Образовательная программа: «Окружающий мир» Автор: А.А. Плешаков
Цель урока: формирование представления о взаимосвязи между растениями и Солнцем.
Деятельностная: формировать у обучающихся представления о взаимосвязи растения и Солнца.
Содержательная: о дыхании и питании растений, связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных и человека.
Развивающая: способствовать развитию наблюдательности, логического мышления на основе отработки логических операций: анализа и обобщения, определения понятий.
Воспитывающая: содействовать воспитанию доброго отношения к природе, показать роль растений в поддержании жизни на Земле.
Этап фрагмента урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | | Планируемые результаты |
Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р – регулятивные, К – коммуникативные) | Личностные |
Этап мотивации (самоопределения ) к учебной деятельности. | Настроить на учебную деятельность, включить обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Частично-поисковый | - Здравствуйте, ребята! Мы сегодня будем наблюдать, Делать выводы и рассуждать, А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! На столах у вас лежат листочки с тестом Вам нужно будет их выполнить Даю вам 10 минут Приступайте Добрый день! Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Покажите свои ладошки, улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу, с этими улыбками мы и начнем наш урок. | Здравствуйте (Настраиваются на урок) | Ф | Презентация | Самоконтроль | Умение обобщать знания | Р-формирование навыков самоконтроля: умений организовывать рабочее место, осуществлять настрой на работу | Формирование положительного отношения к школе. Рабочего настроя урока |
Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения и пробном действии | Актуализировать прежние знания, навыки и умения. Подготовка учащихся к работе на уроке. | Частично- поисковый | Какая тема была на прошлом уроке? - Сейчас вы пройдете небольшую проверочную работу по теме прошлого урока. Подписывайте карточки. У вас есть 5 минут. Приступайте. 1. Это – жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. 2. Они растут во влажных местах. Они имеют стебель и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами. 3. Их можно узнать по красивым листьям, похожими на большие перья. У есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает. 4. У этой группы растений не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых созревают семена. 5. Что такое ботаника? - Время вышло. Надеюсь все отлично справились с работой. | | Ф И | Презентация | Самоконтроль | Повторить знания об окружающей среде | П- знания детей новой информацией Р- уметь выделять и осознавать прошлые знания К- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать | Формирование положительного отношения к школе Рабочего настроя на урок |
Этап выявления места и причины затруднения (Организовать анализ выявленных знаний учащихся по теме) | Анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Частично- поисковый | Вы хорошо поработали. Их отгадки нам будут нужны на уроке. Отгадывание загадок: 1. Не огонь, а больно жжёт Не фонарь, а ярко светит И не пекарь, а печёт. 2. Вокруг нас растут, цветут, Кислород всем нам дают. 3. Может сеять и пахать, И машиной управлять, Ну, а если захотите Может в облака слетать. - Прочитайте, эпиграф к уроку. (Охранять растения – значит заботиться обо всем живом.). Как вы понимаете эти слова? - Представьте, что человек действительно остался один на нашей планете Земля. Все растения исчезли. Как вы думаете, что произошло бы тогда? - Как вы думаете, какова тема нашего урока? - Прочитайте тему урока. - Посмотрите на данные слова. Солнце, растения, человек - Как назвать их одним словом? На какие две группы делится природа? - Назовите признаки живой? - Каковы цели нашего урока? Над чем мы сегодня будем работать? Что нового узнаем? | Солнце Растения | Ф | Презентация | Самоконтроль, контроль со стороны учителя | Фиксирований затруднений | Р: уметь контролировать себя. К: взаимодействовать с учителем. П: воспринимать новую информацию. | Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование проблемы; Уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой. |
