Цыденова С.Ц.
Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме "Союзные и бессоюзные сложные предложения".
Урок русского языка в 9 классе по теме "Союзные и бессоюзные сложные предложения".
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель урока: сформировать знания об особенностях союзных и бессоюзных сложных предложений; знания о средствах связи частей в сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном предложениях, создание условий для личностной самореализации каждого учащегося в процессе изучения новой темы, создание условий для самостоятельного поиска знания; способствовать развитию ключевых ( метапредметных) компетенций.
Задачи урока:
1) Обучающие:
- актуализировать знания учащихся о союзах как средствах связи частей сложного предложения, видах связи в предложении (сочинительной и подчинительной);
- сформировать умения разграничивать союзные и бессоюзные, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, умения находить сложные предложения с союзной и бессоюзной связью, составлять схемы сложных предложений.
2) Воспитательные:
- воспитывать у учащихся интерес к изучаемому предмету;
- воспитывать трудолюбие, высокую работоспособность школьников.
3) Развивающие:
- содействовать развитию речи учащихся, обогащать их словарный запас;
- совершенствовать навыки анализа и систематизации языкового материала;
- развивать логическое мышление, память, воображение, способность к саморегуляции и самоконтролю.
Планируемые результаты:
Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; применяют правила делового сотрудничества; принимают и осваивают социальную роль обучающегося.
Метапредметные: самостоятельно добывать информацию, вырабатывать навыки коммуникации и рефлексии, познакомиться с биографией бурятского писателя Митыпова В.Г., работать с текстом сказки «Мамонтенок Фуф».
Предметные: уметь различать характер смысловых отношений между простыми предложениями в составе СП.
Учебно-методическое и техническое обеспечение:
1) Л.А. Тростенцова, А.И. Запорожец. Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2014.
2) Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская. Русский язык: учеб. для общеобразоват. организаций. - М.: Просвещение, 2018.
3) Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс. — М.: ВАКО, 2008.
4) интерактивная доска.
5) Раздаточный материал.
План урока.
1). Организационный момент (1-2 мин.)
2) Опорное повторение (3-4 мин.)
3) Объяснение нового материала (5 мин.)
4) Первичное закрепление знаний, умений (5 мин.)
физминутка 1 мин
5) Формирование умений (10 мин.)
6) Контроль первичного уровня сформированности знаний и умений (5-6 мин.)
7) Задавание на дом (1-2 мин.)
8) Подведение итогов (2-3 мин.)
Методическое обоснование урока.
Урок проводится в системе уроков русского языка в 9 классе, является продолжением в изучении раздела "Сложное предложение".. Урок нацелен на формирование умений и навыков находить союзные и бессоюзные сложные предложения, определять их способы связи. При изучении темы следует обратить внимание учащихся на средства связи простых частей в сложном предложении, повторить сочинительные и подчинительные союзы, их роль в предложении. Наиболее сложным представляется определение средств связи в сложном предложении (союзы и интонация). На уроке планируется использование мультимедиа (схемы, таблицы, упражнения проецируются на экране), чередование различных видов учебной деятельности. Учитываются и особенности обучающихся класса. В результате выполнения определенных действий планируется достижение главной цели урока - сформировать знания о об особенностях союзных и бессоюзных сложных предложений; знания о средствах связи частей в сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном предложениях. Работа с текстом национально- регионального компонента способствует развитию коммуникативных умений школьников, что помогает подготовиться к устной части собеседования ГИА. Выполняя задания, дети определяют виды сложных предложений, стиль, тему и основную мысль текста. Это является логическим продолжением работы на уроке и включает в себя работу с текстом и отработку умений и навыков.
Методы обучения:
метод самостоятельной работы;
метод проблемного обучения;
частично-поисковый;
наглядно-иллюстративный;
Формы обучения:
работа с текстом;
работа с учебником;
работа с таблицей;
с интерактивной доской PiratenPad.
Урок построен с учётом психологических особенностей школьников. Идёт опора на межпредметные связи ( литература Бурятии). Используются возможности личностно- ориентированного обучения. Прослеживается систематическая работа по развитию речевых и лингвистических компетенций.
При работе используется доска PiratenPad, Twiddla.
