Литературное чтение (обучение грамоте)
Дата проведения. 20.11.2016
Тип урока: изучение нового материала.
Тема: Согласные звуки [д] [д’], буквы Д д.
Цели:
познакомить с согласными звуками [д], [д’] и буквами Д д;
научить вычленять в речи согласные звуки [д], [д’], обозначать их в письменной речи, читать слоги и слова с изученными буквами, составлять сюжетный рассказ по картинке;
развивать умение давать звукам [д], [д’] характеристику как звукам твердым, мягким, звонким.
создать условия для формирования навыка чтения вслух, развития речи, памяти и логического мышления.
Формируемые УУД:
Личностные: формирование любознательности, активности и заинтересованности в познании мира; способности к организации собственной деятельности; доброжелательности, умения слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Регулятивные: Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия; обеспечение учащимся организации их учебной деятельности; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
Коммуникативные: Управление поведением партнера, контроль; сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения.
Познавательные: Самостоятельное формулирование познавательной цели; анализ объектов с целью выделения признаков; умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, буквы Д, д, карточки для обозначения звуков, буквы на магнитах, учебник «Азбука».
Ход урока
I.Организационный момент.
Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.
- Ребята, к нам на урок сегодня спешат гости.
- Живут в лесном царстве - государстве маленькие человечки. Ходят они по узким тропинкам, фонарями освещая себе путь. Плечом к плечу борются со страхом, помогают друг другу. Сегодня к нам в гости пришёл один из них.
- Для того, чтобы узнать кто это, вам необходимо разгадать загадку.
Он носит вместо шапки
Весёлый колпачок.
И ростом он всего лишь
С ребячий башмачок.
-Это...(гном)картинка на доску
Он будет в роли учителя, а я буду ему помогать. Гном научит нас многим премудростям, а мы их соберем в свой багаж знаний.
- Вы должны точно так же, как гномы помогать друг другу, быть внимательными.
II Актуализация опорных знаний
- Прежде всего Гном хочет проверить, чему мы уже научились. И предлагает провести
«Разминку для ума»
- В каждом ряду определи «Лишнюю» букву и объясни
А, о , у, и.
Л, н, о, м.
М, т, р, л.
Чтение слогов с доски(индивидуально-магнитные буквы)
Чтение слогов со слайда
III. Мотивационное начало урока. Сообщение темы и целей урока.
- Ребята, Гном нами доволен. Он нас приглашает к себе в гости. Это – дом Гнома.
Вот только … Мы же совсем забыли познакомиться с ним. А подскажет нам имя Гнома следующее задание.
- Из первых букв каждого слова – названия предмета, составьте имя гнома.
(Дима)
Дом Гнома Димы построен (из чего?)из дерева.
- Все ли буквы в слове нам уже знакомы? (Не знакома буква Д)
- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Различать звуки [д] и [д'], узнать все о букве Д, читать слоги, слова и предложения с буквой Д.)
IV Изучение нового материала
1) Получение новых сведений о звуках [д]–[д,]. Исследовательская работа
- Ребята, давайте поработаем с этими словами: дом, Дима.
- Произнесите слово «дом». Из скольки слогов состоит это слово?
- Произнесите первый звук. Что мы можем сказать об этом звуке? Охарактеризуйте остальные звуки в слове.
- Произнесём слово Дима/
- Назовите первый звук. Охарактеризуйте его.
- Как произносится первый согласный звук в слове «дом» (Твёрдо)
- А как произносится первый согласный звук в слове «Дима»? (Мягко)
- Какой можно сделать вывод? (Звуки [д]–[д,] парные по твёрдости – мягкости).
Игра "Поймай звук".
[Д] - хлопают [Д']- топают
Дело, домино, дудочка, Дима, подружка, дети, радость, гвоздика, Денис, дружба, девочка, дочка, добро.
2) Знакомство с буквой Д.
- Ребята, как вы думаете, как будет называться буква, которой обозначаются звуки [д]–[д,] при письме?
- Посмотрите, это печатная заглавная (большая) и строчная (маленькая) буква Д.
- На что похожа печатная буква Д? (На дом, на печку, на трубу и т. д.)
Этот домик – буква Д.
В домике окошко.
Из трубы идёт дымок,
А в окошке кошка. Картинка на доску и выучить стих
- Найдите букву Д на ленте букв. Что еще можем сказать про букву д?
Вывод: буква д обозначает согласный звук, может быть мягким и твердым, обозначает звонкий звук.
Работа в паре Кто быстрее найдет дорогу к дому Гнома только по буквам д
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА на слайде
3)Знакомство со старинной буквой Д.
- Рассмотрите старинную букву Д.
- Похожа она на современную?
- Ребята, в старинной славянской азбуке каждой букве соответствовал не звук, а слово. По-старославянски буква Д называлась «добро».
- Что означает это слово? ( Добрые дела, открытость, чуткость, правильные поступки человека).
- А вы можете назвать себя добрыми?
4) А сейчас давайте сделаем зарядку для язычка.
Дом у дуба, дуб у дома.
- Ребята, читаем медленно, быстро, весело, грустно.
5)Чтение слогов с буквой д( магнитные буквы)
6)Чтение текста с буквой д
7)Работа с учебником. Объяснение значения пословицы.
- Как вы понимаете пословицу «Терпенье и труд все перетрут»
- А какую работу вы выполняете каждый день? (Ваша работа – это учёба)
Работа с «однокоренными» словами (без употребления термина) запись на обороте доски
Вода Труд
Водопад Трудна
Водолаз
Водные
Подводные
-Как называют людей ,которые работают под водой?
8)Чтение «верх ногами», «через решетку» ( читающие дети)
Стр. 105 Чтение текста о водолазах. Вопросы по содержанию текста.
- Кто такие водолазы?
- Где работают?
- Кем являются папы Нади и Димы?
- Что они делали на дне реки?
- Почему работа водолазов очень трудна и опасна? (Они спускаются глубоко под воду, дышат они с помощью баллонов с кислородом. Нужно быть очень осторожными, в море могут встретиться опасности)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Музыкальная-Веселый гном» гном прощается
9) Составление предложений по картинке детьми.
- Что вы видите на картинке? (Водолазов. Они обследуют дно, очищают от ненужного мусора; ищут затонувшие корабли.)
- Что увидели водолазы на дне реки? (Сокровища, клад)
- Что ещё видели водолазы на морском дне? (Медузу, морскую звезду, осьминога, раковину с жемчугом, рыбу - пилу)
- Какая пословица подходит к составленному рассказу («Авось» да «как - нибудь» до добра не доведут)
10) Работа с многозначным словом «Звезда»
Да – да – да – в небе яркая звезда.
Ду – ду- ду – на дне увидел я звезду.
Ди – ди – ди – на листе звезду найди.
Да – да – да – песенку поёт звезда.
V. Закрепление изученного материала
Игра «Звук заблудился».
– Какой звук «заблудился»?
Мама с бочками (дочками) пошла
По дороге вдоль села.
Сели в ложку (лодку) и – айда!
По реке туда-сюда.
На поляне весной
Вырос зуб (дуб) молодой.
VI. Рефлексия
- У меня сегодня всё получилось.
- Я открыл новые знания.
- Я сегодня доволен своей работой на уроке.
Ребята, а гном оставил вам подарок.