СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Союз как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока 7 класс УМК Разумовской 

Просмотр содержимого документа
«Союз как часть речи»

Приветствие  Желаю (соприкасаются большими пальцами); Успеха (указательными); Большого (средними); Во всем (безымянными); И везде (мизинцами); Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью).

Приветствие

  • Желаю (соприкасаются большими пальцами);
  • Успеха (указательными);
  • Большого (средними);
  • Во всем (безымянными);
  • И везде (мизинцами);
  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью).
Щадящий опрос .   Кто и что вокруг растет,       Что лежит и кто живет:       Имя удивительное!       Это...?                       (существительное)

Щадящий опрос .

  • Кто и что вокруг растет,      Что лежит и кто живет:      Имя удивительное!      Это...?                       (существительное)
   Применяем все мы это         Вместо имени предмета,         Нам на всё оно укажет,         Но имён ничьих не скажет.         Часто очень применяется,         Без него, как ни крутись,         В речи нам не обойтись.         (местоимение)
  •    Применяем все мы это        Вместо имени предмета,        Нам на всё оно укажет,        Но имён ничьих не скажет.        Часто очень применяется,        Без него, как ни крутись,        В речи нам не обойтись.         (местоимение)
Он предметы оживляет,       Всех их в дело вовлекает,       ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,       Строго сам за тем следит.       Он три времени имеет       И спрягаться он умеет.       Детям строят много школ,       Чтоб все знали про…             (глагол)
  • Он предметы оживляет,      Всех их в дело вовлекает,      ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,      Строго сам за тем следит.      Он три времени имеет      И спрягаться он умеет.      Детям строят много школ,      Чтоб все знали про…             (глагол)
Признаки действий оно означает,       Всем любопытным оно отвечает       КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО?       ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?     Очень не любит оно изменяться,       Род не имеет, не хочет склоняться.         (наречие)
  • Признаки действий оно означает,      Всем любопытным оно отвечает      КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО?      ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?    Очень не любит оно изменяться,      Род не имеет, не хочет склоняться.         (наречие)
Быстро предметы оно сосчитает,         Строгий порядок при счёте их знает.         На два вопроса ответит вам только,         Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО?          Как его звать, кто скорей догадается?     (числительное)
  • Быстро предметы оно сосчитает,        Строгий порядок при счёте их знает.        На два вопроса ответит вам только,        Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО?         Как его звать, кто скорей догадается?     (числительное)
Вам подробно все расскажут.       Чей, какой тебе покажут.       С существительным всегда,       Словно не разлей вода.           (прилагательное)
  • Вам подробно все расскажут.      Чей, какой тебе покажут.      С существительным всегда,      Словно не разлей вода.           (прилагательное)
НА дороге пёс сидит,         ЗА дорогой столб стоит.         ДО дороги добегу,         ПОД дорогой пробегу.         Там подземный переход.         Нам В рассказе О дороге         Очень помогли…               (предлоги)
  • НА дороге пёс сидит,        ЗА дорогой столб стоит.        ДО дороги добегу,        ПОД дорогой пробегу.        Там подземный переход.        Нам В рассказе О дороге        Очень помогли…               (предлоги)
Объединять и связывать стараюсь       Я равных и неравных в нужный час.         Порою я совсем не повторяюсь,         Порою повторяюсь много раз.     ( союз)
  • Объединять и связывать стараюсь      Я равных и неравных в нужный час.        Порою я совсем не повторяюсь,        Порою повторяюсь много раз.     ( союз)
Двадцатое февраля. Классная работа. «Союз как служебная часть речи»

Двадцатое февраля.

Классная работа.

«Союз как служебная часть речи»

История появления слова СОЮЗ.   Название «союз» появилось в XVII веке. В русском языке около 250 союзов.  Само слово «союз» пришло в русский язык из старославянского, в котором оно было образовано с помощью приставки СО - от слова, корень которого дошёл до нас в словах УЗЕЛ, УЖ, ВЯЗАТЬ, УЗЫ.

История появления слова СОЮЗ.

Название «союз» появилось в XVII веке. В русском языке около 250 союзов.

Само слово «союз» пришло в русский язык из старославянского, в котором оно было образовано с помощью приставки СО - от слова, корень которого дошёл до нас в словах УЗЕЛ, УЖ, ВЯЗАТЬ, УЗЫ.

Работа со словарями . В XIX веке в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даль так определил значение слова «союз»: «взаимные узы, связь, скрепа, соединенье, смык, сцепленье; часть речи, частичка, связующая слова». В XX веке «Толковый словарь русского языка » С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой слово «союз» объясняет так: « В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения».

Работа со словарями .

  • В XIX веке в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даль так определил значение слова «союз»: «взаимные узы, связь, скрепа, соединенье, смык, сцепленье; часть речи, частичка, связующая слова».
  • В XX веке «Толковый словарь русского языка » С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой слово «союз» объясняет так: « В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения».
Отличия определений Такое различие объясняется тем, что наука о языке постоянно развивается, и в XX в. Учёные-лингвисты, используя достижения предшественников, знали о языке и его законах больше, чем ученые XIX в., что и отразилось в словарях. Но нужно помнить, что словари С.И. Ожегова и В.И. Даля были предназначены для широкого круга читателей, и поэтому указали не все признаки этой части речи, известные специалистами. Именно поэтому в словаре С.И. Ожегова не используется термин «однородные члены предложения».

