СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Союзные и бессоюзные сложные предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Союзные и бессоюзные сложные предложения

Просмотр содержимого документа
«Союзные и бессоюзные сложные предложения»

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ

СОЮЗНОЙ И БЕССОЮЗНОЙ СВЯЗИ

9 класс

Цели:

  • познакомить учащихся с предложениями с различными видами союзной и бессоюзной связи;

  • формировать умение определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с разными видами связи;

  • отработать навык постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи.

Тип урока: комбинированный.

Учебно-методическое обеспечение: учебник русского языка для 9 класса общеобразовательных учреждений. С.Г. Бархударов, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимов и др. - М.: Просвещение, 2010.

Используемые технологии: на уроке применяются компьютерные технологии (мультимедийная презентация  PowerPoint, компьютерное тестирование).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Изучение нового материала.

1.Анализ предложения.                 (слайд 3)

Дождь заливал лес; на опушке, где находился Горбунов, образовались кипящие озера. (Г.Березко)

- Выделите грамматические основы, составьте схему предложения.

- Сделайте вывод о способе связи предложений

/Грамматические основы: дождь заливал, находился Горбунов, образовались озера.

[       ] ; [    , (где…   ) ,     ].

Части этого предложения соединяются при помощи бессоюзной и союзной подчинительной связи. /

- Сложные предложения могут состоять из частей, связанных различными видами связи. Подумайте, о чем же пойдет речь сегодня на уроке,  какие цели мы должны поставить перед собой в начале урока.

/Уч-ся формулируют тему и цели урока./

- Итак, тема нашего урока: «Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи».                                                         (слайд 4)

2. Слово учителя                                                                (слайд 5)

Сложные предложения могут включать в свой состав предложения, соединенные между собой разными видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной. Такие конструкции называются сложными предложениями с различными видами союзной и бессоюзной связи.

        В зависимости от разных сочетаний видов связи в таких сложных предложениях выделяются следующие группы:

I. Сочинение + подчинение.

II. Сочинение + бессоюзная связь.

III.Подчинение + бессоюзная связь.

IV. Сочинение + подчинение + бессоюзная связь.

IV. Закрепление

1. Анализ предложений.                                                        (слайды 6, 7)

-Рассмотрим примеры предложений с разными сочетаниями видов связи. (Анализ  предложений. Составление  схем.)

1) Комната, в которую мы вошли, была разделена барьером, и я не видел с кем говорила и кому униженно кланялась моя мать. (В. Каверин)

(Предложение сложное, с разными  видами связи: сочинительной  и подчинительной;  повествовательное).

2) Река тоже присмирела; немного погодя и в ней кто-то плеснул еще в последний раз, и она стала неподвижна. (И. Гончаров)

(Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и  бессоюзной; повествовательное).

3) Русский  человек  так уверен  в  своей  силе  и  крепости, что он  не  прочь и поломать  себя: он  мало  занимается  своим  прошедшим    и  смело  глядит  вперёд. (И.С.Тургенев)

(Предложение сложное, с разными  видами связи: подчинительной  и  бессоюзной; повествовательное).

4) На следующий день, когда наступило некоторое затишье, Пастухову удалось связаться с санбатом, но оттуда ответили, что Звягинцева переправили в армейский госпиталь: требовалась сложная операция.

(Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной, подчинительной  и  бессоюзной; повествовательное)

2. Работа  с  учебником.

Закрепление пунктуационных  правил (упр. 245 устно, упр.246)

3. Конструирование предложений. Работа в группах.                        (слайд 8)

Из трех простых предложений составить СП с разными видами связи, построить их схемы  (на доске).

  • Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось.

  • Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения.

  • Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было.

4. Компьютерное тестирование. (Тест создан с помощью программы MyTestX)

        

V.  Д/З:  § 18, упр. 248

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия. (Учащиеся продолжают предложения)  (слайд 9)

  1. Сегодня я узнал…

  2. Было интересно…

  3. Было трудно…

  4. Я понял, что…

  5. Я попробую…

  6. У меня получилось…

  7. Я смог…

  8. Мне захотелось…

Анализ урока

Урок русского языка в 9 классе с использованием компьютерных технологий.

