СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Собрание для родителей, будущих первоклассников

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Формирование психологической готовности ребёнка к обучению в школе в условиях введения ФГОС».

Просмотр содержимого документа
«Собрание для родителей, будущих первоклассников»

Собрание для родителей, будущих первоклассников


«Формирование психологической готовности ребёнка к обучению в школе

в условиях введения ФГОС».

Слайд № 1 «Дети и родители на школьном старте»


Цель выступления: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребёнка к школе.

Задачи:

  • обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению;

  • дать практические рекомендации по подготовке ребёнка к школе.

Участники: родители (законные представители) будущих первоклассников, зам. директора по УВР, педагог-психолог, учителя начальных классов.

Планируемый результат: повышение родительской компетентности по вопросам готовности детей к школе в условиях введения ФГОС.


Слайд №2 «Быть готовым к школе – не значит уметь писать, считать и читать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

Венгер Леонид Абрамович.


Ход встречи:

Здравствуйте, уважаемые родители! Очень приятно, что вы нашли возможность прийти на нашу встречу, которая посвящена обсуждению проблемы психологической готовности детей к школе.

Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития. А родителям последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог и волнений.

Первый год в школе — большой стресс как для самого первоклассника, так и для его родителей. Мамы и папы переживают, как их ребёнок освоится в новом коллективе, сможет ли он высидеть целый урок и будет ли ему по зубам гранит науки. Как же помочь ребёнку адаптироваться к школе?

Игра-приветствие “Давайте познакомимся”

Наше знакомство хотелось бы начать с приветствия. А поможет нам в этом игрушка – телефон. Пусть каждый, в чьих руках она окажется, представится и скажет несколько слов о своём ребёнке, а также на какой главный вопрос вы хотите получить ответ на нашей встрече. ( Логинова Т.А. сын Александр-любознательный, подвижный, общительный. Учебная нагрузка первоклассника?)

Слайд 3

Тест “Готовы ли вы отдавать своего ребенка в школу?”

1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.

2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.

3. На мой взгляд, четыре урока — непомерная нагрузка для маленького ребенка.

4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.

5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница — его собственная мама.

6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.

7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.

8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.

9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.

10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.

11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.

12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.

13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.

14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.

15. Мой ребенок часто говорит: “Мама, мы пойдем в школу вместе!”.


   Слайд 4

Занесите свои ответы в табличку: если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.

1

2

3

4

5

1/

2/

3/

4/

5/

6/

7/

8/

9/

10/

11/

12/

13/

14/

15/






 

Результаты тестирования: слайд 5

  • до 4 баллов — это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября — по крайней мере, сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;

  • 5-10 баллов — лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;

  • 10 баллов и больше — было бы неплохо посоветоваться детским психологом.

А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах

получено 2 или 3 крестика.

  • 1 — необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику.

  • 2 — нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми.

  • 3 — предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями.

  • 4 — есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры.

  • 5 – ваш ребенок недостаточно самостоятелен, вероятно, он излишне привязан к матери.


Слайд № 6 Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это  развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно справиться со школьной программой.

Готовность ребенка — стимуляция физиологических и психических процессов в его организме: развитие мелкой моторики пальцев, координации движений рук, пальцев и зрительного аппарата, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, а также знание и понимание окружающего мира.


Современная школа с её классно-урочной системой, действующими программами и ФГОС НОО ставит ребенка-первоклассника в определённые рамки и требует от него сформированности определенных ключевых компетенций.


Слайд №7 Школьная зрелость включает в себя несколько основных взаимодополняющих друг друга компонентов:

  • Физиологическая готовность

Здоровье, моторика рук, движения, возраст

  • Психологическая готовность

интеллектуальную готовность;

мотивационную готовность;

волевую готовность;

коммуникативную готовность.

  • Педагогическая или специальная готовность

Чтение, счет, учебные умения


Об этих составляющих мы сейчас и поговорим. Слайд №8


  1. Физиологическая готовность включает в себя состояние здоровья ребенка, его физическое развитие, сформированность общей и мелкой моторики.

Специалисты утверждают, что в настоящее время, к сожалению, практически нет абсолютно здоровых детей. Поэтому при подготовке к школе первостепенное внимание нужно уделять укреплению здоровья ребенка, физическому развитию, закаливанию, соблюдение режима дня. Укрепляйте нервную систему ребенка. Контролируйте отношения с телевизором и компьютером. Не оставляйте без внимания результатымедицинского обследования, которое проходило за год до школы, прислушайтесь к рекомендациям специалистов. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно сейчас займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребенка. Помните, что визит к врачу – это тоже подготовка к школе!