Отличия определений

  • Такое различие объясняется тем, что наука о языке постоянно развивается, и в XX в. Учёные-лингвисты, используя достижения предшественников, знали о языке и его законах больше, чем ученые XIX в., что и отразилось в словарях. Но нужно помнить, что словари С.И. Ожегова и В.И. Даля были предназначены для широкого круга читателей, и поэтому указали не все признаки этой части речи, известные специалистами. Именно поэтому в словаре С.И. Ожегова не используется термин «однородные члены предложения».
Пунктуационный разбор . Горят первые звезды, а вечерняя заря ещё долго светит над полями и лесами. Схема : [= -], а [- = о и о ].

Пунктуационный разбор .

Горят первые звезды, а вечерняя заря ещё

долго светит над полями и лесами.

Схема :

[= -], а [- = о и о ].

Физкульминутка И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.) К небу руки потянули, Позвоночник растянули.  (Потягивания — руки вверх.) Отдохнуть мы все успели И на место снова сели.

Физкульминутка

И направо и налево.

(Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой,

потом наоборот — правой ступни левой рукой.)

К небу руки потянули,

Позвоночник растянули.  (Потягивания — руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели.

 Вода около корабля светилась, и по ней тихо ходили бледные огни, угасая, выплывая на поверхность и опять уходя (в)глубь, таинственную и страшную.  Но вот солнце село, а город все выплывал и выплывал (на) встречу. Дома выр(?)стали, огоньки заж(?)гались рядами и в бе(?) порядке дрожали в воде, двигаясь и перекрещиваясь внизу. Пароход шел (в)продолжени(?) двух часов вдоль земли, пристаней и построек. (В)последстви(?) остановились в залив(?), а утром пароход потихоньку подтянулся к пристан(?).
  • Вода около корабля светилась, и по ней тихо ходили бледные огни, угасая, выплывая на поверхность и опять уходя (в)глубь, таинственную и страшную.
  • Но вот солнце село, а город все выплывал и выплывал (на) встречу. Дома выр(?)стали, огоньки заж(?)гались рядами и в бе(?) порядке дрожали в воде, двигаясь и перекрещиваясь внизу. Пароход шел (в)продолжени(?) двух часов вдоль земли, пристаней и построек. (В)последстви(?) остановились в залив(?), а утром пароход потихоньку подтянулся к пристан(?).
Взаимопроверка Вода около корабля светилась, и по ней тихо ходили бледные огни, угасая, выплывая на поверхность и опять уходя вглубь, таинственную и страшную.  Но вот солнце село, а город все выплывал и выплывал навстречу. Дома вырастали, огоньки зажигались рядами и в беспорядке дрожали в воде, двигаясь и перекрещиваясь внизу. Пароход шел в продолжение двух часов вдоль земли, пристаней и построек. Впоследствии остановились в заливе, а утром пароход потихоньку подтянулся к пристани.  (по В. Короленко)

Взаимопроверка

  • Вода около корабля светилась, и по ней тихо ходили бледные огни, угасая, выплывая на поверхность и опять уходя вглубь, таинственную и страшную.
  • Но вот солнце село, а город все выплывал и выплывал навстречу. Дома вырастали, огоньки зажигались рядами и в беспорядке дрожали в воде, двигаясь и перекрещиваясь внизу. Пароход шел в продолжение двух часов вдоль земли, пристаней и построек. Впоследствии остановились в заливе, а утром пароход потихоньку подтянулся к пристани.
  • (по В. Короленко)
Тест. 1. В русском языке есть ____________- и служебные части речи.  2.Служебные части речи – это _________________________________.  3.Служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного, называются___.  4. Союзы бывают _______________________________________________.  5. Укажите предложение, в котором союз соединяет однородные члены предложения:  1) Костер потух, и даже угли подернулись ртутными капельками росы.  2) Волокна серой паутины плывут и тянутся с небес.  3) С неба не падал, не сеял, а словно оседал мелкий дождь.  6. Укажите предложение, в котором союз связывает простые предложения в составе сложного:  1) Заурчал, завизжал мотор, затряслась машина, и бешено закружились задние колеса, поднимая пыль.  2) Мы свернули палатку, взвалили на себя рюкзаки и пошли.  3) Весенний дождь хлестал кусты, и над землянкой злился ветер.

Тест.

  • 1. В русском языке есть ____________- и служебные части речи. 2.Служебные части речи – это _________________________________. 3.Служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного, называются___. 4. Союзы бывают _______________________________________________.
  • 5. Укажите предложение, в котором союз соединяет однородные члены предложения: 1) Костер потух, и даже угли подернулись ртутными капельками росы. 2) Волокна серой паутины плывут и тянутся с небес. 3) С неба не падал, не сеял, а словно оседал мелкий дождь.
  • 6. Укажите предложение, в котором союз связывает простые предложения в составе сложного: 1) Заурчал, завизжал мотор, затряслась машина, и бешено закружились задние колеса, поднимая пыль. 2) Мы свернули палатку, взвалили на себя рюкзаки и пошли. 3) Весенний дождь хлестал кусты, и над землянкой злился ветер.
Рефлексия Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнил задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрел (ла)… Я научился(лась)… Я смог (ла)… Я попробую… Меня удивили… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…

Рефлексия

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я выполнил задания…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я почувствовал, что…
  • Я приобрел (ла)…
  • Я научился(лась)…
  • Я смог (ла)…
  • Я попробую…
  • Меня удивили…
  • Урок дал мне для жизни…
  • Мне захотелось…
Домашнее задание. Параграф 32 Упражнение 393

Домашнее задание.

  • Параграф 32
  • Упражнение 393


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!