СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 9 классе "Союзные и бессоюзные сложные предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  проводится в системе уроков русского языка в 9 классе, является продолжением в изучении раздела "Сложное предложение". Урок нацелен на формирование умений и навыков находить союзные и бессоюзные сложные предложения, определять их способы связи.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 9 классе "Союзные и бессоюзные сложные предложения»



Цыденова С.Ц.















Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме "Союзные и бессоюзные сложные предложения".





Урок русского языка в 9 классе по теме "Союзные и бессоюзные сложные предложения".

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: сформировать знания об особенностях союзных и бессоюзных сложных предложений; знания о средствах связи частей в сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном предложениях, создание условий для личностной самореализации каждого учащегося в процессе изучения новой темы, создание условий для самостоятельного поиска знания; способствовать развитию ключевых ( метапредметных) компетенций.


Задачи урока:

1) Обучающие:

- актуализировать знания учащихся о союзах как средствах связи частей сложного предложения, видах связи в предложении (сочинительной и подчинительной);

- сформировать умения разграничивать союзные и бессоюзные, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, умения находить сложные предложения с союзной и бессоюзной связью, составлять схемы сложных предложений.

2) Воспитательные:

- воспитывать у учащихся интерес к изучаемому предмету;

- воспитывать трудолюбие, высокую работоспособность школьников.

3) Развивающие:

- содействовать развитию речи учащихся, обогащать их словарный запас;

- совершенствовать навыки анализа и систематизации языкового материала;

- развивать логическое мышление, память, воображение, способность к саморегуляции и самоконтролю.

Планируемые результаты:

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; применяют правила делового сотрудничества; принимают и осваивают социальную роль обучающегося.

Метапредметные: самостоятельно добывать информацию, вырабатывать навыки коммуникации и рефлексии, познакомиться с биографией бурятского писателя Митыпова В.Г., работать с текстом сказки «Мамонтенок Фуф».

Предметные: уметь различать характер смысловых отношений между простыми предложениями в составе СП.


Учебно-методическое и техническое обеспечение:

1) Л.А. Тростенцова, А.И. Запорожец. Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2014.

2) Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская. Русский язык: учеб. для общеобразоват. организаций. - М.: Просвещение, 2018.

3) Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс. — М.: ВАКО, 2008.

4) интерактивная доска.

5) Раздаточный материал.

План урока.

1). Организационный момент (1-2 мин.)

2) Опорное повторение (3-4 мин.)

3) Объяснение нового материала (5 мин.)

4) Первичное закрепление знаний, умений (5 мин.)

физминутка 1 мин

5) Формирование умений (10 мин.)

6) Контроль первичного уровня сформированности знаний и умений (5-6 мин.)

7) Задавание на дом (1-2 мин.)

8) Подведение итогов (2-3 мин.)

Методическое обоснование урока.

Урок проводится в системе уроков русского языка в 9 классе, является продолжением в изучении раздела "Сложное предложение".. Урок нацелен на формирование умений и навыков находить союзные и бессоюзные сложные предложения, определять их способы связи. При изучении темы следует обратить внимание учащихся на средства связи простых частей в сложном предложении, повторить сочинительные и подчинительные союзы, их роль в предложении. Наиболее сложным представляется определение средств связи в сложном предложении (союзы и интонация). На уроке планируется использование мультимедиа (схемы, таблицы, упражнения проецируются на экране), чередование различных видов учебной деятельности. Учитываются и особенности обучающихся класса. В результате выполнения определенных действий планируется достижение главной цели урока - сформировать знания о об особенностях союзных и бессоюзных сложных предложений; знания о средствах связи частей в сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном предложениях. Работа с текстом национально- регионального компонента способствует развитию коммуникативных умений школьников, что помогает подготовиться к устной части собеседования ГИА. Выполняя задания, дети определяют виды сложных предложений, стиль, тему и основную мысль текста. Это является логическим продолжением работы на уроке и включает в себя работу с текстом и отработку умений и навыков.

Методы обучения:

метод самостоятельной работы;

метод проблемного обучения;

частично-поисковый;

наглядно-иллюстративный;

Формы обучения:

работа с текстом;

работа с учебником;

работа с таблицей;

с интерактивной доской PiratenPad.

Урок построен с учётом психологических особенностей школьников. Идёт опора на межпредметные связи ( литература Бурятии). Используются возможности личностно- ориентированного обучения. Прослеживается систематическая работа по развитию речевых и лингвистических компетенций.

При работе используется доска PiratenPad, Twiddla.



ХОД УРОКА.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент (1-2)

Метод: слово учителя

Прием: приветственное, ведущее слово учителя (приветствие, выявление отсутствующих в классе, запись в тетради даты и вида работы)

Метод: списывание

Прием: неосложненное списывание

2

Опорное повторение. Определение темы урока.

I. Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

Материал для беседы:

1. Назовите структурные типы предложений.

2. Назовите виды связи в словосочетании и предложении.

3. Назовите виды предложений по способу их связи.

4. Перечислите функции союзов как средств связи.

II. Метод: слово учителя

Прием: ведущее, инструктирующее слово учителя

Вы знаете, что такое сложное предложение. С этим трудностей не возникает.

Просит определить предложения по наличию грамматических основ

1 [- =]

2 [- =], и [- =]

3 [- =], (что - =)

Учитель проводит опрос по пройденной теме

1 сколько грамматических основ в сложном предложении?

2 Как соединяются части сложного предложения?

3 Как разделяются?

Чем отличаются союзные от бессоюзных?

На какие группы делятся союзные предложения?


Можете ли вы сказать, какими средствами связаны простые предложения в составе сложного? Вид сложного предложения?


1. Как вы думаете, какую тему урока мы будем изучать?


. Заполнение таблицы ЗХУ

1Знаю:

Сложное предложение состоит из 2 и более простых предложений.

2.Хочу узнать:

1.Как соединяются простые предложения в составе сложного?

2. Виды СП.



I. Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа






II. Метод: упражнение (устно)
























Ученики самостоятельно заполняют 2 колонки таблицы «Знаю. Хочу знать».





3

Объяснение нового материала.

I. На доске проецируются союзные и бессоюзные предложения:

1) Я знал: удар судьбы меня не обойдёт. (М. Ю. Лермонтов)

2) Было уже часов десять вечера, и над садом светлела полная луна. (А. П. Чехов)

3) Чтобы пленяла красота, нужны ей ум и доброта. (О. Т. Константинова)

Метод: проблемная ситуация

Прием: проблемная задача

— Какие из сложных предложений союзные, а какие — бессоюзные?

— Как соединяются части бессоюзного и сложного предложения, сложносочинённого и сложноподчинённого предложений?

  • Какое предложение сложносочинённое, какое — сложноподчинённое?


II. Метод: слово учителя

Прием: вводное, инструктирующее, сопровождающее слово учителя (выведение схемы на экран)

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ









(В результате наблюдений делается вывод, что в зависимости от средства связи между частями сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные. В зависимости от средств связи союзные сложные предложения делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые. Части сложно сочинённого предложения соединяются с помощью сочинительного союза и и интонации. Части сложноподчинённого предложения соединяются посредством подчинительного союза чтобы и интонации. Части бессоюзного сложного предложения соединяются посредством интонации. Средства связи не только объединяют части в сложное предложение, но и выражают смысловые отношения между простыми предложениями. Смысловые отношения выражены более явно в сложноподчинённом предложении благодаря союзу чтобы.

I. Метод: наблюдение

Прием: наблюдение за текстовым материалом










II . Метод: наблюдение

Прием: наблюдение за материалом схемы

4

Первичное закрепление знаний и умений

I. Метод: слово учителя

Прием: ведущее, инструктирующее слово учителя

1. Самостоятельное чтение правила с учебника

стр 47, пар.8


2.Обсуждение вопросов в парах (вопросы проецируются на экране):

1.Назовите виды сложных предложений.

2.Как называются сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами?

3. Как называется сложное предложение, которое состоит из главного и придаточного предложения?

4.Какое предложение называется бессоюзным сложным предложением?


3.Материал для наблюдения:

Дайте определение данным предложениям.


4.Работа с текстом

Мы сейчас познакомимся с текстом, который называется «Мамонтенок Фуф». Эту сказку написал бурятский прозаик Владимир Митыпов (краткая справка)


5. Чтение

вопросы по тексту


I. Метод: выполнение задания







5

Формирование умений

Метод слово учителя

Прием: ведущее, инструктирующее слово учителя

Найдите в тексте по 1 предложению на каждый вид. Начертите схему.

Метод: упражнение

Прием: упражнение


6

Контроль первичного уровня сформированности знаний и умений

Метод: слово учителя

Прием: ведущее, инструктирующее слово учителя



Резервные задания

(Выполнить тестовые задания в раздаточном материале)

Тестовые задания в раздаточном материале.

1. Какое из следующих утверждений верно?

а) Простые предложения соединяются в сложные при помощи интонации и союзов.

б) Сложные предложения могут быть сложносочинёнными, сложноподчинёнными и союзными.

в) Простые предложения в составе сложного обладают интонационной законченностью.

г) Сложное предложение — это предложение, состоящее из двух или нескольких простых предложений (предикативных частей), соединённых в одно целое по смыслу и интонационно.

Ответ: г.

