Тема урока «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. (Лексическая тема «Зима»)»
Класс: 9
Цели:
находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения; правильно ставить знаки препинания (выделять придаточные запятыми); составлять схемы предложений с придаточными определительными; производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно; правильно употреблять в речи данные виды предложений; квалифицировать и исправлять грамматические ошибки в СПП с придаточными определительными;
развивать орфографическую зоркость, навыки исследовательской деятельности, навыки синтаксического и пунктуационного анализа предложений, комплексного анализа текста;
воспитывать любовь к родине через прикосновение к прекрасному – литературе, музыке, природе.
Оборудование: учебный видеофильм «СПП с придаточными определительными; электронная доска, аудиофайл «П.И. Чайковский. «Январь».
Ход урока
Организационный момент
Приветствие учащихся
Сообщение учебной темы «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными» и лексической темы «Зима»
Коллективное определение задач и целей урока.
Актуализация опорных знаний
Словарный диктант
Великолепные ковры снега, запорошивший землю, посеребрил причёску сосен, принарядил берёзки, блестя на солнце, в лучах блистающих, легко проносится, слегка касается, светло-пушистая снежинка, рассыпаются на лету, в высь лазурную, снежное безмолвие, беззвучная краса, морозная тишь, сугробы снега, звезда кристальная, жёсткий наст, неожиданно разыгралась, снежная буря-непогода, покрылись инеем.
Какие средства языковой выразительности вы можете назвать в записанных словосочетаниях? (Эпитеты, метафоры, олицетворения)
Замена одного типа связи в словосочетаниях другим:
Сугробы снега – заменить управление на согласование.
Легко проносится – заменить примыкание на управление.
Зимнее время – заменить согласование на управление
Изучение нового материала
Просмотр фрагмента видеоурока «СПП с придаточными определительными».
Составим памятку для работы с предложениями этого типа.
Памятка
Вид придаточного – определительное
Аналогия – с определением
Вопрос – какой?
Определяемое (контактное) слово – сущ
Позиция по отношению к определяемому (контактному) слову – постпозиция
Союзные слова: который, какой, чей, что, кто, где…
Указательные слова- тот, такой.
Образец разбора СПП с придаточным определительным
Неясные тени на снегу были пропитаны тем же тёплым светом, который заполонил всё окружающее нас пространство.
Закрепление изученного материала
1.Работа с текстом. Записываем предложения и разбираем их по образцу.
1.Наступила уже настоящая зима, которая сковала льдом реки и укрыла землю белоснежным ковром. 2.Даже голые берёзы, ольхи и рябины убрались тонким, узорчатым инеем, что был похож на невесомый серебристый пух. 3.Деревья и кусты стояли, засыпанные снегом, который укрывал их от злобного ветра и трескучих морозов.
2. Конструирование предложений, синонимическая замена синтаксических конструкций
Снеговика слепили дети, прибегавшие на опушку леса играть и кататься на санках. (Какие). Улицы, вчера ещё по-осеннему притихшие, сегодня оживились и преобразились после первого снега. (Которые). Свежий снежок припорошил деревья, росшие вокруг садового домика. (Что)
Наконец пришла долгожданная зима, которая задержалась больше, чем на месяц. Ветерок, что изредка подымается, пощипывает лицо и уши. Красноватое солнце невысоко висело над длинными слоистыми облаками, какие были похожи на снеговые поля.
3.Квалификация грамматических ошибок в СПП с придаточными определительными. Исправление ошибок.
Солнце выглянуло из-за туч, которое залило светом каждый уголок леса.- Из-за туч выглянуло солнце, которое залило светом каждый уголок леса. (Отрыв придаточной части от определяемого слова)
Лось – большое животное, который обитает в лесу. - Лось – большое животное, которое обитает в лесу. (Согласование союзного слова с другим сущ.)
Огромная туча, которая медленно двигалась и застилающая небо, заставила нас отказаться от прогулки. – Огромная туча, которая медленно двигалась и застилала небо, заставила нас отказаться от прогулки. Огромная туча, медленно двигавшаяся и застилавшая небо, заставила нас отказаться от прогулки. (Использованы разные синтаксические конструкции при одном определяемом слове)
Рефлексия и подведение итогов урока
Почему придаточные называются определительными?
Их позиция в СПП по отношению к определяемому (контактному) слову?
Какова роль СПП с придаточными определительными в тексте?
В текстах какого стиля и типа речи обычно встречаются предложения такого типа?
Какие трудности возникли про анализе СПП с придаточными определительными?
Домашнее задание:
написать сочинение-миниатюру на тему «Моё любимое время года» (10 – 15 предложений);
подготовить устное сообщение на тему «Роль СПП с придаточными определительными в художественном тексте» (не менее 10 предложений)