Тема урока «Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи». Это первый урок по данной теме. Тип урока: комбинированный.      

Цели урока: познакомить учащихся с предложениями с различными видами союзной и бессоюзной связи; формировать умение определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с разными видами связи; отработать навык постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи.

Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, экран.

Этапы  урока следующие: 1) Организационный момент. 2) Проверка домашнего задания 3) Изучение нового материала 4) Этап закрепления понятия 5) Домашнее задание 6) Подведение итогов урока. Рефлексия.

Все дидактические задачи  на этапах урока были выполнены.

Методы обучения, которые использовались на уроке: наглядность, проблемность, дифференцированное обучение, личностно-ориентированный подход. Методы соответствуют изучаемому материалу и полученные результаты можно считать положительными.

На уроке применяется мультимедийная презентация  PowerPoint. Цель использования мультимедийного компонента: создание визуального ряда, систематизация материала, повышение мотивации учащихся к учению. В презентацию включены сведения по новой теме, дидактический материал.

 Презентация используется почти на всех этапах урока, а не только при изучении новой темы. Дидактический материал урока можно демонстрировать на слайдах, что значительно повышает интенсивность урока.

В начале изучения новой темы учащиеся анализируют предложение с различными видами связи (текст на слайде). Дети осмысливают факты, явления, идеи и делают собственные выводы о способе связи предложений. Затем они формулируют тему и цели урока.

Объяснение нового материала также сопровождается показом слайдов. Это активизирует внимание учащихся.

Широко распространенным средством контроля за знаниями сегодня является тестирование. После изучения нового материала в качестве закрепления учащимся предлагается компьютерный тест[1], где есть задания с выбором ответа и с открытыми ответами. Отвечая на вопросы теста, учащиеся определяют виды союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях, учатся находить сложные предложения с различными видами связи в тексте.  Таким способом можно проверить, как учащиеся ориентируются в новых понятиях, как они усвоили новую тему.  

Урок прошел в оптимальном темпе, части логически связаны между собой. Разнообразие видов учебной работы обеспечивает стабильность учебно-познавательной атмосферы.

Активность учащихся адекватна запросам учебного процесса, ученики готовы к проблемным ситуациям. Разнообразные виды заданий обеспечивают занятость всех школьников с учетом их способностей.

На уроке созданы условия для эмоциональной открытости и доверия. Учителем и учеником совместно создаются возможности для самореализации личности.

Материал урока усвоен учащимися в достаточном объёме.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование компьютерных технологий на уроках русского языка значительно увеличивает интенсивность урока, делает более наглядным изучение нового материала, а также повышает эффективность работы школьников, активизирует их внимание.  

Приложение.

Задания для компьютерного тестирования.

1. В каком случае представлено сложное предложение с различными видами связи?

  1. Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.

  2. Когда видишь перед собой остатки величественной красоты, которая была в таком обилии сосредоточена в Акрополе, воочию убеждаешься, как противостояли друг другу искусство и опустошительные войны.

  3. Андерсен собирал зерна поэзии с крестьянских полей, согревал их у своего сердца, сеял в низких хижинах, и из этих семян вырастали и расцветали невиданные и великолепные цветы поэзии, радовавшие сердца бедняков.

  4. Жизнь есть постоянный труд, и только тот понимает ее вполне по-человечески, кто смотрит на нее с этой точки зрения.

2. В каком случае представлено сложное предложение с разными видами связи?

  1. Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят.

  2. Светлым солнечным утром, когда еще вовсю распевали птицы, когда еще не просохла роса на тенистых полянках парка, весь лагерь пришел провожать Альку.

  3. Гром грохотал над крышей, гулко возрастая и раздражаясь треском, когда мелькала красноватая молния; от нависших туч темнело.

