СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру " Солнце, растения и мы с вами"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект  открытого урока по окружающему миру для 3 класса по теме "Солнце, растения и мы с вами".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру " Солнце, растения и мы с вами"»

МБОУ «Хабарская СОШ № 1»





ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

В рамках районного семинара «Современный урок»

Предмет: окружающий мир

Тема: «Солнце, растения и мы с вами»





Учитель начальных классов

Кацепуга И.В.























2017г









Цели деятельности учителя:

Обучающие: создать условия для ознакомления учащихся со способом дыхания и питания растений; установления взаимосвязи солнечной энергии, зеленых растений и живых организмов Земли.

Развивающие: способствовать развитию наблюдательности, логического мышления на основе отработки логических операций: анализа и обобщения, определения понятий.

Воспитательные: содействовать воспитанию доброго отношения к природе, показать роль растений в поддержании жизни на Земле.

Оборудование: тесты; динамические схемы: «Дыхание растений», «Питание растений» (демонстрационные и индивидуальные); учебник; жетоны для рефлексии учащихся.

Цель: познакомить с дыханием и питанием растений.

Планируемые результаты:

- учащиеся научатся обнаруживать взаимосвязи между неживой и живой природой, растениями и человеком;

- учащиеся научатся моделировать эти взаимосвязи и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к растениям;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде схемы;

- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие.

Захотели вновь прийти!

  1. Актуализация знаний: (Повторение изученного материала: тестовый контроль).


На прошлом уроке мы изучили с вами тему «Разнообразие растений».

Ответьте на вопросы и выпишите буквы правильных ответов.

1. Растения – это…

о) зелёная одежда земли;

в) голубая одежда земли;

м) нарядная одежда.

2.Наука о растениях называется:

б) химия;

т) ботаника ;

к) физика;

3. Растения относятся к царству…

ф) грибов;

ж) бактерий;

л)растений.

4. Хвойные растения - это…

е) дуб, берёза, тополь;

и) кедр. ель, сосна;

ю) осина, ива клён.

5. Из почвы растения получают:

т) остатки растений и животных;

р) перегной, песок, глину;

ч) воздух, воду, соли.

6. Ученые выделяют… групп растений:

к) 4;

ц) 6;

н) 5.

7. К растениям не относятся:

и) кустарники;

е) деревья;

о) воздух;

я) травы.

Самопроверка.

– У того, кто правильно ответил на все вопросы, должно получиться слово «отлично»


  1. Самоопределение к деятельности.

Учитель:

Вы хорошо поработали. И за это я загадаю вам загадки. Их отгадки нам будут нужны на уроке.

Отгадывание загадок:

1. Не огонь, а больно жжёт

Не фонарь, а ярко светит

И не пекарь, а печёт.

2. Вокруг нас растут, цветут,

Кислород всем нам дают.

3. Может сеять и пахать,

И машиной управлять,

Ну, а если захотите

Может в облака слетать.

Учитель:

Какие слова у вас получились?

Ключевые слова - отгадки: солнце, растения, человек. ( Слова,напечатанные на доску).

Учитель:

Прочитайте, эпиграф к уроку. (Охранять растения – значит заботиться обо всем живом.) (Слайд 1)

Учитель:

- Как вы понимаете эти слова? (Без растений не было бы жизни, так как они дают всем живым существам кислород.)

- Представьте, что человек действительно остался один на нашей планете Земля. Все растения исчезли. Как вы думаете, что произошло бы тогда? (Человек бы умер…)

- В конце урока мы вернемся к этому высказыванию еще раз.

-Прочитайте тему урока.  Слайд 2(«Солнце, растения и мы с вами».)

- Я попыталась отобразить тему нашего урока исходя из ваших отгадок в следующей схеме: 

Слайд 3 Солнце Растения Человек

Учитель:

-Подумайте, что я этим хотела сказать? Посмотрите внимательно на записанную тему и схему.

- На какие две группы можно разделить эти слова? (Живая и неживая природа)

–Какие из этих слов относятся к живой природе? К неживой? (Живую (растения, человек) и неживую (Солнце).)

– Назовите признаки живой природы. (Движение, питание, дыхание, рост и развитие, размножение.)

Прогнозирование целей урока учащимися

Учитель:

- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

Ответы детей.

Учитель:

- Какие вопросы у вас возникли? Что хотите у меня спросить? (Как растения дышат? Почему растениям необходимо питание? Каким образом растения получают питание?)

- Давайте послушаем ваши версии. (Растения дышат корнем и листьями… Питание необходимо, чтобы расти и развиваться… Питание растения получают из земли с помощью корня…)

Учитель:

-А как же питаются растения?

Ученые-ботаники всего мира долго пытались определить, как дышат и какими «продуктами» питаются растения. Давайте и мы попробуем с вами сегодня стать исследователями.

Учитель:

- Какие цели поставим перед собой? ( Как дышат растения? Как они питаются? Какое значение имеет солнце в жизни живых организмов?)


