СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение на тему «Использование современных образовательных технологий"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сообщение на тему «Использование современных образовательных технологий"

Просмотр содержимого документа
«Сообщение на тему «Использование современных образовательных технологий"»

Использование современных образовательных технологий в образовательном процессе.


Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учёбы, Щукина Г. И. считает, что интересный урок можно создать за счёт следующих условий:

  • личности учителя (даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);

  • содержания учебного материала;

  • применения современных образовательных технологий.

Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя.

Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося с ограниченными возможностями здоровья – это решающий фактор процесса образования.

Одной из главных задач считаю, является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания. Педагогическая технология – проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат.

С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка.

Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.

Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков в школе-интернате, использую следующие современные образовательные технологии:

Сколько бы лет учитель в школе-интернате не преподавал, он все время сам продолжает учиться.

Учитель следит за развитием науки, учится преподавать свой предмет. В опыте работы других учителей, в методической литературе он находит интересные предметы объяснения трудного материала, своеобразное построение урока. Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием новых педагогических технологий, позволяющих значительно повысить, эффективность обучения. Чтобы узнать педагогические технологии, необходимо познакомиться с ними, изучить их. Так что же такое современные образовательные технологии?

Педагогическая технология - направление педагогики, имеет цель повышения эффективности образовательного процесса, гарантии в достижении запланированных результатов обучения.

Педагогическая технология представлена тремя аспектами:

  1. Научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, издающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения, проектирующая педагогические процессы.

  2. Процессуально-описательным: описание процесса.

  3. Процессуально-действенным: осуществление процесса.

Каждая педагогическая эпоха породила свое поколение технологий: В 50-е годы появилась педагогическая технология и овладела умами на 30 лет. 60-е годы - это идеология программированного обучения, 70 годы - теория проблемного обучения. Для педагогической технологии 90 годов общепринятым становится термины образовательная технология. Образовательная технология - это новейшее направление - его расцвет только начинается. Сегодня он выражается в признании характера образовательного процесса, внимание к субъективности ученика и начавшихся работах по проектированию личностно-ориентированных образовательных технологий. “ Сегодня разрабатываются концепции подлинно-развивающего образования, идеалом которого становиться “человек способный” и “человек свободный”. Субъектом образования становится личность “способная ориентироваться во всем многообразии современного мира”. Сегодня имеется четыре класса образовательных технологий:

1. “Традиционные методики” (ТМ): основной учебный период - урок; используемые методы обучения - объяснительно-иллюстративный и эвристический; преобладающие организационные формы обучения - беседа и рассказ; основные средства диагностики - текущие устные опросы без фиксации и обработки результатов и письменные контрольные работы по окончании изучения темы. Технологий этого класса довольно много.

2. Модульноблочные технологии (МБТ): основной учебный период - модуль или цикл (уроков); используемые метода обучения - объяснительно-иллюстративный, эвристический и программированный; преобладающие организационные формы обучения - беседа и практикум; основные средства диагностики - текущие письменные программированные опросы (тесты) без фиксации и обработки результатов, письменные программированные контрольные работы или зачеты по окончании изучения темы.

З. Цельноблочные технологии (ЦБТ): основной учебный период - блок (уроков); используемые методы обучения - объяснительно-иллюстративный, эвристический, программированный и проблемный; преобладающие организационные формы обучения - лекция, беседа и практикум; основные средства диагностики - текущие устные вопросы или письменные контрольные работы без фиксации и обработки результатов и устные или письменные зачёты по окончании изучения темы. Типичные образцы цельноблочных технологий - лекционно-семинарские системы разных видов.

4. Интегральные технологии (ИТ): основной учебный период – блок (уроков); используемые методы обучения – обьяснительно-иллюстративный, эвристический, программированный, проблемный и модельный с тенденцией к преобладанию последнего; преобладающие организационные формы обучения - семинар, практикум, самостоятельная работа и семинар-практикум; основные средства диагностики - текущие устные опросы или письменные контрольные работы с фиксацией и обработкой результатов и устные или письменные зачеты (тесты) по окончании изучения темы.

