СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний. Дидактический материал по теме "Театр"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными"»

Урок русского языка в 9 классе

«Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными»


До начала урока учитель раздаёт детям билеты с указанием мест зрительного зала: партер, амфитеатр, бельэтаж, балкон - для распределения на группы.


Цель урока: сформировать знания учащихся о сложноподчинённом предложении (далее СПП) с придаточными определительными.

Задачи:

Обучающие:

1) находить придаточные определительные в СПП по характерным признакам, правильно употреблять такой вид СПП в речи;

2) расставлять знаки препинания в СПП с придаточным определительным;

3) составлять схемы СПП с придаточным определительным;

Развивающие:

4) развивать навыки речевых умений;

5) систематизировать полученные знания наблюдательности, орфографической и пунктуационной зоркости;

6) формировать умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы, находить оптимальные решения;

Воспитательные:

7) воспитывать культуру речи, интерес к изучению русского языка;

8) воспитывать любовь к театральному искусству.

ОУУН регулятивные: структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра-контроль, коррекция, оценка действий партнёра; познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков, осмысленное чтение текста.

Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока

I.Организационный этап урока.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Любите ли вы театр? А часто ли вы посещаете театр? Сегодня у вас появилась уникальная возможность приконуться к тетральному искусству. Я приглашаю вас в театр. Располагайтесь поудобней на своих местах в соответствии с приобретёнными вами билетами: в партере, амфитеатре, бельэтаже и на балконе. В ложах разместились наши почётные гости.

«Волшебный край», «истинный храм искусства» – говорили о театре русские классики.


II.Мотивация учебной деятельности.

До начала спектакля у нас есть ещё немного времени, поэтому предлагаю вам вспомнить слова, которые связаны с темой «Театральное искусство». Проведём орфографическую разминку. У вас на столах билеты, в которых вы запишете слова под диктовку.

Орфографическая разминка

Аплодисменты, репертуар, монолог, персонаж, сыграть, режиссёр, представление, вестибюль, искусство, фойе, репетиция, премьера, бинокль, импровизация, пьеса, изображать, занавес, трагикомедия, декоратор, осветитель.

Проверят билеты администраторы, они есть во всех частях нашего зрительного зала, передайте им ваши билеты. («администраторы» проверяют работы).


III. Определение темы урока.

Итак, спектакль скоро начнётся, а мы не знаем, как он называется. Но это ещё не все сюрпризы. Сегодня мы с вами будем и зрителями, и участниками представления.

Попробуем догадаться, как называется спектакль. О чём мы говорили на предыдущих уроках? (о СПП). Вспомним, что мы знаем о СПП.

Отберут нужную информацию – 2 человека (у доски) - конверт.

Всем остальным предлагаю определить значение некоторых слов, связанных с театром (по группам), и записать эти определения в тетради в виде сложноподчинённого предложения.


  1. Репертуар – список произведений, которые исполняются в театре в определённый период.

  2. Вестибюль – большоепомещение, которое отделяет вход от внутренних частей здания.

  3. Бинокль – оптическийприбор, который состоит из двух соединённых вместе зрительных труб.

  4. Занавес – большоеполотнище, которое отделяет сцену от зрительного зала.


Наш дуэт на сцене уже готов рассказать о СПП.(кластер) Рассказывают о СПП.

Может быть, наш спектакль называется сложноподчинённое предложение?

Не совсем так. Это только часть названия. Как же оно будет звучать полностью?


Прочитайте, как вы объяснили предложенные слова. Эти сложные предложения записаны на ИД. По одному человеку от группы – найдите главное, придаточное, определите, относится оно к слову или ко всему предложению, поставьте вопрос, назовите, чем присоединяется придаточное. (выходят, объясняют)

Можно ли объединить эти придаточные в одну группу? Как её назвать? Все придаточные отвечают на один вопрос - какой? Какой второстепенный член предложения отвечает на такой же вопрос? (определение). Что нам известно об определении?

  • Определение – второстепенный член предложения.

  • Определение отвечает на вопросы КАКОЙ, ЧЕЙ.

  • Определение поясняет имя существительное.

  • Определение обозначает признак предмета.

Как назовём эту группу придаточных предложений? (определительные).

Итак, наш спектакль называется СПП с придаточными определительными.

Запишите тему урока. На кластере прикрепить– определительное.

Что хотим узнать?Чему научиться?

Сформулируйте правило о придаточных определительных по аналогии с определением.