Учебный процесс, как вы знаете, протекает ритмически. Периоды концентрации, внимания, работы, требующей известного напряжения, должны сменяться периодами активности, приносящими радость и отдых. Если ребенок не может полноценно проживать такие периоды телесной активности, то нагрузка, связанная с учебным процессом, и общее напряжение, связанное со школьной жизнью, не смогут найти полноценного противовеса. И могут сказаться на поведении ребенка, на устойчивости его нервной системы.

Общая или «крупная моторика» нужна для того, чтобы ребенок мог прыгать через скакалку, играть в мяч, кататься на велосипеде. Учеба – это труд. И если ребенок не обладает физической силой и выносливостью, то все остальные его знания и умения практически лишены смысла.


МЕЛКАЯ МОТОРИКА. К семи годам должна быть хорошо сформирована координация системы «рука-глаз», ловкость пальцев рук. Но это не значит, что ребенок должен «много писать»! Хорошо писать может сильная, уверенная рука, а сделать ее такой могут пластилин, глина, карандаши и ножницы. Лепка и вырезание развивают силу и ловкость пальцев, пространственное мышление и координацию движений. К семи годам ребёнок должен:

  • Владеть навыками графической деятельности (уметь рисовать, делать аппликацию, лепить, вырезать).

  • Изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием.

  • Штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры.

  • Передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.

  • Уметь копировать фразы, простейшие рисунки.


Слайд №9

  1. Психологическая готовность

В плане интеллектуальной готовности у ребенка должны быть хорошо развиты такие процессы, как внимание, память, восприятие, мышление, воображение и речь.

Способность некоторое время концентрироваться и удерживать внимание на поставленной задаче является важнейшей предпосылкой успешного обучения.


Слайд № 10

ВНИМАНИЕ. К семи годам ребёнок должен:

  • Внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме.

  • Выполнять задания, не отвлекаясь, в течение 15–20 минут.

  • Уметь находить одинаковые предметы.

  • Находить 10 отличий между предметами.

  • Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу (копировать в точности узор или движение) и др.


Учебный процесс устроен так, что при объяснении или демонстрации каких-либо явлений часто возникает необходимость связать то, что происходит в данный момент, с тем, что объяснялось или демонстрировалось недавно. Поэтому наряду со способностью внимательно слушать необходимо, чтобы ребенок запоминал услышанное и увиденное и хотя бы некоторое время удерживал это в памяти.


ПАМЯТЬ. К семи годам ребёнок должен:

  • Уметь запоминать не менее 9-10 предложенных предметов или названных слов.

  • Рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы.

  • Повторять дословно предложения, состоящие из 9-10 слов.

  • Подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки.

  • Повторять ряды цифр (от 5 до 7), запоминая их на слух или зрительно. /Можно тренироваться, заучивая телефоны родственников/.

  • Запоминать расположение игрушек (8-10), называть по памяти, что где находилось.


Процесс восприятия оказывает прямое влияние на формирование навыков письма и чтения.


ВОСПРИЯТИЕ. К семи годам ребёнок должен:

  • Различать форму предмета, его цвет и оттенки.

  • По силуэту или незначительным деталям определять предмет и различать его по величине, форме, удалённости и пр.

  • Ориентироваться в пространстве (вниз, направо-налево, под-над, за, около, у, между и др.).

  • Ориентироваться во времени суток, оценивать разные промежутки времени (неделя, месяц, время года, часы).


Мышление в младшем школьном возрасте будет являться доминирующей функцией. У детей со сниженным уровнем мыслительных операций возможны серьезные трудности в усвоении учебного материала, что может являться основной причиной школьной неуспеваемости.


МЫШЛЕНИЕ. К семи годам ребёнок должен:

  • Объединять предметы в группы по определённым признакам.

  • Находить закономерность в построении ряда предметов.

  • Выделять предмет, не подходящий к общим признакам.

  • Уметь выстроить последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.

  • Решать логические задачи. Делать простейшие выводы и обобщения.

  • Сравнивать предметы друг с другом, находить сходства и различия между ними.


