СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Союз как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Союз как служебная часть речи

Цель: знакомство с союзом как служебной частью речи, его ролью в предложении и тексте.

Задачи: 1. Формировать умение находить в предложении союзы, определять их роль в предложении, различать функции сочинительных и подчинительных союзов;

2. Развивать творческую, речевую и мыслительную активность, коммуникативные качества личности;

3. Воспитывать уважительное отношение к семье и семейным ценностям, позицию уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося.

Просмотр содержимого документа
«Союз как часть речи»

Тема: Союз как служебная часть речи

Цель: знакомство с союзом как служебной частью речи, его ролью в предложении и тексте.

Задачи: 1. Формировать умение находить в предложении союзы, определять их роль в предложении, различать функции сочинительных и подчинительных союзов;

2. Развивать творческую, речевую и мыслительную активность, коммуникативные качества личности;

3. Воспитывать уважительное отношение к семье и семейным ценностям, позицию уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы и приёмы: репродуктивный, проблемно-поисковый, исследовательский

Оборудование: блок-схемы, карточки для индивидуальной работы, раздаточный материал, слайдовая презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Ребята, я думаю, что все мы уже устали от долгой холодной зимы, мечтаем о том, чтобы поскорее начал таять снег, чтобы яркое тёплое солнышко приблизило весну. Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем успехов на нашем уроке себе и своим товарищам. И с хорошим настроением начнем урок.

  1.   Запись числа, классной работы

-Ребята, сегодня мы начинаем изучение новой темы, название которой мы определим и сформулируем чуть позже. Для темы оставьте строчку. В процессе работы над этой ней мы будем сравнивать, делать выводы, анализировать, работать в группах.

  1. На предыдущих уроках вы познакомились с первой служебной частью речи – предлогом. И сейчас мы проведём небольшую лингвистическую разминку, чтобы вспомнить то, что знаем о предлоге. Лингвистическая разминка:

1 ученик работает у доски: записывает словосочетания с предлогами, объясняет их правописание:

(В) течени… семейного ужина

Благодаря поддержк… мамы

(В)следстви… (не)большой ссоры

Достать из(под) ёлки

(Не)смотря на разные взгляды

Поговорить на(счёт) подарка

Остальные  выполняют тестирование:

  1. Части речи изучает:

А. Фонетика Б. Синтаксис В. Морфология

2) К самостоятельным частям речи не относится:

А. Наречие Б. Предлог В. Глагол

3) По происхождению выделяются предлоги:

А. Производные Б. Составные В. Производные и непроизводные

4) По составу выделяются предлоги:

А. Сложные Б. Простые В. Простые, сложные и составные

5) Предлоги:

А. Склоняются Б. Не изменяются В. Спрягаются

6) В предложении предлоги

А. Являются главными членами предложения

Б. Являются второстепенными членами предложения

В. Не являются членами предложения

На основе ответов составляется рассказ о предлоге.


  1. Слово учителя. Введение в тему урока.

Ребята, как вы думаете, какой общей темой можно объединить словосочетания, записанные на доске? (Семья).  В жизни любого человека Нет ничего важнее, ближе и дороже семьи, родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр.

Ученица читает стихотворение:

. А что такое семья? (Ответы учеников).

Семья – это счастье, любовь и удача, 
Семья – это летом поездки на дачу. 
Семья – это праздник, семейные даты, 
Подарки, покупки, приятные траты. 
Рождение детей, первый шаг, первый лепет, 
Мечты о хорошем, волнение и трепет. 
Семья – это труд, друг о друге забота, 
Семья – это много домашней работы. 
Семья – это важно! Семья – это сложно! 
Но счастливо жить одному невозможно! 
Всегда будьте вместе, любовь берегите, 
Обиды и ссоры подальше гоните, 
Хочу, чтоб про нас говорили друзья: 
Какая хорошая Ваша семья!

Учитель: Семья – это крепкий союз. Обратите внимание на наш эпиграф:

«Настоящую семью связывают не узы крови, но узы уважения и радости» (Бах Ричард).

- Ребята, как вы понимаете смысл этого высказывания?

- Что такое узы? Назовите родственные слова (узел, вязать, связанный).

5. Найдите в эпиграфе части речи, которые не относятся к самостоятельным. С частицами мы более подробно познакомимся позже, а пока я предлагаю вам прослушать небольшое четверостишие, и если вы верно назовёте последнее слово, то поймёте, какой теме посвящён наш сегодняшний урок:

Задача наша – соединять

В надёжные, крепкие узы.

Знать нас, ребята, должны вы на «пять»!

Нас называют - ….. (союзы).

Давайте познакомимся с этимологией слова СОЮЗ. Приглашаю лингвистов.

