СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение "Система уроков по созданию коллективных проектов на уроках"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет СБО направлен на активную подготовку наших обучающихся к самостоятельной жизни. Спрецифика предмета такова, что больше всего используются коллективные формы работы. Одна из таких форм - коллективная проектная деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Сообщение "Система уроков по созданию коллективных проектов на уроках"»

Выступление «Система уроков по созданию коллективных проектов на уроках социально-бытовой ориентировки»


Проблему развития субъектности ученика нельзя решить разовыми мероприятиями. Это качество развивается последовательно, за счет включения ученика в учебно-познавательную деятельность, которую он выполняет сам, прикладывая собственные усилия, выполняя ее собственными силами, при минимальной помощи извне.


Предмет СБО, который мы ведем, направлен на активную подготовку наших учащихся к самостоятельной жизни. Специфика предмета такова, что больше используются коллективные формы работы. Предпочтение мы отдаем коллективной проектной деятельности, что позволяет с одной стороны расширять знания учащихся, с другой – самостоятельно вести поиск информации. При этом есть возможность учитывать особенности типологических групп умственно отсталых школьников, выделенных С.Л.Мирским применительно к деятельности.

Метод проектов позволяет активно развивать у учащихся основные виды мышления, творческие способности, вырабатывается и закрепляется привычка к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций, способность оценивать идеи исходя из реальных потребностей, материальных возможностей и умения выбирать наиболее оптимальный вариант.

Успешность проектной деятельности в коррекционной школе во многом зависит от учителя, его умения спланировать, организовать и стимулировать познавательную работу учащихся, их творческие возможности.

Методика проектного обучения не зависит от объекта деятельности. Каждый проект включает основные элементы и этапы реализации.

Всю работу мы условно делим на пять этапов:


п/п

Этапы проекти

рования

Решаемые задачи

Деятельность учащихся

Деятельность

учителя

Формы и методы обучения

1


Проблемно-тематический

- поиск и анализ проблемы

- выбор темы

- формулирование задач

- планирование проектной деятельности по этапам

-обсуждают проблему с учителем и сверстниками

- формулируют задачи

- устанавливают цели и выбирают план действий

- ставит перед участниками проблему и организует её обсуждение

- объясняет цели проекта,

консультирует

проблемная беседа,

рассказ,

консульта-

ция, экскурсии

2


Распределение обязанностей и поиск информации

- деление на группы по желанию (или предложению)

- распределение обязанностей

- сбор, изучение информации

- делятся на группы по желанию (или представлению)

- собирают и изучают информацию

- организует, активирует и направляет поиск

- помогает в подборе материала выборе решений

- советует

- рекомендует

- наблюдает

-консультирует

-самостоя-

тельная работа

- беседа

-дискуссия

- экскурсия

- интервью

-эмоциональ-ное заражение

3

Дискуссионный (обсуждение и выбор материала)

- обработка и анализ информации

- составление плана практической реализации проекта

- проводят синтез, анализ и оценку идей

- составляют план реализации проекта

-помогает в выборе решений

- советует

- рекомендует

- наблюдает

-консультирует

- беседа

- дискуссия

- рассказ

- показ

-совместная деятельность

4


Оформление проекта

- определение структуры проекта

- определение формы представления

- выполняют необходимую подготовку и оформляют проект

- осуществляют самоконтроль и корректировку своей деятельности

- косвенно руководит деятельностью учащихся

- организует и координирует процесс

-консультирует

- советует

-самостоя-

тельная работа

- беседа

-практическая работа

- упражнение



5


Защита проекта

- представление каждого раздела проекта

- выполнение практической части

- взаимная оценка

- оценивание результатов

- взаимо- и самооценка качества выполнения каждого раздела

- анализ процесса и результатов

- организует взаимо- и самоанализ и оценку результатов проекта

- слушает

- участвует в анализе и оценке результатов, аргументированно оценивает работу учащихся над проектом

- беседа

- дискуссия

- рассказ

- показ

-деловая (ролевая игра)

- консуль

тация

-презентация

- рефлексия


1 этап: Проблемно-тематический

На уроке вместе с детьми находим и анализируем проблему, выбираем тему проекта, формулируем задачи, планируем деятельность по этапам. Обычно цели и задачи проекта формулирую сама, предварительно обговорив с учащимися. Как правило, учащиеся предлагают разные идеи, не всегда нужные и правильные, но я помогаю им проанализировать каждую идею, и выбрать наиболее интересную, актуальную, перспективную, незаметно подводя их к той проблеме и теме, которую нам нужно изучить.

При этом использую разные формы и методы обучения, такие как, проблемную беседу, рассказ, консультации, экскурсии и другие.



2 этап: Этап распределения обязанностей и поиск информации

После определения ведущей темы учащиеся делятся на группы по желанию, распределяют обязанности, при этом я даю рекомендации, учитывая индивидуальные особенности учащихся и особенности типологических групп (нарушения целевой, исполнительской и энергетической сторон деятельности).

Информацию учащиеся находят самостоятельно или с помощью родителей в книгах домашней и школьной библиотек, в Интернете, в периодических изданиях, в беседах с родителями, учителями, людьми других профессий. Работают не только на уроках, дома, но и в специальном школьном кабинете на занятиях факультатива «Мир компьютера». Я, как учитель, направляю поиск и выработку идей, помогаю в выборе материала, наблюдаю, рекомендую.


3 этап: Дискуссионный (обсуждение и выбор материала)

Изучив литературу, собрав необходимый материал, наши учащиеся иногда не могут самостоятельно выбрать необходимое, важное, поэтому приносят весь найденный материал. В форме дискуссии, обсуждения, диалога, очень осторожно, щадяще, учитывая индивидуальные способности и черты характера каждого ребёнка, чтобы не потерялся интерес, коллективно рассматриваем весь материал, анализируем, выбираем наиболее интересный, составляем план практической реализации проекта.





4 этап: Оформление проекта

Структура проекта может быть разной, это зависит от темы. В нашей практике проекты чаще всего включают такие разделы, как…. Приведу на примере проекта «Блинные истории»

1 группа – Целевой блок

2 группа – История предмета

3 группа – Народная мудрость

4 группа – Кулинарные рецепты.

5 группа – Расчёт стоимости

6 группа – Занимательный материал

5 этап: Защита проекта

Защита проекта – итог работы над проектом проводим в составе всего класса. Каждая группа выбирает участника, который представляет их раздел, сопровождаются выступления презентацией, затем задаются вопросы и проводится взаимная оценка. Оценивание результатов проводится школьниками и учителем. За прошедший год нами был разработаны проекты «Блинные истории», «Гостья из Италии», «Баклажан граф-де же».


Коллективная разработка проекта позволяет учащимся «лучше узнать друг друга, сплачивает и объединяет, большая часть учеников одобрительно оценивает результаты своей деятельности, а также деятельности своих коллег».

Кроме того организация коллективной проектной деятельности способствует формированию и совершенствованию как учебной, так и общей культуры общения и социального поведения в целом.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!