СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными»

Тема: Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

Цель урока: сформировать знания учащихся о сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными.

Задачи урока:

образовательные:

-формирование умений находить придаточные определительные в сложноподчиненном предложении по характерным признакам, правильно употреблять их в речи;

- формирование умений расставлять знаки препинания;

-составлять схемы сложноподчиненных предложений с придаточными определительными

развивающие:

-развитие навыков речевых умений, систематизации полученных знаний, наблюдательности, орфографической и пунктуационной зоркости;

воспитательные:

-воспитание культуры речи, интереса к изучению русского языка.

Тип урока: урок изучения нового материала

Виды деятельности: учебно-познавательная

Дидактический материал: раздаточный материал, таблица

Ход урока

  1. Организационный момент. 

Слово учителя.

Сегодня мы продолжаем изучение большой и сложной темы «Сложноподчинённые предложения». На предыдущих уроках вы узнали о строении сложноподчиненных предложений, средствах связи между их частями, о роли указательных слов и месте придаточного предложения в них. А сегодня мы узнаем, на какие группы делятся сложноподчиненные предложения по значению, и подробно остановимся на определительных придаточных.

Далее учитель знакомит учащихся с целями и задачами данного урока

Тема урока: «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными

Мы должны научиться:

1) находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;
2) производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
3) правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);

II. Актуализация знаний

1. Фронтальный опрос: -Какие предложения называются сложными?

- На какие виды делятся сложные предложения?

-Расскажите о ССП и СПП.

-Выделите отличия и сходства ССП и СПП.

Отличия:

- СПП состоит из неравноправных частей (придаточного и главного)

- ССП состоит из равноправных частей. Между ними можно поставить точку.

Сходства:

-Имеют несколько частей, соединяются с помощью союзов.

-На какие 3 группы по значению делятся СПП? (с придаточными обстоятельственными, придаточными изъяснительными, придаточными определительными)

 -Как называются предложения, входящие в состав СПП?   (главн. и придаточное)

- Что мы знаем с вами о придаточном предложении?

(Придаточное предложение – это часть сложноподчиненного предложения, которая находится в подчиненном положении по отношению к главному.

-К придаточному предложению ставится вопрос от главного.

-Придаточное предложение присоединяется к главному при помощи союзов и союзных слов.

 -Придаточное предложение раскрывает ту информацию, которая сообщается в главном предложении.

-Придаточное предложение может стоять перед главным , после него и в середине  главного)


2. Лингвистическая разминка.

В данных предложениях расставьте знаки препинания и вставьте пропущенные буквы. Найдите “лишнее” предложение в зависимости от вида сложного предложения, спишите его, сделайте схему СПП.

Наступило утро, и наш пароход подошел к Астрахани.(ССП)

Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.(ССП)

Я поднял книгу, которая упала со стола.(СПП)

Третьим «лишним» здесь является сложноподчиненное предложение. Запишите его и постройте схему.

3. Дайте определение СПП.


IIIИзучение нового материала.

Вспомните, что называется определением?

Определение—второстепенный член предложения.

*Определение отвечает на вопросы:  какой? какая? какое? чей?

*Определение поясняет имя существительное.

*Определение обозначает признак предмета.


1. Анализ предложений.

- Посмотрите на предложения. Давайте их сравним. Какие это предложения простые или сложные?

Знания, не пополняющиеся ежедневно, убывают с каждым днём.

Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днём.

Похожи они?

Эти предложения – грамматические синонимы, которые отличаются оттенками: глагол усиливает значение действия, а причастный оборот подчёркивает признак предмета.

-Запишите второе предложение( возле доски ученик)

-Выделим основы.

-Объясним знаки препинания во втором предложении

- Каким способом придаточное предложение прикрепляются к главному? (С помощью союзного слова который…)

-На какой вопрос отвечает придаточное предложение?

-А какое слово поясняет это придаточное?  Какой частью речи оно выражено?

-Как же мы назовем придаточное, отвечающее на вопросы какой? какая? какое?

