СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Сложные слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок -иследование

Просмотр содержимого документа
«"Сложные слова"»

Тема урока: «Сложные слова».

Цель урока: формирование представления о понятии «сложные слова», создание алгоритма правописания соединительной гласной в сложных словах.

Задачи: Образовательная: познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных).

Развивающая: развивать орфографическую зоркость, развивать навыки исследовательской деятельности, обогащать письменную и устную речь учащихся, формировать навыки самоконтроля и самопроверки.

Воспитывающая: воспитывать интерес к языку, слову.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-исследование.

Методы обучения: проблемный, исследовательский, информационно-коммуникативный

Ход урока.

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

-Добрый день!

-Дети, вам тепло? (Да!)

В классе светло? (Да!)

Прозвенел уже звонок? (Да!)

Уже закончился урок? (Нет!)—

Только начался урок? (Да!)

А хотите ли вы учиться? (Да!)

Значит можно всем садиться!

-Начинаем урок русского языка.

- Рассказать секреты слова

Я для вас всегда готова.

Но на уроке будь готов

Сам раскрыть секреты слов.

Ребята, вы готовы сделать новые открытия? Тогда приступаем к работе.I. Чистописание.

Буквенный диктант.

Внимательно слушайте задание. Вы будете записывать только строчные буквы один раз, в строчку, через запятую. Пишем буквы красиво, аккуратно.

Запишите букву, которая обозначает безударный гласный звук [в] слове окно (о).

Запишите букву, которой обозначен звук [ы ] в слове цирк (и),

какой знак обозначает на письме мягкость согласного (ь).

Запишите букву, которая обозначает безударный гласный звук в слове враги (а)

Запишите букву, которая обозначает парный согласный звук в слове завод(д).

-Вспомните и запишите слова, из которых взяли эти буквы. (окно, враги, цирк,)

-Допишите строку словами, в которых есть буквы о, а, д.(вода, дорога, дрова)

III. Сообщение темы урока.

Сегодня мы начинаем работать над новой темой «Сложные слова».(слайд 2 )

- Нашей исследовательской лаборатории предстоит сделать очередное научное открытие.

- Чтобы ваши исследования прошли успешно, какими нужно быть? (активными, внимательными, помогать друг другу)

- Какую цель поставим перед собой на уроке? (Научиться правильно писать сложные слова)

- А ещё мы будем обогащать свой словарный запас, оттачивать свою орфографическую зоркость и учиться самостоятельно мыслить.

- Результаты исследований будем вносить в «Лист исследований». Объектом наших исследований будут сложные слова.

- А работать будем по плану. (слайд 3)

План исследований.

Как образуются сложные слова?

При помощи чего соединяются корни в сложных словах?

Какую роль играют сложные слова в речи?

Когда в сложных словах пишется соединительная гласная е, а когда о ?

Составление схемы-подсказки для орфограммы «Сложные слова».

IV.Изучение нового материала.

1) Исследование №1. Образование сложных слов.

- Какой первый пункт нашего плана? (Как образуются сложные слова?)

- Как вы думаете, что это за слова такие - сложные? (предположения детей)

- А какое слово в математике имеет такой же корень как и слово сложные? (сложение)

- А что можно сложить на уроке русского языка? Подумайте ( звуки, слоги, слова в предложения, предложения в текст)

На доске появляется запись: (слайд 3 )

-нос-, -н-, -ок-, -рог-, с-, варит, -ик-, -ы, -а, -сам-,

- Что это такое? (Это части слова: приставка, суффикс, корень, окончание)

- Что здесь лишнее? (Варит – это не часть слова, а целое слово)

- Какое задание можно придумать? (Я предлагаю составить слова, затем их записать в тетрадь.)

Давайте выполним это задание. Какие слова у вас получились? (носик, носы, рога, рожок, варит,)

- Что мы сейчас складывали? (части слова в слова)

- Ребята, а про какую часть слова мы забыли? (основа)

-Что такое основа? (Основа – это часть слова без окончания)

-А можно ли сложить две основы? (высказывания ребят)

Давайте проверим и узнаем, кто оказался прав. Найдите основы в словах: носы и рога. Попробуйте сложить эти основы. Какое слово получилось? Кто такой носорог? (Это животное, у которого на носу рог) (слайд 5).