ХОД УРОКА.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Организационный момент (1-2) | Метод: слово учителя Прием: приветственное, ведущее слово учителя (приветствие, выявление отсутствующих в классе, запись в тетради даты и вида работы) | Метод: списывание Прием: неосложненное списывание |
2 | Опорное повторение. Определение темы урока. | I. Метод: беседа Прием: репродуктивная беседа Материал для беседы: 1. Назовите структурные типы предложений. 2. Назовите виды связи в словосочетании и предложении. 3. Назовите виды предложений по способу их связи. 4. Перечислите функции союзов как средств связи. II. Метод: слово учителя Прием: ведущее, инструктирующее слово учителя Вы знаете, что такое сложное предложение. С этим трудностей не возникает. Просит определить предложения по наличию грамматических основ 1 [- =] 2 [- =], и [- =] 3 [- =], (что - =) Учитель проводит опрос по пройденной теме 1 сколько грамматических основ в сложном предложении? 2 Как соединяются части сложного предложения? 3 Как разделяются? Чем отличаются союзные от бессоюзных? На какие группы делятся союзные предложения? Можете ли вы сказать, какими средствами связаны простые предложения в составе сложного? Вид сложного предложения? 1. Как вы думаете, какую тему урока мы будем изучать? . Заполнение таблицы ЗХУ 1Знаю: Сложное предложение состоит из 2 и более простых предложений. 2.Хочу узнать: 1.Как соединяются простые предложения в составе сложного? 2. Виды СП. | I. Метод: беседа Прием: репродуктивная беседа II. Метод: упражнение (устно) Ученики самостоятельно заполняют 2 колонки таблицы «Знаю. Хочу знать». |
3 | Объяснение нового материала. | I. На доске проецируются союзные и бессоюзные предложения: 1) Я знал: удар судьбы меня не обойдёт. (М. Ю. Лермонтов) 2) Было уже часов десять вечера, и над садом светлела полная луна. (А. П. Чехов) 3) Чтобы пленяла красота, нужны ей ум и доброта. (О. Т. Константинова) Метод: проблемная ситуация Прием: проблемная задача — Какие из сложных предложений союзные, а какие — бессоюзные? — Как соединяются части бессоюзного и сложного предложения, сложносочинённого и сложноподчинённого предложений? Какое предложение сложносочинённое, какое — сложноподчинённое? II. Метод: слово учителя Прием: вводное, инструктирующее, сопровождающее слово учителя (выведение схемы на экран) СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (В результате наблюдений делается вывод, что в зависимости от средства связи между частями сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные. В зависимости от средств связи союзные сложные предложения делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые. Части сложно сочинённого предложения соединяются с помощью сочинительного союза и и интонации. Части сложноподчинённого предложения соединяются посредством подчинительного союза чтобы и интонации. Части бессоюзного сложного предложения соединяются посредством интонации. Средства связи не только объединяют части в сложное предложение, но и выражают смысловые отношения между простыми предложениями. Смысловые отношения выражены более явно в сложноподчинённом предложении благодаря союзу чтобы. | I. Метод: наблюдение Прием: наблюдение за текстовым материалом II . Метод: наблюдение Прием: наблюдение за материалом схемы |
4 | Первичное закрепление знаний и умений | I. Метод: слово учителя Прием: ведущее, инструктирующее слово учителя 1. Самостоятельное чтение правила с учебника стр 47, пар.8 2.Обсуждение вопросов в парах (вопросы проецируются на экране): 1.Назовите виды сложных предложений. 2.Как называются сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами? 3. Как называется сложное предложение, которое состоит из главного и придаточного предложения? 4.Какое предложение называется бессоюзным сложным предложением? 3.Материал для наблюдения: Дайте определение данным предложениям. 4.Работа с текстом Мы сейчас познакомимся с текстом, который называется «Мамонтенок Фуф». Эту сказку написал бурятский прозаик Владимир Митыпов (краткая справка) 5. Чтение вопросы по тексту | I. Метод: выполнение задания |
5 | Формирование умений | Метод слово учителя Прием: ведущее, инструктирующее слово учителя Найдите в тексте по 1 предложению на каждый вид. Начертите схему. | Метод: упражнение Прием: упражнение |