 ВООБРАЖЕНИЕ. Воображение развивается вместе с мышлением и выполняет единую функцию в познавательном процессе. Если мышление познает мир вещей и явлений в форме абстрактных понятий, то воображение – в форме особых образов. Воображение позволяет человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.


Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления.

РЕЧЬ.К семи годам ребенок должен:

  • Иметь правильное звукопроизношение. Развитый фонематический слух.

  • Ребенок должен понимать смысл текста и простых понятий.

  • Уметь читать стихи выразительно, эмоционально.

  • Уметь выделить в рассказе главное, передавать рассказ по определенному плану.

  • Уметь связно и грамотно говорить, последовательно излагать свои мысли.

  • Обладать широким кругозором и богатым словарным запасом.


Современные дети буквально "купаются" в потоке информации, их словарный запас увеличивается, но важно, как они ими распоряжаются. Прекрасно, если ребёнок может к месту ввернуть сложное слово, но при этом важно, чтобы он знал самые элементарные вещи.



Слайд № 11

Вопросы для поступающих детей в школу:

  • свой домашний адрес и название поселка, в котором он живет;

  • название страны;

  • имена и отчества своих родителей, их профессию или место работы;

  • времена года, их последовательность и основные признаки;

  • названия месяцев, дни недели, части суток;

  • основные виды деревьев и цветов;

  • уметь различать диких и домашних животных.

Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.

Слайд №12

Мотивационную готовность она подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника.

С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.

Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.

Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

 

Слайд №13

Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, родители иногда упускают из виду волевую готовность к школе

Эмоционально-волевая готовность к школе

  • Способность выдерживать нагрузки. Уметь справляться со своими эмоциями, адекватно переносить разочарования.

  • Умение управлять своим поведением - подчинять собственной воле непосредственные желания. Понимать разницу между «хочу» и «могу», «хочу» и «надо».

  • Умение управлять своей умственной деятельностью - выделить цель, наметить план действий, самостоятельно выполнить задание, довести начатое дело до конца, оценить результат своей деятельности.

  • Умение организовать себя - без подсказки родителей приготовить всё необходимое для прогулки, игры, труда. Выполнить просьбу, поручение, убрать на место вещи, игрушки, соблюдать режим дня и др. Быть ответственным за свои поступки.

Развитию эмоционально-волевой готовности способствует изобразительная деятельность, конструирование, игры с правилами, шашки, шахматы, подвижные и словесные игры и др. Эти занятия побуждают ребенка длительное время сосредоточиваться на задании, соблюдать условия и правила игры.

Слайд № 14 Коммуникативная готовность

Не менее важным условием успешного старта школьной жизни является умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей.

Как вы знаете, школьные формы обучения носят коллективный характер. Они предполагают взаимодействие и сотрудничество учащихся в ситуации общей учебной задачи. А также диалог с учителем. От отношений в классном сообществе во многом зависит, насколько ваш ребенок сможет успешно воспринимать и перерабатывать учебный опыт, то есть извлекать из него пользу для своего развития.


Слайд №15

Вернемся вновь к компонентам школьной готовности. Примерили их к своему ребенку?

«Портрет» первоклассника, неготового к школе:

* чрезмерная игривость;

* недостаточная самостоятельность;

* импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;

* неумение общаться со сверстниками;

* трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса;

* неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;

* низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;

* плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);

* недостаточное развитие произвольной памяти;

* задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).


Не стоит отчаиваться, если что-то ещё пока развито недостаточно, ещё есть время наверстать упущенное.

Также хочу вам напомнить, что путь развития каждого ребенка индивидуален.

  • Паспортный возраст (число лет и месяцев со дня рождения).

  • Биологический возраст (степень зрелости органов и систем детского организма, достигнутая к определенному паспортному возрасту).


К школьному возрасту дети приходят с разным багажом опыта – умениями, знаниями, навыками, привычками. Впоследствии каждый из них научится читать и считать, станет грамотным, но чтобы обучение было успешным, к моменту поступления в школу важно иметь способность воспринимать и усваивать новый материал, т.е. «умение учиться».


Слайд №16

Как организовать занятия с ребёнком в домашних условиях и какова их продолжительность? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим как человек усваивает информацию.

Слайд №17

В любой деятельности участвуют различные органы чувств: слух, зрение, осязание, иногда даже обоняние и вкус. Поэтому, чем больше Вы будете их все задействовать, тем лучше и быстрее (да и веселее) будет происходить процесс запоминания.