Анализ методической, педагогической, научно-методической литературы показывает, что в области образовательной технологии – широкий спектр инновационных технологий.

Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения арсенала образовательных технологий. Поэтому я рассмотрела теорию следующих технологий:

  1. Современное традиционное обучение.

  2. Проблемное обучение.

  3. Игровые технологии.

  4. Групповые технологии.

  5. Коллективный способ обучения.

  6. Технология развивающего обучения.

После теоретического изучения этих технологий решила использовать их в педагогической практике, в связи с чем ряд уроков был дан с использованием тех или иных технологий.

Современное традиционное обучение.

Термин “традиционное обучение” подразумевает прежде всегда классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я.А.Каменским. Этой системе более 350 лет, но до сих пор она является преобладающей в школах мира.

Урок - основная форма обучения. Об уроке как об основной форме организации обучения написано немало. Что же такое урок? Урок - это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся, форм организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени. Это форма организации, для которой характерны признаки:

  • определенный возрастной состав группы, который сохраняется на период обучения;

  • ведущая роль учителя в руководстве процессом обучения;

  • определенное расписание занятий и программа;

В уроке представлены все педагогические элементы учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические звенья. Функции урока состоят в достижении цели. Задача учителя - четкое и правильное определение цели (чего хочет добиться учитель, что поможет ему в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута).

Что же такое цель? Цель - это предлагаемый, заранее планируемый результат деятельности учащихся, уровень обученности, развитости, воспитанности. Цель должна быть конкретной, с указанием средств ее достижения и переводом в конкретные дидактические задачи, которые отражают учебную деятельность учащихся в конкретных учебных ситуациях. Дидактическая задача дала основание для выделения типов урока:

  1. Урок изучения нового материала.

  2. Уроки совершенствования знаний, умений, навыков.

  3. Уроки обобщения и систематизации.

  4. Комбинированный урок.

  5. Уроки контроля.

Педагогические требования к современному уроку.

Из задач, которые общество ставит перед школой, вытекают требования к совершенному уроку. Эти требования можно разделить на 4 группы:

  • воспитательные;

  • дидактические;

  • психологические;

  • гигиенические.

Вот характеристика каждой группы требований:

1. Воспитательные требования к уроку:

  • формирование научного мировоззрения, любви к родине, высших моральных качеств, трудолюбия;

  • формирование эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обучения с жизнью;

  • формирование активного отношения к жизни;

  • формирование высокой гражданственности.

2. Дидактические требования к уроку:

  • четкая организация проведения урока, рациональное использование каждой минуты;

  • правильная постановка перед учащимися цели и конкретных задач урока;

  • эти требования выполняются па основе хорошо продуманного тематического и поурочного планирования;

  • каждый элемент структуры урока - это определенный шаг к достижению общей дидактической цели задачи;

  • ее структурой урока должна связываться методикой его, она должна быть гибкой и учитывать, как методы влияют на результат урока;

  • обеспечение познавательной активности детей на уроке, рациональное сочетание словесно-наглядных, практических методов с
    проблемными;

  • связь данного урока с предыдущим;

  • вооружение учащихся новыми способами выполнения действий;

  • формирования на их основе навыков и умений;

3. Психологические требования к уроку:

  • учитель должен всесторонне изучать и учитывать на уроке психологические особенности каждого ученика: его мышления, памяти, узнавания, припоминания, заучивания, воспроизведения, внимания, воображения, воли;

  • психологическое состояние учителя и учащихся влияет на результаты урока, поэтому учитель должен отличаться самообладанием и самоконтролем, чтобы преодолевать отрицательное состояние на уроке;

  • на результаты урока влияет отношение учащихся к знаниям, учениям. Оно зависит от мотивов учения и других факторов, поэтому учитель должен уметь руководить мотивами, поддерживать положительные мотивы, формировать интерес и потребности к знаниям, создавать чувство радости, познания, удовлетворения успехами в работе;

  • все требования должны быть разумными, проверенными, доступными для школьника, они должны быть уверены, что эти требования диктуются необходимостью;

  • учитель контролирует точность, тщательность и своевременное выполнение учащимися каждого требования, все это должно сочетаться с педагогическим тактом и уважением к детям.