  4. На железнодорожном переезде был опущен шлагбаум: со станции шел курьерский поезд.

3. В каком случае дана правильная характеристика предложения?

Ее присутствие доставляло мне удовольствие, какого я уже давно не испытывал, и я боялся смотреть на нее, чтобы мой взгляд как-нибудь не выдал моего скрытого чувства.

  1. СП с сочинением и подчинением

  2. СП с сочинением и бессоюзной связью

  3. СП с подчинением и бессоюзной связью

  4. СП с сочинением, подчинением и бессоюзной связью

4. В каком случае дана правильная характеристика предложения?

Чем  шире  становился  Енисей, тем  положе  делались  берега,  утихало  течение, река  усмирялась, катила  воды  без  шума  и  суеты. (В.П.Астафьев)

  1. СП с сочинением и подчинением

  2. СП с сочинением и бессоюзной связью

  3. СП с подчинением и бессоюзной связью

  4. СП с сочинением, подчинением и бессоюзной связью

5. В каком случае дана правильная характеристика предложения?

Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги. (А. Чехов)

  1. СП с сочинением и подчинением

  2. СП с сочинением и бессоюзной связью

  3. СП с подчинением и бессоюзной связью

  4. СП с сочинением, подчинением и бессоюзной связью

6. В каком случае дана правильная характеристика предложения?

Нет сомнения, что охота пестрить русскую речь иностранными словами без нужды, без достаточного основания противна здравому смыслу и вкусу, но она вредит не русскому языку, не русской литературе, а только тем, кто одержим ею. (В. Белинский)

  1. СП с сочинением и подчинением

  2. СП с сочинением и бессоюзной связью

  3. СП с подчинением и бессоюзной связью

  4. СП с сочинением, подчинением и бессоюзной связью

7. В каком случае дана правильная характеристика предложения?

Через час явилась возможность ехать: метель утихла, небо прояснилось, и мы отправились. (А. Пушкин)

  1. СП с сочинением и подчинением

  2. СП с сочинением и бессоюзной связью

  3. СП с подчинением и бессоюзной связью

  4. СП с сочинением, подчинением и бессоюзной связью

8. Среди предложений 1-7 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) Бабушка целыми днями сидела на завалинке под расколовшейся черешней. (2) У черешни уже высох один ствол, тот, что обнимал и хранил дом. (3) Второй ствол все ещё с безнадежной настойчивостью устремлялся в небо. (4) Бабушка Одарка ждала внука и медленно, незаметно впадала в дремучую дремоту. (5) И не слышала она уже ни шороха листьев над головой, ни птичьего перезвона - мир потухал и отдалялся от нее со всей своей суетой. (6) Лишь грохот войны еще слышала она и вздрагивала от этого грохота. (7) И думалось ей: из-под корней этой косолапой черешни, которую она когда-то и зачем-то посадила, идёт он, из самого нутра земли, из чёрного чрева ее. (Астафьев В.)

9. Среди предложений 1-9 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

(1)Мы долго сидели на берегу под вязами. (2)Комары пропали. (3)Легкий ветерок, потянувший низом, наклонивший травы, но не двинувший и листка на деревьях, заставил попрятаться маленьких демонов.

(4)Вечер не спешил, давая отбуйствовать закату. (5)Багровое пламя на западе превратило серебристую Угру в реку крови, и все комары унеслись туда, чтоб погрузить хоботы в красный поток и налиться субстратом жизни. (6)Они вскоре поняли, что ошиблись, и, распаленные злобой, вернулись назад. (7)Мы перестали сопротивляться. (8)Вокруг каждого из нас, а сидели мы на пристроенной к избе терраске, реяло плотное облачко. (9)Казалось, то парят зернышки граната: раздувшиеся брюшки просвечивали рубиновым.

10. Среди предложений 44–53 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну...

(45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:

– (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!

– (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50) И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.

(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа... (По Б. Васильеву)

        




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!