СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сохраним живую природу России

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общероссийский интерактивный урок "Сохраним живую природу России" 7 класс

Просмотр содержимого документа
«Сохраним живую природу России»


По инициативе Всемирного фонда природы России в рамках проекта по разработке и проведению общероссийских интерактивных уроков «Сохраним живую природу России» 16 мая 2019 года в МКОУ «Советская СОШ» был запущен проект на тему «Моря России: угрозы и сохранение».



Цель урока:


В игровой форме рассказать школьникам о значении морей и океанов в жизни всех живых существ нашей планеты и необходимости сохранять красоту и здоровье водного мира.



Задачи:

- выяснить, почему моря и океаны жизненно важны для всех существ, обитающих не только в воде, но и на суше;

- познакомить с историей развития современных знаний о морских экосистемах;

- показать примеры воздействия человека на моря и океаны и его последствия;

- дать импульс к размышлениям о том, как сохранить красоту и здоровье морей и океанов.


Оборудование и материалы:


- Интерактивная доска для демонстрации презентации о значении морей и океанов в жизни всех живых существ нашей

в Microsoft Power Point и видеоролика

- карточки для задания «Исследование угроз»;

- макет карманной книжечки «Моря России: угрозы и сохранение», заготовки для складывания карманной книжечки;

- листы бумаги или тетради для игрового задания (по 1 шт. на группу);

- ножницы для изготовления карманных книжечек в конце урока;


Ход урока:


CЛАЙД 1.

Учитель: Ребята, здравствуйте! Сегодня мы с вами будем исследовать «голубой континент» — пространство морей и океанов нашей планеты, с которым, как ни странно, люди знакомы меньше, чем с поверхностью Луны, из-за его огромной площади и внушительных глубин.


СЛАЙД 2.

Учитель: Вы знаете этого человека? Кто он и чем знаменит?

(Ребята отвечают)


Учитель: Жак-Ив Кусто, или Капитан Кусто, как называли его друзья и знакомые, — французский исследователь Мирового океана. Однажды он увидел в магазине очки для подводного плавания и купил их. С тех пор как он впервые с ними нырнул, его жизнь стала безраздельно связана с водным миром. До конца своей жизни Кусто изобретал устройства, которые облегчали исследование тайн океана, снимал фильмы и писал книги о подводном царстве и его обитателях, 40 лет был бессменным директором Океанографического музея в Монако.

Сначала Жак-Ив Кусто погружался под воду с помощью маски и трубки, но ему хотелось иметь возможность погружаться глубже и оставаться под водой дольше. Вместе со своим приятелем-инженером, Кусто разработал устройство, позволяющее дышать глубоко под водой, которое в 1943 году сталопервым в мире аквалангом.



Учитель: Также Кусто сконструировал аппараты погружения на различные морские глубины, так называемые «ныряющие блюдца» — первые батискафы. А еще он мечтал о том, чтобы люди могли жить под водой как на земле, и участвовал в создании подводных домов и экспериментах по созданию подводных поселений.

Сегодня съемки под водой не выглядят чем-то сверхъестественным. И это тоже благодаря Жаку-Иву Кусто. Именно он разработал водонепроницаемую фотокамеру и осветительный прибор, а позднее сконструировал первую телевизионную систему, способную снимать видео на большой глубине.

На легендарном судне «Калипсо» Кусто и его команда в течение почти 40 лет совершали кругосветные путешествия, исследовали морскую флору и фауну, делали уникальные записи, съемки, фотографии. Работа этих людей открыла человечеству морскую стихию и послужила серьезным толчком для ее дальнейшего изучения.

Учитель: Я предлагаю вам на несколько минут погрузиться в этот мир и насладиться его красотой.


Просмотр видеоролика «Голубая планета»


СЛАЙД 3.

Учитель: Получив возможность путешествовать по подводному миру и открыв некоторые из его тайн, люди решили, что можно не только восторгаться его красотой, но и использовать его богатства.

Проникновение людей в водный мир серьезно повлияло на его облик. И Кусто не мог этого не заметить. Он писал: «Когда мы погружаемся в одном и том же месте с разницей в несколько лет, мы всегда замечаем изменения — и непременно к худшему».

На морском дне стали встречаться свалки, поверхность воды нередко была покрыта пленкой из нефтесодержащих веществ, а важнейшие экосистемы Мирового океана — коралловые рифы — стали быстро деградировать и гибнуть. Все это было тревожными признаками нездоровья голубого континента.

Обеспокоенный разрушением морских экосистем, в 1974 году Кусто основал общество по охране морской среды («Общество Кусто»). С тех пор его главной целью стало не только постижение тайн океана но и просвещение человечества о необходимости охраны природы для сохранения жизни на Земле.

Сегодня Мировой океан нуждается в защите и бережном отношении.


СЛАЙД 4


Учитель: Взгляните на водные богатства России, берега которой омываются 13 морями.

Эти моря принадлежат трем океанам — Тихому, Атлантическому и Северному Ледовитому.

Учитель: Обратите внимание на цвет воды. Более темный цвет означает большую степень загрязнения, а светлый — чистоту.

Покажите и назовите загрязнённые моря. Назовите и покажите чистые моря. Каких морей больше: загрязнённых или чистых?

Как вы думаете, почему одни моря загрязнены больше, а другие — меньше?


(Ребята отвечают.)


https://youtu.be/cksD5Kkx9gk -Подводный мир Черного моря


Учитель: Чистота или загрязненность морей во многом зависят от того, сколько людей живет на их берегах и насколько моря доступны для хозяйственной деятельности человека.

