СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Собрание для родителей будущих первоклассников

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Собрание для родителей будущих первоклассников»

Конспект психолого-логопедического собрания для родителей «Мой ребенок первоклашка!»

Цель практикума: повышение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам речевого и психологического развития детей при подготовке к школе.

Задачи: ознакомление родителей с основными аспектами понятия «психологическая готовность к школе»; ознакомление с играми, развивающими речевые способности и познавательные психические процессы.

Ход собрания:

  1. Вводная часть: Приветственное слово, сообщение темы собрания.

Игровое упражнение с мячом «Закончите предложение».

Инструкция. Педагог-психолог по очереди бросает родителям мяч, произнося начало предложения:

«Для меня выражение «Ребенок готов к школе» означает…». Участник, поймавший мяч, формулирует свой вариант окончания данного предложения.

  1. Теоретическая часть. Мини-лекция педагога-психолога и учителя-логопеда.

Педагог-психолог: «Я хочу начать наш практикум словами выдающегося детского психолога Леонида Абрамовича Венгера. «Быть готовым к школе уже сегодня — не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться». В чем же суть «готовности»?

Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребенка, но для успешной учебы этого недостаточно. Надо не обучать ребенка тому, чему его будут учить в школе, а развивать предпосылки к обучению. Детские психологи выделяют несколько критериев готовности детей к общению в школе:

1) интеллектуальная готовность — ориентировка ребенка в окружающем мире, запас его знаний, усвоенных в системе, способность к концентрации внимания, развитие памяти, воображения, мелкой моторики, речи и мышления, умение строить логические связи, развитие образных представлений. Оценка готовности к школе по уровню интеллектуального развития — наиболее распространенная ошибка. Усилия родителей направляются на «впихивание» в ребенка всевозможной информации. Но важен не столько объем знаний, сколько их качество, степень осознанности, четкость представлений;

2) волевая готовность — управление своими эмоциями, поведением, умение организовать свое рабочее место и поддерживать порядок на нем, положительное отношение к целям деятельности, принятие их, стремление преодолевать трудности, стремление к достижению результата своей деятельности. Волевая готовность необходима для нормальной адаптации к школе. Речь идет не столько об умении слушаться, хотя это тоже важно, но это больше относится к вопросам избалованности, вседозволенности, а сейчас мы говорим об умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый;

3) мотивационная готовность — принятие позиции школьника, положительное отношение к школе, к учебной деятельности. Мотивационная готовность — это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу, следовательно, мотивационная готовность у них есть. (Хотя сейчас некоторые дети прямо заявляют, что в школу идти не хотят.) Однако это совсем не так. Желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу потому, что все его сверстники туда пойдут, потому что слышал дома, что попасть в школу очень важно, наконец, потому, что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки. Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо учиться работать», без осознания этого «надо» ребенок не сможет хорошо учиться, даже если он уже умеет хорошо читать, писать и считать;

4) социально-психологическая готовность — потребность в общении, умение общаться со взрослыми, со сверстниками, войти в детское общество.

Подготавливая ребенка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию».

Учитель-логопед: «Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их:

  • сформированность звуковой стороны речи — владение правильным, четким произношением звуков всех фонетических групп;

  • полная сформированность фонематических процессов — умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка;

  • готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи — умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа «ауи»; анализ обратного слога (гласный — согласный) типа «ап»; умение слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т. д.

Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»; знать и верно произносить гласные, согласные, звонкие, глухие, твердые, мягкие звуки;

  • сформированность грамматических категорий и связной речи — правильное употребление слов с уменьшительно-ласкательным значением; умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами, образовывать прилагательные от существительных; умение пользоваться развернутой фразовой речью, работать с предложением, правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам, владеть пересказом, сохраняя смысл и содержание первоначального текста; самостоятельно составлять рассказ-описание.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, — одна из важных задач. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь затрудняет взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на характер ребенка.

Важно, чтобы родители вовремя обратили внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат».

Педагог-психолог: «Важно понять, что для ребенка лучшая подготовка к школе — это естественное желание играть, а не серьезные занятия на заданную тему. Не гасите его интерес! Радость, которую вы доставите ребенку, станет и вашей радостью, а проведенные вместе приятные минуты помогут вам сделать совместную жизнь добрее и веселее. Так давайте поиграем!»

Среда, в которой растет ребенок, сегодня часто наполнена «лишним» и лишена необходимого.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!