Диана: Слово СОЮЗ пришло из старославянского языка. Оно образовано с помощью приставки СЪ (СО, которая обозначает СОЕДИНЕНИЕ, СБЛИЖЕНИЕ, СВЯЗЬ, например: СОдружество, Согласие, Сотворчество). Слово СОЮЗ родственно словам УЗЕЛ, ВЯЗАТЬ, УЗЫ.

Учитель: А я обращаю ваше внимание на второй эпиграф, это высказывание великого русского учёного М.В.Ломоносова:

«Союзы есть не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются».

Рамазан: Название этой части речи – союз – появилось в 17-веке. В русском языке насчитывается около 250-ти союзов. В 19-ом веке в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль так определил значение слова СОЮЗ: «Взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смык, сцепление; часть речи, частичка, связующая слова».

Андрей: А в «Толковом словаре» Сергея Ивановича Ожегова слово СОЮЗ определено так: «В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения».

6. Учитель: Итак, чтобы точно определить функцию союзов, давайте проведём ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.

Давайте выявим основные функции союзов.

Запись предложений с последующим разбором, составлением схем.

1. В трудной ситуации со мной рядом всегда мама и папа, брат и сестра.

[Ɵ и Ɵ, Ɵ и Ɵ].

2. Я всегда могу обратиться за советом к маме, и папа сможет дать толковый совет, и брат не оставит в беде.

[ = - ], и [ - = ], и [ - = ].

- Какие слова вы внесли в схемы? (Союзы).

- Почему в схеме отображаются именно союзы, а не предлоги или слова самостоятельных частей речи? Что соединяют союзы в данных предложниях? (В первом предложении союз соединяет однородные члены, а во втором предложении – части сложного предложения).

- Исходя из проделанной работы, определите, что такое союз как служебная часть речи. (Союз – это служебная часть речи, используемая для связи однородных членов и частей сложного предложения)

Ребята, сравните это определение с определением, данным в учебнике.

7. - Составьте предложения по данному началу так, чтобы в первом случае союз И соединял простые предложения в сложном, а во втором – однородные члены предложения. Обратите внимание на постановку запятой, разделяющей простые предложения в составе сложного, и ее отсутствие между однородными членами, связанными союзом И.

Ромашка- символ любви и…( верности )

Наша страна-Россия, и мы ….

  1. Работа с текстом:

Наша семья очень дружная потому что мы любим и уважаем друг друга. Если кто(то) нуждает(?)ся в помощи и поддер…ке он всегда может ра…считывать на остальных. Родители заботят(?)ся о нас а мы стараемся во всём им п…могать. А добрые традиц…. обер…гают сч…стье покой и благополучие в доме. Я хочу чтобы из нашего дома (н…)когда (не)ух…дило тепло с…мейного оч…га.

Задания:

  1. Списать текст, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, вставить пропущенные знаки препинания, объяснить.

  2. Дифференцированное: 1 группа (сильные) - Синтаксический разбор 4-го предложения. Выяснить роль союзов в тексте, определить сочинительные и подчинительные союзы.

2 группа (слабые) – Найти в тексте все союзы, взять их в овал, определить простые союзы и составные.

  1. Таким образом, мы определили с вами три основные функции союза: связь

  • однородных членов предложения,

  • частей сложного предложения,

  • предложений в единый текст.

Вывод:Сочинительные союзы выполняют функцию объединения, присоединения, противопоставления, т.е. используется принцип равноправия, а вот подчинительные союзы используют принцип подчинения. Делаем вывод о том, что такие же отношения и в нашей человеческой жизни. Люди живут спокойно, чувствуют себя в безопасности лишь тогда, когда отношения между ними построены на взаимопонимании, уважении. 



  1. - Как вы думаете, какой союз является наиболее употребительным? (союз И).

Ученые исследовали союз И, его значение, частоту употребления и обнаружили:

- слово И – один из самых древних союзов русского языка,

- слово И – за тысячелетия – не изменило своего звучания,

- слово И – за тысячелетия не изменило своего значения,

- слово И – было и остается исключительно частотным словом.

- Как вы думаете, почему? (Очевидно, все дело в значении союза И. Ведь он, по мнению некоторых ученых, обозначает сходство, близость, равенство, соединение предметов при их сопоставлении. А это – общее свойство всего мира. Поэтому союз И употребляется чаще других слов, сохраняет это важное значение и в течение тысячелетий не изменяется). А различие предметов передается с помощью других союзов (а, но).

Кстати этот союз очень любил А.С.Пушкин.



Перед вами строки из известной вам поэмы А.С.Пушкина «Полтава» (слайд):

Пирует Петр. И горд, и ясен.

И славы полон взор его.

