СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Содержание работы по устранению недостатков речи.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном этапе работы по устранению недостатков речи целесообразно использовать методику подгрупповой и индивидуальной коррекции.

Просмотр содержимого документа
«Содержание работы по устранению недостатков речи.»

Содержание работы по устранению недостатков речи

Цель: определить и апробировать основные направления и содержание работы по коррекции фонетико – фонематического недоразвития у школьников с интеллектуальными нарушениями

Задачи:

- создать установку на коррекционную работу,

- повысить уверенность школьников в достижении положительного результата,

- подготовить артикуляционный аппарат,

- развивать фонематический слух, самоконтроль,

- формировать речевое ключично – диафрагмальное дыхание,

- разработать и апробировать систему работы по коррекции фонетико – фонематического недоразвития у школьников с интеллектуальной недостаточностью.

На данном этапе работы по устранению недостатков речи

целесообразно использовать методику подгрупповой и индивидуальной коррекции. На индивидуальных занятиях работа ведется по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций с учётом возможностей каждого ребёнка. На подгрупповых занятиях дети объединяются. С ними проводится работа по автоматизации звуков, расширению словаря, развитию связной речи. В каждое занятие включаются задания на релаксацию, игры на развитие мелкой и общей моторики, голосовые и дыхательные упражнения, игры на внимание. Все задания объединяются одной темой или сюжетом сказки, рассказа. Основные требования при проведении индивидуальных и подгрупповых занятий (с детьми с нарушениями интеллектуального развития):

- Максимальная насыщенность изучаемым звуком.

- Сочетание учебных и игровых форм (интегрированные, комбинированные занятия).

- Наглядность в зависимости от возраста детей, этапа и содержания работы.

- Систематическая работа над развитием мышления, внимания, памяти.

- Постоянно звуко-буквенный анализ и синтез.

- Развитие связной речи по нарастающей сложности.

- Недопустимость использования дефектных звуков.

Система преодоления фонетико – фонематического недоразвития предусматривает два взаимосвязанных направления работы:

  1. Коррекцию произношения, т. е постановку и уточнение артикуляции звуков

  2. Последовательное и планомерное развитие звукового анализа и синтеза слова.

В системе занятий реализовается принцип специального образования – принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение.

Коррекционное обучение предусматривает:

- развитие круга знаний и представлений об окружающем,

- развитие словаря, звукового анализа и синтеза, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.

Коррекционное развитие предполагает:

- развитие слухового внимания;

- развитие сенсорных и моторных функций;

- формирование кинестетической основы артикуляторных движений;

- развитие мимической мускулатуры;

- развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве и во времени);

- развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности

Первостепенная роль отводится углубленной и разносторонней работе над звуками. Детей учат:

1. Воспринимать звуки на слух, правильно их произносить, осознавать звуки как фонемы. При работе над слуховым восприятием важно соблюдать поэтапность в применении упражнений. Вначале учим ребенка различать изучаемый звук среди других в чужой речи. Затем - различать отрабатываемый звук не только в чужой, но и в своей собственной речи.

2. Сравнивать, сопоставлять и различать звуки речи (сначала на правильно произносимых, затем на уточненных и исправленных)

3. Различать артикуляции тех звуков, которые правильно произносятся изолированно, но в речи сливаются или звучат недостаточно отчетливо, смазано. Артикуляционные упражнения связаны с определённой темой, например «Птицы», «Звери», и игрой.

4. Постановка отсутствующих и искаженно произносимых звуков и введением их в речь.

На этапе автоматизации звука в слогах реализовывается комплексный метод, так как одновременно ведется работа над просодией и мимикой. Дети перевоплощаются в инопланетян, героев сказок, зверей и т.д. Это способствовует развитию воображения, творческой фантазии, отработке интонационной выразительности речи, укреплению лицевой мускулатуры.