- Ребята, у нас получилось сложное слово. Как мы его получили? (Сложили две основы)

-Попробуйте сложить основы слов: сам и варит. (самовар) (слайд 56).

-Как вы получили сложное слово самовар ? (Мы сложили основы)

-Какой вывод мы можем сделать? Как образуются сложные слова? (СЛОЖНЫЕ СЛОВА

БРАЗУЮТСЯ СЛОЖЕНИЕМ ОСНОВ) (слайд 7).

-Давайте зафиксируем это открытие в «Листах исследований» (см. «Приложение», пункт № 1)

2) Исследование № 2.Соединительная гласная в сложных словах.

-Какой следующий пункт плана? (При помощи чего соединяются корни в сложных словах?)

- Чтобы узнать это, вернёмся к написанным сложным словам.

- Выделите в словах самовар и носорог корни.( сам, вар, нос, рог )

- Что соединяет корни? (Гласная О). Как её можно назвать? (Соединяющая, соединительная)

- Правильно, ребята. Гласная, которая соединяет корни в сложных словах, называется cоединительная гласная. (слайд 8 )

-Отметим это в «Листах исследований». - Запишите слова самолёт и пылесос, выделив в них корни и основы. Какие соединительные гласные в этих словах?(е, о)

- Итак, какие соединительные гласные соединяют корни в сложных словах? (е,о)

-Исследуйте слова: спортзал, стенгазета. (слайд 10)Что вы заметили? (В этих словах нет соединительной гласной)

-Какой вывод мы можем сделать? (Корни в сложных словах не всегда соединяются с помощью соединительных гласных.)

3) Исследование №3. Наблюдение над ролью сложных слов в речи.

-Прочтите следующий пункт нашего плана.( Какую роль играют сложные слова в речи?)

-А что означает слово маслозавод? (Завод, на котором делают масло)

-Что удобнее использовать в нашей речи: слово маслозавод или предложение Завод, на котором делают масло? (слово маслозавод)

-Почему? (Так короче, удобнее, быстрее)

-Итак, какую роль играют сложные слова в русском языке? (Их используют для краткости речи; вместо того, чтобы использовать предложение или словосочетание)



- Отметим это в пункте № 3 «Листа исследований».( см. «Приложение», пункт №3)

Психологическая пауза. (Слайд 11 с музыкальным сопровождением --Ф.Дюваль «Баллада»)

- А теперь давайте немного отдохнём. Посмотрите на этот прекрасный пейзаж. Закройте глаза и представьте себя где-нибудь на берегу этого водопада. Отдыхаем и слушаем красивую музыку.

(Под спокойную музыку дети сидят, закрыв глаза)

4) Формулировка правила.

-Давайте обобщим всё, что мы узнали.

-Итак, что же такое сложные слова? (Это слова, образованные сложением основ. Корни в сложных словах могут соединяться при помощи соединительных гласных о. е и без них)

- Проверим себя, прочитав правило в учебнике на с.92

- Прочитайте это правило с удивлением. -\

А теперь прочитайте это правило с уверенностью в том, что вы знаете, что такое «сложные слова».

5)Исследование №4. - Наблюдение над правописанием соединительных гласных в сложных словах.

-Обратимся к нашему плану. Что нам теперь нужно выяснить? (Когда пишется соединительная гласная е, а когда о.)

- Посмотрите на следующие слова. (слайд 12 ) Какое задание вы можете предложить выполнить? (Образовать сложные слова)

Сам летает

Рыба ловить

Вода молоть

Кофе сосёт

Пыль падает



(самолёт, рыболов, водопад, кофемолка, пылесос)

- Запишем эти слова и выделим в них корни.

- Вспомните, какая бывает основа в словах. (Твёрдая и мягкая)

- Внимательно исследуйте слова. После какой основы пишется соединительная гласная е? (после мягкой основы)



- После какой основы пишется соединительная гласная о? (после твёрдой основы)

- Сделайте самостоятельно вывод и отметьте свои наблюдения в «Листах исследований» в пункте №4.( Соединительная гласная о пишется после твёрдой основы, а соединительная гласная е пишется после мягкой основы.)

-Проверим.(слайд 13)



Соединительные гласные

О Е



После твёрдой основы После мягкой основы

- Поднимите руки те, у кого вывод сделан правильно. Молодцы!