И  царский лик его прекрасен.



Назовите, какие функции выполняют союзы? (Соединяют простые предложения в сложные; соединяют предложения в текст).



Давайте проанализируем предложение:

Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.



  1. Вы знаете, что если в тексте повторяется одно и то же слово, то его нужно заменить синонимом или близким по значению словом. Однако повторы могут быть особым приёмом выразительности в текстах. Это прием называется многосоюзием. С их помощью выделяется наиболее важное в тексте, подчеркивается то, на что хочет обратить внимание читателя автор. В стихах и песнях повторы помогают создать ритм. Многосою́зие (полисиндетон) — стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов.

  2. Давайте обобщим то, что мы узнали о союзе.

Физминутка Мы пройдёмся по дорожке

Чтобы отдохнули ножки,

Мы пройдёмся по дорожке.

Но дорожка не простая —

Нас от парт не отпускает. (Ходьба на месте.)

Голову тяну к плечу,

Шею я размять хочу.

В стороны разок-другой

Покачаю головой. (Вращение головой вправо и влево.)

Пальцы ставим мы к плечам,

Руки будем мы вращать.

Круг вперёд,

другой - вперёд,

А потом наоборот. (Руки к плечам, вращение вперёд и назад.)

Хорошо чуть-чуть размяться.

Снова сядем заниматься. (Дети садятся за парты.)

13.

Учитель: А сейчас поработаем с опорной схемой. Внимательно рассмотрите её и скажите, что ещё вы узнали о союзах?

С О Ю З

1. По морфологическому составу

Простые:

А, НО,ТОЖЕ , ЧТО, ЕСЛИ, ДА, ТАКЖЕ.

Составные:

Потому что; так как; 
После того, как; 
Несмотря на то, что.

2. По употреблению

Одиночные:

Песни И стихи.

Повторяющиеся:

И стихи, И песни.

Двойные:

Как…, так и

Не только…, но и.

3. По синтаксическим функциям

Сочинительные:

А) соединительные: и; ни-ни; тоже, также, да (=и)


Б) противительные: а; но; зато.

В) разделительные: или; или-или; либо-либо; то-то; не то-не то; то ли-то ли.

Подчинительные:

А) временные: с тех пор, как.
Б) причинные: потому что.
В) целевые: затем; чтобы.
Г) условия: если.
Д) уступительные: хотя.
Е) сравнительные: как.
Ж) изъяснительные: что.



Я предлагаю вам составить кластер –«паучок» о союзе как служебной части речи.

Составление кластера на доске и в тетрадях

По частоте использования союз занимает 7 место в речи. Их можно встретить как в художественной, так и в научно-популярной литературе. Я предлагаю Вам объединиться в группы и сыграть в лингвистическую игру «Собери пословицу».

так и

Семья сильна

цветок без запаха

когда

Вся семья вместе

Родине служить


Надо сильным, смелым быть

над ней крыша одна

Чтобы

Рассеянный ничего не знает

душа на месте

что

Не будет добра

потому что ворон считает

потому что

Человек без друзей

что дерево без корней

что

Семья без детей

в семье вражда

а

В гостях хорошо

а дома лучше

и

Добро по миру не рекой течёт

стены помогают

коли

В своем доме

семьёй живёт



  1. Семья сильна, когда над ней крыша одна.

  2. Вся семья вместе, так и душа на месте.

  3. Не будет добра, коли в семье вражда.

  4. Семья без детей, что цветок без запаха.

  5. Надо сильным, смелым быть, чтобы Родине служить.

  6. Рассеянный ничего не знает, потому что ворон считает.

  7. Человек без друзей, что дерево без корней.

  8. В гостях хорошо, а дома лучше

  9. В своем доме и стены помогают.

  10. Добро по миру не рекой течёт, а семьёй живёт.

  11. В гостеприимной семье люди собираются, а в реке, богатой водорослями, - рыба - Сән заңгта бүлд әмтн цуглрдг, замгта hолд - заhсн цуглрдг(калмыцкая пословица)

Задание №3 «Угадай пословицу»
Учитель:
- Отгадайте  пословицы, объясните смысл, запишите  в тетрадь. Объясните  роль союза.
1) не, словами, по, а, по, делам, судят;
2) товарища, лучшие, себя, а, не, ищи, хуже;
3) закалка, там, и, смекалка, где;
4) легко, что, достается, ценится, дешево, то;
5) мягко, да, жестко, стелет, спать.

