на с 25 рабочей тетради уже приведены азимуты объектов от мельницы. Мы будет пользоваться этими значениями при нанесении точек на карту.

5. Измерение расстояний, перенос на план расстояний, измеренных на местности.

Вопрос учащимся: какими способами можно измерить расстояния на местности при отсутствии необходимых приборов)? (Шагами).

Здесь необходимо использовать правило: измеренное на местности расстояние, поделенное на именованный  масштаб плана (в 1 см– 50 м), даёт длину отрезка на плане (в см). Например: 150 м : 50 м = 3 см. В таблице на с 25 рабочей тетради имеются значения расстояний на местности от мельницы до объекта. Сейчас вашей задачей будет высчитать расстояние до объектов на плане и записать их в таблицу. (Учащиеся делают расчёты самостоятельно, затем производят самоконтроль при помощи таблицы)

6. Перенесение точек местности на план. Чтобы перенести на план любую точку местности, необходимо отметить направление на неё и расстояние до неё точки, с которой производится съёмка. Например, нанесём на план точку 2 – исток ручья Глицериновый.

Наши действия:

- с помощью компаса, зная азимут – 200о, определяем направление на объект - проводим тонкую линию простым карандашом;

- откладываем на ней расстояние, высчитанное нами – 2 см ;


- ставим точку, обозначаем её цифрой 2;

- аккуратно ластиком стираем лишние штрихи;

Эту же процедуру проделываем с остальными шестью точками.

7. Оформление плана.

7.1. Соединяем плавной линией точки 1, 2 и 3 и продлеваем эту линию в северном направлении. У вас получится схематичное очертание озера Гранта.

7.2. Рисуем Глицериновый ручей, вытекающий из озера Гранта, проведя линию от его истока (точка 2) к мостику (точка 4) и далее на юго-восток.

7.3. Дорогу к загону для скота и к мельнице обозначаем знаком просёлочной дороги.

7.4. Чтобы обозначить поле и огород, где островитяне выращивали зерно и овощи, достаточно нарисовать прямоугольник, переведя его размеры в сантиметры согласно масштабу (длина стороны поля и огорода на местности – 200 м) .

7.5. Убираем все вспомогательные линии с помощью ластика .

7.6. Подписываем географические названия и заголовок плана .

7.7. Закрашиваем озеро Гранта в голубой цвет, при помощи условных знаков обозначаем, чем занята поверхность (луг, пашня, огород).

Рефлексия деятельности на уроке.

Учащиеся оценивают свои работы, сравнивая их с планом на доске, выявляют недостатки, исправляют их. Свои оценки они выражают в виде наклеивания разноцветных стикеров-«солнышек» на специальное полотно: синий цвет – работа имеет много недостатков, не пришло полное понимание содержания работы; зелёный цвет – работа сделана с ошибками, но её содержание и ход вполне понятен; жёлтый цвет – работа выполнена хорошо, её содержание и ход  ясны. Учитель подводит итоги, оглашает их.

Учитель: Итак, ребята, мы проделали новую для вас работу. Возможно, она удалась не всем, но все очень старались, поэтому, несомненно, заслуживают благодарности.

Домашнее задание.

В тетради составьте план вашего личного двора или его участка методом полярной съёмки, предварительно выбрав масштаб и «полюс» – точку, откуда будет производиться съёмка.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!