Придаточное определительное относится к слову в главном предложении, являющемуся, как правило, существительным, обозначает его признак, отвечает на вопрос какой? и присоединяется к главному при помощи союзного слова который.

Прикрепить вопрос КАКОЙ? Союзное слово КОТОРЫЙ



IV.Первичное закрепление материала.

Интересно, только ли союзным словом который может присоединяться придаточное определительное. Проверим. Возьмите программки и прочитайте вслух текст о театре (читают вслух). Найдите в тексте СПП с придаточными определительными, обозначьте главную и придаточную части, найдите поясняемое слово, задайте вопрос, обозначьте средства связи. (выполняется по абзацам – по группам)


Театр – это фантастический мир, где много удивительного. Театр – это зеркало, в котором отражаются события и человек. Театральное искусство возникло очень давно и развивалось вместе с жизнью самого человечества.

Пространство в современном театре распределяется на зрительный зал и площадку, что предназначена для игры актёров. Она называется сценой. А в древнегреческом театре скена - лёгкая постройка, откуда выходили артисты. Были времена, когда актёров преследовали. Но они продолжали работать, принося людям радость.

В современном театре работает много людей, профессии которых важны и интересны. Помогает актёру воплотить образ гримёр, чьё мастерство позволит из молодого человека сделать старика. Оформляет сцену декоратор, чтобы воссоздать нужную обстановку. Но есть человек, который организует всё. Это режиссёр.

Пусть театр будет для вас местом, куда захочется вернуться. Если вы мечтаете подарить себе праздник, сходите на спектакль. Насладитесь этим прекрасным и вечным чудом, каким является театр!


Проверим работу на ИД. Солирует …(имя). По одному предложению к доске.Два предложения из абзаца.

Добавляем в кластер союзные слова ГДЕ, КУДА, ОТКУДА, КАКОЙ, ЧЕЙ, ЧТО.


Спектакль делится на акты,
Между актами – антракты.

Нужно выполнить сейчас

Нам гимнастику для глаз.


V.Работа по культуре речи

Вернёмся к предложениям, которые мы записали в начале занятия.

Как по-другому можно дать определение этих слов? Какой вывод можно сделать?

Придаточные определительные можно заменить причастным оборотом и наоборот.

Это синонимичные синтаксические конструкции.



Причастный оборот употребляется, главным образом, в книжной речи, придаточные определительные – в разговорной. Известно, что А.С.Пушкин говорил об этом: «Причастия обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: «Карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату». Мы говорим: которая скачет, который метет и пр., – заменяя краткость причастия вялым оборотом».  



Заглянем в программки. При их составлении редактор допустил ошибки.

Поработаем корректорами, исправим эти ошибки в предложениях.

Замените устно придаточные определительные причастными оборотами в предложении, записанном курсивом. (исправляют)

Зачем это нужно? Чтобы избежать повтора. Как это можно сделать?


Для человека, который идет на спектакль, помимо глубин и высот, которые ему там откроются, важно почувствовать атмосферу праздника.


Исправьте ошибки самостоятельно. Запишите в тетрадях правильный вариант. Обозначьте придаточное определительное и причастный оборот.


1) Здание, которое занимает театр, в котором предложили произвести некоторые перестройки, вполне соответствует его статусу.

2) Мы были в театре, который носит имя писателя, который известен всей стране.

3) В театре, который был открыт недавно, всегда бывает много зрителей, которые преподносят актёрам цветы.

4) Я посмотрел пьесу, в которой рассказывается о городе, в котором прошло мое детство.


VI. Подведение итогов. Отвечаем коротко на вопросы.

  1. На какой вопрос отвечает придаточное определительное?

Какой?

  1. К чему прикрепляется придаточное определительное в главном?

К существительному

  1. Какие средства связи используются?

Союзные слова (который, что, где, куда и т.п.)

  1. Какую позицию занимает придаточноеопределительное по отношению к главному?

Всегда после определяемого слова.


VII. Рефлексия. Продолжите предложения.


  • сегодня я узнал…

  • мне было интересно…

  • мне было трудно…


Театральное действо изображают две маски – комедии и трагедии. Прикрепите на доске маску, которая соответствует вашему настроению в конце урока.


Оценки за словарный диктант. Оценки солистам.


Домашнее задание: мини-сочинение «Моё первое посещение театра» с использованием спп с придаточными определительными.


Встретимся на следующем уроке и продолжим знакомство с этой темой.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!