Сочинительные союзы

Соединительные
и, не только - но и,
Как – так и; да (и)

Противительные
а, но да, однако (же), зато

Разделительные
или, либо, то – то,
не то – не то

Задание №1 «Мнение группы». Работа в группах.
Учитель:
- Продолжите мысль. Составьте сложное предложение. Каждая группа использует предложенный сочинительный союз. 
I группа (разделительный союз)
II группа (соединительный союз)
III группа (противительный союз)

1) Мы должны бережно относится к природе.......
Например: (или природа может погибнуть.)
2) За последние годы изменилось наше отношение к природе.......
Например: (и об этом говорят результаты исследования…..)
3) Каждый человек обязан беречь богатства Земли........
Например: (а не убивать животных, губить деревья и цветы, загрязнять водоемы…)


  1. Закрепление изученного о союзах.

  1. Игра «Найди лишнее»:

  1. И, А, НО, ИЛИ, ТОЖЕ, ПОТОМУ ЧТО.

  2. КОГДА, ЕСЛИ, ЧТО, И, ПОКА

  3. ИЛИ,ЧТОБЫ, НАСЧЁТ, ЧТО

  4. ВСЛЕДСТВИЕ, В ТЕЧЕНИЕ, ВВИДУ, ПОТОМУ ЧТО

Проверка выполнения.

  1. Работа в парах. Ребята, мы сегодня говорили о семье, о её роли в нашей жизни. Давайте попробуем составить «Правила семьи», которые помогут вам сохранять, ценить и беречь семью. Продолжите предложения, выделите союзы овалом. Какие предложения у вас получатся: ССП или СПП?

  1. Цени и береги своих близких, потому что…

  2. Когда у тебя плохое настроение, ….

  3. Никогда не груби своим родным, так как….

  4. Если ты нечаянно обидел кого-то, ….

  5. Чтобы мама меньше уставала, ….

Проверка составленных учениками предложений.

6.Контроль: Тест с последующей взаимопроверкой.

1. Продолжи определение: Союз – это

А. самостоятельная часть речи

Б. служебная часть речи

В. часть слова

2. Союз связывает… . Выбери полный ответ:

А. Части сложного предложения

Б. Однородные члены предложения

В. Однородные члены предложения и части сложного предложения.

3. Укажите предложение, в котором союз связывает однородные члены предложения

А. На улице дождь непрерывный, а дома тепло и светло.

Б. Мне бабушка сказку расскажет и сладкий пирог испечёт.

В. Пусть счастливы будут все семьи, и радость войдёт в каждый дом.

4. Найдите ССП:

А. Мама спит, она устала.

Б. Хорошо, когда мы вместе.

В. Мама дома, и дом в порядке.

5. Укажите английский союз, соответствующий русскому союзу «НО»

А. but

Б. and

В. if

7. Заключительное слово учителя.

Ребята, в заключение нашего урока я хотела бы рассказать вам одну притчу.

Камни.

Однажды профессор философии перед лекцией зашёл в аудиторию и разложил на столе несколько вещей. Когда началось занятие, он молча взял пустую банку и заполнил её камнями. Затем спросил: «Банка полная?» «Да!» - согласились студенты. Тогда профессор достал коробку с мелкой галькой и высыпал её в эту же банку. Галька заполнила щели между камнями. «Банка полная?» - опять спросил профессор. Они рассмеялись и согласились, что теперь банка полная. Тогда профессор достал коробку с песком и высыпал её содержимое в ту же банку. Песок заполнил всё оставшееся пространство в банке. «Теперь, - сказал профессор, - я хочу, чтобы вы поняли, что это - ваша жизнь. Камни – важные вещи: ваша семья, ваше здоровье, ваши друзья. Если бы всё остальное было потеряно, ваша жизнь ещё была бы полна. Галька – другие вещи, которые тоже важны в вашей жизни: ваш дом, работа, автомобиль. Песок – всё остальное, это просто мелочи жизни. Если вы сначала наполните банку песком, то не будет места для гальки и камней. То же происходит и в жизни. Если вы будете тратить всё своё время и энергию на мелочи, у вас никогда не будет места для вещей, которые являются для вас важными. Заботьтесь сначала о камнях – это то, что действительно имеет значение. Всё остальное – только песок.

8.Рефлексия. Ребята, если урок вам понравился, материал не был сложным и вы всё усвоили, поставьте на полях в тетради !

Если вам не всё показалось понятным и интересным, у вас ещё есть вопросы, поставьте ?

Если материал оказался слишком сложным и неинтересным, поставьте знак – (минус)

9. Домашнее задание: параграф 52 (стр.182 – 183), 1 группа – упр.426, 2 группа – упр.427

10.Оценивание.

Синквейн , фонетический разбор слова союз

Синквейн Союз

Сочинительный, подчинительный

Соединяет, объединяет, разделяет

Единство

Д/з: параграф 58,упр.357 или найти пример многосоюзия в художественной литературе


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!