Выступление «Система уроков по созданию коллективных проектов на уроках социально-бытовой ориентировки»
Проблему развития субъектности ученика нельзя решить разовыми мероприятиями. Это качество развивается последовательно, за счет включения ученика в учебно-познавательную деятельность, которую он выполняет сам, прикладывая собственные усилия, выполняя ее собственными силами, при минимальной помощи извне.
Предмет СБО, который мы ведем, направлен на активную подготовку наших учащихся к самостоятельной жизни. Специфика предмета такова, что больше используются коллективные формы работы. Предпочтение мы отдаем коллективной проектной деятельности, что позволяет с одной стороны расширять знания учащихся, с другой – самостоятельно вести поиск информации. При этом есть возможность учитывать особенности типологических групп умственно отсталых школьников, выделенных С.Л.Мирским применительно к деятельности.
Метод проектов позволяет активно развивать у учащихся основные виды мышления, творческие способности, вырабатывается и закрепляется привычка к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций, способность оценивать идеи исходя из реальных потребностей, материальных возможностей и умения выбирать наиболее оптимальный вариант.
Успешность проектной деятельности в коррекционной школе во многом зависит от учителя, его умения спланировать, организовать и стимулировать познавательную работу учащихся, их творческие возможности.
Методика проектного обучения не зависит от объекта деятельности. Каждый проект включает основные элементы и этапы реализации.
Всю работу мы условно делим на пять этапов:
№ п/п | Этапы проекти рования | Решаемые задачи | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Формы и методы обучения |
1 | Проблемно-тематический | - поиск и анализ проблемы - выбор темы - формулирование задач - планирование проектной деятельности по этапам | -обсуждают проблему с учителем и сверстниками - формулируют задачи - устанавливают цели и выбирают план действий | - ставит перед участниками проблему и организует её обсуждение - объясняет цели проекта, консультирует | проблемная беседа, рассказ, консульта- ция, экскурсии |
2 | Распределение обязанностей и поиск информации | - деление на группы по желанию (или предложению) - распределение обязанностей - сбор, изучение информации | - делятся на группы по желанию (или представлению) - собирают и изучают информацию | - организует, активирует и направляет поиск - помогает в подборе материала выборе решений - советует - рекомендует - наблюдает -консультирует | -самостоя- тельная работа - беседа -дискуссия - экскурсия - интервью -эмоциональ-ное заражение |
3 | Дискуссионный (обсуждение и выбор материала) | - обработка и анализ информации - составление плана практической реализации проекта | - проводят синтез, анализ и оценку идей - составляют план реализации проекта | -помогает в выборе решений - советует - рекомендует - наблюдает -консультирует | - беседа - дискуссия - рассказ - показ -совместная деятельность |
4 | Оформление проекта | - определение структуры проекта - определение формы представления | - выполняют необходимую подготовку и оформляют проект - осуществляют самоконтроль и корректировку своей деятельности | - косвенно руководит деятельностью учащихся - организует и координирует процесс -консультирует - советует | -самостоя- тельная работа - беседа -практическая работа - упражнение |
5 | Защита проекта | - представление каждого раздела проекта - выполнение практической части - взаимная оценка - оценивание результатов | - взаимо- и самооценка качества выполнения каждого раздела - анализ процесса и результатов | - организует взаимо- и самоанализ и оценку результатов проекта - слушает - участвует в анализе и оценке результатов, аргументированно оценивает работу учащихся над проектом | - беседа - дискуссия - рассказ - показ -деловая (ролевая игра) - консуль тация -презентация - рефлексия |
1 этап: Проблемно-тематический
На уроке вместе с детьми находим и анализируем проблему, выбираем тему проекта, формулируем задачи, планируем деятельность по этапам. Обычно цели и задачи проекта формулирую сама, предварительно обговорив с учащимися. Как правило, учащиеся предлагают разные идеи, не всегда нужные и правильные, но я помогаю им проанализировать каждую идею, и выбрать наиболее интересную, актуальную, перспективную, незаметно подводя их к той проблеме и теме, которую нам нужно изучить.
При этом использую разные формы и методы обучения, такие как, проблемную беседу, рассказ, консультации, экскурсии и другие.
2 этап: Этап распределения обязанностей и поиск информации
После определения ведущей темы учащиеся делятся на группы по желанию, распределяют обязанности, при этом я даю рекомендации, учитывая индивидуальные особенности учащихся и особенности типологических групп (нарушения целевой, исполнительской и энергетической сторон деятельности).
Информацию учащиеся находят самостоятельно или с помощью родителей в книгах домашней и школьной библиотек, в Интернете, в периодических изданиях, в беседах с родителями, учителями, людьми других профессий. Работают не только на уроках, дома, но и в специальном школьном кабинете на занятиях факультатива «Мир компьютера». Я, как учитель, направляю поиск и выработку идей, помогаю в выборе материала, наблюдаю, рекомендую.
3 этап: Дискуссионный (обсуждение и выбор материала)
Изучив литературу, собрав необходимый материал, наши учащиеся иногда не могут самостоятельно выбрать необходимое, важное, поэтому приносят весь найденный материал. В форме дискуссии, обсуждения, диалога, очень осторожно, щадяще, учитывая индивидуальные способности и черты характера каждого ребёнка, чтобы не потерялся интерес, коллективно рассматриваем весь материал, анализируем, выбираем наиболее интересный, составляем план практической реализации проекта.
4 этап: Оформление проекта
Структура проекта может быть разной, это зависит от темы. В нашей практике проекты чаще всего включают такие разделы, как…. Приведу на примере проекта «Блинные истории»
1 группа – Целевой блок
2 группа – История предмета
3 группа – Народная мудрость
4 группа – Кулинарные рецепты.
5 группа – Расчёт стоимости
6 группа – Занимательный материал
5 этап: Защита проекта
Защита проекта – итог работы над проектом проводим в составе всего класса. Каждая группа выбирает участника, который представляет их раздел, сопровождаются выступления презентацией, затем задаются вопросы и проводится взаимная оценка. Оценивание результатов проводится школьниками и учителем. За прошедший год нами был разработаны проекты «Блинные истории», «Гостья из Италии», «Баклажан граф-де же».
Коллективная разработка проекта позволяет учащимся «лучше узнать друг друга, сплачивает и объединяет, большая часть учеников одобрительно оценивает результаты своей деятельности, а также деятельности своих коллег».
Кроме того организация коллективной проектной деятельности способствует формированию и совершенствованию как учебной, так и общей культуры общения и социального поведения в целом.