IV. Изучение нового материала.

1. Дыхание растений.

Беседа:

Учитель:

- Как дышим мы с вами?

-А как растения?

При объяснении материала учитель моделирует на экране схему по вопросам и ответам уч-ся. 

Дыхание растений

– Растения дышат так: из воздуха они поглощают частицы кислорода. При этом растения выделяют в воздух углекислый газ. Корни растений также дышат воздухом, который содержится в почве, и, следовательно, тоже выделяют углекислый газ.

– Как называется процесс, при котором растение поглощает кислород и выделяет углекислый газ?(Дыхание.)

2. Питание растений.

Объяснение учителя.

Учитель:

– Вы теперь знаете, как дышат растения.

– О чем сейчас нам нужно поговорить? (О питании растений.)

– Какие у вас версии: как питаются растения? (Своими корнями растения высасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями.)

-Но как же растения получают главные питательные вещества – сахар, крахмал?

Ведь их  в природе нет, а в растениях есть?

- Когда мы едим морковку, мы говорим: «Она сладкая» Почему?

– Какой вопрос у вас возникает? Какое значение имеет солнце? (Почему же для работы требуется свет?)

Учитель:

В чем тайна?   Выяснилось, что листья растений - это удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу – сахар, крахмал.

Но запомните: работает эта чудесная  «кухня» только на свету.

– Дело в том, что солнечный свет несет энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы. Энергия нужна для жизни любого живого существа, для работы любой машины. Слайд 11





3. Почему люди и животные не могут жить без растений?

Работа с учебником. Работа в парах. Чтение в учебнике «Рассказа ученого - биолога» стр. 74.

Учитель:

– Скажите, какие процессы жизнедеятельности характерны для растений? (Дыхание и питание.)

– Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Как вы думаете: почему? (Человек и животные не умеют из углекислого газа и воды получать сахар и другие питательные вещества.)

– Откройте учебник (с. 76, 1 абзац). Найдите и прочитайте подтверждение или опровержение этого мнения, то есть найдите ответ на вопрос: почему люди и животные не смогли бы жить без растений?

Рассказы учеников:

– Да, только растения из воды и углекислого газа могут получить сахар и другие питательные вещества. А животные и человек едят растения и таким образом «добывают» для себя необходимые питательные вещества, а вместе с ними получают необходимую для жизни энергию. Питание растений происходит днём.

- Ученые сделали еще другое открытие: в зеленой «кухне» вместе с питательными веществами образуется и… кислород! Растения выделяют его в воздух. Если бы не было растений, в воздухе не было бы кислорода, а значит, необходимо бережно относиться ко всем растениям. Теперь я получил ответ на свой вопрос.

Физкультминутка

V. Закрепление изученного материала

Работа с моделями (Дети работают у себя в тетрадях с. 42, учитель на доске).

Попробуем эти процессы смоделировать. Первое. Как растения дышат?

Учитель, опираясь на ответы детей, составляет модель дыхания растений.

Теперь питание растений. Смоделируем этот процесс.

Учитель, опираясь на ответы детей, составляет модель питания растений.

Кто из вас уже понял, как взаимосвязаны объекты живой природы – растения и солнце – объект неживой природы?

Осталось решить последнюю задачу. Как связаны растения и мы с вами? (растения при питании выделяют кислород, в растениях содержатся питательные вещества)

Творческая работа в группах.

VI. Итог урока.

Учитель:

- Обратимся к эпиграфу урока. Как теперь можете истолковать слова «Охранять растения – значит заботиться обо всем живом»? 

Есть на земле огромный дом под крышей голубой.

Живут в нём солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы, весенний звон ручья,

Живёшь в том светлом доме ты и все твои друзья.

Куда б дороги не вели, всегда ты будешь в нём.

Природою родной земли зовётся этот дом.

Беречь этот дом должны мы все, этот вопрос касается всех нас, потому что мы дышим одним воздухом, пьем воду, едим хлеб, являемся частицами природы… В связи с этим 5 января 2016 года Президент России Владимир Владимирович Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России был объявлен годом экологии.

Давайте, ребята, как настоящие друзья природы составим правила как беречь растения и животных.

VII. Домашнее задание: Слайд 21

Учитель: учебник, с. 74–77, рабочая тетрадь с.44;

-составить схему на тему: «Что дают растения животным и человеку» ( раб. т. с.44 №4)

-написать от имени семьи благодарственное письмо растениям за их вклад в поддержание жизни на Земле. (раб.т. с.44 №5)

VIII. Рефлексия. 

Учитель:

У вас есть 2 солнышкаЕсли вам было интересно, понятно, вы узнали новое - покажите «весёлое солнышко», если на уроке узнали новое, было понятно, но вам не интересно - «солнышко грустное».

Учитель:

Я благодарю вас за работу на уроке.

Выставление отметок с комментированием. Урок окончен. Спасибо всем за работу.





10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!