(Ученики рисуют схему предложения и под руководством учителя делают выводы)

ВАЖНО! Обратить внимание на место придаточного в придаточных определительных

Учитель: Причастный оборот употребляется главным образом в книжной речи, придаточные определительные предложения – в разговорной. Известно, что А.С. Пушкин говорил об этом: “Причастия обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату, мы говорим: которая скачет, который метет и пр., – заменяя краткость причастия вялым оборотом”.


Работа с учебником. Правило параграф 22

Сложноподчиненным предложением с придаточной определительной частью называется такое предложение, в котором придаточная часть относится к слову в главной части, являющемуся, как правило, существительным, обозначает его признак, отвечает на вопрос какой, чей и присоединяется при помощи союзного слова.


IV. Первичное закрепление. В ходе работы заполняется блок-схема.


1. Вопросы для закрепления.

- На какие вопросы отвечают придаточные определительные? - Как вы думаете можно ли начать сложное предложение этого типа с придаточного?

2. Анализ предложений.


а) Вновь я посетил тот уголок земли (какой?), где я провел изгнанником два года. (дополнительный оттенок места)

б) Страна (какая?), откуда он приехал, лежит на севере Европы. (Оттенок места.)

в) Тот лед на рекепо которому ходила лисица, стал казаться узкой полоской на широкой реке.

-Начертите схемы предложений. - Какие союзные слова могут присоединять придаточное определительное к главному? Вывод учащиеся делают самостоятельно, и записывают в блок схему:

– Придаточные определительные могут присоединяться к главному не только при помощи союзного слова который, но и с помощью других союзных слов (куда, где, откуда, когда и др.).


3. Заполнение блок-схемы: (распечатаны для каждого).





На какой вопрос отвечают

Каким способом соединяется главное предложение с придаточным

Какой знак ставится между главным и придаточным предложениями

В какой части СПП могут быть указательные слова

Где расположена придаточная часть в предложении

Каким образом задается вопрос к придаточной части

СПП с придаточным определительным







4. Поиграем! Работа в парах (раздаточный материал)

Соедините половинки сложных предложений. Найдите предложение, отличающееся по структуре. Почему оно лишнее?



1. И нищий наездник таится в ущелье,

1. как осенняя паутина блестит на солнце.

2. Наступила минута,

2. что слоны в диковинку у нас.

3. В ясный день вы увидите в лесу,

3. где Терек играет в свирепом веселье.

4. Известно,

4. и в саду было холодно

5.Солнце ещё не успело подняться,

5. когда я почувствовал страшную усталость.

(1-3, 2-5, 3-1, 4-2, 5-4). 5-4 (ССП)

Вопросы классу:

Какие предложения из таблицы относятся к теме сегодняшнего урока? Запишите их в тетради, составьте схемы этих предложений.

  • Можно ли в них поменять местами главное и придаточное предложения? Почему?

  • Каким образом можно проверить, что перед вами именно придаточные определительные? (По вопросу от главного к придаточному – какой?)

5. Творческая работа (раздаточный материал)

Замените придаточную часть причастным оборотом, т.е. запишите грамматические синонимы После рекламной паузы вернемся к событиям, которые происходят в этом матче. Гриб, что я нашел, оказался отличным боровиком. Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух.


6. Лингвистическое конструирование.

•     К выделенным словам допишите придаточные определительные, выбрав нужную форму союзного слова который; расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы.

1) Я с интересом читал газеты (присылали из Англии).

2) В книге рассказывается интересная история из жизни знаменитого путешественника (подарил мне товарищ).

3) Игру пришлось закончить из-за наступившей темноты (мы увлеклись).

4) У стадиона в этот день было особенно оживленно (подъезжали участники соревнований).

V. Рефлексия

Беседа с учащимися.

1)  Над каким видом СПП мы сегодня работали?

2) На какие вопросы отвечают придаточные определительные?

3) К какому слову в главном предложении они относятся?

4) Чем прикрепляются определительные придаточные?

5) Укажите место придаточного определительного по отношению к главному.

- Употребление СПП делает нашу речь богаче и помогает точнее выразить свою мысль.


VII Домашнее задание.

1. Выучить теоретический материал параграфа 22 2. Из худ. литературы выписать 5 примеров предложений с СПП с придаточными определительными



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!