  1. Сопоставлять и различать систему

дифференциальных (акустико – артикуляционных) признаков звуков. Когда ребенок усваивает правильное произношение изучаемого звука, проводится работа по дифференциации этого звука от других акустически и артикуляционно близких звуков. Детям предлагаются упражнения на сравнение и сопоставление звуков по артикуляционным и акустическим свойствам, на различение этих звуков в словах и связных текстах.

6. Более сокращенным и обобщенным операциям,

посредством которых производится звуковой анализ. На специально подобранном речевом материале достигается различение и выделение этого звука из состава слова, умение определять его место в целостном звуковом комплексе слога и слова. Выделять звуки не только в сильных, но и в слабых позициях, различать варианты их звучания.

При подборе речевого материала следует следить, чтобы в предъявленных для звукового анализа словах не встречались на первых порах звуки, близкие по акустическим и артикуляционным признакам изучаемому звуку.

Если ребенок испытывает трудности не только в различении звуков, но и в определении их количества и последовательности в словах, то вначале для ориентировки дается готовая наглядная схема звукового состава этих слов. По мере усвоения анализа с помощью схемы переходим к выделению звуков путем громкого, несколько утрированного их проговаривания в анализируемых словах, и, наконец, действие по звуковому анализу производим в умственном плане.

Усвоение каждой новой операции готовит учащихся к последующей, и в результате практической работы накапливаются определенные фонематические обобщения и наблюдения над звуковой стороной языка.

После того как достигается четкость произношения и восприятия каждого из смешиваемых или заменяемых звуков приступают к последнему этапу работы над звуком – к его дифференциации. Предлагаем учащимся упражнения на дифференциацию звуков, обращаем их внимание на различие в звучании, артикуляции звуков, на их смыслоразделительную роль в слове.

При организации занятий по коррекции произношения используется комплексно-игровой метод. Сюжетно-тематическая организация занятий более целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Дети, играя, постигают понятия «звук», «слог», «слово», «предложение», «буква», закрепляют правильное употребление звуков в произношении пословиц и поговорок, стихов и чистоговорок. Игровая форма занятия не только пробуждает интерес к занятию, но и направляет внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых или повторению пройденных звуков.

Учитывая специфические особенности развития детей с нарушением интеллектуального развития, работа по коррекции фонетико – фонематических нарушений проводится в единстве с работой по коррекции ряда нарушений других функций.

На занятиях возможно использовать разнообразные методические приёмы, упражнения которые носят развивающий характер:

- Релаксационные упражнения помогают снять повышенное мышечное напряжение у детей с дизартрией.

- Мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, способствуют подвижности артикуляционного аппарата.

- Психофизическая гимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего «я», развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.

- Слоговые сочетания можно произносить, используя различных персонажей: с Винни-Пухом дети повторяют «вопилки» и «дразнилки», с Колобком поют песенки, с Домовёнком слушают и воспроизводят звон колокольчиков.

- Для развития фонематического слуха используются упражнения: «Узнай инструмент», «Слушай и делай», «Будь внимателен», «Подскажи словечко», «Придумай похожее слово», «Какое слово отличается от других?», «Четвёртый лишний», «Определи на слух самое короткое слово», «Какие пары слов похожи по звучанию?», «Наоборотики» – преобразование слогов (твердых в мягкие, мягких в твёрдые), «Угадай звук в слове?», «Определи место звука в слове.»

- Для совершенствования навыка правильного произношения применяются чистоговорки, проговаривариваются с детьми слова и предложения, заучиваются рифмовки, простые стихи.

Знание форм нарушения звукопроизношения помогает определить методику работы с детьми. При фонетических нарушениях большое внимание уделяют развитию артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики, при фонематических нарушениях развитию фонематического слуха. Преодоление ФФНР достигается целенаправленной логопедической работой по коррекции звукопроизношения и развитию фонематического восприятия. Система обучения и воспитания таких детей включает коррекцию речевого дефекта и полноценное овладение грамотой.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!