Этап построения проекта выхода из затруднения | | Частично-поисковый | Работа с учебником - Ребята, а как дышат и питаются растения? - Давайте узнаем это из рассказа ученого. Откройте учебник стр.74. Читаем по цепочке рассказ “Тайна растений”. - Теперь в парах обсудите схемы дыхания и питания растений. - Как дышим мы с вами? А как дышат растения? Посмотрите на 1 схему стр.75 - Как называется данный процесс? Теперь вы знаете как дышат растения. - А как они питаются? Посмотрите на схему стр.75. А как они получается сахар и крахмал в растениях? Из каких частиц? - Скажите, какие процессы жизнедеятельности характерны для растений? - Обратите внимание, в какое время суток происходит дыхание и питание растений? – Почему люди и животные не смогли бы жить без растений? | Открывают учебник Из частиц воды углекислого газа в листья растений «готовятся» сахар И крахмал но только на свету и крахмал, Но только на свету это происходит | Ф, | Презентация, учебник | Самоконтроль | Составление проекта по выходу из затруднения | П-Умение давать определение с понятием на основе начальных сведении о сущности и особенности и объектов. процессов явлении К-умение сознательно строить речевое высказывание с соответствии с задачами в учебной коммуникации | Приобретать новые знания |
Этап реализации построенного проекта | Организовать деятельность учащихся по закреплению темы, побудить к самостоятельной работе | Частично- поисковый | Рассмотрите схемы на стр.75 Сравните их в чём сходство и различие процессов дыхания и питания растений. Когда вы закончите мы обсудим все вместе | Сравнивают | Ф И | Презентация | Самоконтроль | Находить нужную информацию в учебнике; запомнить основные этапы деятельности | Р: выполнять учебное задание в соответствии с целью; Учить готовить ответ по плану. К: оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию; Взаимодействовать в группе. П: делать выводы в результате совместной работы в группе. | Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Организовать самостоятельное выполнение заданий | Частично- поисковый | Что же такое дыхание растения? - Что такое питание растения? -Как же связаны между собой солнце, растения и люди? | | Ф | Презентация | Самоконтроль | К-учить работать самостоятельно Р-готовить свои ответы Первичное закрепление полученного знания в процессе дальнейшего обсуждения темы вместе с одноклассниками | К: выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений П: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера | Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Организовать | Поисковый | Работа в рабочих тетрадях - Откройте рабочие тетради с. 42 Самостоятельно заполните схемы. 10 минут Обменяйтесь тетрадями с соседом. Проверьте ошибки. Если все правильно, ставьте плюс. | | П | Презентация , Учебник | Самоконтроль | Самостоятельная работа | К-работать самостоятельно | Формирование нравственных чувств и нравственного поведения |
Этап включения в систему знаний и повторения | Повторение и закрепление изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса | | - Ребята, а чем дышат животные и люди? - А как мы об этом узнали с вами? знаем мы это благодаря английскому химикому Джозефу Пристли. В 1771 году он провел опыт. Он доказал, что растение на свету поглощает углекислый газ и выделяет кислород. Для этого он поместил в закрытый сосуд, поставленный на свет, зелёное растение и мышь. Благодаря кислороду, выделяемому в результате фотосинтеза, мышь могла существовать долгое время. В контрольном эксперименте (при отсутствии либо света, либо растения) мышь достаточно быстро задыхалась. Запишите домашнее задание: параграф 74-72 читать, Р.т. доделать весь раздел. - Давайте вспомним, что же мы узнали на уроке. Как дышат растения? Как питаются растения? -Как же связаны между собой солнце, растения и люди? - Почему животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений? | | Ф | Презентация | Самоконтроль | Подводить итог урока | П: понимать учебную задачу. Р: контролировать свои действия. | Развития умения строить речевое высказывание в устной форме |
Этап рефлексии УД на уроке | | | Ребята, в чем заключалась наша цель?(слайд) -Достигли ли мы цели урока? - Что бы вы посоветовали своим сверстникам? Что необходимо делать, чтобы сохранить природу? Что вам понравилось? Не понравилось на уроке? - Спасибо за урок! | | Ф | Презентация | Самоконтроль, контроль со стороны учителя | Умение подводить итог проделанной работе | П:рефлексия своей деятельности на уроке. Р:осознание качества и уровня выполнения работы. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Давать оценку своим действиям |