4. Гигиенические требования к уроку:

  • соблюдение температурного режима, норм освещения;

  • учитель должен следить, чтобы дети не переутомлялись ни физически, ни умственно; не должно быть однообразия в учебной работе, должно быть чередование слушания с практическими работами.

Таковы общие требования к современному уроку.

Условия организации урока

Что нужно для того, чтобы провести эффективный интересный урок для учащихся? В первую очередь надо знать, каковы условия организации этого урока. Анализ учебного процесса показывает, что имеются две группы условий:

1 группа – социально-педагогические:

1. Наличие квалифицированного творчески работящего учителя с хорошей дидактической подготовкой.

2. Высокий уровень обученности учащихся, соответствующих данному моменту.

3. Наличие хорошего учебника и наглядных учебных пособий, ТСО.

4. Наличие благоприятного психологического климата, хороших отношений между учителем и учащимся.

2 группа – дидактические:

1. Содержание материала должно быть связано с жизнью, отражать научную истину, соответствовать современному уровню развития науки, а методы: к уровню новейших достижений дидактики.

2. Обязательные сочетания слова и наглядности, использования ТСО.

3. Сочетание обучения с целенаправленным воспитанием.

4. Необходимо побуждать интерес к материалу, повышать эмоциональность приемов преподавания. Наличие такта и юмора у педагога.

5. Необходимо правильно определить степень трудности учебного материала и методов обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

6. Инструкции доступности материала.

7. Формирование знаний, умений, навыков на практике.

8. Контроль над качеством усвоения знаний и применением их на практике, за темпом работы класса и отдельных учащихся. Оценка работы и поощрения любого успеха.

9. Соблюдение правил школьной гигиены и режима дня для учеников.

Проблемное обучение.

Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30 годы. Сегодня под проблемным образованием понимается такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительной деятельности. Проблемное обучение основано на создании проблемных ситуаций.

Организация проблемного обучения предлагает применение таких приемов и методов преподавания, которые приводили бы к возникновению проблемных ситуаций.

Какие методические приемы использую при создании проблемных ситуаций?

1. Вопросно-ответная форма применялась в древности. В наше время не прекращаются попытки ее усовершенствования. В активизации познавательной деятельности вопросы имеют важное значение. Умелой постановкой вопроса можно создать противоречие ситуации.

Игровые технологии.

1. В качестве части урока. Словарная разминка, хронологическая разминка (фронтальный опрос с элементами соревнования по группам).

Словарное лото: на доске написаны с одной стороны слова, на другой - значения. Соединить стрелками слова и значение. Какая команда сделает быстрее?

Хронологическая дуэль: команды задают вопросы, требующие знание дат, словарная дуэль - аналогичная работа с терминами.

Словарный аукцион: учащимся предлагается назвать слова: термины, имена, по одной теме. Побеждают те, кто больше знает слов и назовет слово последним.

2. Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока.

Групповые и коллективные технологии

Групповые технологии требуют временного разделения класса на несколько групп для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения реализовать на практике и представить найденный совместный результат. Эта форма работы лучше обеспечивает учет индивидуальных особенностей и открывает большие возможности для коллективной познавательной деятельности.

Какие разновидности групповых технологий использую в работе:

1. Групповой опрос для закрепления и повторения материала. Разбиваю класс на группы. Группа получает перечень вопросов.
Консультант ведет опрос: зачитывает вопрос, желающий из группы отвечает. Ответы ученика, если нужно дополняются, оцениваются консультантом. Работа групп происходит в полголоса, чтобы не мешать. Вопросы и задания для групп - различны.

Типы уроков.

  1. Урок анализа домашних заданий.

  2. Урок выравнивания знаний.

  3. Урок постановки учебной задачи.

  4. Урок решения учебной задачи.

  5. Урок формирования общего способа

  6. Урок моделирования содержания материала или способов решения.

  7. Урок самоконтроля.

  8. Урок самооценки.

  9. Урок учебной деятельности (творческого развития).

  10. Урок усвоения групповых форм учебной деятельности.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!