2. Определите вид предложения В саду поселилась осень, но листья нашей берёзы оставались зелёными и живыми.

а) простое, б) сложносочинённое, в) сложноподчинённое, г) бессоюзное

Ответ: б.

3. Найдите четвёртое лишнее предложение.

а) Летучие мыши низко и косо чертят чёрными зигзагами воздух и порою почти касаются лица.

б) Где сосны дремотно тихи, глухая поляна поселит сухие и мягкие мхи.

в) Она вышла навстречу Саше на веранду, где стоял неубранный стол.

г) Был тот особенный вечер, какой бывает только на Кавказе.

Ответ: а.

4. Определите, чем соединены части в предложении Угасает закат, ночь идёт на заставы, грозовое молчанье тревогу таит.

а) подчинительным союзом, б) союзным словом, в) сочинительным союзом, г) интонацией

Ответ: г.

Метод: упражнение

Прием: упражнение






7

Задавание на дом

Метод: слово учителя

Прием: ведущее, инструктирующее слово учителя

Выучить теорию о союзных и бессоюзных сложных предложениях. Выполнить задания в раздаточном материале.

Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное слушание

8

Подведение итогов

I.Метод: беседа

Прием: эвристическая беседа

— Какие признаки сложного предложения вы знаете?

— Каковы средства связи между простыми предложениями, входящими в состав сложного?

— На какие виды делятся сложные предложения в зависимости от характера союза?

— Где преимущественно употребляются сложные предложения?

II. Метод: слово учителя

Прием: комментирующее, обобщающее слово

Что вы думаете о прошедшем занятии? Что было для вас важным? Чему вы научились? Что вам понравилось? Что осталось неясным?

(выставление отметок за урок, подведение итогов урока, выявление учащихся, усвоивших и не усвоивших новый материал)

I. Метод: беседа

Прием: эвристическая беседа





II. Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное слушание


Приложение



Отрывок из сказки Владимира Митыпова «Мамонтенок Фуф»


Когда сне(г,к) сошёл совсем и на дерев…ях стали разворачиват(?)ся клейкие ушки листочков, Фуф, держась за мамин хвост, отправился на юг. Там, среди невысоких2 ск…листых горок в ш…роких долинах, текло множество небольших речек — притоков великой Амгау. По б…регам шумели берёзовые и буковые рощи, над водой нав…сали мягкие кустарники, а земля была покрыта высоким ковром сочных тра(в,ф). Для стада мамонтов здесь, конечно, не хватило бы пищи на всё лето, но для Фуфа с матерью было вдоволь. И не только для них. Тут жили гиган(?)ские2 олени, горделиво н…сившие на голове целый лес р…го(в,ф)4. 

В…дились олени поменьше, дикие свиньи, целые стада красивых тоненьких косуль и антилоп. Здесь же где-то неторопливо и важно похаживал шерстистый носоро(г,к)  Рум — хозяин этих мест. Хоть ростом он был не намного меньше мамонта, пищи хватало и для него— он выглядел всегда сытым и самодовольным, несмотря на угрюмый и необщительный нра(в,ф). Этот неотёсанный верзила был дальним родственником2 мамонтов и потому приходился Фуфу кем-то вроде дяди1. 



  1. Выписать тест, вставить пропущенные буквы.

  2. Найти в тексте разные виды СП, определить вид СП, подчеркнуть грамматические основы, нарисовать схемы.

  3. Выполнить разборы.





Тест.

1. Какое из следующих утверждений верно?

а) Простые предложения соединяются в сложные при помощи интонации и союзов.

б) Сложные предложения могут быть сложносочинёнными, сложноподчинёнными и союзными.

в) Простые предложения в составе сложного обладают интонационной законченностью.

г) Сложное предложение — это предложение, состоящее из двух или нескольких простых предложений (предикативных частей), соединённых в одно целое по смыслу и интонационно.

Ответ: 

2. Определите вид предложения В саду поселилась осень, но листья нашей берёзы оставались зелёными и живыми.

а) простое,  б) сложносочинённое, в) сложноподчинённое, г) бессоюзное

Ответ: 

3. Найдите четвёртое лишнее предложение.

а) Летучие мыши низко и косо чертят чёрными зигзагами воздух и порою почти касаются лица. 

б) Где сосны дремотно тихи, глухая поляна поселит сухие и мягкие мхи.

в) Она вышла навстречу Саше на веранду, где стоял неубранный стол.

г) Был тот особенный вечер, какой бывает только на Кавказе.

Ответ: 

4. Определите, чем соединены части в предложении Угасает закат, ночь идёт на заставы, грозовое молчанье тревогу таит.

а) подчинительным союзом, б) союзным словом, в) сочинительным союзом, г) интонацией

Ответ: 



13




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!