Морям, недоступным большому количеству людей, удается сохранять чистоту по сравнению с другими. Прибрежные участки морей почти всегда загрязнены сильнее, чем отдаленные от берега. Также важную роль в поддержании чистоты играет замкнутость или открытость, то есть насколько легко морю обмениваться водами с океаном. Морям, которые буквально сливаются с океаном, обычно легче очиститься, чем тем, которые соединены с ним лишь узкими проливами.

Что же это за хозяйственная деятельность, связанная с морями? Я попрошу сейчас каждую группу подумать, посовещаться и ответить на вопрос: как и для чего люди используют моря.

(От каждой группы по одному виду деятельности человека)


(Учащиеся выполняют задание «Зачем нужны моря?»)


СЛАЙД 5


Учитель: Хорошо. Я хочу обобщить то, что вы назвали, и выделить 3 вида деятельности человека, которые мы рассмотрим подробнее.

Первый будет называться «Освоение прибрежных территорий» и включать в себя любое преобразование людьми морских берегов.

Например, строительство поселений, инфраструктуры для отдыха и развлечений, промышленных предприятий, портов.

Второй мы назовем «Добыча минеральных ресурсов». Мировой океан хранит в себе огромные запасы природных богатств: нефть, газ, различные металлы (в том числе золото) и другие минеральные ресурсы. Люди стремятся добраться до новых источников, ведь запасы многих ресурсов на суше уже почти исчерпаны.

Третий вид деятельности — рыболовство. Это тоже добыча ресурсов, но уже не минеральных, а биологических. Здесь мы рассмотрим растения и животных, которых человечество забирает из океана для обеспечения себя едой и лекарствами.

И четвёртый пункт - «Судоходство». Сегодня до 90% грузов в мире перевозится морским транспортом, и, конечно, такой интенсивный трафик не проходит бесследно для водных просторов.


СЛАЙД 6


Учитель: Осваивая Мировой океан, важно помнить, что он служит не только потребностям человека, но и всей жизни на Земле.

Моря и океаны производят половину кислорода, которым дышат все живые существа на нашей планете, и поглощают треть производимого людьми углекислого газа. Голубой континент регулирует климат планеты Вода хранит и переносит тепло, благодаря чему жизнь на нашей планете есть во всех, даже самых холодных ее уголках. С поверхности океанов испаряется влага, которую ветер переносит в глубь материков, и она проливается дождем над лесами и полями, чтобы напоить их пресной водой.

Океан содержит огромное разнообразие форм жизни: начиная от микроскопических организмов, таких, как вирусы и бактерии, и заканчивая самым большим животным на Земле — голубым китом.

Мировой океан — огромная экосистема, в которой существование каждого отдельного организма прямо или косвенно зависит от других членов сообщества. Исчезновение одного вида животных или растений наносит ущерб всем остальным компонентам экосистемы. Поэтому очень важно не нарушать природный баланс жизни в океане.

Сейчас я предлагаю вам стать исследовательскими командами и отправиться проведать Мировой океан, чтобы выяснить, что ему угрожает Каждой группе нужно будет узнать подробности влияния деятельности человека на морскую жизнь, для этого вы должны выполнить задание «Исследование угроз». Каждой группе достанется одна из тем «Освоение прибрежных территорий», «Добыча ресурсов и судоходство», «Изменение климата». Исследователи Групп получат карточки, которые изучат и решат, какие из них относятся к их теме. Карточки, не относящиеся к теме вашей группы, передайте другим участникам исследования. Получив новые карточки, группа снова решает, какие из них оставить себе. И так далее, пока все карточки не окажутся распределенными по темам. На основе полученной информации группы готовят небольшие доклады по своей теме и выступают с ними перед классом.

(Учащиеся выполняют задание «Исследование угроз». Учитель демонстрирует СЛАЙДЫ 7, 8 и 9 во время выступлений учащихся.)


Учитель: Благодарю вас за ваши исследования. Вы открыли сегодня много нового. Мировой океан играет важную роль в жизни всех живых существ нашей планеты. Как бы далеко мы ни жили от морей и океанов, мы зависим от них и влияем на них тем, что мы в них отправляем и что из них забираем.

Как вы увидели, Мировой океан заслуживает нашего бережного отношения и нуждается в защите. Он изучен еще очень мало, а возникающих угроз для него становится все больше.

Как предотвратить попадание пластика и другого мусора в океан? Как спасти коралловые рифы? Какое топливо для морского транспорта будет самым безопасным? Как ловить рыбу, не истощая запасы? Эти и другие вопросы требуют поиска ответов от вас — будущих исследователей и романтиков. От вашей заинтересованности зависит благополучие Океана и жизнедеятельности человечества на нашей планете!

СЛАЙД 10

Сейчас я покажу вам, как сложить книжечку-памятку. В ней вы найдете названия фильмов и книг, с помощью которых сможете продолжить знакомство с «голубым континентом» и его обитателями.


(Учащиеся складывают книжечку-памятку.)


Подведение итогов. (Используя книжечку-памятку)


1. Какова роль Мирового океана?

2. Как человек использует моря?

3. Что угрожает здоровью морей и их обитателям?

4. С деятельностью какого известного в мире исследователя морей и океанов вы познакомились?

5. Какой вклад внёс легендарный океанолог Жак Ив Кусто в изучение Мирового океана?

(Прочтение хором последней странички книги о сохранении и защите обитателей океанов)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!