То, что ребенок сам выполняет руками, он усваивает на 90%! Поэтому старайтесь, чтобы ребенок не только слушал, но и пытался самостоятельно написать пример, приклеить кружочки и т.д. даже если ему кажется что ничего непонятно.


Слайд №18 70% от того, о чем мы говорим — откладывается в памяти. Ребенку необходимо проговаривать за Вами информацию, а не молча слушать ее. Обсуждайте вместе все проделываемые действия. Наводящими вопросами подводите ребенка к правильной мысли, но постарайтесь, чтобы окончательный правильный ответ он произносил сам. Лишь 20% того, что ребенок слышит — он запоминает.
Поэтому одних Ваших объяснений будет недостаточно.

30% того, что ребенок видит — он усваивает. Поэтому проявите свою фантазию и творчество: лепите из пластилина, наклеивайте, рисуйте картинки, объясняющие изучаемый материал.


Слайд №19 Как помочь ребёнку подготовиться к обучению в школе?..

Слайд №20 Письмо. Не учить письменным буквам, а готовить руку к письму, т.е. красить, штриховать, обводить, вышивать, вязать, играть в мозаику, писать графические диктанты

Слайд №21 Обучение грамоте. Учить вслушиваться в слова, слышать звуки, узнавать их, находить слова, начинающиеся с одного и того же звука, определять какой звук слышится первым, а какой последним и т.д.


Слайд №22 Математика. Учить считать что-то, пересчитывать, а не просто называть по-порядку цифры, Научить отвечать на вопрос «сколько?»


Слайд № 23 Общая осведомлённость.

  • научить ориентироваться на листе и в пространстве (слева, справа, внизу, вверху, сзади, спереди и т.д.)

  • различать предметы по величине, форме, цвету;

  • сравнивать, находить сходство и различие;

  • выполнять задания по образцу, отвечать на вопросы: зачем? почему?

  • выражать свои чувства, уметь радоваться


Слайд №24 Готов ли ребенок к школе? Тест для родителей.

•         Хочет ли Ваш ребенок идти в школу?

•         Привлекает ли Вашего ребенка в школе то, что в ней будет интересно учиться, и он многое узнает?

•         Может ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?

•         Верно ли, что Ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?

•         Умеет ли Ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из 5 предложений?

•         Умеет ли Ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

•         Умеет ли он изменять существительные по числам?

•         Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?

•         Умеет ли Ваш ребенок считать до 10 и обратно?

•         Верно ли, что Ваш ребенок имеет твердую руку?

•         Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

•         Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

•         Может ли Ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?

•         Может ли он собрать разрезанную картинку из 5 частей за 1 минуту?

•         Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?

•         Может ли Ваш ребенок понимать и точно выполнять словесные инструкции?

•         Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом “овощи” помидоры, морковь, лук)?

•         Любит ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно рисовать, собирать мозаику и т. д. ?


 Слайд № 25

Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет

15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно много с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимыми;

10-14 баллов - Вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые Вы ответили отрицанием, подскажет Вам точки приложения дальнейших усилий;

меньше 9 баллов – ребенку нужна ваша помощь, почитайте другую специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет!


Слайд № 26 ЗАПОМНИТЕ:

Вы должны оставаться для вашего ребёнка любящим и понимающим родителем и не брать на себя роль учителя!
Ребёнок охотно делает только то, что у него получается, поэтому он не может быть ленивым.
Постарайтесь достижения ребёнка не сравнивать ни со своими, ни с достижениями старшего брата (сестры), ни одноклассников (не озвучивайте это при ребёнке, даже если они в его пользу!).
Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учёбе для вашего малыша.


Первого сентября наши дети сядут за школьные парты. Это будет уже первая ступенька ваших ребят в большую, взрослую жизнь!

Но, это ещё в будущем, а сейчас я хочу вам сказать спасибо, за то, что пришли к нам на встречу, за то, что беспокоитесь о том, какой будет школьная жизнь ваших дошколят.

Надеюсь, на дальнейшее сотрудничество и уверена, что вместе с вами мы постараемся сделать всё, чтобы в течение всей школьной жизни наши дети чувствовали себя уверенно и комфортно.Ведь доказано, что счастливые дети лучше учатся, быстрее приспосабливаются к новым условиям, да и взрослым с ними во много раз легче.


Желаю успехов и удачи! До новых встреч!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!