СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Согласный звук Д

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Согласный звук Д»

Литературное чтение (обучение грамоте)

Дата проведения. 20.11.2016

Тип урока: изучение нового материала.

Тема: Согласные звуки [д] [д’], буквы Д д.

Цели:

познакомить с согласными звуками [д], [д’] и буквами Д д;
научить вычленять в речи согласные звуки [д], [д’], обозначать их в письменной речи, читать слоги и слова с изученными буквами, составлять сюжетный рассказ по картинке;

развивать умение давать звукам [д], [д’] характеристику как звукам твердым, мягким, звонким.

создать условия для формирования навыка чтения вслух, развития речи, памяти и логического мышления.

Формируемые УУД:

Личностные: формирование любознательности, активности и заинтересованности в познании мира; способности к организации собственной деятельности; доброжелательности, умения слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Регулятивные: Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия; обеспечение учащимся организации их учебной деятельности; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Коммуникативные: Управление поведением партнера, контроль; сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения.

Познавательные: Самостоятельное формулирование познавательной цели; анализ объектов с целью выделения признаков; умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, буквы Д, д, карточки для обозначения звуков, буквы на магнитах, учебник «Азбука».

Ход урока

I.Организационный момент.

Если хочешь много знать,
Многого добиться,

Обязательно читать

Должен научиться.

- Ребята, к нам на урок сегодня спешат гости.

- Живут в лесном царстве - государстве маленькие человечки. Ходят они по узким тропинкам, фонарями освещая себе путь. Плечом к плечу борются со страхом, помогают друг другу. Сегодня к нам в гости пришёл один из них.

- Для того, чтобы узнать кто это, вам необходимо разгадать загадку.

Он носит вместо шапки
Весёлый колпачок.
И ростом он всего лишь
С ребячий башмачок.
-Это...(гном)картинка на доску


Он будет в роли учителя, а я буду ему помогать. Гном научит нас многим премудростям, а мы их соберем в свой багаж знаний.

- Вы должны точно так же, как гномы помогать друг другу, быть внимательными.

II Актуализация опорных знаний

- Прежде всего Гном хочет проверить, чему мы уже научились. И предлагает провести

«Разминку для ума»

- В каждом ряду определи «Лишнюю» букву и объясни

А, о , у, и.

Л, н, о, м.

М, т, р, л.

Чтение слогов с доски(индивидуально-магнитные буквы)

Чтение слогов со слайда


III. Мотивационное начало урока. Сообщение темы и целей урока.

- Ребята, Гном нами доволен. Он нас приглашает к себе в гости. Это – дом Гнома.

Вот только … Мы же совсем забыли познакомиться с ним. А подскажет нам имя Гнома следующее задание.



- Из первых букв каждого слова – названия предмета, составьте имя гнома.







(Дима)

Дом Гнома Димы построен (из чего?)из дерева.

- Все ли буквы в слове нам уже знакомы? (Не знакома буква Д)

- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Различать звуки [д] и [д'], узнать все о букве Д, читать слоги, слова и предложения с буквой Д.)


IV Изучение нового материала

1) Получение новых сведений о звуках [д]–[д,]. Исследовательская работа



- Ребята, давайте поработаем с этими словами: дом, Дима.

- Произнесите слово «дом». Из скольки слогов состоит это слово?

- Произнесите первый звук. Что мы можем сказать об этом звуке? Охарактеризуйте остальные звуки в слове.

- Произнесём слово Дима/

- Назовите первый звук. Охарактеризуйте его.

- Как произносится первый согласный звук в слове «дом» (Твёрдо)

- А как произносится первый согласный звук в слове «Дима»? (Мягко)

- Какой можно сделать вывод? (Звуки [д]–[д,] парные по твёрдости – мягкости).

Игра "Поймай звук".

[Д] - хлопают [Д']- топают

Дело, домино, дудочка, Дима, подружка, дети, радость, гвоздика, Денис, дружба, девочка, дочка, добро.

2) Знакомство с буквой Д.



- Ребята, как вы думаете, как будет называться буква, которой обозначаются звуки [д]–[д,] при письме?

- Посмотрите, это печатная заглавная (большая) и строчная (маленькая) буква Д.

- На что похожа печатная буква Д? (На дом, на печку, на трубу и т. д.)

Этот домик – буква Д.

В домике окошко.

Из трубы идёт дымок,

А в окошке кошка. Картинка на доску и выучить стих



- Найдите букву Д на ленте букв. Что еще можем сказать про букву д?





Вывод: буква д обозначает согласный звук, может быть мягким и твердым, обозначает звонкий звук.

Работа в паре Кто быстрее найдет дорогу к дому Гнома только по буквам д

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА на слайде

3)Знакомство со старинной буквой Д.



- Рассмотрите старинную букву Д.

- Похожа она на современную?

- Ребята, в старинной славянской азбуке каждой букве соответствовал не звук, а слово. По-старославянски буква Д называлась «добро».

- Что означает это слово? ( Добрые дела, открытость, чуткость, правильные поступки человека).

- А вы можете назвать себя добрыми?

4) А сейчас давайте сделаем зарядку для язычка.

Дом у дуба, дуб у дома.

- Ребята, читаем медленно, быстро, весело, грустно.

5)Чтение слогов с буквой д( магнитные буквы)

6)Чтение текста с буквой д

7)Работа с учебником. Объяснение значения пословицы.

- Как вы понимаете пословицу «Терпенье и труд все перетрут»

- А какую работу вы выполняете каждый день? (Ваша работа – это учёба)

Работа с «однокоренными» словами (без употребления термина) запись на обороте доски

Вода Труд

Водопад Трудна

Водолаз

Водные

Подводные

-Как называют людей ,которые работают под водой?

8)Чтение «верх ногами», «через решетку» ( читающие дети)

Стр. 105 Чтение текста о водолазах. Вопросы по содержанию текста.

- Кто такие водолазы?

- Где работают?

- Кем являются папы Нади и Димы?

- Что они делали на дне реки?

- Почему работа водолазов очень трудна и опасна? (Они спускаются глубоко под воду, дышат они с помощью баллонов с кислородом. Нужно быть очень осторожными, в море могут встретиться опасности)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Музыкальная-Веселый гном» гном прощается

9) Составление предложений по картинке детьми.

- Что вы видите на картинке? (Водолазов. Они обследуют дно, очищают от ненужного мусора; ищут затонувшие корабли.)

- Что увидели водолазы на дне реки? (Сокровища, клад)

- Что ещё видели водолазы на морском дне? (Медузу, морскую звезду, осьминога, раковину с жемчугом, рыбу - пилу)

- Какая пословица подходит к составленному рассказу («Авось» да «как - нибудь» до добра не доведут)

10) Работа с многозначным словом «Звезда»

Да – да – да – в небе яркая звезда.

Ду – ду- ду – на дне увидел я звезду.

Ди – ди – ди – на листе звезду найди.

Да – да – да – песенку поёт звезда.

V. Закрепление изученного материала

Игра «Звук заблудился».

– Какой звук «заблудился»?

Мама с бочками (дочками) пошла

По дороге вдоль села.

Сели в ложку (лодку) и – айда!

По реке туда-сюда.

На поляне весной

Вырос зуб (дуб) молодой.

VI. Рефлексия

- У меня сегодня всё получилось.

- Я открыл новые знания.

- Я сегодня доволен своей работой на уроке.


Ребята, а гном оставил вам подарок.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!