Физминутка

III. Закрепление изученного.

1)Творческий мини-проект (в группах) – составление схемы для орфограммы «сложные слова».

-Ребята, а какие орфограммы вы знаете? (Безударные гласные, парные согласные, двойные согласные, непроизносимые согласные и др.)

- Сегодня к изученным орфограммам добавляется ещё одна – «Соединительная гласная в сложных словах». Когда пишется соединительная гласная е, а когда о мы только что выяснили. Сейчас вы, работая в группах, будете создавать схему-подсказку. Вспомните, как схематически обозначается основа, когда и какую соединительную гласную нужно писать в сложных слова. Будьте готовы защитить свои мини-проекты.

Твёрдая основа О



Мягкая основа Е



Варианты схем:

(Учащиеся самостоятельно составляют схему)

Защита мини-проектов.

Разминка для глаз. (слайд 14-16 )



2) Игра «Исследователи-лингвисты»

- Ребята, а теперь поиграем в игру “Исследователи – лингвисты”.

- А кто такие “ЛИНГВИСТЫ”? (учёные, которые изучают язык, языковеды)

- Правильно, лингвисты прекрасно разбираются в частях речи. Хорошо знают состав слова и различные орфограммы. Сейчас мы посмотрим, какая команда лингвистов лучше справится с заданием.

-Команда девочек из предложенных слов выбирает сложные слова с соединительной гласной о, а мальчики – с соединительной гласной е, записывают их и устно объясняют значение.

Вод…воз, пеш…ход, земл…трясение, книг…люб, рыб…лов, зме…лов, везд…ход, каш…вар, звезд…пад, овощ…вод, пчел…вод, скал…лаз.

(Взаимопроверка – дети обмениваются тетрадями и проверяют выполненную работу). (слайд 17-18)

3) Тест «Сложные слова».

- А сейчас, чтобы проверить, как вы поняли новую тему, выполним тест.



Сложные слова образованы …

а) сложением основ; б) сложением приставок

2) Соединительная гласная е пишется после…

а) твёрдой основы; б) мягкой основы

3) соединительная гласная о пишется после…

а) твёрдой основы; б) мягкой основы

4) В слове мухомор соединительная гласная…

а) а; б) о; в) отсутствует

5) В слове пылесос соединительная гласная…

а) е; б) и; в) отсутствует

6) В слове стенгазета соединительная гласная…

а) е; б) о; в) отсутствует

- Молодцы, вы прекрасно справились с заданием.







IV. Обобщение

- А теперь, подводя итог нашего урока, просмотрите результаты наших исследований, вспомните всё, что мы узнали о сложных словах. (высказывания учащихся) (слайд 19)

V.Домашнее задание. (дифференцированно по выбору учащихся )

-А домашнее задание вы выберите себе сами. На «Листах исследований» вы видите две карточки: жёлтую и розовую. На жёлтой карточке задание более трудное, а на розовой - полегче. Кто желает, тот может выполнить оба задания.

Образуйте сложные слова по образцу:

Красная грудка – (какая?) красногрудая

Яркая голова - _________________________

Длинные ноги - ________________________

Короткий хвост - _____________________

Пёстрые крылья - _____________________

По воде плавает - _________________________

Из ряда слов выписать сложные слова:

Ледокол, снеговик, пешеход, островок, паровоз, землекоп, земляника, самолёт, утконос, стенгазета, вездеход.

VI. Итог урока.

-Вспомните, какую цель вы ставили перед собой в начале урока. Кто считает, что выполнил эту задачу?

-На следующем уроке мы продолжим работу над сложными словами.

VІІ. Рефлексия.

- В конце урока предлагаю побывать альпинистами. Знаете, кто это? (Люди, достигающие вершин гор). У каждого на парте фигурка своего альпиниста.

- Поместите на панно своего альпиниста. Если вы усвоили на уроке всё и можете объяснить другому- Поместите на панно своего альпиниста. Если вы усвоили на уроке всё и можете объяснить другим, поместите альпиниста на вершину горы. Если вы, в основном, всё усвоили, но остались некоторые моменты, непонятные вам, поместите человечка на середину горы. Если вам непонятно написание сложных слов, оставьте альпиниста у подножия горы. (Ученики размещают фигуры альпинистов).



- Молодцы! Спасибо всем за урок! (слайд 20)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!