6 | Контроль первичного уровня сформированности знаний и умений | Метод: слово учителя Прием: ведущее, инструктирующее слово учителя Резервные задания (Выполнить тестовые задания в раздаточном материале) Тестовые задания в раздаточном материале. 1. Какое из следующих утверждений верно? а) Простые предложения соединяются в сложные при помощи интонации и союзов. б) Сложные предложения могут быть сложносочинёнными, сложноподчинёнными и союзными. в) Простые предложения в составе сложного обладают интонационной законченностью. г) Сложное предложение — это предложение, состоящее из двух или нескольких простых предложений (предикативных частей), соединённых в одно целое по смыслу и интонационно. Ответ: г. 2. Определите вид предложения В саду поселилась осень, но листья нашей берёзы оставались зелёными и живыми. а) простое, б) сложносочинённое, в) сложноподчинённое, г) бессоюзное Ответ: б. 3. Найдите четвёртое лишнее предложение. а) Летучие мыши низко и косо чертят чёрными зигзагами воздух и порою почти касаются лица. б) Где сосны дремотно тихи, глухая поляна поселит сухие и мягкие мхи. в) Она вышла навстречу Саше на веранду, где стоял неубранный стол. г) Был тот особенный вечер, какой бывает только на Кавказе. Ответ: а. 4. Определите, чем соединены части в предложении Угасает закат, ночь идёт на заставы, грозовое молчанье тревогу таит. а) подчинительным союзом, б) союзным словом, в) сочинительным союзом, г) интонацией Ответ: г. | Метод: упражнение Прием: упражнение |
7 | Задавание на дом | Метод: слово учителя Прием: ведущее, инструктирующее слово учителя Выучить теорию о союзных и бессоюзных сложных предложениях. Выполнить задания в раздаточном материале. | Метод: слушание Прием: глобальное, неоценочное слушание |
8 | Подведение итогов | I.Метод: беседа Прием: эвристическая беседа — Какие признаки сложного предложения вы знаете? — Каковы средства связи между простыми предложениями, входящими в состав сложного? — На какие виды делятся сложные предложения в зависимости от характера союза? — Где преимущественно употребляются сложные предложения? II. Метод: слово учителя Прием: комментирующее, обобщающее слово Что вы думаете о прошедшем занятии? Что было для вас важным? Чему вы научились? Что вам понравилось? Что осталось неясным? (выставление отметок за урок, подведение итогов урока, выявление учащихся, усвоивших и не усвоивших новый материал) | I. Метод: беседа Прием: эвристическая беседа II. Метод: слушание Прием: глобальное, неоценочное слушание |
Приложение
Отрывок из сказки Владимира Митыпова «Мамонтенок Фуф»
Когда сне(г,к) сошёл совсем и на дерев…ях стали разворачиват(?)ся клейкие ушки листочков, Фуф, держась за мамин хвост, отправился на юг. Там, среди невысоких2 ск…листых горок в ш…роких долинах, текло множество небольших речек — притоков великой Амгау. По б…регам шумели берёзовые и буковые рощи, над водой нав…сали мягкие кустарники, а земля была покрыта высоким ковром сочных тра(в,ф). Для стада мамонтов здесь, конечно, не хватило бы пищи на всё лето, но для Фуфа с матерью было вдоволь. И не только для них. Тут жили гиган(?)ские2 олени, горделиво н…сившие на голове целый лес р…го(в,ф)4.
В…дились олени поменьше, дикие свиньи, целые стада красивых тоненьких косуль и антилоп. Здесь же где-то неторопливо и важно похаживал шерстистый носоро(г,к) Рум — хозяин этих мест. Хоть ростом он был не намного меньше мамонта, пищи хватало и для него— он выглядел всегда сытым и самодовольным, несмотря на угрюмый и необщительный нра(в,ф). Этот неотёсанный верзила был дальним родственником2 мамонтов и потому приходился Фуфу кем-то вроде дяди1.
Выписать тест, вставить пропущенные буквы.
Найти в тексте разные виды СП, определить вид СП, подчеркнуть грамматические основы, нарисовать схемы.
Выполнить разборы.
Тест.
1. Какое из следующих утверждений верно?
а) Простые предложения соединяются в сложные при помощи интонации и союзов.
б) Сложные предложения могут быть сложносочинёнными, сложноподчинёнными и союзными.
в) Простые предложения в составе сложного обладают интонационной законченностью.
г) Сложное предложение — это предложение, состоящее из двух или нескольких простых предложений (предикативных частей), соединённых в одно целое по смыслу и интонационно.
Ответ:
2. Определите вид предложения В саду поселилась осень, но листья нашей берёзы оставались зелёными и живыми.
а) простое, б) сложносочинённое, в) сложноподчинённое, г) бессоюзное
Ответ:
3. Найдите четвёртое лишнее предложение.
а) Летучие мыши низко и косо чертят чёрными зигзагами воздух и порою почти касаются лица.
б) Где сосны дремотно тихи, глухая поляна поселит сухие и мягкие мхи.
в) Она вышла навстречу Саше на веранду, где стоял неубранный стол.
г) Был тот особенный вечер, какой бывает только на Кавказе.
Ответ:
4. Определите, чем соединены части в предложении Угасает закат, ночь идёт на заставы, грозовое молчанье тревогу таит.
а) подчинительным союзом, б) союзным словом, в) сочинительным союзом, г) интонацией
Ответ:
13