План-конспект открытого урока. 5 класс
Тема: Составление композиции новогодней открытки.
Цели урока:
образовательные - развивать умение составлять декоративные композиции; подготовка к празднику;
развивающие - развивать мелкую моторику, художественный вкус;
воспитательные – воспитывать интерес самовыражению средствами изобразительного искусства.
Вопросы:
Что особенного в новогоднем празднике?
Можно ли самим сделать новогодние открытки?
Оборудование: многофункциональный центр с ноутбуком, презентация, листочки бумаги А4, сложенные пополам, простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, краски (на выбор учащихся).
Тип урока: проектная деятельность.
Этапы и задачи урока (план урока).
Этапы и задачи урока | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Время |
Этап I. Организационный момент: эмоционально-психологический настрой детей | Настрой на работу в игровой форме. | Вхождение в деятельность, предложенную педагогом. | 10.55-10.58 |
Этап II. Введение в тему урока: Систематизация и обобщение знаний детей | Фронтальный опрос по теме «Новый год» | Ответы на вопросы | 10.58-11.03 |
Этап III. Объяснение темы урока: Новогодняя открытка | Показывает презентацию, беседует с обучающимися | Слушают, отвечают на вопросы, задают вопросы | 11.03-11.11. |
Этап IV. Практическая деятельность: практическая деятельность детей | Показывает примеры практической работы. Предлагает алгоритм выполнения задания, помогает, контролирует | Работа по составлению композиции новогодней открытки в цвете | 11.11-11.16 |
Этап V. Физкультминутка | Показывает видео | Повтор и выполнение упражнений | 11.16-11.18 |
Этап VI. Практическая работа: практическая деятельность детей | Предлагает: 1.Продолжить практическую работу. 2.Выполнить задание самостоятельно. | Работа по составлению композиции новогодней открытки в цвете | 11.18-11.33 |
Этап VII. Подведение итогов. | Просмотр и анализ выполненных работ. | Выставка работ, анализ выполненных работ | 11.33-11.35 |
Этап VIII. Организационный конец | Предлагает убрать рабочее место | Уборка рабочего места | 11.35-11.38 |
Рефлексия | Выявление степени удовлетворенности детей уроком | Высказывание детей о своем отношении к проведенному уроком | 11.38-11.40 |
Всего: 45 минут |
Ожидаемые результаты: обучающиеся продемонстрируют знания по празднику «Новый год», научатся составлять композиции праздничной открытки.
Ход урока.
Этап I
Организационный момент:
Приветствие. Организация рабочего места. Определение настроения детей и подведение их к теме урока.
Этап II.
Введение в тему занятия: Систематизация и обобщение знаний детей
Фронтальный опрос по празднику «Новый год». Ответы на вопросы.
Этап III.
Объяснение темы занятия:
Новый год в России начинается с 1 января. Ровно в 12 часов ночи мы с вами прощаемся со старым годом и встречаем новый год. В новогоднюю ночь принято загадывать желания и дарить подарки родным и близким людям. Новый год – это весёлый праздник для каждого человека. Не найти ни одного человека, который не любил бы Новый Год. С детства Новый Год является самым любимым праздником для каждого из нас.
Однако праздновать Новый год 1 января в России стали всего 320 лет назад. В 1699 году Пётр I издал указ о переходе России на новое летоисчисление и переносе празднования нового года с 1 сентября на 1 января. Впервые жители Москвы украсили свои дома на Новый 1700 год ветками сосны, можжевельника и ели. В те времена деревья на Новый год украшали конфетами, фруктами, орехами и даже овощами.
Сегодня символами Нового года являются Дед Мороз и Снегурочка, ярко украшенная ёлка, подарки под ёлкой, поздравительные открытки.
Мы сегодня не будем говорить обо всех символах, а остановимся только на одном из них. А на каком именно мы узнаем, если разгадаем загадку.
Скоро, скоро Рождество!
Я устрою торжество!
Текст дописываю прытко,
Ждёт друзей моя … .
Вот именно, открытка к новому году. А вообще, что такое открытка?
Ученики: Это специальная карточка, на которой пишут поздравление.
(Открытка – это открытое письмо с яркой красочной картинкой с
рисованным или фотографическим изображением.)
В конце XIX века, точнее сказать, в 1898 году, в России появился
новый вид почтовых отправлений. Это была простая карточка из
плотной бумаги, на одной стороне которой писался адрес, на другой
- сообщение, то есть получалось открытое письмо. Москвичам
такой вид связи понравился, и карточку стали называть словом
«открытка». А сами открытки стали использовать как послания к
праздничным датам - Новому году, дню рождения.
Учитель: где мы сегодня можем покупать открытки?
Ученики: в магазинах, на почте.
Учитель: а много ли мы зарабатываем и есть ли смысл поздравлять своих родителей на их же деньги?
Ученики: нет
Учитель: а есть у вас желание порадовать своих близких на праздник Нового года?
Ученики: есть
Учитель: Дааа. Есть желание поздравить и порадовать своих близких, только как это сделать… Как мы называем такую ситуацию?
Ученики: проблема.
Учитель: а что нужно делать, чтоб решить любую проблему?
Ученики: проект.
Учитель: как мы знаем проект не рождается на пустом месте. Проект призван решать определённую проблему. В данном случае решить проблему подарка на Новый год своим родным и близким.
Оформляется открытка в соответствии с традициями торжества, с которым поздравляют человека: если это Новый год, то фигурками Деда Мороза и Снегурочки или нарядной ёлочкой и снежинками. Давайте рассмотрим как эту проблему решали художники, составляющие композиции открыток. Пусть это будет наше небольшое исследование (демонстрация готовых новогодних открыток). Конечно, и мы могли бы купить одну из таких открыток, но куда приятнее, если вы подарите своим родным или знакомым открытку, сделанную своими руками. Сможем ли и мы порадовать своих родных? Сумеем мы решить сегодня на уроке эту проблему?
Ученики: да.
Этап IV.
Практическая деятельность: практическая деятельность детей. Теперь давайте попробуем практически воплотить наш проект, красиво и правильно разместить элементы и символы Нового года на листе бумаги, чтоб у вас получилась самая красивая открытка. Не забудьте, это вы делаете для своих самых близких людей, поэтому старайтесь вложить в выполнение своего проекта все свои знания и своё настроение. Педагог помогает, контролирует.
Этап V.
Физкультминутка. Дети встают рядом со столами смотрят на экран и выполняют упражнения, потом обратно садятся за парты.
Этап VI.
Практическая деятельность: Обсуждают и анализируют ход выполнения проекта, предлагают свои варианты улучшения работы (а если так…), руководствуясь правилами правильной композиции. Продолжают выполнение проекта самостоятельно.
Этап VII. Подведение итогов.
Просмотр и анализ выполненных работ, таким образом, определяется научились ли дети самостоятельно составлять композицию открытки, применяя знания, полученные на занятии. Оценка работ.
Этап VIII. Уборка рабочего места.
Рефлексия.
Учитель: я предлагаю вам закончить предложения:
Теперь я знаю…..
Теперь я могу….
Мне было интересно….
Я бы ещё хотел уметь…..